Научная статья на тему 'Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства'

Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Область наук
Ключевые слова
древнегреческая литература / поэтика / космос / искусство / подражание / катарсис / онтология. / ancient Greek literature / poetics / cosmos / art / imitation / catharsis / ontology.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ерзаулова А. Г.

Цель исследования – рассмотреть и проанализировать историческую эволюцию древнегреческого языка и литературы выявить онтологическую сущность символического кода возникающей древнегреческой поэтики, повлиявшей на дальнейшее развитие мировой культуры. В статье рассматривается символическое значение древнегреческой литературы в понимании онтологических основ мира и искусства на примере философско-эстетических воззрений Платона и Аристотеля, повлиявших на формирование поэтики как высшей формы художественно-поэтического творчества. Научная новизна работы заключается в использовании сравнительно-исторической методологии для ретроспективного анализа и сопоставления феномена поэтики, в котором одно из главных мест занимает поэтическое истолкование космоса как гармоничного, прекрасно обустроенного искусством мира. В результате выявлено, что символическое значение художественного слова Древней Греции неразрывно связано с онтологическими основами понимания искусства, основанного на живом отношении к высшей красоте, и понимании ее как совершенного тела, прекраснее всего организованного в чувственно-воспринимаемом живом космосе, с совершенными, неизменяемыми и вечными закономерностями. Это представление распространяется на все искусство, в том числе и на литературу, все имеет свою телесность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of Ancient Greek literature as a symbolic understanding of the world order

The purpose of the study is to consider and analyze the historical evolution of the ancient Greek language and literature, to identify the ontological essence of the symbolic code of the emerging ancient Greek poetics, which influenced the further development of world culture. The article examines the phenomenon of ancient Greek literature as a symbolic understanding of the length of historical time, in which the formation and development of the ancient Greek language and literature is analyzed as the basis of the philosophical and aesthetic views of the ancient Greek philosophers Plato and Aristotle, which influenced the formation of poetics as the highest form of artistic and poetic creativity. The scientific novelty of the work lies in the use of comparative historical methodology for retrospective analysis and comparison of the phenomenon of poetics, in which one of the main places is occupied by the poetic interpretation of the foundations of the world, art, and the place of man in this harmonious, beautifully arranged cosmos. As a result, it was revealed that the symbolic meaning of the artistic word of Ancient Greece is inextricably linked with the ontological foundations of the understanding of art, based on a living attitude towards the highest beauty, and understanding it as a perfect body, most beautifully organized in the sensory-perceptible living cosmos, with perfect, unchangeable and eternal patterns. This idea applies to all art, including literature; everything has its own physicality.

Текст научной работы на тему «Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства»

Poetics of Ancient Greek literature as a symbolic understanding of the world order

Erzaulova Anna Gennadievna, PhD of Cultural studies, Associate Professor, Department of Musical and Instrumental Art, Crimean University of Culture, Arts and Tourism, Republic of Crimea

The purpose of the study is to consider and analyze the historical evolution of the ancient Greek language and literature, to identify the ontological essence of the symbolic code of the emerging ancient Greek poetics, which influenced the further development of world culture. The article examines the phenomenon of ancient Greek literature as a symbolic understanding of the length of historical time, in which the formation and development of the ancient Greek language and literature is analyzed as the basis of the philosophical and aesthetic views of the ancient Greek philosophers Plato and Aristotle, which influenced the formation of poetics as the highest form of artistic and poetic creativity. The scientific novelty of the work lies in the use of comparative historical methodology for retrospective analysis and comparison of the phenomenon of poetics, in which one of the main places is occupied by the poetic interpretation of the foundations of the world, art, and the place of man in this harmonious, beautifully arranged cosmos. As a result, it was revealed that the symbolic meaning of the artistic word of Ancient Greece is inextricably linked with the ontological foundations of the understanding of art, based on a living attitude towards the highest beauty, and understanding it as a perfect body, most beautifully organized in the sensory-perceptible living cosmos, with perfect, unchangeable and eternal patterns. This idea applies to all art, including literature; everything has its own physicality.

Keywords: ancient Greek literature; poetics; cosmos; art; imitation; catharsis; ontology.

