УДК 343.985 Василенко Людмила Александровна
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры предварительного расследования
Краснодарского университета МВД России
ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЯ
КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОРГАНИЗАЦИИ
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
Vasilenko Lyudmila Alexandrovna
PhD in Law, Professor, Preliminary Investigation Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TESTIMONY AS AN EVIDENCE OF ORGANIZATION OF ILLEGAL MIGRATION
Аннотация:
Статья посвящена особенностям производства допроса свидетелей по уголовным делам об организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ). Проанализированы тактические и организационные приемы, используемые в ходе допроса свидетелей; приведен примерный перечень вопросов для допроса лиц, являющихся свидетелями организации незаконной миграции; даны рекомендации по повышению качества и эффективности допроса.
Ключевые слова:
расследование преступлений, организация незаконной миграции, тактика допроса свидетелей.
Summary:
The article deals with features of witnesses’ examination on criminal cases on organization of illegal migration (article 322.1 of the Criminal Code of the Russian Federation). The author analyzes tactical techniques applied in the course of interrogation of witnesses, give an approximate list of questions, and provides guidelines on improvement of quality and efficiency of the interrogation.
Keywords:
investigation of crimes, organization of illegal migration, tactics of interrogation of witnesses
Развитие международных отношений, сближение экономики различных стран обуславливает усиление межгосударственной миграции населения, в том числе и нелегальной. Динамика количества зарегистрированных фактов организации незаконной миграции свидетельствует о постоянном их увеличении, а административно-правовые средства не обеспечивают ее противодействия, так как перспектива привлечения правонарушителей только к административной ответственности не достигает необходимого запретительного и воспитательного воздействия. Указанные обстоятельства обусловили дополнение ст. 322.1 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за организацию незаконной миграции.
При расследовании данной категории преступлений основными источниками информации являются иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно ввезенные либо незаконно пребывающие на территории Российской Федерации, чьи показания будут способствовать доказыванию обстоятельств организации незаконной миграции и виновности лица, ее совершившего. Незаконно ввезенные мигранты (как их именуют в юридической литературе) могут являться единственными свидетелями деятельности по организации незаконной миграции, в связи с чем получение их показаний против организаторов имеет одно из ключевых значений в ходе расследования преступления.
Организация и производство допроса незаконных мигрантов с целью получения доказательств имеет свои особенности, обусловленные различными объективными и субъективными факторами. Так, например, С.Ю. Бирюков к этим факторам относит особенности правового положения; языковой барьер; психологические факторы; а также кратковременность пребывания нелегалов на территории России [1]. Кроме того, специфика допроса незаконных мигрантов обусловлена тем, какие именно преступные действия были совершены: организация незаконного въезда, незаконного пребывания или незаконного проезда через территорию Российской Федерации. Указанные обстоятельства требуют тщательной подготовки следователя (дознавателя) к допросам незаконных мигрантов, владение психологией допрашиваемой категории лиц, обладание знаниями административного, уголовного, уголовно-процессуального и миграционного законодательства.
Традиционно тактические особенности производства допросов рассматриваются в зависимости от процессуального положения допрашиваемого лица в данном уголовном деле. Иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, являются объектами организации незаконной миграции и допрашиваются по уголовным делам в качестве свидетелей. Допрос незаконных мигрантов может носить как конфликтный, так и бесконфликтный характер, о чем свиде-
тельствуют исследования, проводимые различными учеными [2]. Конфликтная ситуация складывается в результате того, что незаконные мигранты являются нарушителями уголовного и (или) административного законодательства и не стремятся оказывать содействие правоохранительным органам. Достижение целей допроса зависит от того, сумеет ли лицо, производящее расследование, изменить данную ситуацию. Для этого требуется высокое профессиональное мастерство, знание человеческой психологии и практическое умение разбираться в психологических особенностях допрашиваемого, а также знание и умелое использование при допросе различных тактических приемов. Установлению психологического контакта может способствовать, в частности, знание следователем (дознавателем) национальных особенностей представляемого иностранцем государства, проявление их незнания способно вызвать отрицательные эмоции, обидеть допрашиваемого [3].
Незаконные мигранты могут совсем не владеть русским языком либо слабо его понимать; а мигранты, владеющие русским языком, в связи с нежеланием участвовать в расследовании преступления могут отказаться давать на нем показания. Преодоление языкового барьера является важной особенностью допроса незаконного мигранта, способствует его проведению в бесконфликтной ситуации.
Незаконные мигранты являются самой многочисленной группой свидетелей, поскольку количество иностранных граждан, незаконно въезжающих или пребывающих на территории Российской Федерации, может составлять от 2-5 чел. до нескольких десятков или сотен. Так, например, Головко М.Н. за денежное вознаграждение зарегистрировал в своей квартире 45 иностранных граждан [4]; а две жительницы Челябинской области организовали незаконное пребывание более 300 иностранных граждан из стран ближнего зарубежья [5]. Поэтому необходимо умело организовать допрос данной группы свидетелей.
В качестве организационных мер в литературе предлагается создавать не одну, а две группы следователей (дознавателей): одну для допроса свидетелей, другую - подозреваемых [6]. Такой подход к организации допросов объясняется тем, что расследование данного вида преступления не под силу одному сотруднику из-за большого количества допрашиваемых, прежде всего, свидетелей из числа незаконных мигрантов. Их необходимо допрашивать в кратчайшие сроки, так как велика вероятность того, что свидетель может скрыться от органов предварительного расследования либо по решению суда подвергнуться административному выдворению или депортации из Российской Федерации, в связи с чем возможности проведения повторного допроса может и не быть. Для наиболее информативного допроса незаконных мигрантов необходимо разработать типовые образцы плана допроса свидетелей в зависимости от формы организации незаконной миграции [7].
В ходе допроса незаконного мигранта необходимо выяснять обстоятельства въезда на территорию России и пересечения государственной границы; обстоятельства, связанные с миграционным контролем, наличием и подлинностью миграционных документов; с регистрацией на территории России; с проживанием и трудоустройством на территории России; обстоятельства, характеризующие лицо (лиц), организующее (-щих) въезд в страну, проживание и трудоустройство. В ходе допроса следует выяснить, осознает ли мигрант, что незаконно въехал в страну и незаконно пребывает на территории РФ.
Этот перечень вопросов не является исчерпывающим и зависит от конкретного способа въезда в страну иммигрантов, условий пребывания, вида трудовой деятельности, места проживания; наличия или отсутствия документов, сомнений в подлинности имеющихся документов; ситуации, при которой иммигранты были выявлены, а также от того факта, были ли они вовлечены в иную преступную деятельность или стали жертвами в результате их продажи, использования как рабов и т.д.
Кроме незаконных мигрантов в качестве свидетелей могут выступать представители правоохранительных органов и различных органов государственной власти: пограничных органов, Федеральной миграционной службы Российской Федерации, консульских и международных учреждений; сотрудники юридических фирм, занимавшихся документальным оформлением приглашений мигрантов в Российскую Федерацию.
В числе сотрудников правоохранительных органов можно выделить:
1) лиц, непосредственно принимавших участие в задержании незаконных мигрантов, или предполагаемых пособников и исполнителей;
2) лиц, осуществлявших пропуск через государственную границу незаконных мигрантов, и лиц, их сопровождающих;
3) должностных лиц из числа руководящего состава, осуществлявших руководство процессом задержания и координирующих действия подчиненных должностных лиц;
4) должностных лиц, осуществлявших оформление приглашений на иностранных граждан (лиц без гражданства);
5) должностных лиц, осуществлявших проведение проверки в местах нахождения и трудовой деятельности мигрантов, и т.п.
Они должны быть допрошены по следующим вопросам:
- какие основания имелись для осуществления проверочных или оперативно-розыскных мероприятий на тех или иных объектах, в отношении тех или иных лиц;
- какие результаты получены в ходе проведения этих мероприятий, что конкретно было выявлено. При этом подробно отражается в протоколе допроса место проведения данного мероприятия, время начала и окончания проверки, сведения о задействованных участниках и выполненных ими конкретных действиях. Кроме того, указывается вся информация, полученная от лиц, обнаруженных на месте происшествия, и от лиц, которые находились около места происшествия и т.д.;
- какие документы составлены в ходе проведенной проверки (рапорты, объяснения, докладные записки и другие).
Следует учесть, что на тактику допроса сотрудников правоохранительных органов влияют такие факторы, как наличие профессиональных знаний о порядке въезда в Российскую Федерации и выезда с ее территории, порядке пропуска через государственную границу и правил пограничного режима, временного пребывания, проживания, миграционного учета иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации; возможность искажения показаний, преувеличение своих заслуг ввиду заинтересованности в рассмотрении уголовного дела по существу; наличие среди указанных лиц пособников и соисполнителей преступления [8].
Рассмотренные выше особенности производства допроса свидетелей по уголовным делам об организации незаконной миграции и предложенные рекомендации позволят, на наш взгляд, расследовать данные преступления с максимальной эффективностью.
Ссылки:
1. Бирюков С.Ю. Особенности расследования организации незаконной миграции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2008. С. 12.
2. Полежаева С.А., Левченко О.П. и другие. Организация и методика раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконной миграцией: учебно-практическое пособие. М., 2006. С. 185; Бирюков С.Ю. Методика расследования организации незаконной миграции: учеб. пособие. Волгоград, 2008. С. 85 и другие.
3. Закатов А.А. Правовые, тактические и психологические особенности расследования по уголовным делам с участием иностранных граждан: учеб. пособие. Волгоград, 1984. С. 33.
4. Приговор Невского районного суда г. Санкт-Петербурга (дело 10-117/11). URL: http://gcourts.ru>case/6716219 (дата обращения: 12.12.2013).
5. Информационное агентство «УралДейли.ру». 11Р1_: http://uraldaily.ru/ (дата обращения: 12.12.2013).
6. Василенко Л.А., Горюнов В.Е., Сабитов Р.А., Усманов Р.А. Организация незаконной миграции: уголовно-правовая характеристика и проблемы выявления, предупреждения, раскрытия и расследования: учебно-практическое пособие. Челябинск, 2009. С. 38-39; Сухарникова А.В. Тактические особенности допроса свидетелей-иммигрантов по делам об организации незаконной миграции. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований // Материалы межд. науч.-теорет. конф. адъюнктов и докторантов. 28.06.2008 г. / сост. Е.Д. Проценко, Н.В. Дементьева и другие. СПб., 2008. С. 220-221; Методические рекомендации по расследованию организации незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ) / подгот. М.В. Климовой. 11Р1_: 1"|Пр://\м№м.спте.у|.гиЛг^ех.р11р?Ь1од=4&р=1446&тоге=ШЬ=1&рЬ=1 (дата обращения: 12.12.2013); и другие.
7. Сухарникова А.В. Указ. соч. С. 222.
8. Козлов В.Ф., Фролкин Н.П. Организация незаконной миграции: уголовно-правовая и криминалистическая характеристика: моногр. / под ред. канд. юрид. наук, доц. Н.П. Фролкина. М., 2011. С. 106-107.