торговле продовольствием внутри СНГ и группировок, созданных в этом пространстве. Требуется тщательная проверка на юридическую чистоту и совместимость их с правилами ВТО, а в случае расхождений признание этих соглашений, как специфических отношений данной группировки, поставив это условием присоединения к ВТО. Это актуальная задача, поскольку нерешенность проблем преференциальной торговли Франции и Великобритании со своими бывшими колониями показали уязвимость этой проблемы.
д) необходимо закрепление за Россией права на широкое субсидирование собственного сельского хозяйства и регулирование рынка продовольствия так же, как это делается на Западе. Причем все эти условия должны быть четко зафик-
сированы в документах по присоединению к ВТО.
В целом, как во внутренней, так и во внешней аграрной политике, требуется весьма существенный и последовательный переход к протекционистской политике, к защите отечественного производителя, внутреннего рынка и созданию реальных основ продовольственной безопасности. Разумеется, что это отнюдь не исключает широкого участия в международном разделении труда, мировой торговле, но главное, чтобы эта вовлеченность в такую торговлю не носила бы одностороннего характера и не ставила бы под угрозу продовольственную безопасность страны.
7. Важная сторона проблемы продовольственной безопасности лежит прежде всего во внутренней социально-экономической полити-
Экономика и продовольствие
ке - это формирование широкого среднего класса - основного потребителя продовольствия и социальные трансферты по поддержанию той категории населения, которая находится за пределом черты бедности. Даже не ссылаясь на скандинавский и прочий европейский опыт, США могут быть здесь определенным ориентиром. Общее направление всех развитых стран в этом смысле обосновано в социальном и в экономическом плане. В любом структурированном гражданском обществе иную политику проводить просто невозможно.
В заключение нельзя не отметить, что выход на путь цивилизованной рыночной экономики прямо связан с пересмотром господствующих экономических
стереотипов, в том числе и в аграрной политике.
Литература
1. Коробейников М.А. Крестьянство и государство: ответственность и интересы. - М., 2005.
2. Рассчитано по «Российскому статистическому ежегоднику».
3. «Agriculture in European Union. Statistical and economic information», «Budget Program level and outlays» (за соответствующие годы).
4- Рассчитано по «Российскому статистическому ежегоднику».
5. Римашевская Н.М. Человек и реформы. Секреты выживания. - М., 2003.
ПОИСК ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИЧЕСКИХ И САНИТАРНЫХ
БАРЬЕРОВ
А.В. ДУДНИК,
аспирант, Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева
Защита внутреннего аграрного рынка - одно из важнейших условий развития российского сельского хозяйства, и она должна осуществляться с помощью технических и санитарных барьеров торговле.
Либеральная торговая политика, направленная на вступление в ВТО любой ценой, спровоцировала широкомасштабную интервенцию продовольствия на внутренний ры-
В настоящее время аграрнопромышленный комплекс России находится в глубоком кризисе. Государство устранилось от регулирования сельского хозяйства, свернуло поддержку отечественных товаропроизводителей [1].
Незначительное улучшение, наметившееся в последние годы благодаря реализации национальных проектов, не может пере-
ломить тенденцию к сокращению объемов производства и дальнейшему обеднению и упадку отрасли. За период с 1992 по 2004 гг производство мяса всех видов сократилось в России на 40%. Во многом проблемы отечественного сельского хозяйства, особенно животноводства, обусловлены ослаблением государственного регулирования экспортно-импортных отношений [2].
Protection of domestic agrarian market is one of the most important conditions of Russia’s agriculture development and it must be conducted by means of technical and sanitary barriers to trade
Экономика. Продовольственная безопасность
нок страны. Так, к 2005 году импорт всех видов мяса достиг 60% от объема отечественного производства, или 3 млн. тонн. За период с 1992 по 2005 гг. объем импорта увеличился на 110% [3]. Стало общепризнанным фактом, что Россия потеряла продовольственную независимость.
