ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Царенкова Н.Ю.
ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ ФСБ РОССИИ В СИСТЕМЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПОГРАНИЧНОЙ СФЕРЕ
Главным федеральным органом исполнительной власти по охране Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности, которая сейчас возглавляет единую огромную систему, состоящую из пограничных войск и органов. ФСБ России подчиняется Президенту РФ в отношении вопросов, закрепленных Конституцией РФ. В Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, от 20 мая 2004 г. N 649, от 11 августа 2003 г. N 960 указано, что руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляет Президент Российской Федерации [2].
В основные задачи ФСБ России входит: руководство пограничными органами и войсками; охрана Государственной границы РФ и государств - участников СНГ на основе двусторонних договоров; организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ; проведение разведывательной деятельности, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы. Большой объем и напряженность работы в отношении задач по созданию современной системы охраны государственных рубежей способствовали определению приоритетов в работе пограничных органов Федеральной службы безопасности России.
Наиболее главными из них являются такие, как: борьба с разведкой и подрывной деятельностью иностранных спецслужб, организаций, государств, незаконной деятельностью преступных организаций, группировок и отдельных граждан на Государственной границе; создание масштабной укомплектованной армии пограничных войск и централизованной системы управления войсками; усовершенствование формы и способа по охране границ России и экономической зоны; работа по повышению качества пограничного контроля и деятельность по его соответствию международным нормам и стандартам; деятельность по развитию в сфере сотрудничества с пограничными войсками государств и координация деятельности, касающаяся охраны внешних границ и экономических зон
государств СНГ; создание с помощью силы и средств министерств и ведомств Российской Федерации усовершенствованных систем по освещению обстановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне. Усовершенствуя выполнение возложенных на нее задачи, пограничные органы ФСБ России участвует в деятельности по разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных основ России, составлению законодательных актов и других правовых документов касающихся вопросов по охране Государственной границы России и по разработке мер по предупреждению и пресечению в отношении незаконного пересечения Государственной границы России, по соответствию установленному пограничному режиму в пунктах пропуска через Государственную границу России.
Являясь главной основой сил обеспечения безопасности, ФСБ собирает и обрабатывает информацию по возникновению угроз безопасности нашего государства в области охраны Государственной границы и доводит ее до сведения Президента России, Правительства России, кроме того некоторым федеральным органам государственной власти и органам государственной власти в субъектах России.
По причине возложения в данное время на ФСБ РФ главных и дополнительных задач в области охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России всю деятельность пограничной службы условно можно распределить по следующим направлениям: полномочия в сфере охраны и защиты Государственной границ России: выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; деятельность в отношении дел о нарушении Государственной границы России; задержание под стражу лиц, которые совершили преступления и административные правонарушения; осуществление войсковой, разведывательной и контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности; организация по сотрудничеству с органами иностранных государств, занимающимися похожими задачами; заключение договоров, соглашений, участие в правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы; деятельность в сфере по использованию государственных и иных сил и средств для обеспечения охраны Государственной границы РФ: использование водного и воздушного пространства РФ, территории аэропортов, морских, речных портов, запрос для получения требуемой информации; получение и использование каналов, средств для связи; пользование средствами массовой информации для передачи важной информации населению; внесение представлений в органы РФ государственные, органы местного самоуправления, организации, также должностным лицам обязательных для исполнения представлений по устранению причин и условий, которые способствуют совершению преступлений или же административных правонарушений на Государственной границе России; взаимодействие с гражданами и должностными лицами по охране Государственной границы РФ: получение объяснений, о ставших известными, обстоятельствах преступлений или административных правонарушениях на границе; агитация граждан России
для охраны границы добровольно; применение оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак для обеспечения своей деятельности; регистрация лиц, учет полученных статистических и прочих сведений; создание и эксплуатация своих каналов связи; обеспечение безопасности в особых случаях; ФСБ обеспечивает безопасность объектов государственной охраны; обеспечивает собственную безопасность; принимает участие в охране дипломатических представительств и консульских учреждений России в иностранных государствах; участвует на территории РФ в выполнении задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, ликвидации противозаконных вооруженных группировок и последствий ЧС природного и техногенного характера.
