Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 8 (404). Филологические науки. Вып. 107. С. 34-39.
УДК 811.112.2'276.6; 316.776+81'42 ББК 81.2 Нем
ПОХВАЛА И КОМПЛИМЕНТ В ПОРТРЕТНОМ ИНТЕРВЬЮ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ АДРЕСАТА (на материале немецкого языка)
Е. Ю. Ионкина
Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия
Статья посвящена анализу речевого поведения героя портретного интервью при его реагировании на положительные оценочные высказывания журналиста. Выявлены и описаны возможные типы реакций адресата на похвалу и комплимент. Результаты исследования могут найти практическое применение в области журналистики, а также в практике речевого общения на иностранном языке.
Ключевые слова: интервью-портрет, оценочная реплика, похвала, комплимент, журналист, адресат, реакция.
В диалоге-интервью журналисту принадлежит ведущая роль организатора и координатора беседы. Не является тому исключением и интервью-портрет, героем которого становится известная личность, привлекающая интерес широкой публики. «Интервью — целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с интервьюируемым в ситуации последовательного чередования вопросов и ответов с целью получения информации, мнений и суждений, представляющих общественный интерес» [4. С. 50]. Как следует из определения интервью, данного С. Н. Ильченко, интервьюируемый играет активную роль, является источником информации, которую стремится выведать журналист. Журналист, в свою очередь, выступая автором портретного интервью, использует различные коммуникативные приемы, способствующие успешному речевому взаимодействию и максимальному раскрытию личности собеседника. К приемам непосредственного воздействия на собеседника относятся и высказывания с положительной оценочной семантикой, широко используемые в интервью-портрете.
В процессе коммуникации неизменно проявляются аксиологические отношения, которые передаются разнообразными средствами как на уровне языка, так и речи. При изучении всего много -образия и гибкости функционирования языковых и речевых единиц в различных ситуациях общения, а также роли человеческого фактора в функционировании языка все большее внимание уделяется феномену «положительности/отрицательности», который является отражением аксио-
логической категории оценки и элементом категорий одобрения/неодобрения [7]. Исследованию категории оценки и типам оценочных высказываний посвящены работы таких исследователей, как Е. М. Вольф, Н. Д. Арутюнова, О. Б. Горобец, И. Г. Дьячкова, Т. В. Маркелова, П. Браун и С. Левинсон, Р. К. Герберт, Н. Вольфсон и других ученых. Тем не менее специфика речевого реагирования на высказывания с оценочной семантикой изучена не в полной мере. В портретном интервью как личностно-ориентированном типе диалогического взаимодействия, при котором последовательно раскрываются персональные качества собеседника, положительная оценка занимает не только существенное место, но является его неотъемлемой составляющей. Это и определяет актуальность настоящего исследования, предметом которого становится анализ речевого поведения интервьюируемого в ответ на высказывания, содержащие положительную оценку в его адрес. Речевое поведение участников общения мы понимаем как «эмпирически наблюдаемая, мотивированная, намеренная, адресованная коммуникативная активность индивида в ситуации речевого взаимодействия, связанная с выбором и использованием речевых и языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей» [2. С. 190]. Материалом исследования послужили тексты интервью с известными людьми Германии, опубликованные в немецких электронных СМИ. За единицу исследования принимается диалогическое единство (ДЕ), состоящее из положительной оценочной реплики журналиста и ответной реплики собеседника.
