Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ
Категория деятельности Category of activity / Kathegorie der Tätigkeit
УДК 005:351.746.1
Дмитриев В.А.
Пограничное сотрудничество
Дмитриев Владимир Александрович, доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Президент Отделения погранологии Международной академии информатизации, действительный член МАИ и Академии геополитических проблем, контр-адмирал в отставке
E-mail: anton_986@msn.com
В статье рассмотрены основные аспекты пограничного сотрудничества как важнейшего элемента системы трансграничных коммуникаций, обеспечивающего безопасность последней. Дано определение пограничного сотрудничество, выделены характерные для него риски и угрозы, предложены пути их минимизации. Система пограничной деятельности и пограничного сотрудничества рассмотрена с позиции теории управления сложными системами.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, служба пограничной охраны, системы пограничной деятельности, пограничное сотрудничество, уровень открытости границ, управление границами.
Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей России, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные интересы государств, включая внешнеполитические, экономические, военные, пограничные и гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе по обеспечению пограничной безопасности, через пограничные структуры сопредельных государств. Поэтому необходимо рассмотреть отдельные аспекты этого явления.
Под приграничным сотрудничеством понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и граждан, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов обеспечения пограничной безопасности, устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния населения России и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами [Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации... 2001].
Социальное пространство приграничной территории определяется как социально-географическая зона вдоль границы или вокруг пункта пропуска в глубине территории страны, в пределах которой наблюдаются приграничные процессы и явления. Эти процессы и явления связанны с интересами государств, приграничного населения и взаимодействием между их экономическими, правовыми, военными, культурными и иными полями.
Международное приграничное сотрудничество является одним из важных направлений реализации государственной пограничной политики Российской Федерации. Оно имело и ранее для России особо приоритетное значение, а в последнее время приобретает все более широкие перспективы. Россия граничит с 16 государствами, кроме того, из 83 субъектов РФ 46 регионов находятся в приграничных отношениях с теми или иными государствами, 26 из них граничат с государствами СНГ.
Приграничное сотрудничество Российской Федерации и ее субъектов с территориальными сообществами и властями зарубежных государств становится, как отмечалось на заседании Консультативного совета МИД России 3 июня 2010 г., все более весомым фактором в формировании системы взаимодействия с сопредельными странами в пограничной, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. Оно отвечает долгосрочным интересам нашей страны, так как, в конечном счете, ведет к созданию «пояса добрососедства» по периметру российских границ.
Для этого имеются соответствующие основания.
Во-первых, сотрудничество стимулирует полнокровное развитие прилегающих к границе регионов, создание на базе местных ресурсов производств экспортной ориентации, включение их в международные экономические связи.
Во-вторых, создает атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности в деловом повседневном сотрудни-
Дмитриев В.А. Пограничное сотрудничество
честве в приграничных районах, что является гарантией спокойствия и безопасности на границе и в приграничных регионах и соответственно в сопредельных странах.
В-третьих, способствует повышению уровня пограничной безопасности и решению глобальных проблем человечества: терроризм, наркотрафик, незаконная миграция, экология и др.
В-четвертых, способствует экономии ресурсов, затрачиваемых на поддержание режима государственной границы и пограничного пространства.
В рамках осуществления международного приграничного сотрудничества находят свою реализацию важнейшие задачи пограничной политики Российской Федерации:
— создание условий для обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности; установления и закрепления в международно-правовом отношении Государственной границы;
— защита жизненно важных интересов РФ в ее морских пространствах; межгосударственное сотрудничество по предотвращению военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской Федерации;
— предотвращение попыток международной изоляции России со стороны отдельных иностранных государств и военно-политических блоков; совместная борьба с трансграничной преступностью и терроризмом; обеспечение интересов и безопасности РФ на внешних границах государств-участников СНГ;
— создание единого экономического пространства на основе восстановления старых и развитии новых связей;
— развитие гуманитарного сотрудничества, решение проблем человеческого общения, расширения ареала русского языка;
— обеспечение миграционного контроля, борьба с незаконной миграцией;
— решение транспортных проблем, связанных с торговыми операциями и поездками граждан приграничных регионов через границу;
— сохранение культурной и языковой идентичности русской общины, проживающей по ту сторону границы, и обеспечение законных гуманитарных и этнических интересов представителей национальных меньшинств, проживающих в приграничье;
— решение общих бытовых проблем, непосредственно затрагивающих интересы граждан и местных властей по обе стороны границы; регулирование экологических проблем на территориях приграничных регионов.
В пределах приграничья имеется хорошая возможность решать вопросы эффективного использования сил и средств пограничных органов (служб), природных ресурсов, налаживания сельскохозяйственного производства, организации совместных предприятий пищевой и легкой промышленности, улучшения транспортного сообщения, модернизации средств коммуникаций, других объектов приграничного хозяйства.
Основными принципами приграничного сотрудничества, в дополнение к общепризнанным принципам международных отношений, являются:
— добровольность, равноправие, добрососедство и партнерство участвующих сторон;
— тождественность компетенции государственных, региональных и местных органов управления сотрудничающих стран в пограничной сфере;
— общность интересов и выгодность приграничного сотрудничества; сохранение баланса интересов сотрудничающих стран; взаимопомощь в решении глобальных проблем человечества в пограничных пространствах;
— обеспечение социально-экономического и культурного многообразия приграничной территории по обе стороны границы.
Приграничное сотрудничество может осуществляться по многим направлениям, способствуя развитию и укреплению хозяйственных, культурных, гуманитарных связей между приграничными территориями РФ и сопредельных государств, способствовать созданию и эффективному развитию экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях. Но в данном контексте важно остановиться на одной из сфер приграничного сотрудничества — сотрудничества в пограничной сфере или на пограничном сотрудничестве.
Пограничное сотрудничество — устойчивые и длительные организационные, погранпредставительские, информационные, специальные, научно-технические и иные связи между пограничной службой РФ и органами (войсками) пограничной охраны сопредельных государств на дву- и многосторонней основе, осуществляемые в установленном законодательством РФ и международными соглашениями порядке. Основывается на совпадении интересов РФ и соседних с ней государств и направлено на последовательное углубление координации и взаимодействия по мирному разрешению пограничных проблем [Пограничный словарь 2002].
В интересах решения проблем, возникающих в процессе реализации пограничной политики, Российской Федерацией со многими государствами заключены двусторонние и многосторонние договоры по пограничным вопросам, в том числе и по вопросам пограничного сотрудничества. Причем сотрудничество по пограничным вопросам между государствами осу-
Дмитриев В.А. Пограничное сотрудничество
ществляется в основном в целях обеспечения надежной охраны государственной границы по следующим направлениям:
а) взаимодействие по вопросам охраны государственной границы в пунктах пропуска через нее;
б) борьба с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ и радиоактивных материалов, наркотических средств и психотропных веществ;
в) оказание содействия в обмене информацией и опытом организации охраны границы;
г) оказание содействия в подготовке кадров и специалистов пограничных ведомств.
.Одновременно пограничное сотрудничество несет в себе и определенные угрозы национальным интересам и безопасности России.
Основные угрозы в сфере пограничного сотрудничества:
— разведывательно-подрывная деятельность сопредельных государств;
— возможность появления «агентов влияния» и «пятой колонны»;
— активное негативное информационное воздействие на население;
— угроза возникновения и проявления национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
— возможное проникновение террористических элементов на территорию РФ;
— наркотрафик из сопредельных государств, большие объемы контрабандной торговли, криминализация приграничья, трансграничная преступность;
— растущая нелегальная миграция;
— экономическая, культурная, информационная экспансия сопредельных государств;
— этническая и культурная ассимиляция, утрата общероссийской идентичности жителями приграничья;
— риск нанесения урона окружающей среде.
Наряду с угрозами существуют и объективные причины, затрудняющие приграничное сотрудничество.
Причины, затрудняющие пограничное сотрудничество
В настоящее время потенциал приграничного сотрудничества и возможности дальнейшего развития межрегиональных связей со многими странами, в том числе и с государствами СНГ, используется не полностью в силу ряда объективных причин [Степенко 2005]:
а) в национальном законодательстве большинства государств данная сфера правоотношений является недостаточно проработанной;
б) имеются существенные расхождения в действующих правовых нормах внутреннего законодательства государств в сфере пограничной, внешнеэкономической и хозяйственной деятельности, таможенных и налоговых барьеров;
в) отсутствует целостная межгосударственная концепция приграничного сотрудничества;
в) являются неурегулированными платежно-расчетные отношения;
г) не принят закон «О приграничном сотрудничестве», который на федеральном уровне должен закрепить принципы, приоритетные направления, формы и механизм его осуществления (еще в 1993 г. по заказу тогда существовавшего Министерства РФ по делам национальностей и региональной политике Отделение погранологии вело разработку проекта Закона «О правовом статусе приграничных территорий»);
д) сырьевая ориентация отечественной экономики (российские регионы многое отдают на откуп иностранным партнерам);
е) несовершенство управления приграничным сотрудничеством (функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приграничного сотрудничества отнесены к ведению Министерства регионального развития РФ, но еще 15 инстанций федерального уровня так или иначе занимаются вопросами приграничного и регионального сотрудничества).
Пограничное сотрудничество с позиций теории организации
Как видно из изложенного, пограничное сотрудничество является не только продуктом исторического развития сопредельных государств, но и большой территориальной социально-экономической системой с особыми свойствами, функциями и процессами.
Для пограничного сотрудничества характерен противоречивый характер процессов функционирования и развития, который обусловливает необходимость поиска направлений синтеза интересов и обеспечения единства механизмов управления. Поэтому возникает проблема разработки концепции формирования, развития и использования синтезированных пограничных потенциалов как основу реализации принципов социосинергетики в управлении приграничным сотрудничеством, т.е. формирования рациональной (оптимальной) системы пограничного сотрудничества.
Рациональной (оптимальной) считается система, которая обеспечивает заданную эффективность выполнения постав-
Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 1 • 2013 Специальный выпуск ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ГРАНИЦ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time Special Issue 'Space, Time, and Boundaries'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit' Spezialausgabe 'Der Raum und die Zeit der Grenzen'
Дмитриев В.А. Пограничное сотрудничество
ленных задач при установленных ограничениях либо минимальных затратах по ресурсам ее создания и функционирования. Математически в самом общем виде это может быть представлено следующим образом:
1 тр,
Э1>Э Эi>Эi тр,
Эт>Эт тр/
где Эi — эффективность выполнения Ьой задачи (функции);
Эi тр — требуемая эффективность выполнения Ьой задачи (функции);
т — количество выполняемых задач (функций);
С — ресурсы (материальные, людские, информационные, временные);
L — рациональная структура системы;
Y — организация функционирования системы.
Таким образом, эффективность системы пограничного сотрудничества можно характеризовать показателями эффективности выполнения каждой функции, определенной законодательным путем для пограничных ведомств.
Через границу перетекают рабочая сила, технологии, товары. В приграничье в межгосударственных отношениях присутствует социальная напряженность, различная интенсивность миграционных потоков и экспортно-импортных операций, (другими словами, это обмен веществом, энергией, информацией). Модифицированные в социальной среде эти категории не исчезают бесследно при переходе из одного государства в другое, а сохраняются в общем эквиваленте (среднем потенциале). Это и есть «основной закон государственной границы». Он указывает на то, что социальные процессы, происходящие в пограничном пространстве конкретного государства, оказывают влияние на социальные процессы не только внутри него самого, но и на социальные процессы в сопредельных государствах, на социальную жизнь соседей, помимо побудительных мотивов и деятельности властей, либо целенаправленно, вероятнее же всего, одновременно и то и другое. Эти процессы определяют уровень пограничной безопасности региона и ими необходимо управлять.
Системный подход в управлении позволяет рассматривать организацию (пограничные органы, войска, службы) как социально-экономическую систему, а потенциал организации как систему, состоящую из взаимосвязанных компонент, характеризующих возможности организации. При этом интегрирующим механизмом в структуре организационного потенциала являются информация и коммуникации. Потенциал организации характеризует ее возможности, то состояние, которого она может достичь, опираясь на ресурсы, безотносительно от вероятности полной реализации этой возможности. Таким образом, потенциал организации (пограничной структуры) зависит от способностей организации оперировать этими ресурсами, организовывать их эффективное взаимодействие. Следовательно, качественная организация пограничного сотрудничества увеличивает «организационный потенциал» каждой из взаимодействующих сторон (подсистем).
Каждая из этих подсистем выполняет исключительные функции в рамках организации (установленные законодательством), и в то же время они частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом. Более того, функции образуют иерархию, или цепь команд, а оптимальное количество уровней определяется с помощью требуемой нагрузки времени для каждой функции.
Следовательно, необходимо понять роль синтезированных потенциалов и системных свойств приграничных регионов в реализации процессов самоорганизации и самоуправления в ходе пограничного сотрудничества.
Функционирование и развитие пограничного сотрудничества для конкретных государств имеют различные целевые функции, характеризуются внутренней противоречивостью. Для учета этих особенностей и объединения этих процессов на основе общей сущности целесообразно воспользоваться теорией организации социально-экономических систем. Для пограничного сотрудничества важно следование трем фундаментальным законам организации: самосохранения, развития и композиции [Медведев, Понуждаев 2004].
Согласно закону самосохранения, каждая социальная система стремится к выживанию в условиях конкурентной борьбы за счет оптимального использования собственного потенциала. Данное соотношение в аналитическом виде можно представить следующим образом:
где R1¡ — внутренний потенциал (ресурс) системы обеспечения пограничной безопасности;
R2¡ — внешний потенциал (ресурс) в Ьой области, получаемый за счет сотрудничества;
— внутренний разрушительный потенциал (ресурс), потенциал внутренних угроз пограничной безопасности;
У2\ — внешний разрушительный потенциал (ресурс), представляющий внешнюю угрозу пограничной безопасности и
Дмитриев В.А. Пограничное сотрудничество
наносящий реальный ущерб.
Левая часть формулы представляет собой конструктивный или созидательный потенциал (С), правая — деструктивный или разрушительный потенциал ф), т.е. самосохранение возможно, если С ^.
Закон развития — необходимый атрибут жизнедеятельности любой организации, но его параметры различны и зависят от потенциальных возможностей организации и факторов внешней среды. Математическое выражение закона развития следующее:
п
” ” ' ” (3)
где ^ — потенциал системы на j-ом этапе жизненного цикла (в j-х социально-политических условиях);
^ — потенциал системы в Ьой области (финансы, кадры, техника, вооружение, технологии и т. п.) на j-ом этапе.
Закон композиции и пропорциональности гласит: «Каждая социальная система стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все композиционно необходимые ресурсы, находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции)» [Управление организацией... 2001]. Этот закон можно назвать также законом гармонии или минимизации энтропии. Им определяется правильность субординации и рациональная подчиненность структур управления данных систем.
В ходе сотрудничества одна пограничная система (государства 1) взаимодействует с другой пограничной системой (государства 2) и вместе они составляют новую замкнутую систему. Согласно закону внутренней энтропии, общая система остается в равновесии, если изменение энтропии в первой системе (государства 1) ДS1 будет равно изменению энтропии второй системы ДS2 с противоположным знаком. Если вторая пограничная система (государства 2) достаточно большая, то выполняется условие
|Д^| |А52|
ST V °1 2
(4)
Данное неравенство означает, что если пограничная структура, с которой взаимодействует изучаемая система, удовлетворяет неравенству, то ее энтропия S2 является постоянной - в ней не происходят ни процессы организации, ни процессы дезорганизации. Если система организована выше критического уровня, то в ней преобладают процессы дезорганизации, если ниже - процессы упорядочения и самоорганизации: на самом критическом уровне действия указанных процессов уравновешивают друг друга, и состояние системы становится стационарным, к чему мы и должны стремиться.
Между степенью открытости системы и критическим уровнем ее организации существует однозначное соответствие. Чтобы увеличить порядок в системе, необходимо увеличить ее степень открытости, новому значению которой будет соответствовать новый, более высокий критический уровень организации, в результате чего в системе станут преобладать процессы, упорядочивающие ее до нового критического уровня.
Изменить значение критического уровня организации пограничной системы можно, только изменив ее степень открытости [Шаповалов, Казаков 2002]. При этом ясно, что, увеличив степень открытости, мы перейдем в новое стационарное состояние с меньшим значением энтропии, т.е. с более высоким критическим уровнем организации.
Степень открытости большой сложной системы (к коей относятся пограничные структуры) К01 определятся тремя ее возможностями: масштабируемостью Км, управляемостью Ки и взаимодействием ресурсов Квз:
К0!= F(КM, Ки, Квз). (5)
Масштабируемость здесь будем понимать как возможность наращивания дополнительных ресурсов без структурных изменений самих элементов системы обеспечения пограничной безопасности.
Управляемость — это степень контроля, который осуществляет управляющая надсистема взаимодействующих подсистем (их организационного целого) по отношению к каждой из управляемых (сотрудничающих) подсистем.
Взаимодействие ресурсов есть взаимодополняемость ресурсов, имеемых каждой из сотрудничающих подсистем (пограничных структур), на основе их сопряжения и частичного сложения..
Можно уверенно говорить, что степень открытости системы в рассматриваемом случае определяется масштабом (разнообразием и интенсивностью) сотрудничества между пограничными системами (государствами).
Таким образом, масштабы пограничного сотрудничества через целевые межведомственные (межгосударственные) мероприятия могут формировать потенциалы социосинергии1 (позитивные и негативные) с высоким уровнем активности,
1 Социальная синергия (социосинергия) — точное и тесное сближение (соединение) человеческих активностей на основе общей цели.
приводящие к высокой степени организации (дезорганизации) пограничных пространств.
В зависимости от степени открытости можно представить четыре известных вида моделей приграничного сотрудничества: барьерная, избирательная, контактная и интегративная. Пограничное сотрудничество способствует переходу от
Дмитриев В.А. Пограничное сотрудничество
барьерной к избирательной модели, а в рамках СНГ — от контактной к интегративной.
Перспективы пограничного сотрудничества и меры по их реализации
Развитие пограничного сотрудничества перспективно, по нашему мнению, по следующим причинам:
1. При взаимодействии по проблемам границы федеральных и региональных властей, пограничных ведомств выигрывают все стороны. Эти дополнительные каналы сотрудничества с соседними странами способствуют снижению уровня общих угроз в пограничных пространствах.
2. Развивая пограничное сотрудничество в регионах, являющихся транспортными узлами или находящимися в их близи, государство получает возможность использовать свое географическое положение в качестве евразийского транзитного коридора, получая долю геоэкономической ренты.
3. Улучшение условий пограничного сотрудничества позволяет сопредельным странам объединить ресурсы пограничных и других силовых структур в противодействии трансграничной преступности и международному терроризму.
4. Экономически неблагополучные регионы являются зоной социальной напряженности и обладают сепаратистским потенциалом, а процессы пограничного сотрудничества служат превентивной мерой для недопущения пограничных конфликтов.
5. Пограничное сотрудничество способствует развитию приграничных регионов сопредельных государств через инфраструктурные преобразования и привлечение местного населения к обустройству и охране государственной границы.
6. Сотрудничество позволяет привести национальное законодательство по пограничной деятельности в соответствие с нормами и правилами мировой практики, т.е. его стандартизации.
7. Пограничное сотрудничество - важный фактор развития межгосударственного сотрудничества со странами СНГ в целом, который при проведении совместных скоординированных действий со стороны государственных и региональных органов власти оказывает позитивное воздействие на интенсификацию интеграционных процессов России со странами СНГ.
Таким образом, в интересах обеспечения национальной и коллективной безопасности приграничных государств в рамках дальнейшего содействия международно-правовому оформлению и развитию имеющегося потенциала сотрудничества по пограничным вопросам следует:
1. на межгосударственном уровне решить вопрос об унификации содержания соглашений по проблемам развития пограничного сотрудничества, а также конкретизации положений внутригосударственного законодательства в административно-политической сфере, направленного на реализацию целей и задач государственной пограничной политики;
2. совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
— разработать общегосударственную концепцию пограничного сотрудничества по всему периметру границ Российской Федерации, учитывающую специфику отдельных регионов согласно указанным моделям;
— рекомендовать Федеральному собранию ускорить принятие законов «О статусе приграничных регионов» и «О приграничном сотрудничестве»;
— на федеральном уровне заключить соглашения с сопредельными государствами, которые предусматривали бы взаимодействие пограничных ведомств и других силовых структур сопредельных государств по преодолению преступности, установлению контроля за состоянием и изменением криминогенной обстановки, координацию усилий по пресечению преступной деятельности различного рода групп и формирований в пограничных пространствах;
— пограничным ведомствам существенно улучшить информационный обмен и мониторинг обстановки на границе и в пограничных пространствах, совместную реализацию информации о возможных и происходящих правонарушениях в пограничных пространствах, комплексно используя свои оперативные, войсковые и технические потенциалы.
Реализация этих мероприятий позволит поднять пограничное сотрудничество на качественно иной уровень, повысить его эффективность как инструмента для решения задач обеспечения региональной пограничной безопасности и развития всех видов приграничного сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р. // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi ?гeq=doc;base=LAW;n=30364
1. Kontseptsiya prigranichnogo sotrudnichestva Rossiiskoi Federatsii. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 9 fevralya 2001 g. N 196-r. On: Konsul'tantPlyus. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=30364
Дмитриев В.А. Пограничное сотрудничество
2. Медведев В.П., Понуждаев Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ИМЭС, 2004.
3. Пограничный словарь. М.: Академия ФПС РФ. 2002.
4. Степенко В.Е. Международное приграничное сотрудничество — важное направление реализации государственной пограничной политики Российской Федерации // Право и безопасность. 2005. № 3(16). Август. С. 78—81.
5. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Г.Поршнева, А.Я.Кибанова, В.Н.Гунина. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2001.
6. Шаповалов В.И., Казаков Н.В. Законы синергетики и глобальные тенденции // Общественные науки и со-временность. 2002. № 3. С. 141 — 148.
2. Medvedev V.P., Ponuzhdaev E.A. (2004). Teoriya organizatsii: Uchebnoe posobie. IMES, Moskva.
3. Pogranichnyi slovar'. Akademiya FPS RF, Moskva. 2002.
4. Stepenko V.E. (2005). Mezhdunarodnoe prigranichnoe
sotrudnichestvo — vazhnoe napravlenie realizatsii gosudarstvennoi pogranichnoi politiki Rossiiskoi Federatsii. Pravo i bezopasnost'. N 3(16). Avgust. Pp. 78—81.
5. Upravlenie organizatsiei: Entsiklopedicheskii slovar'. Pod red. A.G. Porshneva, A.Ya. Kibanova, V.N. Gunina. Izdatel'skii dom «INFRA-M», Moskva. 2001.
6. Shapovalov V.I., Kazakov N.V. (2002). Zakony sinergetiki i global'nye tendentsii. Obshchestvennye nauki i so-vremennost'. N
3. Pp. 141—148.
FRONTIER COOPERATING
Vladimir A. Dmitriev, Doctor of Military Science, Professor, Honored Scientist of Russian Federation, President of Border Science Department at International Informatization Academy, Member of IIA, Member of Academy of Geopolitical Problems, Rear Admiral, retired
E-mail: anton_986@msn.com
Cross-border cooperation has become an important feature of modern international relations of Russia, because many vital interests of the state, including foreign policy, economic, military, and humanitarian contacts are crossed directly on the border. The focus of the author is one of the areas of cross-border cooperation, which is cooperation in the frontier sphere of or frontier cooperating. The author defines the frontier cooperating as a sustainable and prolonged institutional, Border-representation, information, special, scientific, technical, or other communication between the Border Guard Service of the Russian Federation and bodies (the troops) of the Border Guard of neighboring states on a bilateral and multilateral basis that implemented in accordance with the laws of Russia and international agreements. The paper discusses in detail the risks and threats related to frontier cooperating, as well as the legal, economic and administrative causes that hinder its development. Considerable attention author pays to the analysis of frontier cooperating from the standpoint of the theory of organization. In particular, the author explores the correlation between the degree of openness of the border activity system, on the one hand, and the level of management (organization) of boundaries, on the other hand. He shows that four well-known models of cross-border cooperation, namely the barrier, the election, the contact and integrative one, determined not just the level of openness of the system, but also the level of frontier cooperating.
Keywords: cross-border cooperation, Border Guard Service, border activity system, frontier cooperating, level of the border openness, border management.