Научная статья на тему 'Поэтика времени и пространства в творчестве Е. И. Кострова'

Поэтика времени и пространства в творчестве Е. И. Кострова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XVIII ВЕКА / КЛАССИЦИЗМ / ЖАНРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПЕРЕХОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ / ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ / 18TH CENTURY RUSSIAN POETRY / CLASSICISM / GENRE IDEATION / ARTISTIC SPACE / TRANSITIONAL PHENOMENA IN LITERARY PROCESS / TRADITIONS AND INNOVATIONS IN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маслова Анна Геннадьевна

В статье рассматривается пространственно-временная организация произведений Е.И. Кострова, выявляются особенности, отражающие эволюцию его творчества. Автор статьи анализирует оды и эпистолы Е.И. Кострова, так как именно эти жанры были самыми устойчивыми в системе классицизма. Анализ художественного времени и пространства поэзии Е.И. Кострова раскрывает эволюцию его творчества в контексте литературного процесса переходной эпохи последней трети XVIII века. Поэт в произведениях, посвященных близким по духу современникам А.В. Суворову и Г.Р. Державину, отказывается от «готового» риторического слова и обращается к выражению индивидуально-личностных переживаний. В его одах и эпистолах звучат характеристики конкретных особенностей личности или творческих открытий адресатов произведений, отражаются автобиографические факты. Это соответствует общему движению литературного процесса переходной эпохи последней трети XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of time and space in the works of Yermil Kostrov

The article discusses the spatial-temporal organisation of Yermil Kostrov’s works, identifies features that reflect the evolution of his work. The author of the article analyses Yermil Kostrov’s odes and epistles since these genres were the most stable in the system of classicism. Analysis of artistic time and space in Yermil Kostrov’s poetry reveals the evolution of his work in the context of the literary process of the transitional era of the last third of the 18th century. In works devoted to congenial contemporaries Alexande rSuvorov and Gavrila Derzhavin, the poet refuses the "finished" rhetorical word and refers to the expression of individual-personal experiences. His odes and epistles voice specific features of the personality or the creative discoveries of the addressees of the works, reflect autobiographical facts. This corresponds to the general trend in the literary process of the transitional era of the last third of the 18th century.

Текст научной работы на тему «Поэтика времени и пространства в творчестве Е. И. Кострова»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-62-66 УДК 821.161.1.09"18"

Маслова Анна Геннадьевна

доктор филологических наук Вятский государственный университет, г. Киров

usr10021@vyatsu.ru

ПОЭТИКА ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Е.И. КОСТРОВА

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Творчество Е.И. Кострова в контексте русской поэзии XVIII века» № 17-04-50062-ОГН

В статье рассматривается пространственно-временная организация произведений Е.И. Кострова, выявляются особенности, отражающие эволюцию его творчества. Автор статьи анализирует оды и эпистолы Е.И. Кострова, так как именно эти жанры были самыми устойчивыми в системе классицизма. Анализ художественного времени и пространства поэзии Е.И. Кострова раскрывает эволюцию его творчества в контексте литературного процесса переходной эпохи последней трети XVIII века. Поэт в произведениях, посвященных близким по духу современникам -А.В. Суворову и Г.Р. Державину, - отказывается от «готового» риторического слова и обращается к выражению индивидуально-личностных переживаний. В его одах и эпистолах звучат характеристики конкретных особенностей личности или творческих открытий адресатов произведений, отражаются автобиографические факты. Это соответствует общему движению литературного процесса переходной эпохи последней трети XVIII века.

Ключевые слова: русская поэзия XVIII века, классицизм, жанровое мышление, художественное пространство, переходные явления в литературном процессе, традиции и новаторство в литературе.

