Филология и философия
лась в жизни, по сути, искажала истинные отношения между полами.
Мы видим, что по «горизонтали» - осуществляется функциональная реализация рассматриваемых структурных компонентов семьи набором повседневных функций. Соотнесенность их определяет становление вертикальной составляющей: семья в ее бытоукладности. Создаваемая искусственная природа быта влияет на производственные и естественные человеческие отношения, жизненные ценности: семью, детей, верность, любовь. Изучение социальных ролей в семье позволяет выявить происходящие в ней изменения, конкретизировать вопрос о функциях семьи и связанных с ними жизненных конфликтах.
Несмотря на то, что семья и семейные ценности являются важнейшими в структуре ценностей современного человека, исследователи неизменно фиксируют выпадение семейных ценностей из системы ценностей индивида, разрушение семейного «мы» и выход на первое место внесемейного «я», что характерно для большинства стран Запада и России. Индивидуальное потребление информации вытесняет активные формы коллективного семейного досуга, познания, лишает людей непосредственного семейного общения друг с другом, сужает персональное пространство, ведет к потере межличностного общения, так необходимого человеку, как коллективному, общественному существу, ведет к отчуждению. На общественном уровне «устойчивое» и «изменчивое» выражается в поляризации отношений коллектива и индивида. Если рассматривать коллектив и индивида в ракурсе семьи, то семья окажется выступающей в роли коллектива: (устойчивое), а индивид (каждый член семьи в отдельности, независимо от пола,
социальной роли, семейного статуса) - выражает изменчивость каждого члена семьи. Двойственная природа семьи в едином пространстве (быту) приводит, с одной стороны, к укреплению внутрисемейных связей, а с другой - к более полной индивидуальной выраженности каждого члена семьи в зависимости от социальной роли и социального статуса.
В России специфика ролевого распределения в семьях, порождаемая сложностью социально-экономического положения в стране, состоит во все большем сосредоточении в руках женщины вопросов семейного хозяйства.
Мы полагаем, что в настоящее время семья пребывает в « неосознаваемом поиске». В этом смысле ее современное состояние можно определить как переходное, неравновесное, неустойчивое; случайность и нелинейность внутрисемейных реакции делает проблематичным достоверность прогноза дальнейшего развития семьи. Семья оказывается своеобразной "экспериментальной лабораторией" человеческих отношений, где не прекращаются межличностные поиски. Но следует помнить, что свободная воля человека подчинена строгим законам морали, его поступки также нравственно очеловечены.. Абстрактное мышление одарило его цивилиза-ционными перспективами, обусловленными ответственностью. В соответствии с нею каждый из нас должен взять под защиту сложившиеся культурные ценности. Это обеспечит сохранность семьи как клеточки совершенствующихся общественных отношений, позволит человечеству активно преобразовываться в рамках становления ноосферы.
Статья принята к публикации 22.12.06
A.C. Петриченк©
Поиски смысла жизни молодым поколением: структурный подход
В современном мире и в нашей стране молодежь обретает особую значимость, связанную с её - молодежи - динамичной самореализацией. И это вполне оправданно: социум развивается под определенным воздействием молодых поколений. Молодежь - это будущее страны, а потому и настроение молодежи, ее поведение, самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический, политический и социально-психологический климат эпохи. Действительно, жизнеспособность любого общества зависит именно от поколения молодых.
Происходящие в российском обществе перемены сопровождаются формированием нового ценностного
сознания, соединяющего в себе лучшие отечественные традиции духовности и гуманизма с современным мышлением, обусловленным процессами глобализации, охватившими экономическую, политико-правовую, информационно-технологическую, культурно-бытовую сферы жизни. В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей мере, чем другие слои общества. Это и настраивает молодежь на разнообразные поиски своего места в жизни, улавливания ее смысла.
ВЕСТНИК ИрГГУ №1 (29) 2007 169
Филология и философия
А что значит обрести смысл жизни?... Прежде всего - постичь ее с позиций правдиво выразимых ценностей, обогащаемых результатами поступочно воспроизводимой деятельности.
Благодаря стремлению молодых людей видеть перспективы своего существования, они все более осознают необходимость разведения прогресса, связанного с достижением научно-технической революции (и часто негативно отражающегося на внутреннем мире индивида), и собственно смысла жизни. Эта противоречивая ситуация стимулирует духовное самосовершенствование молодых людей, возвышает их ментальность.