Цитировать: Ерзаулова А.Г. Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №3(19). – С. 21-28. EDN: FLNGWT. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-19.4

Ерзаулова Анна Геннадьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры Музыкально-инструментального искусства, Крымский университет культуры, искусств и туризма, Ялта, Республика Крым

Цель исследования – рассмотреть и проанализировать историческую эволюцию древнегреческого языка и литературы выявить онтологическую сущность символического кода возникающей древнегреческой поэтики, повлиявшей на дальнейшее развитие мировой культуры. В статье рассматривается символическое значение древнегреческой литературы в понимании онтологических основ мира и искусства на примере философско-эстетических воззрений Платона и Аристотеля, повлиявших на формирование поэтики как высшей формы художественно-поэтического творчества. Научная новизна работы заключается в использовании сравнительно-исторической методологии для ретроспективного анализа и сопоставления феномена поэтики, в котором одно из главных мест занимает поэтическое истолкование космоса как гармоничного, прекрасно обустроенного искусством мира. В результате выявлено, что символическое значение художественного слова Древней Греции неразрывно связано с онтологическими основами понимания искусства, основанного на живом отношении к высшей красоте, и понимании ее как совершенного тела, прекраснее всего организованного в чувственно-воспринимаемом живом космосе, с совершенными, неизменяемыми и вечными закономерностями. Это представление распространяется на все искусство, в том числе и на литературу, все имеет свою телесность.

Ключевые слова: древнегреческая литература; поэтика; космос; искусство; подражание; катарсис; онтология.

УДК 821.14

5.10.1

Ерзаулова А.Г.

Поэтика древнегреческой литературы как символическое осмысление мироустройства

Введение. Актуальность данного исследования заключается в выявлении онтологической сущности символического значения возникающей древнегреческой поэтики, повлиявшей на дальнейшее развитие мировой культуры. Научная новизна работы заключается в использовании сравнительно-исторической методологии для ретроспективного анализа и сопоставления феномена поэтики в различных жанрах древнегреческой литературы.

Цель исследования предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть становление и развитие древнегреческого языка как основание для возникновения новых жанров литературы; 2) выявить онтологическую сущность символического кода древнегреческой поэтики в истолковании основ мира, искусства и человека; 3) проанализировать философско-эстетические воззрения Платона и Аристотеля о поэтике как высшей формы поэтического искусства.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют работы по теории литературы, философские труды античных авторов, а также история литературной мысли и греческого языка в фундаментальных исследованиях И.С. Радцига [9], А.Ф. Лосева [7], собрании текстов античных риторических трактатов А.А. Тахо-Годи [3]; современные монографии, посвященные истории греческой литературы – Т.В. Зырьяновой «Три цикла античной литературы» (2023), М.И. Никола «Античные традиции в русской и зарубежной литературе» (2022), «История греческой литературы» А. Круазе и М. Круазе; под редакцией С.А. Жебелёва (2024 ); диссертации М.В. Антоновой «Античная и славянская мифология» (2020) и Е.С. Юдиной «Античная литература как философский дискурс»; статьи В.В. Зельченко, О.Ю. Иванова, Л.Н. Алибаевой, которые рассматривают значение древнегреческой литературы в современной мировой культуре. Несмотря на значительное количество работ, посвященных различным аспектам древнегреческой культуры, анализ символического осмысления древнегреческой литературы нуждается в дальнейшей разработке.

Древнегреческий литературный язык складывается к VIII веку до нашей эры, но на протяжении почти двух тысячелетий до этого он встречается в различных текстах. М.Н. Славятинская, в учебнике греческого языка, на примере подлинных античных текстов анализирует древнейшую письменную традицию как основу русской и европейской культуры, сопоставляя многообразные лексические традиции, устанавливает исторические связи различных народов и выявляет исторические корни их культурных традиций [10, 11]. Данное исследование позволяет реконструировать древнюю картину мира и социальные отношения, складывающиеся в период античности, помогает проследить заимствования индоевропейских языков в древнегреческой культуре, древнееврейских слов в период появления христианских текстов, а также влияние славянских языков на греческий язык в VI веке.