Творчество Е.И. Кострова разнообразно в жанровом отношении. Несмотря на то, что большая часть его произведений -это приветственные торжественные оды «на случай», поэт является автором эпистол, послания, идиллии, эклоги, переложения псалма, станса, мадригала, новогодних (эонических) стихотворений, басен, анакреонтической и философской лирики. Кроме того, некоторые произведения автор обозначает как «стихи» или «песнь», по своей родовой природе они, как правило, сочетают элементы различных жанров: похвальной оды, эпистолы, элегии, анакреонтического стихотворения. Как верно отмечал Г.А. Гуковский, история литературы видит в Е.И. Кострове «фигуру выразительную, свидетельствующую о значительных художественных процессах, протекавших в русской литературе 1770-1780-х годов» [3, с. 462], поэтому анализ пространственно-временной организации поэзии Кострова позволяет раскрыть ведущие тенденции, характерные для всей русской литературы последней трети XVIII века.

В данной статье рассматривается пространственно-временная организация произведений Е.И. Кострова ведущих для классицизма жанров - оды и эпистолы, выявляются особенности, отражающие эволюцию его творчества в контексте литературного процесса переходной эпохи последней трети XVIII века, характеризующегося постепенным отказом от «готового» риторического слова и обращением к выражению индивидуально-личностных переживаний.

Для русской торжественной оды как ведущего жанра классицизма, тесно связанного с идеологией абсолютизма, традиционным является хронотоп, воссоздающий мифологему непреходящего «золотого века». Характерными приемами становятся: восхождение одического певца в «высшие» сфе-

ры - «на Парнас», парение и панорамный взгляд на деяния монарха «вне времени и пространства»; мотив преображения пространства в связи с деятельностью или же простым присутствием воспеваемого в оде субъекта; топос исторической преемственности монархов на троне, создающий иллюзию бесконечности благих деяний российских правителей.

В одах Е.И. Кострова присутствуют все эти приемы. Одна из ранних од «На всерадостный день коронации Екатерины II» (1778) открывается вступлением, в котором лирический герой обращается к Музе, находящейся на вышине «священных гор» [4, с. 5], и именно оттуда раздаются звуки, возвещающие о радости всей российской державы. Ода «На день рождения Екатерины II» (1779) открывается строками: «Парнасским пламенея духом, / Отверзу к пению уста: / Вы радостным внимайте слухом - / Земля и горние места» [4, с. 24], указывающими на точку зрения лирического героя, возвышающуюся над обыденным миром, позволяющую вещать для «горних мест».

Не отказывается от подобных приступов Е.И. Костров и в одах середины 1780-х годов, хотя его восхитила «Фелица» Г.Р. Державина, в которой автор отказался от приема «парения» и «не седлает парнасска бегунца» [4, с. 111]. Сам же Е.И. Костров, приветствующий новаторские приемы своего современника, не спешит отказаться от традиционного приема. Ода «На прибытие Ея Им-ператорскаго Величества в Москву» (1785) открывается приступом, указывающим на традиционное для классической оды возвышение одического певца над миром:

Благовествуй, о Муза, радость! Внезапный устреми полет: Внезапна весть восторга сладость В сердца московских чад лиет...

62

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

© Маслова А.Г., 2019

Все нашему веселью внемлет, Все очи в высоту подъемлет И в новых зрит себя лучах [4, с. 78].

Кроме топоса «возвышения над миром» Е.И. Костров использует здесь и топос «внезапного восторга», сформировавшийся в ломоносовской оде, вспомним, например начало оды «На взятие Хотина 1739 года» М.В. Ломоносова: «Восторг внезапный ум пленил, / Ведет на верьх горы высокой» [5, с. 61].

Даже отказываясь от традиционной десятистрочной одической строфы в одах второй половины 1780-х годов и адресуя свои оды уже не венценосным особам, а видным государственным и церковным деятелям, Е.И. Костров все-таки не считает возможным отказаться от приема «восхождения на Парнас» и привычного топоса «внезапного восторга». Так, во вступлении к оде «На день рождения Михаила Матвеевича Хераскова» читаем: «Позволь, Херасков, мне в сей день, тобою чтимый, / Оставя дол, лететь Парнасса в высоту...» [4, с. 121], в приступе к «Оде Преосвященнейшему Платону в день тезоименитства» звучат строки: Что венценосных Нимф соборы, Оставя злак Темпейских мест, Стремятся на Фессальски горы, Возвышенны до самых звезд, Где их язык вещает радость, Уста лиют небесну сладость? [4, с. 158]

Приступ «Оды его сиятельству графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому» воссоздает ситуацию «внезапного восторга»: «Но тем же громом я, внезапно возбужден, / В восторге зрю себя усердию понятном.» [4, с. 146], а молниеносное перемещение взора лирического героя от ошеломительных побед полководца к изображению его нравственных качеств и восхищению его литературными занятиями воспроизводит характерную для оды панорамную точку зрения.

