ми, доступными его эмпирической личности. Он «выплескивается» за них, включается в надындивидуальные силы и тенденции. Вместе с этим вырастает и масштаб его субъектности, он приобретает социально-историческое измерение. Объективированные формы социальной реальности заключают его в своеобразный скафандр, в котором он впервые получает возможность шест во гать через космос истории, сохраняя — по крайне мере, в той части, в которой он сам объективирован в продукты своего труда — в ней себя самого. В путешествии через этот космос ему открываются и новые звезды (цели), достижение которых невозможно в пределах замкнутой на себя субъективности.
1 Гегель Г.В.Ф. Философия права М„ 1990. С.283
2 Там же
'Там же. С.284
1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З.
Философия духа. М., 1977. С, 350 ! Гегель Г.В.Ф. Философия права. С. 279 s Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. Т. I. М., 1975, С.75
I 1егель Г.В.Ф. Первая программа системы немецкого идеализма // Работы разных лет. T.l. М,, 1970. С, 212
' Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.9. Лекции по истории философии. Книга первая. М., 1932, С. 209 5 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, Т.З. Философия духа. С. 350.
1,1 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 10. Лекции по истории философии, Клига вторая. М., 1932. С. 217 " Там же. С. 223 Там же. С. 222
II Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т.9. Лекции по истории философии. Книга первая. С. 284
14 Гегель Г.В.Ф. философия права. С. 289
15 Гегель Г.В.Ф. Философия права. С,280
16 Гегель Г.В.Ф. Сочинения, Т.1 1. Лекции по истории философии. Книга третья. М., 1935. С. 479
1? Там же
!S Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. С. 373 19 Там же, С. "375
О.В.Коркунова
ПОИСК
ОБЪЕКТИВНЫХ ОСНОВАНИЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Сегодня толерантность становится важной и насущной стороной существования человека. Она все больше укореняется в жизни, что мы связываем и с интеграционными процессами, происходящими в мире, и с политикой глобализма, и с информационными технологиями. В связи с этим выявляются технологические, экономические, политические и культурологические детерминанты толерантности, объясняющие рост ее значимости. Но стоит задаться вопросом: А есть ли более глубинные, фундаментальные основания, обусловливающие необходимость толерантности?
Поиск ответа на этот вопрос требует обращения к анализу проблемы сущности и существования человека. Философская антропология, давая множество концепций человека, предоставляет богатый материал для такого поиска. Обратимся к кон-
цепции, в которой проблема человека решается в предельно широком контексте. Таковой, на наш взгляд, является описание феномена человека, данное Тейяромде Шарденом.
Тейяр де Шарден расширил исследовательское поле описания феномена человека до контекста: человек — универсум. Он обосновывает это тем, что в мире все замыкается на человека, и антропогенез венчает собой космогенез. Поэтому понять и объяснить человека — это значит понять и объяснить универсум в контексте его эволюции. При этом Тейяр де Шарден связывает в единый эволюционный процесс космогенез, геогенез, биогенез, психогенез и ноогенез. Благодаря этому, они выступают ступенями целостного эволюционного процесса, последовательно сменяющими друг друга в ходе спонтанного скачкообразного развития. В силу этого жизнь человека рассматривается не только в контексте его социокультурного существования, но и эволюции мира в целом, и нашей планеты в частности.
Такой подход позволяет автору описать природу человека через единство и постоянно действующую взаимосвязь природного и социального в существовании человека. Традиционный подход противопоставляет природное и социальное в человеке как низшее и высшее, пытаясь затем найти связующие моменты между ними, объясннющис данный качественный скачок. В силу этого такие явления, как агрессия, насилие, неравенство, получали соответствую и *ее толкование.
