ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
деятельности / Ю. И. Портных, С. Л. Фетисова // Ученые записки университета. — СПб. : Национальный ун-т физ. культ., спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта 2010. — № 1
(59). - С. 85-88.
БАХАРЕВА Светлана Юрьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: murevna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.
© С. Ю. Бахарева
уДК 79641 И. И. ДАУЛЕТШИН
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Набережные Челны
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-10 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ_________________________
В статье представлены антропометрические измерения детей, занимающихся спортивной гимнастикой. В работе участвовали 130 детей 5—10 лет. Определены основные требования к уровню физического развития детей, которые необходимы для отбора к занятиям гимнастикой.
Ключевые слова: спортсмены, гимнасты, отбор, антропометрия, физическое развитие, модельные характеристики.
При обследовании детей с целью оценки их физического здоровья большое значение имеет изучение физического развития, так как здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием. Изучение данного показателя имеет большое значение в практике физического воспитания, так как позволяет решать вопросы, связанные со спортивной ориентацией и отбором, регламентировать характер, объем и интенсивность применяемых физических нагрузок [1].
Традиционно физическое развитие подразумевает потенциал организма, качество и продолжительность жизни. Физическое развитие — генетически детерминированная закономерность онтогенеза. В то же время, как фенотипический параметр — отражает влияние экзогенных факторов [2, 3].
Под влиянием регулярных занятий спортом в организме детей и подростков происходят морфологические и функциональные изменения. Правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учета анатомо-физиологических особенностей организма детей различных периодов школьного возраста. Изучение основных антропометрических показателей, которые оказывают влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптацию к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление и спортивные достижения юных спортсменов, позволяют дать характеристику
темпов и особенностей физического развития группы детей, занимающихся спортивной гимнастикой в ДЮСШ [3-5].
Физическое развитие — это комплексное понятие, отражающее антропометрические показатели через коэффициенты соматометрии, физиометрии и данные функциональной активности [2].
В нашей работе физическое развитие определялось по данным антропометрических измерений. Средние показатели физического развития юных гимнастов, полученные в ходе исследований, приводятся в табл. 1, 2.
Основным показателем физического развития является длина тела, которая отражает как ростовые процессы, так и уровень соматической зрелости детей. Как видно из таблиц, от 5 до 10 лет длина тела у гимнастов увеличивается на 25,71 см, т.е. на 23,7 %. У гимнастов первые относительно высокие показатели увеличения длины тела отмечаются с 6 до 7 лет (на 6,93 см, или на 6,1 %), у неспортсменов — на год раньше. В том и другом случае первый ростовой скачок не ограничивается одним годом. У гимнастов он протягивается до двух, у неспортсменов — до трёх лет.
Следующим показателем физического развития является масса тела, которая, в отличие от длины тела, является весьма лабильным показателем, быстро изменяющимся под влиянием различных экзо-и эндогенных факторов [4-6]. Измерения показали, что масса тела у гимнастов от 5 до 10 лет увеличилась
3. Татаржицкий, С. Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Е. Татаржицкий. — Хабаровск, 2003. — 24 с.
4. Turner, C. H. Hand off is Denial Defense // Ibid. — 1990. — Dec. — P. 64 — 65.
5. Бриль, М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. — М. : Физкультура и спорт, 1993. — 127 с.
6. Подготовка студенческих команд по спортивным играм : учеб. пособ. / В. В. Фидельский [и др.]. — Минск : Полымя, 1989. - 152 с.