Для современного функционально-ориентированного языкознания характерно понимание речевых произведений (высказываний) как целенаправленных речевых действий [8; 10]. В речевом поведении журналиста портретного интервью похвала и комплимент являются наиболее распространенными речевыми действиями, выражающими одобрение, положительное отношение к личности собеседника. Несмотря на общность положительной оценки, похвала и комплимент обнаруживают существенные различия в функциональном и языковом плане. Для похвалы положительная оценка является основной целью, а для комплимента — способом сообщить о добрых чувствах, о благорасположении. «Для похвалы показателем успешности <...> является принятие оценки, показателем неудачи — ее отклонение, для комплимента даже несогласие адресата с говорящим не означает неуспеха.» [6. С. 178-179]. «И комплимент, и похвала имеют инициативную природу, их роль в интервью не сводится только к созданию положительного эмоционального настроя собеседника. Форма языкового выражения, как правило, определяет функцию, которую выполняют высказывания похвалы и комплимента в диалоге-интервью. Так, для комплимента были выделены — функция установления контакта, поддержания беседы, гармонизации общения; для похвалы — информативная и ликоповышающая функции» [5. С. 495]. Высказывая похвалу или комплимент, журналист преследует различные коммуникативные цели, что обусловливает и разницу прогнозируемых ре -акций собеседника. Тем не менее адресант склонен ожидать положительную реакцию на свое оценочное высказывание. Как правило, похвалу принимают во внимание, учитывают, ею гордятся, поэтому простая благодарность, сопровождаемая чувством скромности, удовлетворения является наиболее распространенной реакцией. Стандартными типами реакций на комплимент считаются благодарность, выражение радости от полученного комплимента и ответный комплимент.
Однако исследователи выделяют и другие коммуникативные типы реакций. Например, Е. Ю. Абрамова считает, что в процессе диало-гизирования адресат может принять либо отклонить комплимент. В случае принятия комплимента адресат может расценить его как таковой и поблагодарить тем или иным образом, а может расценить его как заслуженную похвалу. Она на-
зывает следующие типы реакций на комплимент: отказ от общения, «синдром самозванца», заслуженная похвала и принятие комплимента с благодарностью [1]. Н. Н. Горяинова выделяет в речевом поведении адресата похвалы ряд стратегий в соответствии с уровнем достижения иллокутивных целей в речевом акте. Речевые стратегии адресата похвалы делятся на стратегию полного принятия похвалы, стратегию частичного принятия похвалы, стратегию отвода похвалы [3]. Данные стратегии реализовываются посредством следующих тактик: тактика согласия и тактика благодарности; тактика кокетства, тактика неполного согласия и тактика ложного отрицания; тактика изобличения, тактика выражения несогласия и тактика непринятия похвалы. Как следует из вышесказанного, реакции адресата на высказывания положительной оценки могут быть разнообразными, поэтому целью нашего исследования является выявление тех типов реагирования, которые характерны именно для портретного интервью.
Успех интервью-портрета напрямую зависит от количества и качества информации, получаемой журналистом от своего собеседника. Е. В. Швец в этом отношении говорит о «генеральной стратегии интервьюера, которая заключается в удовлетворении читательского интереса, в создании и поддержании имиджа "звезды"» [9. С. 12]. Именно поэтому вопросы журналиста несут в себе первичную вопросительную интенцию, а положительная оценка зачастую в них представлена косвенно. Косвенность обусловлена необходимостью соблюдения принципа вежливости в сфере формальной коммуникации, а также желанием интервьюера «не навредить» личности своего собеседника преувеличенной, «корыстной» похвалой.
Поскольку портретное интервью является фор -мой диалогического дискурса, то комплименты в нем наиболее часто облекаются именно в вопросительную форму. В вопросах-комплиментах вопрос содержится в пропозиции, а комплимент в модальной рамке предложения. При этом комплимент может быть выражен эксплицитно, то есть содержит в своей структуре эмоционально-оценочный компонент, или имплицитно. В случае имплицитного комплимента адресат вынужден сам обнаруживать его в скрытой семантической форме высказывания исходя из общих пресуппозиций, а также благодаря положительной коммуникативной ситуации. Было установлено,
что реагируя на эксплицитные вопросы-комплименты, собеседник дает ответ, одновременно выражая свое согласие либо несогласие с оценкой. Наиболее часто реакция оказывается негативной, например:
(1) — Wenn man Sie als Show-Dino bezeichnet, empfinden Sie das als Kompliment oder als Beleidigung?
— Och, das ist ein hübsches Wort. Aber es trifft insofern nicht zu, als Dinosaurier ausgestorben sind [JL].