Исследователь и переводчик многочисленных текстов античности С.И. Радциг, рассматривает развитие древнегреческой литературы от ее зарождения до возникновения новых форм византийской поэтики, позволяя ретроспективно охватить формирование основ художественного мышления Древней Греции, которое стало идеальной формой и каноническим примером для последующих поколений. По мнению С.И. Радцига, стилистические формы различных диалектов стали входить в употребление в первую очередь в поэтике [9]. Уже к V веку появляются различные варианты литературного языка, но главную роль играет аттическое (κοινη) койне, на котором излагает свое философское учение Платон. Именно на аттическом диалекте появляются произведения древнегреческой литературы, также он считается основанием греческой грамматики. Так образовался язык, на котором стали говорить все греки. Распространяясь к III веку в восточной части Средиземноморья, греческий язык расходится по всей эйкумене и приобретает статус общегреческого, или «общего наречия». Он просуществовал до конца античного мира, и постепенно стал вытесняться живой речью. По мнению русского ученого, автора учебника по древнегреческому языку, С.И. Соболевского, аттический диалект стал наиболее обработанной формой греческого языка: «По этой причине, а особенно потому что на этом диалекте написано огромное большинство дошедших до нас произведений греческой литературы, аттический диалект эпохи процветания аттической литературы, т.е. V-VI веков н.э., изучается нами преимущественно перед другими диалектами и считается основание греческой грамматики, тогда как остальные диалекты, рассматриваются в учебниках греческой грамматики лишь по сравнению с аттическим [12, с. 5].

Античный язык последних столетий своего существования отражает язык священной книги христиан – Ветхого и Нового завета. Книги Ветхого Завета написаны на еврейском и частично на арамейском языках, с IX века до нашей эры по II век нашей эры. Когда правитель Египта Птолемей Филадельф проявил интерес к еврейским законам, потребовались переводчики, он попросил помощи в Иерусалиме у первосвященника Елеазара и были избраны 6 старейшин от каждого из 12 колен Израиля. На острове Фарос, в Александрии, в течение 72 дней был сделан перевод на греческий язык из самого достоверного свитка Пятикнижия. Этот перевод получил латинское названия «Септуагинта», или перевод семидесяти толковников. Новый Завет и его каноническое написание было утверждено в 419 году на Карфагенском соборе. На создание новозаветных текстов оказали влияние различные греческие диалекты и языки соседних народов, главным образом иудейский. В текстах Нового Завета используются также различные риторические приемы, и стилистические разнообразные формы и жанры – притчи, рассказы, проповеди, послания.

В конце IX века Кирилл и Мефодий сделали перевод книг Нового и Ветхого Завета на старославянский язык.

Таким образом, греческий язык был первым письмом, которое обозначило и зафиксировало все фонемы языка, в отличие от иероглифических, пиктографических и силлабических письменностей. Алфавит греческого языка – это переосмысление семитского и финикийского. Архаические тексты написаны справа налево, лишь в IV веке до нашей эры, написание меняется слева направо. Само название букв возникает в более поздний, византийский период. С IX века в Византии стали употреблять надстрочные знаки ударения и предыхания.

К VI веку нашей эры койне стал очень сильно отличаться от древнегреческого и получил название «византийский» или средневековый греческий язык.

Многие диалекты встречаются в литературе и особенно поэзии, указывая на живое народное употребление в соединении с другими диалектами. Этот живой опыт передавался из поколения в поколение, но сохранился только в литературных источниках, в то время как современные греки говорят на новогреческом языке.

Таким образом, эволюция древнегреческого языка проходит в несколько этапов. По мнению М.Н. Славятинской, целесообразно историю греческого языка разделить в соответствии с социально-политической историей Эллады:

- Микенский и послемикенский периоды (XV – IX века до нашей эры);

- древнегреческий язык античной Греции (VIII век до нашей эры – IV век нашей эры);

- язык средневековой Византии (от IV века нашей эры до падения Константинополя, после завоевания турками в 1453 году);

- греческий язык Нового времени – новогреческий язык (XVI – XX века нашей эры) [10, т.1., с.13].

Изменения в общественной жизни отражались и в древнегреческой литературе, которая, по мнению С.И. Радцига, тоже имеет свою классификацию;

- конец II – I тысячелетия до нашей эры – период расцвета устного народного творчества;

- эллинский или классический период (IX – IV века до нашей эры) - получили развитие эпос, лирика и драма, это время Гомера, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана, Платона и Аристотеля;

- эллинистический (III – I века до нашей эры) - преобладание изысканных форм в искусстве;

- императорский (I – V века до нашей веры) - возникновение христианско-византийской литературы [9, с.18].