Цель и методика исследований
В условиях вступления России в ВТО особенно актуальным становится построение системы управления объемами импорта на основе технических и санитарных барьеров и поиск конкретных технических и санитарных требований для сдерживания нежелательного импорта агропро-довольственной продукции [4].
Прежде всего необходимо обратить внимание на уже существующие требования к безопасности продукции. Это, в первую очередь, содержание антибиотиков, гормонов, остаточных количеств пестицидов и тяжелых металлов (ртуть, свинец, кадмий) в агропродовольствен-ной продукции. Возможные технические и санитарные барьеры обусловлены отличиями в технологии производства и уровне загрязнения окружающей среды в России и в странах, поставляющих продукцию на отечественный рынок. В развитом интенсивном животноводстве главных стран-импортеров применение антибиотиков, гормональных препаратов распространено намного шире, чем в России. Отличия существуют не только в дозировке (а значит, и в содержании данных веществ в продукции), но и в номенклатуре применяемых препаратов; последнее потенциально позволя-
ет не только нормировать содержание антибиотика или гормона, но и запрещать ввоз продукции, полученной с применением таких препаратов. Любой показатель безопасности, по которому отечественная продукция превосходит импортные аналоги, может быть использован для установления технического барьера; для этого необходимо только ужесточить требования нормативных документов к данному параметру. Различные уровни содержания тяжелых металлов и остаточных количеств пестицидов представляют большой интерес с точки зрения использования данных отличий в торговой политике. Дело в том, что российское сельское хозяйство в настоящее время использует меньше пестицидов, чем в других странах. Следовательно, в среднесрочной перспективе (то есть пока использование средств химизации не увеличится снова) данное различие может служить барьером на пути импорта продукции животноводства. Схема поиска потенциальных технических барьеров, связанных с различными уровнями показателей безопасности, приведена на рисунке 1.
Принцип предосторожности позволяет использовать отсутствие доказательств безопасности какого-либо явления или объекта как обоснование их потенциальной опасности [5]. Этот принцип может быть весьма полезен при установлении технических и особенно санитарных барьеров. Рассмотрим его действие на примере продукции генной инженерии. Использование генно-модифицированных
кормов может быть основанием для запрета импорта животноводческой продукции, полученной с их применением.
Поскольку питательные вещества кормов используются для формирования тканей животных, не исключено, что генно-модифицированные компоненты могут вызывать нежелательные и потенциально опасные изменения. Дополнительные исследования, призванные дать определенный ответ на вопрос, является ли кормление генно-модифицированной продукцией источником опасности, наверняка потребуют значительных затрат времени и ресурсов. Очевидно, что первыми подобные исследования начнутся по инициативе экспортеров за рубежом. Возможные исходы подобных исследований и их воздействие на пригодность инструментов торговой политики приведены на рисунке 2.
Как следует из приведенной схемы, даже если исследования покажут безопасность кормления животных генно-модифицированной продукцией либо другого потенциального источника опасности, всегда сохраняется возможность подвергнуть сомнению полученные данные. Должным образом направленное исследование силами отечественных ученых может дать требуемые для сохранения технического барьера результаты. При адекватном подборе исполнителей и порядке финансирования заказа на исследования данный вариант представляется вполне осуществимым. В случае же если не будет никакой возможности истолковать результаты испытаний в интересах сохранения данного барьера в торговле, сохраняется возможность затягивать их оглашение.
Можно также подойти к проблеме защиты интересов производителей мяса и молока с точки зрения состава готовой продукции. На волне широкого применения заменителей мяса в колбасных изделиях вполне уместен вопрос: допустимо ли применение сои и других заменителей мяса в колбасах? Допустимо ли производить цельномолочную продукцию из сухого молока? И если допустимо, то в каких пределах? Безусловно, существует обширная нормативно-правовая база стандартов и технических условий, затрагивающих проблему нормирования немясной части
Требование к безопасности продукции
Существенные различия между импортной и отечественной продукцией отсутствуют
Существенные различия между Определение
импортной и отечественной у оптимального уровня
продукцией имеются технического
требования
Установление Обязательная сертификация. Установление Запрет ввоза
технического барьера Увеличение издержек барьера.