Если же комплимент в вопросе выражен имплицитно, то собеседник дает прямой ответ, не обращая внимания на скрытый смысл высказывания либо не распознав его, например:
(2) — Hat man auch als allein erziehender Vater noch ein erfülltes Liebesleben?
— (lacht) Ich hoffe, doch. Man muss nur die Prioritäten richtig setzen: Ich bin in erster Linie Vater für meine beiden Söhne. Das ist ein echter Fulltime-Job [LN].
В данном примере нейтральный, на первый взгляд, вопрос приобретает характер комплимента благодаря словосочетанию «allein erziehender Vater» («отец-одиночка»). Журналист использует его с явным положительным оценочным смыслом, который выводится путем логического следствия: отец, воспитывающий в одиночку двоих сыновей, безусловно, заслуживает восхищения. Несмотря на общие пресуппозиции собеседников, адресат оставляет комплимент без внимания, поскольку расценивает его, скорее всего, как заслуженную похвалу.
Игнорирование комплиментарного смысла высказывания обусловлено, прежде всего, функцией самих вопросов-комплиментов, а именно — функцией поддержания беседы. По этому поводу будет уместно привести мнение О. С. Иссерс. «Комплимент является эмоционально настраивающей тактикой, способствующей решению основных стратегических задач. <.. .> В то же время он нередко выступает в качестве стимула к выдаче информации. Комплиментарные реплики типа «Как вам это удалось?» являются прямым подтверждением причастности к проблеме, требуют от респондента большей детализации и служат удобным поводом для дальнейших расспросов» [6. С. 188-190].
Оценочная часть высказывания журналиста также остается без внимания адресата, если вслед за прямой похвалой следует вопрос. В этом случае собеседник вынужден отвечать на вопрос,
никак не реагируя на оценку своих достижений, например:
(3) — Sie haben zwei eigene Restaurants, eine werktägliche Sendung im ZDF, Sie sind oft Gast bei anderen Koch- und Showformaten, schreiben Kochbücher, haben zwei Töchter — wie bewältigt man das alles?
— Du musst einfach gut organisiert sein und brauchst gute Leute um dich herum. In meinen Restaurants habe ich Küchenchefs, denen ich absolut vertraue [SH].
На прямой комплимент и прямую похвалу, выраженные повествовательной формой предложения, наблюдается положительная реакция адресата в виде прямого либо косвенного согласия с оценкой, например:
(4) — Sie sind doch eine gute, bekannte und populäre Schauspielerin.
— Ich gehöre tatsächlich noch zu den Privilegierten, und trotzdem habe ich immer wieder Schiss, dass nichts mehr kommt. Viele Angebote kommen total kurzfristig, zwei Wochen vorher ist keine Seltenheit [KE].
Кроме того, на прямую похвалу журналиста собеседник, как правило, вместо согласия часто дает аргументированный ответ. Это обусловлено, прежде всего, информативной функцией самого высказывания похвалы. Оценивая поступок своего собеседника, журналист ожидает от него некоторого комментария, например:
(5) — Als ich Sie kürzlich in „DAS" sah, habe ich gestaunt, dass Sie so fröhlich sind und so viel lachen. Ehrlich gesagt hatte ich Sie mir strenger vorgestellt.
— Das liegt an meinen Rollen — die sind ja meistens streng. Mir passiert es immer wieder, dass Menschen zu mir sagen: Sie sind ja gar nicht so, wie ich Sie mir vorgestellt habe (lacht) [KE].
Довольно нетипичной формой реакции на прямой комплимент является оправдание или «преуменьшение заслуг» со стороны адресата. Журналист выражает искреннее восхищение своим собеседником, который, однако, в своей ответной реплике дает понять, что его поведение не является чем-то особенным и заслуживающим столь большого внимания.
Приведем пример:
(6) — Was auch gut zu Ihnen passen würde: Sie sind immerhin so wahnsinnig, sich noch mit fast 70 Jahren auf Skiern eine Bobbahn hinabzustürzen — mit einer 15 Kilo schweren Kamera in der Hand!