Рассмотрев основные исторические периоды развития древнегреческого языка и литературы, необходимо сказать об основных племенах, говоривших на разных диалектах и повлиявших на формирования и развитие основных художественных жанров.

Племена эолийцев населяли северо-западные берега Малой Азии, острова Лесбос и Лемнос, ионийцы - среднюю часть Малой Азии, острова средней части Эгейского моря и Аттику; дорийцы занимали Пелопоннес, остров Крит, юг Малой Азии, острова Сицилии и юг Италии. Именно эти четыре группы образовали литературные диалекты четырех жанров: эолийский диалект нашел свое отражение в Лесбосской поэзии, характеризуется ударением 3 слога от конца и отсутствием густого придыхания; ионийский диалект лег в основу эпоса, характеризуется изменением долгого индоевропейского «а» в открытое и долгое «е», долгого «о» в дифтонг «еу», краткого «е» в долгое закрытое «ει»; дорийский нашел свое применение в торжественной лирике, характеризуется сохранением индоевропейского долгого «а», открытого «о», вместо закрытого (ου); аттический употреблялся для государственных законов, характеризуется сохранением долгого «а» после звуков ε, ι и ρ.

Если разговорный язык развивается свободно, то литературный связан с определенной традицией и стилизацией. Эпическая поэзия развивается в Ионии в IX-VIII веках под влиянием эолийских певцов-аэдов, переходя позднее в дидактический и философский эпосы. Лирическая поэзия связана с ионийским, эолийским и дорийским наречиями. Этимология слова лирика связана с музыкальным инструментом – лирой, игрой на которой поэты сопровождали свое выступление (Архилох VII век, Алкея и Спафо VII-VI века).

Прозаическая литература формируется на ионийском диалекте, это философские труды Гераклита, Герадота и Гиппократа.

Фонетика греческого языка отличается особым мелодизмом, связано это с произношением долгого слога вдвое протяжнее и большой высотой звука. Как пишет С. Радциг: «Это создавало основу для музыкального ритма, и ритмическое ударение следует отличать от обычного речевого ударения. Ударение могло иметь восходящую, нисходящую или сложную (с переломом посредине) интонацию [9, с. 22]. Для передачи мелодики текста были установлены различные знаки для облегченного, тяжелого и острого ударений. Поэтому греческое стихосложение складывалось на основе сочетания коротких и долгих слогов, а поэты разукрашивали язык разнообразными художественными метафорами, так, например культура средиземноморья продолжается в языке, обозначающем поэтику моря и всего, что связанного с ним, отсюда так много в языке встречается морских эпитетов.

Исследования ритмической основы и мелодичности греческого языка, на который указывает С.И. Радциг, оказываются, по словам Д. Лихачева: наиболее существенны и необходимы для изучения литературы как «художественного: времени, как оно воспроизводится в литературных произведениях, времени как художественного фактора литературы» [6, c. 210]. Исследования С.И. Радцига позволяют выявить основные элементы формирующейся поэтики, которые были связаны не только со структурой языка и жанровом многообразии литературных форм, но и находили свое продолжение в метафизике, ставили философские вопросы о художественном истолковании исторического времени и осознании роли и места человека в этом живом и самодвижущемся пространстве.

Античные памятники литературы сохранились в средневековых копиях. Первую библиотеку составил Эврипид, у Аристотеля была большая библиотека, которая потом попала в Александрийскую. Также известны библиотека при храме Сараписа и библиотека в Пергаме. Из-за многих общественных катастроф до нас дошла незначительная часть античного наследия. Долгое время единственной хранительницей древнегреческой традиции оставалась Византия. После падения Константинополя, греческие ученые переселились на Запад и в Россию. Они привозили с собой античные источники, которые пополняли книгохранилища. Сегодня греческие рукописи находятся в Ватикане, Париже, Венеции, Флоренции. В России были известны богатейшая библиотека Ивана Грозного и Московская патриаршая библиотека.

