Поиск оптимальной методики оценки ущерба от пожара на социальных объектах ТЭК Бессалаева Ю.Д.
Бессалаева Юлия Джураевна /Bessalaeva Yuliya Dzhuraevna - студент, кафедра техносферной безопасности, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень
Аннотация: актуальность выбранной темы заключается в поиске оптимальной методики оценки ущерба от пожара на социальных объектах ТЭК и может быть использована для более точной оценки возможных последствий пожара. Abstract: the relevance of the chosen topic is to find the optimal methodology for assessing fire damage on social sites and FEC can be used to more accurately assess the possible consequences of the fire.
Ключевые слова: социальные объекты, пожар, оценка, ущерб. Keywords: social facilities, fire, evaluation, damage.
Социальные объекты являются важным звеном обеспечения производственной деятельности предприятий ТЭК. Важность поиска оптимального варианта методики определения ущерба от пожара на подобных объектах определяется следующими причинами:
- происшествия на социальных объектах ТЭК могут привести не только к значительному материальному ущербу и их выходу из строя, но и быть причиной срыва производственных планов, что ведет к снижению операционной эффективности и недополучению прибыли, срыву рабочих графиков и дополнительным расходам на восстановление объектов;
- пожар на социальных объектах способен нанести не только серьезный материальный ущерб, но и вызвать тяжелые последствия, связанные с отравлением, ожогами и гибелью людей, т.к. именно здесь происходит наибольшая концентрация отдыхающего персонала;
- опасным выглядит и воздействие пожара на социальных объектах ТЭК с позиции нанесения экологического ущерба окружающей среде, т.к. объекты чаще всего размещаются на территориях нефте- и газодобычи, во многом еще нетронутыми урбанистической деятельностью человека;
- особую сложность вызывает то, что в большинстве случаев социальные объекты ТЭК находятся вдали от территориальных подразделений пожарной службы МЧС, что не позволяет оказать оперативную и специальную помощь при возникновении пожара.
Таким образом, возникновение пожара на социальных объектах ТЭК может привести к тяжелым материальным последствиям и людским потерям, нанесению экологического ущерба. Поэтому проектирование и бизнес-планирование предприятий ТЭК должно учитывать, в том числе, и риски возникновения пожара на социальных объектах. Для оптимизации расчетов необходимо построение таких моделей оценки ущерба от пожара, которые позволяли бы учитывать его основные последствия в различных условиях обстановки.
Проведенный научный поиск показал, что в большинстве литературных источников ущерб от пожара включает как прямой, так и косвенный.
Прямой ущерб от пожара рассматривается как потеря оцененных в денежном выражении материальных ценностей, которые уничтожены и (или) повреждены вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, а также мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей [2, с. 37].
Косвенный ущерб от пожара представляет собой стоимостное выражение затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая полное восстановление объекта [3, с. 68 ].
Кроме этого в качестве косвенного ущерба от пожара надо рассматривать и упущенную выгоду, представляющую собой стоимостное выражение затрат на восполнение неполученных доходов вследствие прекращения деятельности или временной приостановки функционирования объекта.
Вместе с тем в настоящее время большинство методик оценки последствий пожара учитывает только прямой материальный ущерб. В результате этого происходит занижение реального ущерба, который наносится государству и обществу, т.к. косвенный ущерб зачастую может превышать прямой в несколько раз. Попытка учета косвенных потерь без введения в действие единого подхода к их определению приводит к субъективным ошибкам при расчетах, делает некорректным анализ, сравнение и обобщение результатов для возмещения вреда, для обоснования и распределения средств на предупреждение пожаров и сведения ущерба к минимуму.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день рядом профильных министерств совместно разработана Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций (2004), которая утверждена ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) [1] (далее - Методика).
Вместе с тем Методика носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной для использования в различных отраслях экономики, в том числе и в ТЭК. Претендуя на универсальность применения, Методика, тем не менее, направлена, прежде всего, на использование органами МЧС в процессе обучения, переподготовки, повышения квалификации сотрудников, а также выступает методическим документом для разработки документов по оценке ущерба в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. При этом она не может без должной адаптации быть использованной в различных отраслях экономики и на разнообразных предприятиях.
В связи с этим цель проведенной научно-исследовательской работы заключалась в разработке единого инструментария, позволяющего с определенной степенью достоверности определить полные экономические потери от пожара на социальных объектах ТЭК.
При этом исходили из того, что полный ущерб включает сумму ущерба объекту социальной сферы ТЭК и ущерба государству. Ущерб от пожара объекту социальной сферы ТЭК состоит из суммы прямого и косвенного ущерба.
Общая схема расчета ущерба от пожара объекту социальной сферы ТЭК представлена на рисунке.
Рис. 1. Общая схема расчета ущерба от пожара объекту социальной сферы ТЭК
По нашему мнению, необходимо говорить о том, что ущерб объекту социальной сферы ТЭК (не являющегося коммерческим предприятием) - это ущерб собственника данного объекта - компании ТЭК, которая и несет в итоге все расходы. Поэтому прямой ущерб объекту социальной сферы ТЭК включает сумму ущерба по основным и оборотным средствам компании ТЭК.
Ущерб государству от пожара на объекте социальной сферы ТЭК будет включать сумму:
- расходов государства (муниципалитета) на обеспечение функционирования пожарных, аварийно-спасательных подразделений МЧС;
- ущерба государства (муниципалитета) от выбытия из производственной сферы травмированных и погибших людей;
- потерь государства (муниципалитета) от причинения загрязнения окружающей среде в результате пожара и его ликвидации;
- ущерба государства (муниципалитета) от недополучения налогов из-за срыва операционной деятельности компании ТЭК в результате пожара.
Для практической реализации и удобства использования разработанная схема оценки экономического ущерба от пожаров на социальных объектах ТЭК была формализована в виде алгоритма и реализована с помощью программных средств Microsoft Office -расчетного инструмента Microsoft Excel.
С помощью разработанной модели были определены различные варианты прогнозных расчетов ущерба от пожара на конкретном социальном объекте ТЭК - многоквартирном общежитии № 4, находящегося в ведении ООО «Управление социальных объектов» (г. Когалым). Проведенные расчеты позволили провести уточнение схемы эвакуации объекта.
Таким образом, предложенная схема оценки ущерба от пожара социальным объектам ТЭК может быть использована для более точной оценки возможных последствий пожара, что подлежит учету в ходе бизнес-планирования, страхования обеспечения операционной деятельности компаний ТЭК и уточнения схем эвакуации объектов социальной инфраструктуры.
Литература
1. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций.
2. БадагуевБ.Т. Пожарная безопасность на предприятии. - М.: Альфа-Пресс, 2014. - 720 с.
3. Рогожкин М.Ю. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 480 с.