— Das war gar nicht so gefährlich. Man übt das ja vorher, und die Bahn ist komplett frei. Das sind gut
überlegte Dinge, keine Harakiri-Geschichten <... > [WB].
Реакция «преуменьшение заслуг», как правило, сочетается с простой благодарностью за комплимент. Благодарность, выраженная лексически, обычно следует на комплимент, если он касается внешности или каких-либо скрытых достоинств героя портретного интервью. В этом случае собеседник принимает оценку, благодарит, но из скромности делает оговорку о своих заслугах, например:
(7) — Sie sehen aber auch umwerfend aus. Nicht nur auf den Playboy-Fotos ...
— Oh, danke. Aber der Fotograf war auch toll. Wir hatten einen guten Draht. Er ist auch ein bisschen verrückt [BH].
Другой нетипичной формой реакции адресата на комплимент является вопрос-удивление. Было установлено, что данная реакция следует на комплимент в самом начале диалога-интервью и обусловлена самой функцией комплимента — установить контакт с собеседником, максимально настроить его на общение. С этой целью журналист может использовать довольно откровенные комплименты, часто в сочетании с иронией, что и провоцирует в первую очередь реакцию удивления со стороны адресата. В приведенном ниже отрывке диалога адресат (женщина) сначала весьма эмоционально выражает свое недоумение по поводу высказанного журналистом комплимента, а затем соглашается с общепризнанным мнением, сложившимся о ней в немецкой прессе:
(8) — Frau Hobmeier, ich bin ein wenig befangen, weil ich mich mit einer Sexbombe unterhalte.
— (lacht) Sexbombe?
— So hat Sie der Kritiker der Deutschen PresseAgentur nach der Premiere des „Jedermann" bezeichnet, und zahlreiche Zeitungen haben seinen Text so übernommen.
— Lustig, das habe ich noch gar nicht mitbekommen, dass ich als Sexbombe durch die
Presselandschaft geistere (lacht). Aber ich finde es auch nicht schlimm, eine attraktive Wirkung zu haben und als sexy bezeichnet zu werden [BH].
В случае, если собеседник в корне не согласен с похвалой, высказываемой ему журналистом, он прибегает к крайней форме реагирования - перебивание, непринятие похвалы. В данном случае можно говорить о коммуникативной неудаче журналиста, похвала которого оказалась слишком навязчивой для адресата. Перебивание выражается лексически и зачастую сопровождается аргументацией, например:
(9) — Aber Sie kriegen Millionen-Gagen, haben Häuser auf der ganzen Welt, fahren einen 100 000-Dollar-Range-Rover, tragen eine teure Uhr, Maßanzüge...
— Stop, stop, stop! Sie reden so wie einige meiner Freunde. Die verstehen auch nicht, dass mir an diesen materiellen Gütern überhaupt nichts liegt. Die sagen: „Hugh, du kannst deinen Reichtum gar nicht richtig genießen. <... >. Sie haben ja so Recht. Ich mache mir wirklich nichts aus Luxusgütern [LN].
Как показало исследование, при составлении портрета своего собеседника журналист активно задействует положительную оценку событий и достижений его жизни. В ходе анализа речевого поведения героя портретного интервью были установлены основные коммуникативные типы его реакций на высказывания положительной оценки. Так, на комплимент могут следовать такие реакции адресата, как согласие с оценкой (прямое/косвенное), благодарность, «преуменьшение заслуг», игнорирование оценки, вопрос-удивление, несогласие с оценкой; на похвалу — согласие, аргументация, игнорирование, непринятие похвалы. Выбор того или иного способа реагирования обусловлен главным образом функциональным различием оценочных высказываний, формой их языкового выражения, а также коммуникативно-психологическими особенностями участников портретного интервью.
Список литературы
1. Абрамова, Е. Ю. Коммуникативная роль реакции на комплимент в процессе диалогизирования / Е. Ю. Абрамова // Науч. вестн. Междунар. гуманитар. ун-та. Сер.: Филология. — 2014. — Т. 1, № 8. — С. 30-33.
2. Борисова, И. Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И. Н. Борисова. — Екатеринбург, 2001. — 408 с.
3. Горяинова, Н. Н. Стратегии и тактики речевого поведения с применением высказываний похвалы и одобрения : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Горяинова. — Ставрополь, 2010. — 21 с.
4. Ильченко, С. Н. Интервью в журналистском творчестве : учеб. пособие / С. Н. Ильченко. — СПб., 2003. — 93 с.
5. Ионкина, Е. Ю. Эмоционально настраивающие тактики в интервью-портрете (на материале немецкого языка) / Е. Ю. Ионкина // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 492-496.
6. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. — М., 2006. — 288 с.
7. Клочко, Л. И. Похвала как оценочное высказывание в английском языке / Л. И. Клочко // Вестн. Международ. Славян. ун-та. Сер.: Филология. — 2000. — № 4 (3). — С. 50-53.
8. Леонтьев, А. Н. Основы теории речевой деятельности / А. Н. Леонтьев. — М., 1974. — 253 с.
9. Швец, Е. В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Швец. — Калининград, 2008. — 23 с.
10. Schiffrin, D. Approaches to Discourse / D. Schiffrin. — Oxford, 1994. — 189 p.
Источники
BH — Brigitte Hobmeier über Bühne und Buhlschaft. — URL: http://www.noz.de/deutschland-welt/ medien/artikel/8393/brigitte-hobmeier-uber-buhne-und-buhlschaft# gallery&0&0&8393. — Дата обращения: 23.02.2017.
JL — Entertainer Jürgen von der Lippe im Interview. — URL: http://www.focus.de/kultur/kino_tv/tid-31788/ entertainer-juergen-von-der-lippe-ja-ich-bin-freizeitklugscheisser_aid_1011422.html. — Дата обращения: 23.02.2017.
KE — Karoline Eichhorn über ihre Abneigung gegen Bettszenen und Knochenbrüche. — URL: http://www. noz.de/deutschland-welt/medien/artikel/85167/karoline-eichhorn-uber-ihre-abneigung-gegen-bettszenen-und-knochenbruche. — Дата обращения: 18.03.2017.
LN — Schauspieler Liam Neeson im Interview. — URL: http://www.focus.de/kultur/kino_tv/tid-25477/ schauspieler-liam-neeson-im-interview-ich-bin-zwar-nicht-schoen-aber-hoellisch-attraktiv_aid_735912. html. — Дата обращения: 18.03.2017.
SH — TV-Koch Steffen Henssler im Interview. — URL: http://www.planet-interview.de/interviews/steffen-henssler/35522/. — Дата обращения: 15.03.2017.
WB — Willy Bogner im Interview. — URL: http://www.focus.de/kultur/mode/tid-24816/interview-mit-willy-bogner-wir-wollten-frueher-nur-amis-werden_aid_703332.html. — Дата обращения: 05.04.2017.
Сведения об авторе
Ионкина Екатерина Юрьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Волгоградский государственный технический университет. Волгоград, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 8 (404). Philology Sciences. Iss. 107. Pp. 34-39.
PRAISE AND COMPLIMENT IN THE PORTRAIT INTERVIEW: SOME FEATURES OF THE ADDRESSEE'S COMMUNICATIVE BEHAVIOUR
(based on the material of German)
E. Yu. Ionkina
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia. [email protected]
The article analyzes the communicative behavior of the main character in the portrait interview when he responses on the positive appraisal utterances of the journalist. In the portrait interview as personality-oriented type of dialogic cooperation the utterances with positive evaluation semantics find a wideuse being the methods of the direct impact on an interlocutor. Praise and compliment are the most widespread positive evaluation speech actions of the journalist. The functional and language distinctions between praise and compliment as well as different communicative aims of the journalist cause the difference of the predicted reactions of the interlocutor. The possible communicative behavior patterns of the addressee in response to praise and compliment are specified and described. The results of the given study can be applied in the field of journalism as well as in practice of speaking foreign language.
Keywords: portrait interview, appraisal utterance, praise, compliment, journalist, addressee, response.