В свете же намеченного Тейяром де Шарденом подхода «социальный феномен — кульминация, а не ослабление биологического феномена»(1). Л «человеческая история, -пишет он, — на свой лад и на своем уровне реально продолжает органическое развитие жизни»(2). Поэтому для него возникновение человека и цивилизации предстает как формирование новой сферы вокруг Земли — но-
-->s;etr*
Коркунова Ольга Владимировна -кандидат философски наук, доцент, докторант"!'
антропология
осферы. С этого момента, отмечает он, эволюция приобретает форму действия к единению — всеобщего объединения как высшей точки организации космического процесса. А формирование ноосферы ведет к тому, что наследственность человека включает в себя передачу «духовных сокровищ». Такая позиция позволяет увидеть, что глубинные истоки толерантности лежат в самом закономерном характере процесса эволюции, ибо тенденция к единению без толерантности невозможна. При этом толерантность включается в жизнь человека в полном объеме своих проявлений: и как терпимость, и как открытость миру, другим людям.
Гоминйзация, как ступень эволюции универсума, связанная с человеком и его социальным бытием, имеет две тенденции развития. Первая -движение к индивидуализации, когда мыслящий человек начинает жить для себя. Вторая формирование коллективных сил, которое находит выражение вформировании человечества, покрывающего Землю одной организованной оболочкой. При этом толерантность выступает неотъемлемой чертой обеих объектных тенденций эволюции.
Необходимость единения, конвергенции нужна отдельному человеку, чтобы достичь вершин самого себя и стать личностью. Обрести же себя как личность человек может только посредством общения, объединения с другими. Тейяр де Шарден описывает и способ объединения людей. В качестве такового он берет любовь во всех ее проявлениях. Она соединяет одного человека с другим как два центра, существующих в мире. Поэтому любовь обретает у него космическую значимость Она дает «психологическую конвергенцию универсума к себе».
Следовательно, эволюция индивидуума ведет к развитию, объединению коллективных сил. Поэтому человечество, в пониманий Тейяраде Шар-дена, предстает не абстрактным собирательным понятием. Оно обретает две вполне конкретные характеристики. Во-первых, выражает себя во всеобщей потребности братства, объединяющей людей. Во-вторых, человечество воплощает в себе дух, который, согласно Тейяру де Шардену, есть способность к синтезу и организации. Его дея-
тельность обеспечивает эволюцию ноосферы в ее стремлении стать единой замкнутой системой.
Именно в уравновешивании индивидуальных и кодлективнь:х сил видит Тейяр де Шарден способ существования гоминизации. При этом, как он подчеркивает, тенденция к единению, синтезу, а в его терминологии - конвергенция, — характерна и для тех, и для других сил.
В результате прогресс все больше начинает идти в коллективной и духовной форме. При этом универсум выступает собирателем и хранителем сознания. Таким образом, когда мысль становится доминирующей движущей силой эволюции, она раздвигает границы существования человека. Определяющей тенденцией развития становится единение. В результате человек транецендирует локальные рамки своего индивидуального бытия. Он осуществляет выход сначала к сосуществованию с другими в мир коллективных сил. С развитием же коллективных сил, которые охватывают существование социума и культуры, мысль выводит эволюцию человека за их рамки.
На последующих стадиях эволюции выход за пределы коллективных сил осуществляется потому, что «мысль может экстраполироваться лишь в направлении сверхперсонализации» (3). Конечное состояние мираТейьярде Шарден характеризует как высшую стадию гармонизированной сложности, в которой достигается психическая сосредоточенность. Он описывает ее как установление гармонии между свободой индивидуума и планированием объединения в целостность коллективных сил. Именно с этим он связывает будущее человечества. И вновь необходимой стороной достижения такой гармонии становится толерантность.
Таким образом, в концепции человека Тейяра де Шардена мы находим обоснование объективных истоков неизбежности и значимос ти толерантности, которая обретает черты необходимого фактора развития человека, человечества и мира в целом.
1. Тейяр де Шарден. Феномен человека М., 2002, С. 336.
2. Там же, С.321.
3. Там же, С.372.