сивов агрегированы. Составление прогнозного баланса и БДДС является заключительным этапом структурирования бюджетной системы. На основе показателей всех сводных бюджетов осуществляется следующий этап бюджетирования - управленческий анализ.
На предприятиях железнодорожного транспорта особенно важным является четко структурировать бюджеты первого уровня, определить все взаимозависимости и составляющие сводных бюджетов. Это связано со спецификой деятельности транспортной компании и спецификой методологии управленческого анализа. Для принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях бюджетная система железнодорожных операторов должна в первую очередь обеспечивать возможность расчета специфических транспортных качественных и финансовых показателей эффективности, что возможно только при детальной организации бюджетов от первого уровня до итоговых сводных бюджетов.
Библиографический список
1. Бюджетирование в деятельности предприятия: учеб. пособие / Н.В. Наумова, Л.А. Жарикова. -Тамбов, 2009. - С. 112.
2. Бюджетирование на железнодорожном транспорте / Под ред. д.э.н., проф. Н.П. Терешиной, д.э.н., проф. Л.В. Шкуриной. - Москва 2010. - С. 344.
3. Приказ Минтранса РФ от 31.12.2010 N 311 (с изм. от 26.12.2011) «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «Российские железные дороги».
4. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков [и др.]; под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапиду-са, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ ЖДТ, 2006. - С. 863.
А.Е. Терехова М.С. Козорез
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОПАРКОМ
Аннотация. Статья посвящена обзору используемых показателей эффективности работы автотранспортного предприятия. Показатели разделены на две группы: первая группа характеризует степень эффективности использования подвижного состава, вторая - экономический эффект результатов его работы. К первой группе отнесены такие показатели, как коэффициент технической готовности, коэффициент выпуска на линию, коэффициент использования грузоподъемности и пробега. Ко второй - такие как производительность труда, валовой доход, прибыль, рентабельность. В статье расписана специфика и разобраны способы оценки указанных показателей, а также обращено внимание на их несовершенство.
Ключевые слова: управление автопарком, эффективность автопарка, показатели эффективности, эффективность, автотранспортное предприятие.
Практически во всех видах экономической деятельности требуется решать задачи транспортировки независимо от специализации предприятия, оно в той или иной степени является потребителем транспортных услуг. Таким образом, от эффективности и качества транспортных услуг зависит и себестоимость товаров, и средняя производительность труда. Эффективность работы автотранспортного предприятия (АТП) оценивается системой технико-
© Терехова А.Е., Козорез М.С., 2013
эксплуатационных показателей. Можно выделить две основные группы технико-эксплуатационных показателей использования автопарка в транспортном процессе.
К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта. Эти показатели можно назвать первичными характеристиками транспортного процесса. Результативные показатели работы подвижного состава относятся ко второй группе технико-эксплуатационных показателей: себестоимость перевозок, производительность труда, прибыль и рентабельность. В ходе процесса управления речь идет о динамике технико-эксплуатационных показателей. Она может быть вызвана рядом причин, как зависящих, так и не зависящих от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Остановимся на основных технико-эксплуатационных показателях первой группы.
Показатели использования подвижного состава
Техническое состояние подвижного состава и возможность его использования для транспортной работы отражают значения двух показателей: коэффициента технической готовности и коэффициента выпуска автомобилей на линию [1].
Коэффициент технической готовности Ктг рассчитывают по формуле
„ АДх-АДрем-АДто
МГ " ^ ' (1)
где АДх - списочное число автодней в хозяйстве; АДрем - продолжительность простоя в связи с ремонтом, автодни; АДто - продолжительность простоя в связи с техническим обслуживанием, автодни.
Величина коэффициента технической готовности зависит от условий эксплуатации автомобилей, возраста подвижного состава и числа новых автомобилей в предприятии, сверхплановых простоев при ремонте и технического обслуживания (ТО), простоев в праздничные дни, простоев из-за отсутствия работы, необеспеченности топливом, шинами, недостаточности кадрового состава.
Коэффициент выпуска автомобилей на линию:
квл = —; (2)
вл дд^ V у
АДр = АДх - АДрем - АДто - АДорг, (3)
где АДорг - продолжительность простоя в исправном состоянии по организационным причинам, автодни.
Сокращение простоев автомобилей на ТО и ремонте, а также в выходные и праздничные дни увеличивают коэффициент выпуска автомобилей на линию. К примеру, по мере старения автомобиля эффективность его использования снижается.
Следующий существенный показатель, определяющий производительность автопарка, грузоподъемность подвижного состава. Но высокая грузоподъемность не будет иметь смысла без правильной организации перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивающая эффективное использование грузоподъемности и максимальное сокращение продолжительности простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля - это отношение фактически перевезенного груза к грузоподъемности автомобиля (статический коэффициент). Можно применять коэффициент динамического использования автомобиля, когда количество перевозимого груза учитывается не в тоннах, а в тонно-километрах, т.е. учитываются вес и расстояние:
КИГСТ = (4)
^ном 'ном*^
где Qфакт - количество фактически перевезенного груза, т; Qном - количество перевезенного груза по норме; qном - номинальная грузоподъемность автомобиля, т; Z - фактическое или запланированное количество ездок с грузом.
КИГдин = (5)
где Ьгр - пробег с грузом, км; Qткм - выполненный или запланированный грузооборот.
Величина коэффициентов статистического и динамического использования автомобилей совпадает в двух случаях: когда при перевозке грузов на различные расстояния нагрузка на автомобиль остается постоянной и когда осуществляется перевозка грузов на одинаковые расстояния [4].
Коэффициент использования пробега - это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к общему пробегу (с грузом и без него). Коэффициент использования пробега:
КИП = ■Ьц (6)
^общ
Сокращение нулевых и порожних пробегов зависит от оперативного планирования и руководства транспортным процессом, включая применение методов линейного программирования.
Эксплуатационная скорость (К,кс) рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев:
^экс = (7)
где £общ - преодоленное автомобилем расстояние (пробег), км; ¿дв - время движения автомобиля, включая остановки в ожидании возможности продолжить движение, ч (без учета времени нахождения под погрузкой и разгрузкой).
Эффективность функционирования автомобильного транспорта может быть достигнута путем улучшения различных показателей работы автомобилей.
Результативные показатели
Основными экономическими показателями работы транспорта АТП являются себестоимость перевозок, производительность труда и рентабельность.
Конкурентоспособность транспортных услуг определяется в основном двумя факторами -уровнем себестоимости услуг и уровнем их качества, считает Е.В. Будрина [2]. По ее мнению, снижение себестоимости и повышение качества перевозок конкретных грузов - важнейшие направления повышения конкурентоспособности транспортных услуг.
Себестоимость - это выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции (оказание транспортных услуг). Себестоимость грузовых перевозок определяется величиной эксплуатационных затрат, приходящихся на единицу транспортной продукции:
сга = £ (8)
где ЗЭ - эксплуатационные затраты; Р - транспортная работа, т/км.
Для того чтобы планировать и успешно применять механизмы снижения себестоимости, необходимо учитывать особенности затрат по их влиянию на конечный результат. Необходимо также помнить, что все издержки подразделяются на переменные и условно-постоянные. Переменные расходы устанавливают на 1 км пробега подвижного состава, а постоянные - на 1 ч его работы. На снижение себестоимости предприятия влияет также увеличение производительности труда. Речь идет не только о рабочих, но и обо всех категориях занятых: менеджеров, делопроизводителей, бухгалтеров, инженеров, специалистов и контролеров.
Производительность труда АТП определяется в натуральном или денежном выражении и представляет собой отношение выполненной транспортной продукции (т/км или руб.) к трудовым затратам [3]. За календарный период (например, за год) она определяется как отношение транспортной продукции к численности работников.
Пт = (9)
N
где Пт - производительность труда в натуральном выражении; Р - транспортная работа (т/км);
N - среднесписочная численность работников АТП (чел.).
Прибыль как экономическая категория характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета и интенсификацию производства. Балансовая прибыль АТП определяется как разность между суммой доходов от всех видов деятельности и суммой расходов.
Валовой доход АТП - это денежные средства, получаемые за все виды выполненных услуг: перевозочной работы Дпер, транспортно-экспедиционных операций Дтэо, погрузочно-разгрузочных работ Дпр и прочих работ и услуг Ддр:
Д = Дпер + Дтэо + Дпр + Ддр. (10)
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Общая рентабельность Rобщ - это отношение суммы балансовой прибыли Пбал к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фосн и нормируемых оборотных средств Ооб в пределах норматива:
(11)
В настоящее время общепринятая схема определения уровня эффективности и качества автотранспортной деятельности представляется несовершенной. Большинство из множества количественных и качественных показателей эффективности зачастую никем не анализируется ввиду отсутствия надобности, а также сложности этой процедуры, так как каждый из этих по-
казателей имеет разную составляющую в общей системе технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей. Одни из них характеризуют степень эффективности использования подвижного состава, другие - эффект результатов его работы. В то же время каждый из показателей, в свою очередь, находится под влиянием других показателей и разнообразных факторов, воздействие на которых может привести к изменению значений большинства показателей и значений качества и эффективности автотранспортной деятельности в целом.
Несмотря на важную роль автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии страны, эффективность его использования на современном этапе недостаточно высока [5]. С этой целью необходима разработка новых методик, затрагивающих существующую систему управления на грузовых автотранспортных предприятиях с целью ее совершенствования. Решение выявленных проблем и является основными задачами эффективного управления грузовыми АТП в современных условиях. Ведь от эффективности и качества предоставляемых услуг на автомобильном транспорте в полной мере зависит себестоимость товаров, производительность труда, конкурентоспособность большинства видов экономической деятельности государства.
Библиографический список
1. Биджиева С.В. Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном): конспект лекций / С.В. Биджиева. - Шахты: Федеральное агентство по образованию ГОУ СПО Шахтин-ский региональный колледж топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И., 2006. - С. 51.
2. Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг / Е.В. Будрина. - СПб.: ГИЭУ, 2002.
3. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slovopedia.com
4. Основы эксплуатации автотранспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usecar.ru/page13.html
5. Козорез М.С. Использование инструментальных средств для обоснования принятия управленческих решений в автомобильной отрасли / 15-я Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления - модернизация и инновации в экономике»: тез. докл. -Москва, 27-28 окт., 2010. - М.: ГУУ, 2010.
П.В. Федотов М.Г. Разыграева
ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с реформированием государственной гражданской службы в Российской Федерации. Большое внимание уделяется созданию качественной системы органов государственной власти. Подчеркивается, что продолжение реформы обеспечит успешную реализацию функций государства, развитие гражданского общества и повышение эффективности экономики.
Ключевые слова: государственная гражданская служба, коррупция, административная реформа, доминанта этапа реформирования, министерства-службы-агентства, «Электронная Россия».
© Федотов П.В., Разыграева М.Г., 2013