7. Портных, Ю. И. Использование метода игрового проектирования в процессе обучения игровой соревновательной
Показатели физического развития гимнастов и неспортсменов 5-10 лет
Показатель / возраст 5 лет (п=21) 6 лет (п = 17) 7 лет (п = 16) 8 лет (п=28) 9 лет (п=28) 10 лет (п = 20)
Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, % Х+ 5 V, %
ГИМНАСТЫ
Длина тела, см 108,64+ 2,99 2,75 113,91 + 4,13 3,62 120,84+ 3,49 2,88 126,57 + 4,41 3,48 129,47 + 3,95 3,05 134,35+ 3,44 2,56
Масса тела, кг 18,16 + 1,22 6,71 18,98 + 1,18 6,24 21,92 + 1,76 8,01 24,57 + 2,54 10,35 26,04+ 2,82 10,81 29,46 + 3,0 10,19
Окруж. грудной клетки, см 53,93 ± 1,17 2,18 54,74+ 1,38 2,52 58,03 + 1,38 2,38 60,0+ 2,12 3,54 61,41 + 2,88 4,69 65,13 + 2,25 3,46
Индекс стении, у.е. 1,20 ± 0,03 2,70 1,23 + 0,04 3,09 1,19 + 0,04 3,59 1,16 + 0,05 4,46 1,14+ 0,06 5,19 1,09 + 0,05 4,83
Индекс Брока, у.е. 9,52 ± 2,42 2,42 5,07 + 3,49 68,81 1,07 + 2,74 256,09 -2,00+ 2,94 147,22 -3,43 + 2,41 70,26 -4,89 + 2,10 42,93
Индекс Эрисмана, у.е. -0,39+ 1,77 450,68 -2,22 + 1,68 75,82 -2,39 + 2,18 91,14 -3,29 + 2,25 68,52 -3,33 + 2,41 72,58 -2,05+ 1,79 87,42
Площадь поверх, тела, м2 0,74+ 0,04 4,99 0,76 + 0,04 4,65 0,85+ 0,05 5,87 0,92 + 0,07 7,48 0,96+ 0,07 7,75 1,04+ 0,07 7,11
НЕСПОРТСМЕНЫ (данные В.В. Юрьева, 2003)
Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5 Х+ 5
Длина тела, см 110,81 + 116,54+ 123,56 + 127,81 + 133,45 + 138,75 +
3,92 4,53 5,53 6,38 6,29 6,71
Масса тела, кг 19,24 + 21,78 + 24,56 + 27,68 + 30,73 + 33,34 +
2,22 2,58 3,01 3,69 3,89 4,01
Окруж. грудной клетки, см 56,80 + 3,32 58,21 + 3,61 59,76 + 3,78 60,98 + 3,92 62,02 + 4,08 63,74 + 4,22
1<ЮЫЭ И У<ШЯУЛЯ ВУЮЭЬИ£ИФ
еюг ЛИН1ЭЭЯ И1ЯНЬЛУН ИИЮ1Л10
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
Таблица 2
Особенности наиболее интенсивных периодов прироста тотальных параметров у гимнастов и неспортсменов 5-10 лет (в %)
Г имнасты Неспортсмены (Е.Ю. Розин, 1997, 2001)
Возрастной период (лет) — % увеличения
Длина тела
с 5 до 6 — 4,9 с 5 до 6 — 6,6
с 6 до 7 — 6,1 с 6 до 7 — 5,2
с 7 до 8 — 4,7 с 8 до 9 — 4,8
Масса тела
с 6 до 7 — 15,5 с 5 до 6 — 14,6
с 7 до 8 — 12,1 с 8 до 9 — 13,4
с 9 до 10 — 13,1
Окружность грудной клетки
с 6 до 7 — 6,0 с 5 до 6 — 4,5
с 7 до 8 — 3,4 с 6 до 7 — 4,1
с 9 до 10 — 6,1 с 8 до 9 — 5,8
Типы морфологического развития (в %)
Показатель/ возраст 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет
п 21 17 16 28 28 20
МиС 43 47 44 39 57 40
МеС 57 53 56 61 43 60
МаС 0 0 0 0 0 0
на 11,3 кг (62,2 %). Наибольший прирост массы тела был зафиксирован в период с 6 до 7 лет (на 2,94 кг, или на 15,5 %). Неспортсмены особенно интенсивно прибавляют в весе с 5 до 6 лет.
Одной из обязательных величин характеристики физического развития детей является окружность грудной клетки (ОГК). По данным наших исследований, у гимнастов с 5 до 10 лет происходит увеличение ОГК на 11,2 см (20,8 %). Наибольший темп прироста мы зафиксировали в период с 9 до 10 лет (на 3,72 см, или на 6,1 %), у неспортсменов — на год раньше.
