УДК - 82.0
Гельдыева К. преподаватель кафедра русского языка Меляева А. преподаватель кафедра русского языка Туркменский национальный институт мировых языков имени Довлетмаммеда Азади
Туркменистан, Ашхабад
ПОЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАХТУМКУЛИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются философские и поэтические особенности произведений Махтумкули Фраги, анализируется тематическая многогранность лирики великого поэта туркменского народа.
Ключевые слова: творчество, философия, лирика, перевод, литература, поэтическая традиция.
Geldiyeva K. teacher
Russian Language Department
Melayeva A. teacher
Russian Language Department Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmammet Azady Turkmenistan, Ashgabat
MAKHTUMKULI'S POETIC AND PHILOSOPHICAL VIEWS
Abstract. This article examines the philosophical and poetic features of the works of Makhtumkuli Fraga, analyzes the thematic versatility of the lyrics of the great poet of the Turkmen people.
Keywords: creativity, philosophy, lyrics, translation, literature, poetic tradition.
Махтумкули — великий поэт, мыслитель, патриот, основоположник туркменской литературы и туркменского языка, жил и творил в XVIII веке, почти одновременно с Ломоносовым, Вольтером и Гёте. Поэзия Махтумкули во все времена выделялся своей оригинальностью и честностью высказываний в адрес своего народа.
Махтумкули - выдающийся туркменский национальный поэт-герой и духовный отец туркмен, жил в западном Туркменистане, и выделялся своими оригинальными произведениями в туркменском языке.
Он получил начальное образование, то есть навыки чтения и письма, владение арабским и персидским языками под руководством Довлетмаммеда Азади, своего отца и одного из самых выдающихся ученых того времени. "Диваны" и поэзия Низами, Фирдоуси, Новаи, Сагди, Насими и Физули были ориентирами для его дальнейшего образования.
Махтумкули пытается изобразить всестороннюю картину жизни туркмен в XVIII веке. Жизнь нации, проблемы морали, искусства и ремесла
- вот основные темы, затронутые в его поэзии. Что сделало Махтумкули великим, так это то, что ему удалось изобразить лучшие национальные черты туркмен XVIII века. Поэзия Махтумкули дорога туркменскому народу, потому что, с одной стороны, она прославляет свободный и независимый туркменский дух и написана на понятном им языке, а с другой
- за его призыв к туркменским племенам объединиться в единое национальное государство.
Махтумкули выступает за объединение туркменских племен и их усилия на благо Родины. Это он рассматривает как первое условие суверенитета, поскольку последнее требует власти и единства. Единство -это наследие, которым туркменский народ должен воспользоваться во что бы то ни стало. История и культурное наследие нации должны служить ресурсом для дальнейшего развития страны. Все эти идеи также должны служить актуальной целью образовательного и воспитательного процесса.
Враг властвует, — а день за днем идет,
В страданиях за родом гибнет род...
И мы — туркмены — терпим этот гнет!
Вставайте, братья, нам нельзя смириться!
Народу ныне говорит Фраги:
Меч доблести, Отчизну береги,
Да не коснутся наших роз враги.
Пусть месть клокочет огненною птицей.
(Перевод А. Тарковского)
Большая часть произведений великого мыслителя посвящена отделению добра от зла, отделению храброго человека от трусливого, красоты от уродливого. Он поэт справедливости и правды. Великий поэт следует за Ходжа Ахмет Ясави и пытается популяризировать его идеи. Основные цели философии воспитания должны быть направлены на воспитание личностей, способных анализировать преходящий мир.
Если мы попытаемся проанализировать "диван" Махтумкули, то станет ясно, что поэту удается изобразить лучший прототип туркмена
своего времени, который практически охватывает основные черты нации вплоть до наших дней.
Образовательная философия Махтумкули основана на "мудрости", "глазах" (способности видеть или воспринимать мир своей душой), "судьбе" (события неизбежно предопределены) и "имане" (вере). Эти четыре понятия являются основными чертами, которые можно найти у взрослого человека. Если эти столпы игнорируются в процессе воспитания, то было бы трудно отделить добро от зла, храброго от трусливого, подчеркивает поэт в своем стихотворении:
Мы сами выковали чаши Добра и зла.
В них судьбы наши.
Скажи, Фраги, какая краше,
Пока нам время не пришло.
(Перевод А. Тарковского)
Идея хорошего человека в произведениях Махтумкули тесно связана с понятиями мужества и краткости. Храбрый молодой человек в своей философии воспитания - это мужественный человек, который может справляться с трудностями, может быть опорой для других людей, справедливый, способный хранить тайну, любящий Господа и, несмотря на наличие всех этих черт, скромный и добросердечный.
Примерно две трети его произведений пронизаны идеей добра, потому что последнее исторически сложилось благодаря человеческой мудрости, опыту и учениям пророков. Махтумкули исходит из признанных во всем мире общечеловеческих ценностей, принятых всеми нациями за стандарты хорошего поведения. Молодой человек должен развивать в себе такие добродетели, как доброта, готовность оказывать поддержку другим, любовь к Родине и достоинство. Добродушие, в свою очередь, включает в себя такие добродетели, как справедливость, милосердие, достоинство и красота:
Не мучай друга словом безотрадным;
Голодного за стол свой посади;
Будь строг и сух с завистливым и жадным;
Любовь к труду храни в своей груди.
Приветлив будь с бездомным сиротою,
Прими его, согрей, снабди едою;
Будь с грустным добр и раздели душою
Его беду, в его дела войди.
(Перевод Г. Шенгели).
Предполагается, что люди, обладающие вышеупомянутыми добродетелями, счастливы, им сопутствует удача. Махтумкули выступает за индивидуальный дух, который предопределяет его счастье, а дух и душа человека, по его мнению, были сформированы Творцом. Умиротворенность
ума - это сущность добросердечного человека. Великий мыслитель презирает также самомнение и эгоизм. Самонадеянные люди, как обычно, лишены чувства собственного вклада в работу, которую они выполняют.
Подводя итог, следует отметить, что философия Махтумкули основана на духовных ценностях. Система воспитания, основанная на материальных ценностях, не может ни защитить людей, ни обеспечить единство наций. Потому что материальный мир прекрасен и имеет разные оттенки только благодаря духу. Дух не должен быть ограничен материальными параметрами. Жизнь и поэзия великого туркменского поэта свидетельствуют о том, что суть его философии в основном духовна.
Использованные источники:
1. Мир текстов Махтумкули и языки мира - TDNG, 2014
2. К.М. Кулиев. "Махтумкули" - Магариф, 1987
3. Люциан Климович. Корифей туркменской поэзии - 2012