Федеральная служба безопасности России руководит пограничными представителями, назначенными на соответствующие участки Государственной границы России по международным договорам России. Основная цель пограничных представителей состоит в контроле за соответствием режима Государственной границы России. Пограничные органы ФСБ обеспечивают недопущение нарушений порядка пересечения Государственной границы лицами и транспортом, вывоз и ввоз через Государственную границу России грузов, товаров и животных, осуществления на Государственной границе РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для соответствующего выполнения международных договоров о Государственной границе России и ее режиме [4].
Для того чтобы решить вопросы по соблюдению режима Государственной границы России и урегулированию пограничных конфликтов, пограничный представитель назначает помощников, переводчиков, экспертов и других сотрудников в особом порядке, указанном Федеральной службой безопасности РФ. Данным лицам выдаются документы, указывающие их полномочия. Определение работы этих лиц относится к пограничным представителям. Для осуществления в полном объеме задач, касающихся охраны Государственной границы России, пограничным представителям предоставлены следующие привилегии: перемещаться через Государственную границу России в особом порядке, определенном соответствующими международными договорами РФ; осуществлять деятельность по организации на территории России или на территориях иных государств встречи с пограничными представителями таких государств по темам, относящимся к их компетенции и выражающим взаимный интерес, подписывать по итогам данных встреч протоколы, акты и прочие документы; привлекать, если потребуется специалистов к расследованию пограничных конфликтов; вести в пределах своей компетенции переписки с пограничными представителями иностранных государств; следить за выполнением от должностных лиц и граждан России, иностранных лиц и лиц без гражданства законодательства Российской Федерации о Государственной границе РФ и договоров Российской Федерации с сопредельными государствами о Государственной границе и режиме.
На интенсивную деятельность пограничных представителей указывают следующие данные - за 3 года пограничными представителями в Дальневосточ-
ном федеральном округе было улажено более 2800 различных пограничных конфликтов на территории Государственной границы РФ с КНР. Если указать подробнее, то это: 954 конфликтных ситуации при нарушении режима Государственной границы России; 763 конфликтные ситуации при нарушении пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России; 145 конфликтов по нарушению режимов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; 1 случай, связанный с противозаконным пересечением лиц через Государственную границу Российской Федерации. Кроме того, в систему пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации входит и государственный советник, специализирующийся на охране границы, который назначается на должность указом Президента России для осуществления Президенту Российской Федерации консультативной и экспертной помощи касающейся вопросов охраны границы, организации сотрудничества с определенными органами по реализации практических тем защиты интересов Российской Федерации на Государственной границе, в экономической зоне.
Полномочия сферы деятельности государственного советника России сводятся: к консультациям по вопросам касающимся осуществления охраны границы и экономической зоны; к разработке вариантов по проведению комплексной государственной политики РФ в области охраны государственной границы с государствами СНГ, прочими государствами. Для решения вопросов по охране границы и экономической зоны России советник принимает участие по взаимодействию с государственными органами России и государствами СНГ, исполняющими обязательства по управлению в области обороны, безопасности и охраны государственных границ и внешних отношений, различными общественными организациями, находящимися на территории РФ.
Государственный советник выдвигает предложения для усовершенствования законодательства в области охраны Государственной границы Российской Федерации и морской экономической зоны России, способствование по развитию системы охраны Государственной границы и морской экономической зоны, пограничного контроля, также пропуска через границу граждан, транспорта, по обеспечению социальной и правовой защиты военнослужащих пограничных войск, лиц, уволенных с настоящей военной службы, членов семей военнослужащих.
Оперативно-территориальными группами, постоянно реализующими в части своей компетенции национальную пограничную политику на особом участке Государственной границы Российской Федерации, являются региональные пограничные управления Федеральной службы безопасности РФ в федеральных округах и пограничные управления Федеральной службы безопасности РФ в приграничных участках.
В Дальневосточном регионе исполняют порученные им обязанности: Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, включающее в себя территории 3 региональных управлений (Дальневосточного, Тихоокеанского и Северо-Восточного), пограничные управ-
ления Приморского края, Амурской области, Хабаровского края, Еврейской автономной области. Региональное пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ решает следующие задачи: недопущение незаконного пересечения Государственной границы России; обеспечение соблюдения различными юридическими и физическими лицами режима Государственной границы России, пограничного режима который действует в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; охрану морских внутренних вод, территориального моря, экономической исключительной зоны, континентального шельфа РФ, биологических и водных ресурсов Азовского моря и Каспийского, также запасов рыб, которые образуются в реках России, за территорией исключительной экономической зоны Российской Федерации.
