Научная статья на тему 'Показатели эффективности образовательной деятельности с применением электронного обучения в рамках государственной аккредитации'

Показатели эффективности образовательной деятельности с применением электронного обучения в рамках государственной аккредитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКСПЕРТИЗА / АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / ACCREDITATION / E-LEARNING / DISTANCE LEARNING / EXAMINATION / ACCREDITATION INDICATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулина Татьяна Валерьевна

Нормативные документы по аккредитации образовательных документов корректируются в связи с изменениями в Законе «Об образовании», а именно статьи 16: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральным государственным стандартом, следовательно, реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения требует прохождения аккредитационной экспертизы. Для установления четкого порядка исполнения функций по государственной аккредитации образовательных учреждений Рособрнадзором Министерства образования и науки РФ предложен проект экспертной оценки образовательной деятельности с применением электронного обучения. В статье рассмотрены показатели проведения аккредитационной экспертизы на соответствие требований стандарта и разведено содержание понятий дистанционные образовательные технологии, дистанционное и электронное обучение. Рассмотренные показатели государственной аккредитации необходимо учесть при проведении самостоятельного изучения образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения с целью повышения качества обучения и для установления четкого порядка исполнения функций по государственной аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулина Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF EFFICIENCY OF e-learning in the framework of STATE ACCREDITATION

Normative documents on accreditation of educational institutions are amended as a result of changes in the Law "About Education", and namely article 16 "Realization of Educational Programs with Application of Electronic Training and Remote Educational Technologies". State accreditation of educational activity is carried out on the main educational programs realized according to the federal state standard, therefore, the realization of educational programs with application of exclusively electronic training demands undergoing an accreditation examination by experts. For establishment of a clear-cut order of execution of functions of state accreditation of educational institutions by Rosobrnadzor of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, a project of an expert assessment of educational activity based on of e-learning is offered. The article deals with the question of compliance of indicators of carrying out accreditation examination with the requirements of the standard and defines the differences between the content of the notions “remote education technologies”, “distance education” and “e-learning”. The indicators under consideration should be used while organizing self-learning of educational programs, realized with the help of e-learning with the purpose of raising the quality of education and establishing a clear-cut order of execution of functions of state accreditation.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности образовательной деятельности с применением электронного обучения в рамках государственной аккредитации»

УДК 37.014

ББК Ч402.79+Ч404к2 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Никулина Татьяна Валерьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: [email protected].

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аккредитация; электронное обучение; дистанционное обучение; экспертиза; аккредитационный показатель.

АННОТАЦИЯ. Нормативные документы по аккредитации образовательных документов корректируются в связи с изменениями в Законе «Об образовании», а именно статьи 16: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральным государственным стандартом, следовательно, реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения требует прохождения аккредитационной экспертизы. Для установления четкого порядка исполнения функций по государственной аккредитации образовательных учреждений Рособрнадзором Министерства образования и науки РФ предложен проект экспертной оценки образовательной деятельности с применением электронного обучения. В статье рассмотрены показатели проведения аккредитационной экспертизы на соответствие требований стандарта и разведено содержание понятий дистанционные образовательные технологии, дистанционное и электронное обучение. Рассмотренные показатели государственной аккредитации необходимо учесть при проведении самостоятельного изучения образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения с целью повышения качества обучения и для установления четкого порядка исполнения функций по государственной аккредитации.

Nikulina Tat'yana Valer'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Information and Communication Technologies in Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

INDICATORS OF EFFICIENCY OF E-LEARNING IN THE FRAMEWORK OF STATE ACCREDITATION

KEY WORDS: accreditation; e-learning; distance learning; examination; accreditation indicator.