Одним из результатов современного научно-технического прогресса (НТП) является массовая индивидуализация социума. Применительно к молодежи это служит показателем того, что она в своей индивидуальной выраженности все более самоотчуждается, то есть теряет себя в современном мире. Ответом на эту, во многом опасную жизненную ситуацию, служит становление социального института образования.
Значение социального института образования, применительно к современной молодежи, заключается в том, что опираясь на него, мы вовлекаем в общий образовательный процесс все другие известные нам социальные институты; и особый упор делаем здесь на складывающийся институт молодежи, задающий перспективу становления её в качестве основной производительной силы общества.
В таких условиях понятно стремление молодых людей к личностной самореализации. Последняя осуществляется благодаря жизненному выбору, приводящему молодого человека к образовательно претворяемому личностному самовыражению. Образование здесь - постоянно воспроизводимые способы личностной самореализации, в ходе осуществления которых индивид оказывается охваченным процессом андрагогизации - стремлением предстать самому себе педагогом-воспитателем. В этом отношении образовании, объединяя конкретных представителей института молодежи, является наиболее адекватным условием становления личности молодого человека.
Образование способствует устранению тех деструктивных установок, которые сопутствуют современным достижениям НТР. Понимая под образованием способ личностной самореализации, мы видим, что ему всегда предшествует педагогический процесс, связанный с обу-чающе-воспитательной практикой. Эта практика, характеризующая преимущественно детско-подростковый возраст, связана с деятельностью старшего наставника или педагога. Учитель, раскрывая для себя внутренний мир подростка, незримо направляет его (подростка) к будущему самостоятельному отношению к миру и к тому, что сделает этого подростка полноценной личностью. Это подведение подростка к реализации им жизненного выбора мы связываем с началом осуществления молодым человеком своей образовательной программы. Но она
лишь тогда вполне может быть раскрыта, когда молодой
человек выйдет на позиции андрагогизации - станет
осуществлять непрерывное самовоспитание. В связи с этим попытаемся раскрыть структуру образования применительно к реализации ее молодым человеком.
Горизонтальная составляющая рассматриваемой структуры связана с таким набором поступочных реалий, опираясь на которые мы определяем образовательное поле, освоением которого на уровне названных поступков происходит формирование личности молодого человека. Поступочная деятельность - это то, что позволяет индивиду осуществить выбор своего жизненного пути контекстом соотнесенности с социумом. При этом на начальном этапе жизненного самовыражения, который мы связываем преимущественно с детским и подростковым возрастом, необходимо участие взрослых в организации указанной поступочной деятельности, Собственно, на начальном этапе ее реализации, связанном с детским возрастом, поступочная деятельность только зарождается. И она здесь выверяема наставником (или педагогом). Поступки, определяющие образовательное поле, носят субъектно-объектную направленность. Конкретно это говорит о том, что любой поступок, совершаемый подростком, так или иначе определяется средой (семья, школа, сверстники, улица). Наиболее совершенным поступок предстает в случае, когда он наиболее полно соответствует ценностным основаниям, отсюда не все, совершаемое подростком, может быть оценено в качестве поступочной деятельности. В рассматриваемое образовательное поле включаются такие поступки, которые характеризуют свершаемого их молодого человека в нравственно-личностном ключе (хотя, конечно, личностное начало в подростке пока еще «накапливается»).
Система «горизонталью» реализуемых поступков служит условием для раскрытия того, что в нашем понимании предстает вертикальной составляющей структуры образования, характеризующей образовательные высоты, до которых непременно должен дойти личностно-настраивающий себя молодой человек.
Итак, важнейшим компонентом «вертикали» поля образовательной реальности выступает, прежде всего, содержание жизненного выбора. Вся предшествующая педагогика видела свою задачу в том, чтобы «лепить» из подрастающего поколения нужных для общества «новых» молодых людей. По сути дела здесь либо снималась, либо отодвигалась на задний план проблема жизненного выбора. Молчаливо предполагалось, что его, то есть жизненный выбор, за молодого человека осуществляет школа и воспитуемый чаще всего выступал объектом воздействия педагога. Конечно, при таком понимании педагогических целей общество формируется монолитным, четко определяющим свое жизненное предназначение. Нужно, однако, заметить, что указанная жизненная стратегия в итоге формирует целенаправленно реализуемый социум как закрытую систему.