Основным источником для изучения древнегреческой литературы являются сами литературные произведения, «Поэтика» и «Риторика» Аристотеля, диалоги Платона, «География» Страбона, «Описание Греции» Павсания и многие другие. Вопросами языка и литературы занимались в эпоху эллинизма «грамматики». В Византии изучали античное наследие руководители школ «схолархи», они создавали учебные пособия с объяснениями и примечаниями – схолиями. Большую ценность представляют для нас сегодня труды византийских ученых – «Лексикон» и «Библиотека» патриарха Фотия, в которой излагались 280 произведений.

Для более детального рассмотрения античной теории стиля необходимо точное понимание того, что было самым прекрасным в представлении антиков. С. Аверинцев в «Поэтике ранневизантийской литературы» рассуждает о связи порядка космоса с порядком истории и находит общее в древнегреческой и византийской культуре в представлении о мировом бытие в пространственно-временном измерении, связывая его с идеей порядка (космоса) [2, c.88].

А.А. Тахо-Годи рассматривает античные теории стиля в их историко-художественной значимости, так как «искусство художественного слова в наиболее обобщённом и выразительном виде неразрывно связано с принципами античного понимания искусства и всей эстетики вообще, основанными на представлении о высшей красоте как совершенном, живом, материальном теле» [3, с. 5]. А.А. Тахо-Годит указывает на то, что самым прекрасным в понимании антиков было живое тело космоса. Отталкиваясь от этого представления, можно сформулировать основные понятия мироощущения и художественной тенденции античных теорий: во-первых, это отношение к космосу как высшей гармонии, во-вторых – утверждение понятия красоты, олицетворяющей космос как телесно-зримый, что послужило основанием для возникновения в теории искусства таких категорий как ритм, гармония, симметрия, размеренность и мера [3, с. 6]. Именно космос организуется универсальной безличной силой с идеально правильными закономерностями и сообразностью. А.Ф. Лосев, методом сопоставления эстетических воззрений Платона и Аристотеля, указывает на понятие красоты у Платона не только как смысла вещей, но «как нечто живое, таящее в себе свою внутреннюю жизнь и выявляющее эту жизнь вовне [7, с. 27]. У Платона красота чувственно воспринимаемого космоса связана с метафизическим понятием, с миром идей, и как большой мастер слова и яркий представитель идеалистического направления в греческой философии, Платон излагает свое учение в своих произведениях в форме диалогов. В юности он занимался поэзией, называя ее творчеством, выделяя «мусическое искусство и стихотворные размеры». Искусство, согласно Платону, воспроизводит видимый мир и является копией мира идей, поэтому оно второстепенно и носит подражательный характер. В десятой книге «Государство и политика», Платон пишет: «искусство подражания далеко от истины» [8, с.463.]. Не стоит обманываться, встречаясь с подражателями искусства, так как они имеют дело с представлениями, а не сущим, поэтому искусство не является совершенной формой созерцания. Подражательная поэзия, изображая страсти вызывает таким образом те же опасные состояния в душах людей: «Следовательно, искусство подражательное, худое в себе, с худым обращаясь, худое и рождает» [8, с.470]. Так как в поэзии есть описание недостойного, к ней необходимо относиться осторожно. Кроме этого, Платон усматривает определенную связь между языком и насилием, поэтому насилие может быть составной частью поэтического языка. Необходимо, говорит Платон, чтобы роды, включающие в себя и ритмы и размеры находились под наблюдением и контролем государства, так как поэт: «Человек обладающий умением перевоплощаться и подражать чему угодно» [8, с. 163]. Таких поэтов философ предлагает изгонять из полиса.

Подобные изречения мы встречаем еще у Софокла в «Антигоне», который утверждает, что человек наделен способностью выводить нечто из небытия в бытие (τεχνη) и может привести как к счастью, так и к погибели. Как утверждает современный итальянский философ Д. Агамбен, говоря о Платоне: «Власть искусства над душами представлялась настолько сильной, что он считал, что искусство само, без чьей-либо помощи, способно разрушить основания полиса» [1, с. 14] Платон уделял особое значение музыке и пению, предпочитая более строгие дорийский и фригийский лады для воспитания граждан полиса. Поэзию он разделяет на трагедию, которая отражает хорошее, и комедию, которая подражает дурному. Прекраснее всего, с точки зрения Платона, – мир идей: «Следовательно, если рассматривать чувственный космос как максимально упорядоченное целое по законам идей, то и этот космос тоже является максимально возможной материальной красотой; и все то, что внутри этого космоса, прекрасно в меру своего приближения к совершенству и цельности самого космоса» [3, с. 5]. Свои философские сочинения Платон облекает в художественную форму, они построены в форме диалогов и бесед, что в последствии стало примером для многих писателей. Платон всю свою жизнь размышляет о поэзии и искусстве, их сущностью и значением.