«Общим местом» одических текстов Е.И. Кострова становится мотив преображения пространства в связи с появлением или присутствием восхваляемого объекта, восходящий к основной государственной мифологеме абсолютизма - идее о монархе-демиурге, творящем из хаоса и мрака свет и гармоничный космос. В оде Е.И. Кострова «На день рождения Екатерины II» (1781) мотив преображения пространства объединяется с идиллическим топосом: речь, взгляд, движение одической героини повсюду вызывают ликование в природе: Речет: бесплодные пустыни Преобратятся в вертоград, Градов прекрасные твердыни От недр земных восстать спешат. Под кроткими Ея стопами Одевшися луга цветами Струи нектарные лиют [4, с. 55].

Характерно то, что мотив преображения пространства звучит не только в одах, адресованных представителям правящей династии, но и в оди-

ческих текстах, посвященных видным государственным деятелям. Так, в «Оде графу Захару Григорьевичу Чернышёву на случай его вступления в правление Москвы» читаем: «Где были терния колючи / И мрачныя носились тучи, / Там розы днесь цветут, там чистый блещет свет.» [4, с. 131-132].

Значимой в одах Е.И. Кострова становится космологическая мифологическая идея повторения благих деяний Петра I в деяниях его потомков, что является залогом непрерывного течения «златых времен». Приведем некоторые показательные примеры из од Е.И. Кострова, посвященных дням рождения членов царской семьи. Так, в «Оде на все-радостный день коронации Екатерины II» (1778) читаем: «Но кто сии при Ней толь млады? / Какая нежная чета? <...> / То мудрый Павел и Мария, / Твоей надежды столп, Россия!» [4, с. 11]. В оде «На день рождения Екатерины II» (1779) присутствуют картины вечного блаженства, пришедшего в мир с рождением Екатерины, и здесь же упоминается о наследниках: Павле и Александре. Тот же мотив - в оде «На рождение Александра Павловича» (1778), обращенной к Екатерине: «Твоих благодеяний реки / Текут, и будут течь вовеки. / Твой в Павле дух, и дух его / Во Александре воцарится, / И тако вечно утвердится. / И что дражае нам сего?» [4, с. 23]

Стоит заметить, что мотив продолжения «златых времен» в потомках Екатерины становится своеобразной «визитной карточкой» од Кострова и нередко композиционно завершает оду. Соблюдая узаконенный М.В. Ломоносовым принцип «лирического восторга», согласно которому финал оды «не должен быть ни в коем случае "замкнутым" и создавать какую бы то ни было иллюзию завершенности/исчерпанности темы» [6, с. 131], Костров при помощи топоса исторической преемственности направляет художественное время-пространство оды в бесконечность.

Е.И. Костров, таким образом, на протяжении всего творческого пути создает торжественные оды, в которых ведущей становится возвышенная, панорамная точка зрения лирического героя; сквозными в его одах, посвященных Екатерине II и ее потомкам, оказываются: мифологема «золотого века», мотив преображения пространства и топос исторической преемственности монархов на российском престоле. В одах, адресованных не представителям правящей династии, а государственным, церковным деятелям и меценатам, Е.И. Костров не отказывается от традиционного для торжественной оды хронотопа воспарения одического певца над миром и топоса «внезапного восторга», использует мотив преображения пространства.

В то же время в одах, не связанных с государственно значимыми «случаями», Е.И. Костров иногда отходит от привычного канона. К.Г. Бронников

отметил, что в период с 1783 по 1792 года «ода Кострова усваивает манеру "домашнего тона", мотивы простоты и интимности», этот период характеризуется близостью художественных позиций Кострова творчеству Г.Р. Державина [2, с. 30-31].