затруднительно. поставщиков Эффект квоты
Рис. 1. Выявление технического барьера и возможные результаты его
введения
Экономика. Продовольственная безопасность
Рис. 2. Возможные исходы исследования оснований технических и санитарных барьеров
колбасных изделий; наверняка подобные требования появятся в технических регламентах, которые идут на смену старым стандартам. И очень важно, чтобы на этапе формирования требований к продукции учитывались не только интересы переработчиков, но и интересы производителей продукции животноводства и конечных потребителей. Потребители заинтересованы в качественной, полноценной по питательным свойствам и узнаваемой по вкусу продукции. Не секрет, что многие сегодняшние колбасные изделия лишь с большой натяжкой можно признать продуктом переработки мяса. Производители продукции животноводства, в свою очередь, заинтересованы в увеличении рынков сбыта, повышении цен реализации, в достижении условий расширенного воспроизвод-
ства и в оптимизации своей доли выручки и затрат в конечной продукции переработки.
И, наконец, необходимо учитывать различия, обусловленные спецификой внешней торговли продукцией животноводства. Данная продукция - скоропортящаяся, и потому поступает на таможенную территорию России в замороженном виде либо еще как-либо подготовленная к длительному хранению (сухое молоко). Следовательно, нормирование массовой доли замороженного мяса или сухого молока в сторону уменьшения намного сильнее отразится на поставках из-за рубежа. Большинство перерабатывающих предприятий, построенных до 1991 года (они и сейчас составляют костяк мясной и молочной индустрии), рассчитаны на переработку свежего мяса и
молока. Они имеют мощности по убою животных, так что технические возможности для осуществления такой меры присутствуют. Использование не замороженного мяса в переработке позволит повысить вкусовые качества и питательную ценность конечной продукции; данное соображение может стать формальной причиной для введения технического барьера.
Наиболее перспективны сточки зрения эффективности управления импортом, на наш взгляд, следующие технические требования:
- содержание (удельный вес) замороженного мяса в колбасных изделиях;
- удельный вес сухого молока (в пересчете на цельное) в пастеризованном молоке;
- удельный вес заменителей животного белка в готовой продукции;
- содержание генетически модифицированных компонентов в рационе сельскохозяйственных животных, подлежащих убою на экспорт в Российскую Федерацию;
- содержание генетически модифицированных компонентов в готовой продукции (например, в колбасах);
- содержание гормональных препаратов, антибиотиков, остаточных количеств пестицидов, а также тяжелых металлов в агропродо-вольственной продукции.
Важной задачей, возникающей после определения потенциальных технических барьеров, является разработка методики установления оптимального уровня технических требований, решение данной задачи в общем виде.
Литература
1. Милосердов В.В. Удвоение ВВП России: каковы роль и место в нем сельского хозяйства? // Аграрный вестник Урала. - 2006. - №3. - с.3-7.
2. Данкверт С.А. Рынок животноводческой продукции и его регулирование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004. - №1. - с. 7-11.
3. Ресурсы и использование мяса и мясопродуктов. Материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа к данным: http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_11/15-25.htm. Доступ осуществлен в октябре 2006 г
4. Дудник А.В. Новые методы защиты внутреннего рынка продукции животноводства - необходимое условие развития аграрного производства Курганской области // Стратегия развития экономики региона и муниципальных образований на инновационной основе. - Курган, 2006. - с. 197-199.
5. Pardo Quintilian, Sara. «Free Trade, Public Health Protection and Consumer Information in the European and WTO Context - Hormone-Treated Beef and Genetically Modified Organisms.» Journal of World Trade, no. 6 (1999) - p. 17-19.