References
1. Abramova E.Yu. Kommunikativnaya rol' reakcii na kompliment v processe dialogizirovaniya [The communicative role of reaction to compliment in the process of dialogization]. Nauchnyj vestnikMezhdunarodnogo gumanitarnogo universiteta. Serija "Filologija" [Scientific Bulletin of the International Humanities University. Series "Philology"], 2014, no. 8, vol. 1, pp. 30-33. (In Russ.).
2. Borisova I.N. Russkiy razgovornyj dialog: struktura i dinamika [Russian colloquial dialogue: structure and dynamics]. Ekaterinburg, 2001. 408 p. (In Russ.).
3. Gorjainova N.N. Strategii i taktiki rechevogo povedenija s primenenijem vyskazyvaniy pohvaly i odo-brenija [Strategies and tactics of speech behavior with the use of expressions of praise and approval]. Stavropol, 2010. 21 p. (In Russ.).
4. Il'chenko S.N. Interv'ju v zhurnalistskom tvorchestve [An interview in journalistic work]. St. Petersburg, 2003. 93 p. (In Russ.).
5. Ionkina E.Yu. Jemocional'no nastraivajuschie taktiki v interv'ju-portrete (na materiale nemeckogo ya-zyka) [Emotionally influencing tactics in an interview-portrait (on the material of German)]. Molodoy Uchenyj [The Young Scientist], 2016, no. 18 (122), pp. 492-496. (In Russ.).
6. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoy rechi [Communicative strategies and tactics of Russian speech]. Moscow, 2006. 288 p. (In Russ.).
7. Klochko L.I. Pohvala kak ocenochnoe vyskazyvanie v angliyskom yazyke [Praise as evaluative expression in English]. Vestnik Mezhdunarodnogo Slavjanskogo Universiteta. Serija "Filologija" [Bulletin of the International Slavic University. Series "Philology"], 2000, no. 4 (3), pp. 50-53. (In Russ.).
8. Leont'ev A.N. Osnovy teorii rechevoy deyatel'nosti [Basic theory of speech activity]. Moscow, 1974. 253 p. (In Russ.).
9. Schvec E.V. "Zvezdnoje" interv'ju v kommunikativno-pragmaticheskom aspekte ["A star" interview in a communicative-pragmatic aspect]. Kaliningrad, 2008. 23 p. (In Russ.).
10. Schiffrin D. Approaches to Discourse. Oxford, 1994. 189 p.
Sources
BH — Brigitte Hobmeier über Bühne und Buhlschaft. Available at: http://www.noz.de/deutschland-welt/me-dien/artikel/8393/ brigitte-hobmeier-uber-buhne-und-buhlschaft#gallery&0&0&8393, accessed 23.02.2017. (In German).
JL — Entertainer Jürgen von der Lippe im Interview. Available at: http://www.focus.de/kultur/kino_tv/ tid-31788/entertainer-juergen-von-der-lippe-ja-ich-bin-freizeitklugscheisser _aid _1011422.html, accessed 23.02.2017. (In German).
KE — Karoline Eichhorn über ihre Abneigung gegen Bettszenen und Knochenbrüche. Available at: http:// www.noz.de/deutschland-welt/medien/artikel/85167/karoline-eichhorn-uber-ihre-abneigung-gegen-bett-szenen-und-knochenbruche, accessed 18.03.2017. (In German).
LN — Schauspieler Liam Neeson im Interview. Available at: http://www.focus.de/kultur/kino_tv/tid-25477/ schauspieler-liam-neeson-im-interview-ich-bin-zwar-nicht-schoen-aber-hoellisch-attraktiv _aid_735912.html, accessed 18.03.2017. (In German).
SH — TV-Koch Steffen Henssler im Interview. Available at: http://www.planet-interview.de/interviews/stef-fen-henssler/35522/, accessed 15.03.2017. (In Germ.).
WB — Willy Bogner im Interview. Available at: http://www.focus.de/kultur/mode/tid-24816/interview-mit-willy-bogner-wir-wollten-frueher-nur-amis-werden_aid_703332.html, accessed 05.04.2017. (In German).