От того что Россия имеет очень протяженные морские, речные, озерные границы, в структуре пограничных органов создали соединения по морской охране. Основная деятельность морской охраны состоит в осуществлении пограничной политики России в области охраны Государственной границы РФ на морских, речных, озерных участках и других водоемах, континентального шельфа и ее исключительной экономической зоны, в пресечении в системе угроз и вызовов национальным интересам Российской Федерации в зоне морского пограничного пространства. Охрана в области морского пограничного пространства предусматривает выполнение групп правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и прочих мер относящихся к защите интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз со стороны иных государств.
Основными задачами морских сил можно назвать следующие: охрана Государственных границ на морских, речных, озерных участках и прочих водоемах, обеспечение ее защиты в содействии с различными структурами федеральных и региональных органов исполнительной власти; охрана биологических ресурсов, находящихся в морских пограничных пространствах России и содействие государственному контролю в данной сфере; борьба с контрабандами, незаконными миграциями, ввозом и вывозом наркотиков, оружия, всех видов запрещенных грузов; участие в масштабных с зарубежными объединениях акциях в отношениях борьбы с международной преступностью, терроризмом и пиратством; осуществление помощи, спасения в зонах, в районах, которых несут пограничники служебно-боевую деятельность; обеспечивают выполнение международных конвенций и законодательства Российской Федерации в отношении по контроля за состоянием водной среды, охраной ее от загрязнений; осуществление иных правоохранительных функций в морском пограничном пространстве России; организация работы по недопущению и пресечению нарушений правового режима исключительной экономической зоны, территориального моря, внутренних вод; оказание содействия по обеспечению охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа, кроме того деятельность по государственному контролю в данных рай-онах[5].
При рассмотрении вопросов по осуществлении полномочий должностных лиц пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, нужно учитывать то, что это государственная организация, образующая основание системы по обеспечению безопасности личности, общества, государства на Государственной границе РФ. В административном праве полномочия указываются как отдельная часть по компетенции и статусу органов, должностных лиц, осуществляющих управленческие функции, указанные в законодательстве Российской Федерации [1].
В данном смысле полномочия должностных лиц пограничных органов имеют право и в тоже время и обязанность действовать в определенной ситуации способом, соответствующим российскому законодательству. Полномочие подразумевает его точное исполнение, в соответствии с механизмом законности. Служба должностных лиц пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации базируется на таких принципах как, соблюдение законности и гуманизма; уважение и соблюдение прав и свобод человека; уважение суверенитета и территориальной целостности государства Российской Федерации, нерушимости границ государства; мирного улаживания различных пограничных споров; всестороннего и комплексного, также выгодного обоим государствам сотрудничества друг с другом, выполняющих однотипные задачи; сочетания разных форм и методов осуществления деятельности; централизации управления.
Одновременно с административной деятельностью, состоящей особенно в предупреждении и пресечении правонарушений в сфере защиты Государственной границы Российской Федерации, требуется, отталкиваясь от множества аспектов государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности государства, определенно отметить направления работы пограничных органов: по защите прав и интересов личности, общества и государства; ведение оперативно-розыскной, войсковой, разведывательной и контрразведывательной деятельности; взаимодействие с иностранными государствами; заключение международных договоров и прочее.
Исходя из выше изложенного, пограничная деятельность это целенаправленная деятельность касающаяся защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации определенно от своего регионального управления на каждом участке, а Федеральная служба безопасности РФ - осуществляет деятельность по защите Государственной границы России полностью.
Главная цель указанной деятельности сосредотачивается в сфере обеспечения безопасности личности, всего общества и государства в области защиты Государственной границы Российской Федерации, в области охраны внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны, континентального шельфа России и ее природных ресурсов. Следовательно, охрана Государственной границы Российской Федерации пограничными органами и войсками Федеральной службы безопасности Российской Федерации ведется для недопущения незаконного ее пересечения, для соблюдения физическими и
юридическими лицами правового функционального режима Государственной границы России.
Указанные пограничные меры в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации являются частью в системе мер по обеспечению безопасности России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.
2. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://www.fsb.ru.
3. Сплавская Н.В. Экстремистская деятельность (экстремизм): теоретико-правовой аспект // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, 2015. С. 66-68.
4. Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы защиты прав человека: «Права человека». Пер. А. Иванченко. Ред. Л. Архипова, 2014.-100с.-200 экз.
5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.
Деменкова Е.Б.
ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Российская Федерация - государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти - явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями