^еаИНик , январь, 2004 г., № 1
«ПОЭЗИЯ, ЗАВИДУЙ КРИСТАЛЛОГРАФИИ»
(ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ)
Когда я прочитал Мандельшта-мовский «Разговор о Данте» (он изучал итальянского поэта в подлиннике и называл его Дант, а не Данте) — я был поражен обилием в этом тексте всяческой геологии. Позже выяснилось, что это было давно известно профессиональным литературоведам, в частности, новому переводчику Данта —А. А. Илюшину.
Тогда у меня возникла идея: хорошо бы сочинить эссе на тему: «Мандельштам и геология». Но для этого надо было знать наизусть всего Мандельштама. Я для такого дела не годился, но в городе Москве жил-пожи-вал кристаллограф Егор Маленков (младший сын того самого...), который кончал кафедру геохимии МГУ через год после меня — в 1960 г. Он был всем известен как фанатичный поклонник поэзии Мандельштама и уж точно знал всё наизусть. В начале 1990-х гг. я написал Егору и предложил ему реализовать мою идею — но его, она, увы, не вдохновила.
Недавно, разбирая свой архив, я обнаружил уже пожелтевшие машинописные выписки, которые я собирался передать Егору; мне стало жаль их выкидывать, и я решил предложить их вниманию геологов — читателей ^есек/бсмга.
Ниже приведены несколько выписок из «Разговора о Данте» («Слово и культура». М.: Сов. писатель, 1987. С. 119—120, 132, 135—136, 148) и из статьи А. А. Илюшина «Данте и Петрарка в интерпретациях Мандельштама» («Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Воронеж: Воро-нежск. ун-т, 1990. С. 367—382).
Итак, вот что пишет сам Мандельштам.
Стр. 119—120.
Структура дантовского монолога, построенного на органной регистров-ке, может быть хорошо понята при помощи аналогии с горными породами, чистота которых нарушена вкрапленными инородными телами.
Зернистые примеси и лавовые прожилки указывают на единый сдвиг, или катастрофу, как на общий источник формообразования.
Стихи Данта сформированы и расцвечены именно геологически. Их материальная структура бесконечно важнее пресловутой скульптурности. Представьте себе монумент из гранита или мрамора, который в своей символической тенденции направлен не на изображение коня или всадника, но на раскрытие внутренней структуры самого же мрамора или гранита. Другими словами, вообразите памятник из гранита, воздвигнутый в честь гранита и якобы для раскрытия его идеи, — таким образом вы получите довольно ясное понятие о том, как соотносится у Данта форма и содержание.
Стр. 132.
Поэзия, завидуй кристаллографии, кусай ногти в гневе и бессилии! Ведь признано же, что математические комбинации, необходимые для кристаллообразования, невыводимы из пространства трех измерений. Тебе же отказывают в элементарном уважении, которым пользуется любой кусок горного хрусталя!
Дант и его современники не знали геологического времени. Им были неведомы палеонтологические часы — часы каменного угля, часы инфузорий-ного известняка — часы зернистые, крупчатые, слойчатые. Они кружились в календаре, делили сутки на квадранты. Однако средневековье не помещалось в системе Птоломея — оно прикрывалось ею.
Стр. 135—136.
Когда читаешь Данта с размаху и с полной убежденностью, когда вполне переселяешься на действенное поле поэтической материи; когда сопрягаешься и соизмеряешь свои интонации с перекличками оркестровых и тематических групп, возникающих ежеминутно на изрытой и всколебленной смысловой поверхности; когда начинаешь улавливать сквозь дымчатокристаллическую породу формозву-чания внедренные в нее вкрапленности, тоесть призвуки и примыслы: присужденные ей уже не поэтическим, а геологическим разумом, — тогда чисто голосовая интонационная и ритмическая работа сменяется более мощной, координирующей деятельно-
стью — дирижированьем, и над голосоведущим пространством вступает в силу рвущая его гегемония дирижерской палочки, выпячиваясь из голоса, как более сложное математическое измерение из трехмерности.
Стр. 148.
Внутренность горного камня, запрятанное в нем алладиновое пространство, фонарность, ламповость, люстровая подвесочность заложенных в нем рыбьих комнат — наилучший из ключей к уразумению колорита «Комедии».
Минералогическая коллекция — прекрасный органический комментарий к Данту.
Позволю себе маленькое автобиографическое признание. Черноморские камушки, выбрасываемые приливом, оказали мне немалую помощь, когда созревала концепция этого разговора. Я откровенно советовался с халцедонами, сердоликами, кристаллическими гипсами, шпатами, кварцами и т. д. Тут я понял, что камень как бы дневник погоды, как бы метеорологический сгусток. Камень не что иное, как сама погода, выключенная из атмосферического и упрятанная в функциональное пространство. Для того чтобы это понять, надо себе представить, что все геологические изменения и самые сдвиги вполне разложимы на элементы погоды. В этом смысле метеорология первичнее минералогии, объемлет ее, омывает, одревливает и осмысливает.
Прелестные страницы, посвященные Новалисом горняцкому, штегерс-кому делу, конкретизируют взаимосвязь камня и культуры, выращивая культуру как породу, высвечивая ее из камня-погоды.
Камень — импрессионистский дневник погоды, накопленный миллионами лихолетий; но он не только прошлое, он и будущее: в нем есть периодичность. Он алладинова лампа, проницающая геологический сумрак будущих времен.
Соединив несоединимое, Дант изменил структуру времени, а может быть, и наоборот: вынужден был пойти на глоссалию фактов, на синхронизм разорванных веками событий, имен и
^еоНЯик , январь, 2004 г., № 1
преданий именно потому, что слышал обертона времени.
Новый переводчик «Божественной комедии» А. А. Илюшин признается, что мандельштамовская интерпретация подлинника оказала на него сильное влияние. Он, конечно же, не мог пройти мимо «геологической» доминанты, которой пронизан весь «Разговор о Данте».
Вот что пишет Илюшин:
Стр. 372—373.
В истории дантологии есть многовековая традиция: писавшие о «Божественной комедии» стремясь разгадать секрет ее красоты, прибегали к самым неожиданным образным сравнениям... Мандельштам, отдавший в этом отношении дань музыкальным ассоциациям. не менее щедр был на кристаллографические и петрографические аналогии. Структура дантовского монолога виделась ему сходной «с горными породами, чистота которых нарушена вкрапленными инородными телами», он различал в этих глыбах «зер-
нистые примеси и лавовые прожилки». Возможно, такие сближения подсказаны самим Дантом (см., например, «Чистилище», IX, 97-99 — о черно-красном шершавом камне с прожилкой-трещиной) ... Кристалло-петрографи-ческие ассоциации привели Мандельштама к одному важному обобщению, высказанному им опять-таки метафорически.
И далее Илюшин цитирует текст, который мы уже цитировали выше — см. выписку со стр. 120.
Оказывается (как поясняет Илюшин), в этих словах Мандельштама образно передана крупнейшая проблема русской филологии начала XX в. — соотношение в поэзии формы и содержания. По мнению Мандельштама, люди, закладывавшие основу норм национального литературного языка (а Дант был именно таким человеком) должны были признавать самоценность Слова, то есть ставить форму заведомо выше содержания!
Д. г.-м. н. Я. Юдович
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР
КВАРЦ, КРЕМНЕЗЕМ
Сыктывкар,
Республика Коми, Россия 21—24 июня 2004 г.
Бюро оргкомитета Председатель — академик РАН Н. П. Юшкин
Зам. председателя — профессор Ю. Б. Марин, д. г.-м. н. С. К. Кузнецов Ученый секретарь — к. г.-м. н. Н. В. Сокерина
Адрес оргкомитета
Институт геологии Коми НЦ УрО РАН
Первомайская, 54,
167982, ГСП-2, Сыктывкар, Россия Телефоны: (8212) 24-51-67
(8212) 24-00-37 (8212) 24-53-53 Fax: (8212) 24-53-46
E-mail: [email protected]
КОНТРОЛЬНЫЕ ДАТЫ Представление докладов
31 марта
Рассылка программы
20 мая
Регистрация
21 июня
Открытие семинара
22 июня
НАУЧНАЯ ПРОГРАММА
• Кварц и другие минералы кремнезема в земной коре. Аморфный кремнезем. Структура, состав, свойства, систематика.
• Условия формирования, типо-морфизм и генетическая информативность кварца и минералов кремнезема. Кварц как индикатор геологических процессов.
• Месторождения кварца. Обогащение и оценка качества кварцевого сырья. Особо чистый кварц. Ресурсы и экономика.
• Экспериментальные исследования. Синтез кристаллических материалов и получение стекол. Нанотехнологии и новые материалы.
• Биоминералогия кремнезема.
• Геммология кварца и минералов кремнезема. Облагораживание. Искусственные аналоги и имитации. Минералы кремнезема в музейных коллекциях и произведениях искусства.
бт беги души наудрабё&еж мгуреатаб їраграмми «^ыдаащхее#- угекие. Кандидати и дастара иаус б иажмищии «Кандидати иаус
а
фергея 'НбаНабига
ЪфАВ'ЯХб,
феріе& фергеебига
ХЁЫМВ'ЯХб,
Владимира, фергеебига
'ЧЦПРб'ВА,
‘Т’еарги#. ^ладимирабиш
'ЧЩРбЪА,
'Маж-ъ&.Ну Тригарьебну *%елаем длгль-Яейсних тбаргеесих уенехоб!