ABSTRACT. Normative documents on accreditation of educational institutions are amended as a result of changes in the Law "About Education", and namely article 16 "Realization of Educational Programs with Application of Electronic Training and Remote Educational Technologies". State accreditation of educational activity is carried out on the main educational programs realized according to the federal state standard, therefore, the realization of educational programs with application of exclusively electronic training demands undergoing an accreditation examination by experts. For establishment of a clear-cut order of execution of functions of state accreditation of educational institutions by Rosobrnadzor of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, a project of an expert assessment of educational activity based on of e-learning is offered. The article deals with the question of compliance of indicators of carrying out accreditation examination with the requirements of the standard and defines the differences between the content of the notions "remote education technologies", "distance education" and "e-learning". The indicators under consideration should be used while organizing self-learning of educational programs, realized with the help of e-learning with the purpose of raising the quality of education and establishing a clear-cut order of execution of functions of state accreditation.

Изменения Закона РФ «Об образовании» в контексте применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации программ различного уровня образования ориентированы на потребителей образовательных услуг, проживающих в отдаленных регионах. Федеральный Закон устанавливает возможность реализации программ с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, электронного обучения. Безусловно, изменения в законодательстве регламентируют изменения в нормативно-правовых актах по осуществлению образовательной деятельности с целью обеспечения качества обра-

зования. Напомним, что в настоящее время существуют две модели обеспечения системы качества образования: внешняя (оценка внешней стороной) и внутренняя (внутренняя самооценка). Внутренняя - самооценка учреждения образования в соответствии с показателями деятельности вуза по самообследованию. Внешняя - государственная (общественная) аккредитация образовательной организации. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным стандартам по основным образовательным программам. Предметом - определение соответствия содержания и качества подготовки

© Никулина Т. В., 2015

обучающихся федеральным государственным стандартам (аккредитационная экспертиза). Аккредитация является не только способом проверки образовательной организации со стороны государства, но и инструментом самосовершенствования, повышения качества образования. Аккредитация - это признание образовательной организации соответствующей спектру требований и наделение ее отдельными полномочиями [10, с. 11]. В соответствии с проектом приказа Министерства образования науки РФ «Об утверждении форм сведений о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации образовательной деятельности» реализация в полном объеме образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения осуществляется посредством ак-кредитационной оценки.

Дистанционные образовательные технологии, дистанционное и электронное обучение - новые явления в педагогике. Следовательно, единой терминологии данных понятий нет, и в первую очередь необходимо определить их содержание. А. А. Андреев под содержанием понятия дистанционное обучение понимает интегральную форму, основанную на применении широкого спектра информационных технологий и технических средств, предназначенных для работы с информацией [1, с. 43]. Дистанционное обучение, по мнению В. И. Сол-даткина и А. А. Андреева, это ступень заочного обучения, основанная на совокупности информационных технологий и интерактивном взаимодействии [2, с. 37]. Следовательно, дистанционное обучение представляет собой педагогическую технологию с применением современных телекоммуникаций для общения студента и преподавателя. В. М. Кухаренко трактует дистанционное обучение как общение студентов и преподавателя с применением электронной почты, телеконференций и других средств [9, с. 16]. А. Хуторской считает, что дистанционное обучение реализуется посредством средств телекоммуникаций. Л. Н. Кечиев представляет дистанционное обучение как общение преподавателя и студента в режиме реального времени по электронной почте [8, с. 20]. Е. С. Полат, отмечает, что отличие дистанционное обучения от самообразования заключается в отсутствии работы с автономными курсами (видеозапись, аудиозапись, компьютерные программы и т. д.) [12, с. 37]. В. П. Тихомиров представляет это как приоритетное направление поддержки потенциала высшей школы, базирующееся на информационных технологиях. Отметим, что автор подчеркивает мобильность и

доступность данной формы получения образования [14, с. 8]. Дистанционные образовательные технологии определяются как технологии, реализуемые с применением средств телекоммуникации и информатизации при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии педагога и студента. Средствами являются телекоммуникационные технологии. Интернет предоставляет студентам разнообразие информационных источников. Электронная почта позволяет студенту осуществлять переписку с педагогом, телеконференции - взаимодействовать посредством виртуального класса, чат - общаться в режиме реального времени и т. д. Подводя итог, отметим, что «живое» общение в дистанционном обучении остается за кадром. Инновационной формой дистанционного обучения является электронное обучение, позволяющее контролировать процесс обучения студентов и доступ пользователей к содержанию учебных дисциплин (модулей). Под электронным обучением авторами понимается набор ИТ-сервисов (ИТ - система управления информационными технологиями), применяемых для проведения дистанционного обучения. Преподаватели Британского комитета объединенных информационных систем рассматривают электронное обучение как обучение с применением информационно-коммуникационных технологий [7]. Таким образом, термин электронное обучение включает в себя понятие дистанционное обучение. Специфика электронного обучения заключается в:

• территориальной отдаленности студента и педагога;

• применение учебных средств, обеспечивающих освоение содержания учебных курсов; метода проектов, кейс-метода, электронных форм и вводов контроля;

• активном обучении посредством образовательных источников информации;

• систематическом взаимодействии членов образовательного сообщества;

• обсуждении проблемных ситуаций в чате, форуме, видеоконференциях;

• персонализации, индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

• развитии сетевой виртуальной мобильности и разнообразии обучения;

• рациональном распределении времени студентов и преподавателей посредством автоматизации учебного процесса.

Отметим, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения в образовательной организации, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей электронные образователь-

ные и информационные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих качество подготовки обучающихся независимо от их территориального местонахождения. Авторы, Е. В. Ефимова, Е. В. Ширшова, О. В. Чурбанова, в своих работах проиллюстрировали организацию учебной деятельности обучающихся на основе информационно-коммуникационных технологий. Для эффективного применения электронной информационно-образовательной среды необходимо интегрировать образовательные ресурсы, деятельность педагогов и обучающихся; информационные технологии изучения и обучения. Напомним, что термин «интеграция» рассматривается как показатель эффективности системы, ее целостности, связности и объединения элементов в единое целое [11, с. 20]. Государственная аккредитация предполагает проверку целостной системы обучения в соответствии стандарту.

При реализации образовательных программ посредством электронного обучения необходимо осуществить корректировку локальных актов, содержания (структуры) электронного учебно-методического комплекса, условий реализации программы с применением электронного обучения, технологического обеспечения образовательного процесса - выбранных платформ и сред [6, с. 56]. Важнейшей составляющей реализации образовательных программ является возможность учебного заведения самостоятельно определять объем аудиторной нагрузки и соотношение занятий непосредственного взаимодействия педагога со студентом и самостоятельной работы обучающихся. Напомним, что местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения образовательной организации.

Оценка показателя государственной аккредитации «качество подготовки» в части соответствия требованиям стандарта осуществляется Рособрнадзором Министерства образования и науки РФ в соответствии с показателями для проведения аккредита-ционной экспертизы. В Законе «Об образовании» обозначены основные положения системы государственной аккредитации образовательной деятельности, которые на практике предусматривают формирование подробного административного процедурного механизма, регулирующего оказание такой услуги. Административные процедуры в науке понимаются как нормативно установленный порядок осуществления деятельности государственных органов, организаций и должностных лиц, обеспечивающих эффективное выполнение возложенных на них функций в пределах своей компетенции. Можно рассматривать опре-

деление административной процедуры и как сумму управленческих действий, совершаемых публичной администрацией или нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий. Аналитические материалы по проведению аккредитационной экспертизы передаются в соответствующие органы для принятия решения о возможности осуществления образовательной деятельности организацией. Аналитические материалы формируются на основе расчета аккредитационных показателей. Термин «показатель» обозначает величину, критерий, уровень, характеризующий состояние какого-то аспекта функционирования системы образовательной организации [4, с. 237].

Рассмотрим показатели экспертизы программ, реализуемых с применением электронного обучения на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Показатели аккредитационной экспертизы распределены по восьми группам: структура, срок, трудоемкость и требования к освоению программы; информационно-справочное, учебно-методическое, нормативно-правовое, документальное и программное обеспечение программы; результаты освоения программы; обеспечение научно-педагогическими кадрами. Отметим, что не все показатели отражают сущность реализации образовательных программ с применением электронного обучения. Например, доступность электронной системы обучающимся проверяется при аккредитационной экспертизе, но возможности каждого студента, проживающего в отдаленной области, не рассматриваются. Также отсутствуют показатели по коллективным точкам доступа студентов к электронной базе для обучения, потому что не у каждого студента имеется возможность технических и материальных ресурсов. Не рассматривается и материально-техническое обеспечение, укомплектованность кабинетов для проведения онлайн занятий, консультирования студентов. В. В. Сериков выделяет три фактора, влияющих на определение целей: социальный заказ, интересы обучающихся и преподавателей [5]. Социальный заказ и интересы обучающихся в контексте технических и материальных возможностей, как отмечено выше, не рассматриваются при аккредитационнной экспертизе. Также обратим внимание на то, что первые три группы показателей аналогичны показателям аккредитационной экспертизы основной образовательной программы, реализуемой без применения электронного обучения. Четвертая группа включает в себя шесть показателей, направленных на проверку информационно-