Диапазон статистического распределения показателей длины тела (5,98 см) веса (2,44 кг) и окружности грудной клетки (2,34 см) пятилетних гимнастов к 10 годам расширяется соответственно на 6,88 см, 6 кг и 6,88 см.
Обращает на себя внимание тот факт, что у не-спортсменов, в отличие от юных гимнастов, более высокий, увеличивающийся с возрастом уровень развития тотальных показателей. Формально это подтверждается и данными табл. 1, где исключением является окружность грудной клетки у гимнастов, который к 10 годам на 1,39 см превзошёл показатель неспортсменов, что, по нашему мнению, во многом обусловлено влиянием спортивной тренировки.
Для характеристики соотношения массы и длины тела юных гимнастов в нашей работе был применён индекс стении (ИС), предложенный И. М. Воронцовым [7]. Большинство гимнастов 5—10 лет (94,6 %) имеют мезоморфный (нормальный) тип роста (ИС = = 1,25 — 0,85). Умеренная долихоморфия (ИС= 1,35 — 1,25) встречается у 5,4 % занимающихся (только у 5 — 7-летних детей). Учитывая, что в возрасте от 4 до 7 лет (период первого вытяжения) прибавление в росте выражено больше, чем прирост массы тела, можно считать нормальной наблюдаемую умеренную долихоморфию у гимнастов 5 — 7 лет (табл. 1).
Индекс Брока у детей 5 — 7-летнего возраста имеет положительный знак, а в дальнейшем переходит в отрицательное значение, достигая своего максимума у гимнастов 10 лет, что объясняется направленностью отбора в спортивной гимнастике.
В результате исследования нами выявлено во всех возрастных группах юных гимнастов индекс Эрис-мана имеет отрицательное значение. У гимнастов в возрастном диапазоне 5 — 9 лет с возрастом происходит снижение данного индекса, а на отрезке с 9 до 10 лет — его увеличение. Снижение индекса свидетельствует о том, что у занимающихся темпы роста тела в длину выше, чем скорость роста окружности грудной клетки, а увеличение — об обратных процессах.
Важным компонентом уровня и динамики физического развития считается поверхность тела (Б!;). Поверхность тела, отражая пространственную изменчивость тела, оказывает значительное влияние на теплоотдачу и определяет энергетические траты организма, поэтому Л. Н. Симакова (2006) в своей работе рассматривает её в числе основных показателей приспособляемости организма при физической нагрузке [8]. Наше исследование показало, что прирост площади поверхности тела у гимнастов с 5 до 10 лет составляет на 0,3 м2 (40,5 %). Наибольший прирост был выявлен в период с 6 до 7 лет (11,8 %). Равномерное увеличение абсолютной поверхности тела и уменьшение его относительной поверхности (на 1 кг массы тела) у детей, занимающихся гимнастикой, свидетельствуют о совершенствовании физического развития и указывают на большую морфофункциональную зрелость их организма [9].
Оценку особенностей физического развития детей желательно проводить с учётом не только возраста и пола, но и конституции, поскольку конституциональные особенности в значительной степени
определяют своеобразие ответной реакции организма на влияние факторов среды. То есть дети, принадлежащие к разным соматотипам, имеют неодинаковую предрасположенность к определенным заболеваниям, скорости созревания физической и умственной работоспособности, характеру проявляемых двигательных способностей и др. [4, 6, 7].
Для установления конституционального типа (соматотипа) в нашем исследовании использовалась схема Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха [7]. Для этого мы суммировали номера центильных интервалов («коридоров»), полученные при оценке длины и массы тела, окружности грудной клетки. Среди гимнастов 5—10 лет всего выявлено: микросоматиков — 45 %, мезосоматиков — 55 %, макросоматиков — 0 % (табл. 2).
Таким образом, есть основание говорить, что занимающиеся спортивной гимнастикой изначально отличаются от неспортсменов более низким уровнем тотальных параметров тела (кроме показателей ОГК у 10-летних гимнастов) и характерной, относительно запаздывающей, растянутой по времени динамикой генезиса. Подобный ретардированный характер физического развития обусловлен как генотипом гимнастов, так и временно тормозящим влиянием тренировочных нагрузок [10, 11]. Однако физическое развитие детей, занимающихся спортивной гимнастикой, хотя и имеет свои особенности, подчиняется общим закономерностям возрастного развития.
Библиографический список
1. Ванюшин, Ю. С. Особенности сердечной деятельности детей 5 — 7 лет при нагрузках различной мощности / Ю. С. Ванюшин, Ф. Г. Ситдиков, А. Т. Исхакова // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 3. - С. 108-112.
2. Русинова, С. И. Актуальность вопросов физического развития / С. И. Русинова, М. Г. Садреева // Физиология сердца : материалы Всерос. науч. конф. - Казань, 2005. -С. 72-73.
3. Русинова, С. И. Гетерохронность - универсальное средство онтогенеза / С. И. Русинова, Ф. Г. Ситдиков // Растущий
организм: Адаптация к физической и умственной нагрузке : тез. VI Всерос. симп. и школы-семинара молодых ученых, учителей. — Казань, 2002. — С. 115—117.
4. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта : моногр. / В. П. Губа. — М. : Советский спорт, 2008. — 304 с.
5. Мартиросов, Э. Г. Технологии и методы определения состава тела человека / Э. Г. Мартиросов, Д. В. Николаев, С. Г. Руднев. — М. : Наука, 2006. — 248 с.
6. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология : учеб. пособие для высших и средних специальных заведений физической культуры / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. — М. : СпортАкадем-Пресс, 2002. — 236 с.
7. Воронцов, И. М. Пропедевтика детских болезней / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб. : Фолиант, 2009. — 1008 с.
8. Симакова, Л. Н. Морфофункциональная характеристика гимнастов 8 — 14 лет города Красноярска : дис. ... канд. мед. наук / Л. Н. Симакова. — Красноярск, 2006. — 172 с.
9. Петрова, В. К. Реакции насосной функции сердца детей и подростков на функциональную нагрузку : дис. ... канд. биол. наук / В. К. Петрова. — Казань, 2004. — 131 с.
10. Розин, Е. Ю. Методологические аспекты отбора, и проблемы спортивного отбора в частности / Е. Ю. Розин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. - № 4. - С. 2-6.
11. Розин, Е. Ю. Спортивная гимнастика: переворот в оценке мастерства / Е. Ю. Розин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 5. — С. 38-40.
12. Попков, В. Н. Отбор и контроль в юношеском велосипедном спорте с использованием морфофункциональных характеристик : дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Попков. -Омск, 2001. - 364 с.
ДАУЛЕТШИН Ильшат Илгизович, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания и борьбы.
Адрес для переписки: kzm_diss @mail. ru
Статья поступила в редакцию 23.10.2013 г.
© И. И. Даулетшин
Книжная полка
Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 5-е изд., стер. - М. : Academia, 2009. -272 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6195-5.
В учебном пособии рассматриваются вопросы выбора темы и планирования научного исследования в области физической культуры и спорта, виды научных и методических работ, оценка их результатов и возможности внедрения в практику. Особое внимание уделено современным информационным технологиям в обеспечении научно-методической деятельности, математико-статистической обработке материалов, а также оформлению работы. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям факультетов физической культуры вузов и колледжей, учителям физкультуры.
Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. для студентов вузов / С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин. - М. : Academia, 2010. - 336 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6399-7.
В учебнике представлены методология и методика формирования профессионального мышления в деятельности специалистов сферы физической культуры и спорта на основе теории развивающего обучения В. В. Давыдова и методологии проектирования Г. П. Щедровицкого. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезен студентам педколледжей физкультурного профиля, училищ олимпийского резерва и факультетов физической культуры педвузов, преподавателям, тренерам, спортсменам, слушателям факультетов и институтов повышения квалификации в области физической культуры и спорта.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