Филология и
Сегодня в условиях становления открытого общества воспитуемый представляет собой складывающуюся личность, вследствие чего он изначально паритетен своему наставнику. В таком случае он непременно выступает в качестве субъекта деятельности. Подросток здесь не теряется в исполнительских функциях, но оперирует ими в своем набирающем личностную активность выражении. В свою очередь, педагог, также не сводимый к набору функций, всячески содействует самостоятельному проявлению подростка. Итогом этого взаимодействия является то, что подросток, выразимся так, объемно воспроизводит себя в той или иной жизненной ситуации благодаря «переводу» получаемой им информации в знания.
Далее надстраивается следующий важный компонент рассматриваемой «вертикали» - уже упоминаемый нами феномен андрагогизации как условие предметного развертывания личностного образовательного процесса. Андрагогика, продолжим углубляться в рассматриваемое понятие - раздел педагогики, связанный с процессом личностной самореализации за пределами начального этапа становления личности, не делающего ее «...совершенно законченным человеком...» [1], обычно определяемого периодом человеческой юности - начальным этапом зрелости. Как раздел педагогики андрагогика сложилась в виде условия обучающе-воспитательного процесса, характеризующего уже не подростка, но, как мы видим, вполне сложившуюся личность, которая способна, говоря словами Гегеля, «...противопоставить себя всеобщему как в-себе-и-для-себя-сущему...постичь себя в своей собственной самостоятельности» [2]. В современных условиях обучение и воспитание, которые прежде были локализованы педагогикой начальной человеческой порой, т.е. детством, отрочеством, юностью, теперь, ввиду развертывания вир-туалистики как определенного «духовного резюме» постиндустриализма, оказываются крайне необходимыми в течение всей человеческой жизни. Сегодня востребован человек, способный постоянно познавать «...самостоятельно следующий по своему пути мир,..»
[3]. И поскольку в рамках юношества индивид осуществил жизненный выбор, представ личностью, для него вынужденное следование обучению и воспитанию явилось бы непременным возвращением к тому его прошлому состоянию, которое характеризуется как детство. В таком случае однажды осуществившая жизненный выбор личность неизбежно скатилась бы на позиции отвергнутой самой жизнью утопии. Вместе с тем, факт остается фактом: современному человеку необходимо через определенные промежутки времени обновлять свой духовный запас, т.е. по-новому осуществлять перевод информации в знание. И «информация, - как отмечает H.H. Моисеев, - нужна субъекту для возможности выбора способа действий при стремлении к достижению новой цели» [4] и, следовательно, для перевода обучающе-воспитательного начала в личностное самовыражение.
И, наконец, высшим выражением вертикальной составляющей структуры индивидуально-претворяемого образования, выступает реализуемое молодым человеком творчество, которое характеризуется мобилизацией духовных сил, их сконцентрированностью на решении проблемы. Творчество - это «как взлет жизненных сил человека» [5] в борьбе с неизвестным, как личная победа, в случае успеха. С ценностной точки зрения оно предстает как вершина человеческого самоутверждения, то есть все то, что содействует завершающему воплощению рассматриваемого нами феномена образования.
Библиографический список
1. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - М.: Мысль, 1977. - Т.З. - С. 91.
2. Там же. - С. 82.
3. Там же. - С. 91.
4. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество - М.: Устойчивый мир, 2001 - С. 51.
5. Бердяев H.A. Самопознание. - М., 1990 - С.197.
Статья принята к публикации 22,12.06
С .Г. Раевский
Синергетический подход к определению адаптации как философской категории
Философское осмысление актуальных глобальных проблем, поиск ответов на "вечные" вопросы философии требуют привлечения современных достижений естественных, технических и социогуманитарных наук.
На мой взгляд, следовало бы отказаться от привычного четкого разграничения биологической и социальной
сторон человеческой жизнедеятельности. От рутинного представления о подчиненной роли биологической организации человека по отношению к его социальной, духовной деятельности. Это различие исторически было само собой разумеющимся почти для всех философов прошлого,