Уже упомянутая выше «Ода его сиятельству графу Александру Васильевичу Суворову-Рым-никскому» (1789), с одной стороны, ориентируется на одический канон, предполагающий панорамный, стремительно перемещающийся в пространстве взгляд лирического героя. С другой - в оде возникают конкретные картины, создающие индивидуализированный образ одического героя. Так, в оде Е.И. Кострова, еще задолго до державинского «Снегиря», возникает образ А.В. Суворова, сочетающего в себе одновременно и героический облик великого полководца, и черты простого, отнюдь не величественного человека, чуждающегося роскоши и лести. На фоне традиционных для героико-патриотической оды восторгов по поводу грандиозных побед упоминаются и конкретные качества личности Суворова, и его домашние привычки. Автор оды восхищается тем, что великий вождь русской армии «Любим подвластными, их попечитель нужд, / Труды являет им как некия забавы» [4, с. 148]. Здесь мы видим индивидуализацию в создании образа одического героя. Такие качества Суворова, как забота о простом солдате и его нуждах, - вовсе не фантазия автора. Подчеркивается и любовь Суворова к искусствам. Если в военном деле он ужасен для врагов и является образцом твердости духа для российских полков, то «средь лика чистых Муз» он «с ласковым и радостным лицом» внимает их песням. «Почтен сединами, средь шума, средь войны» Суворов искусно «уловляет» минуты для наук: «С цветами тишины / Ты лавры сопрягаешь» [4, с. 149]. Упоминается и о труде Суворова, призванном обучить военному искусству молодое поколение: «К младенцам ты, как быть героем, пишешь» [4, с. 149]. Чувствуется, как меняется эмоциональная тональность оды. «Гремящий звук», провозглашающий хвалу герою-победителю, сменяется более искренними интонациями. Е.И. Костров, изображая своего героя в повседневных трудах, использует более простой и естественный тон, разрушая единство лирического восторга классицистической оды. В попытке лирического героя вести непосредственную беседу с адресатом звучит «домашний» тон:

О! если б мне твой дух - и легкое перо, Изобразил бы я. судьба не так решила: Вития слабый я, усердье лишь быстро, Усердие быстро, изнемогает сила [4, с. 149].

Показательно в данном отрывке многоточие, заменяющее фантастические воображаемые картины, призванные поддерживать парящие интонации оды. Можно увидеть в анализируемом произведении близость к художественной позиции Г.Р. Державина, вводившего в свои оды картины повсед-

невной жизни, конкретику деталей в противовес абстрактности и схематичности классицистических образов.

Рассмотрим пространственно-временную организацию произведений Е.И. Кострова, созданных в жанре эпистолы.

Эпистолы, послания, стихотворные письма -родственные жанры, общей особенностью которых является диалоговая природа, обращение к адресату. Эпистола, как отмечает С.Ю. Артемова, «ориентирует преимущественно на общезначимую тематику и условную аудиторию», а стихотворное письмо - это «стихотворение на частную тему, понятную кругу конкретных адресатов: поэтов, знакомых, специалистов в какой-либо области» [1, с. 177]. Пространственно-временная организация в жанре эпистолы ориентируется на ситуацию абстрактного диалога в некоем идеальном пространстве, лишенном каких-либо указаний на конкретное место и время. Письмо, как правило, ориентировано на более конкретную ситуацию, связано с конкретными целями автора, обращающегося к адресату с просьбой или похвалой по конкретному случаю. Однако в целом, как замечает В.Н. Топоров, между эпистолой, письмом и посланием четкого теоретически обоснованного разделения не существовало, «в русской поэзии немало примеров относительно безразличного употребления обозначений текстов этих разновидностей» [7, с. 661].

Е.И. Костров является автором «Эпистолы на день восшествия на престол Екатерины II» (1780 года), «Эпистолы на взятие Измаила» (1791) и «Письма к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелицы» (1783). В эпистоле, адресованной Екатерине II, меняется - по сравнению с одой -точка зрения лирического героя, отсутствует ситуация воображаемого восхождения на Парнас, поэт предается своим размышлениям, сидя на берегу Балтийского моря: «Восторгами объят и предан сладкой неге, / Сидя в безмолвии на гордом Бель-та бреге, / О божествах земли священных мыслей полн...» [4, с. 89] Восторженная песнь в адрес монархини звучит не с горней высоты, а «из глубины души» [4, с. 89]. Можно отметить в этой эпистоле некоторую конкретику в перечислении реальных завоеваний и преобразований русской монархини: «И буйный Херсонес стал дней весенних тише»; «Рекла: не буди раб, Отечества будь сын, / Герой, любитель Муз, похвальный гражданин. Будь добрый человек, пороков убегай / И Матерью меня отныне называй» [4, с. 91]. Однако в большинстве случаев автор остается в рамках абстрактной поэтики классицизма, избегая конкретизации места и времени. Даже факт реального присутствия поэта на берегах Балтики может быть подвергнут сомнению, так как воссозданные в эпистоле картины природы играют символическую роль: чудесное преображение грозной стихии в идиллический пейзаж

призвано показать великие свершения Екатерины, несущей счастье, тишину и спокойствие россам.

«Письмо к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелицы» воссоздает хронотопическую ситуацию диалога с современником, своими эстетическими открытиями оказавшимся понятным и близким автору послания. Упомянуты такие достижения Державина, как отказ от привычного для оды «парения», умение создать живописные поэтические натюрморты и пейзажи. Знаменательно, что в послании, где отмечаются открытия «певца Фели-цы» в области поэзии, Костров позволяет и себе поэтические эксперименты, отходя от классицистической абстрактности и риторичности образов, смешивая «высокое» и «низкое», включая в текст разговорные выражения и автобиографические мотивы, экспериментируя с ритмикой и строфикой.

Примером автобиографизма могут служить строки, в которых поэт упоминает об основной теме своих произведений - прославление русской монархини («По звучной арфе я перстами пре-бегал, / Киргизкайсацкую царевну прославлял»), о холодности, с которой встречались его оды («Хвалы холодные лишь только получал»), о лести, которую расточали в адрес университетского стихотворца окружающие, и о забвении, ожидающем его как сочинителя вышедших из моды парящих од («Стихи мои там каждый славил, / Мне льстил, себя чрез то забавил; / Теперь в забвении лежать имею честь» [4, с. 113-114]). Костров вводит в свое похвальное послание иронию, размышляя о создателях традиционных одических панегириков: «Наш слух почти оглох от громких лирных тонов, / И полно, кажется, за облаки летать, / Чтоб, равновесия не соблюдя законов, / Летя с высот, и рук и ног не изломать [4, с. 113].

Мы видим, что в первом же отклике на держа-винское новаторское произведение Е.И. Костров выступает как ценитель и продолжатель открытий «певца Фелицы», разрушает абстрактный хронотоп жанра классицистического послания, отказывается от «готового» риторического слова и передает свое индивидуальное, личное восприятие державинско-го произведения.

В «Эпистоле на взятие Измаила», адресованную А. В. Суворову, мы видим характерную для торжественной оды ситуацию восторга, стремительного полета возвышающегося над обыденностью взгляда лирического героя, свободно перемещающегося от описания сражений к изображению мирных дней и благодарных герою соотечественников. Однако в самом финале Е.И. Костров, обращавшийся на протяжении всего произведения к А.В. Суворову от лица всей нации, разрушает привычный для классицизма абстрактный хронотоп, переходя на «домашний тон», свидетельствующий о близких, дружественных отношениях автора послания и адресата:

Умеешь побеждать, люби побед награду, Прочти с улыбкою миролюбива взгляду, Я удостоюся таких тогда похвал, Как будто бы и я турецку крепость взял [4, с. 156].

Национально значимая победа под Измаилом не просто сопоставляется с таким же значимым для всей нации литературным трудом, что было бы естественно для поэта-классициста. Осознание важности своего литературного труда должно прийти к поэту благодаря одобрению его творения одним человеком - А.В. Суворовым. Здесь мы видим отход от обобщенной позиции поэта-классициста и обращение к индивидуально-личностному эмоциональному опыту.

Как можно убедиться, в произведениях, посвященных А.В. Суворову, Е.И. Костров выступает как представитель новой эстетической эпохи, отказывающейся от «готового» слова и создающей возможности раскрыть индивидуальные черты как лирического героя, так и адресата. При этом Е.И. Костров выражает свой личностный взгляд в крайне редких случаях, например в обращении к Суворову, в котором он видит равного себе человека, простого в общении как с именитыми вельможами, так и с солдатами.

Таким образом, в пространственно-временной организации традиционных для классицизма жанров - од и эпистол - выявляется ориентация Е.И. Кострова на эстетические поиски, но готовность автора на те или иные эксперименты зависит от конкретной ситуации, с которой связано написание произведения, и адресата. Если речь идет о событии общественного значения, а объектом восхваления становится монархиня, Е.И. Костров остается в рамках официальной поэтики классицизма. В торжественных одах его, независимо от года создания, сохраняются топосы «восхождения на Парнас», «внезапного восторга», наступившего и непреходящего «златого века», исторической преемственности монархов на троне, панорамная точка зрения, позволяющая лирическому герою стремительно перемещаться в пространстве и времени. В эпистолах остается существенной абстрактная хронотопическая ситуация диалога в некоем идеальном пространстве-времени, лишенном каких-либо указаний на конкретное место и время. Однако если возникает возможность непосредственного общения с объектом похвалы в оде или адресатом послания, представляющимися автору близкими по духу, Е.И. Костров отходит от традиций, включает в свои произведения личный взгляд на своих современников, в частности на А.В. Суворова, свое индивидуальное восприятие творчества Г. Р. Державина. Все это свидетельствует, с одной стороны, о значимости жанрового мышления для Е.И. Кострова и инертности утвердившихся традиций поэтики классицизма в русской литературе последней трети XVIII столетия, с другой стороны - о несомненном проникновении в сознание по-

этов этой переходной эпохи нового эстетического мышления, ориентированного на выражение личных, индивидуально значимых взглядов и чувств.

Библиографический список

1. Артемова С.Ю. Послание стихотворное // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. -М.: Изд-во Кулагиной: ШИМа, 2008. - С. 177-178.

2. Бронников К.Г. Поэт осьмнадцатого столетия. Творческий путь Е.И. Кострова. - М.: Прометей, 1997. - 80 с.

3. Гуковский Г.А. Костров // История русской литературы: в 10 т. Т. 4: Литература XVIII века. Ч. 2. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. - С. 462-472.

4. Костров Е.И. Полное собрание всех сочинений и переводов в стихах г. Кострова: в 2 ч. Ч. 1. -СПб.: Императорская типография, 1802.

5. Ломоносов М.В. Избранные произведения. -Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1986. - 558 с.

6. Пашкуров А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 408 с.

7. Топоров В.Н. Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: введение в творческое на-

следие. Кн. 2. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 928 с.

References

1. Artemova S.YU. Poslanie stihotvornoe // Poetika: slovar' aktual'nyh terminov i ponyatij. - M.: Izd-vo Kulaginoj: Intrada, 2008. - S. 177-178.

2. Bronnikov K.G. Poet os'mnadcatogo stoletiya. Tvorcheskij put' E.I. Kostrova. - M.: Prometej, 1997. - 80 s.

3. Gukovskij G.A. Kostrov // Istoriya russkoj literatury: v 10 t. T. 4: Literatura XVIII veka. CH. 2. -M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1947. - S. 462-472.

4. Kostrov E.I. Polnoe sobranie vsekh sochinenij i perevodov v stihah g. Kostrova: v 2 ch. CH. 1. - SPb.: Imperatorskaya tipografiya, 1802.

5. Lomonosov M.V. Izbrannye proizvedeniya. - L.: Sov. pisatel': Leningr. otd-nie, 1986. - 558 s.

6. Pashkurov A.N., Razzhivin A.I. Istoriya russkoj literatury XVIII veka: v 2 ch. CH. 1. - M.: Flinta: Nauka, 2017. - 408 s.

7. Toporov V.N. Iz istorii russkoj literatury. T. 2: Russkaya literatura vtoroj poloviny XVIII veka: Issledovaniya, materialy, publikacii. M. N. Murav'ev: vvedenie v tvorcheskoe nasledie. Kn. 2. - M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2003. - 928 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.