справочного и программного обеспечения реализуемой основной образовательной программы высшего образования с применением электронного обучения. Показатель 1 - наличие в информационно-образовательной среде системы доставки образовательного контента, управления профилями пользователей с разграниченным доступом, средствами защиты данных, устойчивой к несанкционированным действиям. Во-первых, термин контент обозначает информационно значимое и содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контент в переводе с английского обозначает содержание, наполнение. Средства защиты данных, в соответствии с действующим законодательством, должны быть устойчивы к несанкционированным действиям (подтверждение сертификатами, актами о соответствии, лицензии и т. д.). Эксперт при осуществлении аккредитаци-онной экспертизы моделирует действия пользователей в рамках электронной информационно-образовательной среды. Под моделированием деятельности авторами понимается управление профилями пользователей (разных участников образов а-тельного процесса), обладающей разграниченным доступом (в зависимости от статуса участника). Показатель 2 - наличие в электронной информационно-образовательной среде средств идентификации участников образовательного процесса и протоколирования их действий. Данный показатель связан с формой реализации образовательной программы, ориентирован на идентификацию участников образовательного процесса и протоколирования их действий. Идентификация есть распознавание, признание тождественности объектов. Выполнение данного показателя возможно при наличии локальных актов, регламентирующих процесс идентификации участников учебного процесса и протоколирования их действий. Эксперту необходимо представить факты и способы протоколирования деятельности всех участников образовательных отношений. Показатель 3 - наличие в электронной информационно-образовательной среде организации средств и условий для оказания учебно-методической помощи студентам, в том числе в форме индивидуальных консультаций. С целью выполнения данного показателя необходимо представить эксперту локальные акты, регламентирующие: процесс проведения консультаций с применением электронного обучения и наличие средств и условий; доступ к организационным и учебно-методическим материалам программы, доступность материалов обучающимся в информационно-образовательной среде; регламент группового и ин-

дивидуального обмена материалами между участниками образовательного процесса. Обмен учебными материалами должен осуществляться не только с преподавателем, но и студентами между собой. У каждого студента должен быть личный кабинет в электронной информационно-образовательной среде для организации индивидуального образовательного пространства. Показатель 4 - наличие в электронной информационно-образовательной среде организации автоматизированных средств текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (системы тестирования), средств учета учебных достижений. Показатель направлен на применение автоматизации процесса аттестации (фонды оценочных средств) в электронной инфоромационно-образовательной среде, управлению процессом обучения со стороны педагога с целью своевременной его коррекции и соответствия результату освоения образовательной программы. Учет учебных достижений обучающихся рекомендуется осуществлять посредством балльно-рейтинговой системы оценивания, позволяющей обеспечить качество учебной деятельности обучающихся в соответствии с общеевропейскими требованиями. Н. А. Васильева, В. Ж. Куклин в своих работах акцентируют внимание на повышении мотивации и успешности обучающихся при применении балльно-рейтинговой системы оценивания. Балльно-рейтинговая система оценивания представляется перспективным направлением в развитии дидактической диагностики студентов с применением электронного обучения. Применение такой системы позволяет последовательно отслеживать достижения целей обучения и активизировать учебные виды деятельности студента [3, с. 88]. Показатель 5 - ведение учета и хранение результатов образовательного процесса в соответствии с законодательством. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения организации должны осуществлять документооборот в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Законов РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», 27.07.2006 № 152 - ФЗ «О персональных данных», 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Показатель считается выполненным при наличии сертификатов (заключений, свидетельств) экспертных организаций о соответствии электронной информационно-образовательной среды требованиям законодательства. Показатель 6 - достаточность разработанных информационных, методических, справочных материалов по организации электронного обучения для участни-

110

ков процесса обучения. Данный показатель проверяется не только наличием методических рекомендаций, пошаговых инструкций для входа и работы в электронной информационно-образовательной среде, но и удовлетворенностью обучающихся содержанием инструкций, расписанием учебных занятий в виде обновляемой базы данных и механизмами информирования.

Пятая группа показателей ориентирована на доступность и обеспеченность учебно-методическими материалами. В образовательной организации должно быть принято «Положение об электронном учебно-методическом комплексе», в котором четко должна быть прописана его структура и содержание. Электронные учебники включают мультимедийные формы подачи учебного материала. Информационно-коммуникационные технологии обучения предоставляют возможность подать материал анимационно, наглядно, образно, ярко, что обеспечивает его запоминание. Научная достоверность изложения учебного материала и его отбор обеспечивает его научную основу и мобильность при отборе содержания. Интерактивные задания автоматизируют процесс освоения учебного материала за счет разнообразных тренировочных и контролируемых действий. Преимуществом электронного обучения является наличие обратной связи и четкая ориентировка действий обучающихся. По В. П. Беспалько, электронное обучение ориентировано на замкнутое управление учением, когда деятельность обучающихся контролируется после изучения каждого учебного элемента дисциплины (модуля) [5]. Доступ обучающихся и преподавателей к электронным фондам учебно-методической документации и изданиям, электронным библиотечным системам должен быть сформирован на основе договоров с правообладателями и соответствовать регламенту работы в системе электронного обучения. Освоение студентами тем, разделов дисциплин (модулей) должно сопровождаться самооценкой (самоконтролем) деятельности с помощью диагностических и тренировочных работ. Самооценка - оценочное отношение студента к собственным знаниям о себе. Однако отметим, что ответы людей с низкими показателями достижений не выходят за пределы среднего. Самооценка - рефлексивно-оценочный компонент, побуждающий эмоции, действия, уверенность и решительность в себе, требовательность и критичность. Самооценка - это анализ собственных действий (установка на себя) [13, с. 197]. Самооценка сопровождается сопоставлением полученных ее результатов с

оценкой педагога [11, с. 158]. Педагогам необходимо сформировать фонд оценочных средств по всем дисциплинам учебного плана для самооценки студентами промежуточных результатов и обобщающего контроля результатов освоения программы.

Шестая группа показателей - нормативно-правовое и документальное обеспечение образовательных программ, направлена на проверку соответствия образовательного процесса нормативным документам по оказанию услуг, образовательной деятельности. Седьмая группа ориентирована на результаты освоения обучающимися дисциплин (модулей) и образовательной программы в целом. Результаты распределены по следующим показателям: доля обучающихся, освоивших дисциплины (модули); количество курсовых работ, соответствующих профилю программы; обеспечение документами всех видов практик и организация государственной (итоговой) аттестации выпускников; количество студентов, получивших положительные оценки по результатам государственной (итоговой) аттестации. Результат формирования компетенций должен отображаться интегральной оценкой [11, с. 92]. Совмещение различных видов деятельности обучающихся расширяет спектр применяемых знаний, которые совершенствуются посредством их комплексного применения. Освоение программы обучения предполагает целостность образовательного процесса [11, с. 97].

Восьмая группа показателей направлена на изучение личных дел преподавателей, ведущих занятия по дисциплинам (модулям) учебного плана; на соответствие профиля дисциплины и образования; наличие курсов повышения квалификации по информационно-коммуникационным технологиям; долю преподавателей, имеющих научную степень и т. д. Владение информационно-коммуникационными технологиями необходимо для осуществления совместной деятельности педагогов и обучающихся по достижению целей обучения.

Таким образом, рассмотренные выше показатели государственной аккредитации необходимо учесть при проведении самостоятельного изучения образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения с целью повышения качества обучения и для установления четкого порядка исполнения функций по государственной аккредитации. Образовательным организациям рекомендуется применять перечисленные выше показатели при проектировании образовательных программ, а также при создании условий реализации программ с применением электронного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М. : ВУ, 1995. С. 43-48.

2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М. : Издательство МЭСИ, 1999.

3. Артемов А. В., Павлов И. Н., Сидорова Т. П. Модульно-рейтинговая система. // Высшее образование в России. 1999. № 4. С. 87-92.

4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999.

5. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень. 1995. № 3.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. : ТЦ Сфера, 2014.

7. Информатизация и образование. Электронное обучение. URL: http://webarchive.national-archives.gov.uk/20140702233839/http://www.jisc.ac.uk/whatwedo/programmes/elearningpedagogy.aspx.

8. Кечиев Л. Н., Алешин А. В. Дистанционное обучение в сети Интернет // Внешкольник. 2001. № 11. С. 19-21.

9. Кухаренко В. М., Рыбалко О. В., Сиротенко Н. Г. Дистанционный курс обучения : учеб. пособие: 2-е изд., доп. Харьков : НТУ «ХПГ», 2001.

10. Наводнов В. Г., Геворкян Е. Н., Мотова Г. Н., Петропавловский М. В. Аккредитация высших учебных заведений в России. Йошкар-Ола : Марийский государственный технический университет, 2008.

11. Никулина Т. В. Интеграция содержания образовательных программ подготовки учащихся системы начального профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2010.

12. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование, 2001. № 5. С. 37-43.

13. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. : Ин-т практ. психологии, 1996.

14. Тихомиров В. П. Технологии ДО в России // Дошкольное образование. 1996. № 1. С. 7-10.

15. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для ВУЗов. СПб : Питер, 2001.

LITERATURE

1. Andreev A. A. Sredstva novykh informatsionnykh tekhnologiy v obrazovanii: sistematizatsiya i tendentsii razvitiya. M. : VU, 1995. S. 43-48.

2. Andreev A. A., Soldatkin V. I. Distantsionnoe obuchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizatsiya. M. : Izdatel'stvo MESI, 1999.

3. Artemov A. V., Pavlov I. N., Sidorova T. P. Modul'no-reytingovaya sistema. // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. № 4. S. 87-92.

4. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie: slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktu-al'naya leksika. M. : NMTs SPO, 1999.

5. Distantsionnoe obrazovanie // Problemy informatizatsii vysshey shkoly. Byulleten'. 1995. № 3.

6. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii». M. : TTs Sfera, 2014.

7. Informatizatsiya i obrazovanie. Elektronnoe obuchenie. URL: http://webarchive.national-archives.gov.uk/20140702233839/http://www.jisc.ac.uk/whatwedo/programmes/elearningpedagogy.aspx.

8. Kechiev L. N., Aleshin A. V. Distantsionnoe obuchenie v seti Internet // Vneshkol'nik. 2001. № 11. S. 19-21.

9. Kukharenko V. M., Rybalko O. V., Sirotenko N. G. Distantsionnyy kurs obucheniya : ucheb. posobie: 2-e izd., dop. Khar'kov : NTU «KhPG», 2001.

10. Navodnov V. G., Gevorkyan E. N., Motova G. N., Petropavlovskiy M. V. Akkreditatsiya vysshikh uchebnykh zavedeniy v Rossii. Yoshkar-Ola : Mariyskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, 2008.

11. Nikulina T. V. Integratsiya soderzhaniya obrazovatel'nykh programm podgotovki uchashchikhsya sistemy nachal'nogo professional'nogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2010.

12. Polat E. S. Teoriya i praktika distantsionnogo obucheniya // Informatika i obrazovanie, 2001. № 5. S. 37-43.

13. Pryazhnikov N. S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. M. : In-t prakt. psikho-logii, 1996.

14. Tikhomirov V. P. Tekhnologii DO v Rossii // Doshkol'noe obrazovanie. 1996. № 1. S. 7-10.

15. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya VUZov. SPb : Piter, 2001.

Статью рекомендует д-р пед. наук, профессор Б. Е. Стариченко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.