Д. Агамбен отмечает, что античный мир в лице одного из самых ярких его представителей, Платона, демонстрировал различный опыт в области искусства, который не был незаинтересованным и не был связан с эстетическим наслаждением, так как: «Искусство – для того, кто его создает, – становится все более тревожащим и жутким опытом, и говорить в этой связи об «интересе» будет, мягко выражаясь, эвфимизмом, поскольку на кону подчас стоит вовсе не производство прекрасного произведения, но жизнь или смерть автора – или, по меньшей мере, его духовное спасение» [1, с. 14] В этом утверждении, по мнению французского поэта и драматурга А. Арто, коренится существенное различие понимания искусства современной западной культурой: «Нашу культуру погубило наше западное представление об искусстве… Подлинная культура противопоставляет нашей пассивной и незаинтересованной концепции искусства свою концепцию, магическую и безудержно эгоистическую, т.е. заинтересованную» [4, с. 101-102]. Можно сказать, исходя из представлений Платона об искусстве, что оно не может быть просто интересным, так как власть искусства такова, что оно может разрушить полис. Подлинное искусство, по мнению Платона, – это и есть поэзия, как переход из небытия в бытие.

Аристотель платоновские идеи приблизил к самим вещам, что позволило ему быть более реалистичным в описании различных явлений красоты мира. Но, у Аристотеля можно также, как и Платона, найти учение о надкосмическом Нусе, который является совершенным воплощением всех мыслимых и немыслимых форм, и, с точки зрения Аристотеля, является самым прекрасным. Телесность античного мира находила свое выражение в материализме, поэтому даже боги обладали более тонким эфирным телом, что лишало искусство античного мира духовной индивидуальности. Духовные искания и устремления античной теории прекрасного нашли свое продолжение в средневековом спиритуализме.

Античное искусство не является самостоятельной областью человеческого бытия и творчества, оно рассматривается всего лишь как учение о подражании. Аристотель основал в Афинах школу при храме Аполона Ликейского, сегодня такую школу мы называем Лицеем, занятия в школе проходили во время прогулок в портиках (перипатой). Среди написанных Аристотелем тысячи книг до нас дошли 47, наиболее известные из которых: «Метафизика», «Политика», «Этика Никомахова», «Риторика» и другие. Сочинения предназначались не только для учеников школы, но и для более широкого круга. Также известно, что Аристотель писал стихотворения. Под влиянием идеалистической философии Платона, Аристотель разработал учение о сущностях «формах», которые неотделимы от реальных вещей. Поэтому у Аристотеля форма активна, а материя пассивна, и является потенциальной возможностью вещи. Материя также обладает движением, у которого есть причина и цель, в этом движении и состоит сущность вещи. Именно эти причинно-следственные связи имеют единую первопричину – перводвигатель мира, или другими словами, божество.

По мнению Аристотеля: «Искусство – есть не что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом. Всякое искусство связано с рождением, и его деятельность состоит в умении наблюдать, как может создаться что-нибудь из тех вещей, которые могут быть и могут не быть и начало которых в создающем, а не в создаваемом» [9, с. 355]

Наиболее полно свои взгляды на искусство и поэзию Аристотель изложил в книге «Поэтика». Это сочинение дошло до нас не полным. Здесь Аристотель рассматривает поэзию с философской точки зрения, и придает большое значение художественному воображению, которое помогает человеку творчески осмыслить действительность, и имеет руководящее значение в жизни человека. В отличии от Платона у Аристотеля искусство подражания – это особая форма познания: «благодаря которому и приобретают и первые знания; результаты подражания всем доставляют удовольствие» [5, с. 503].

Так как сущность искусства Аристотель определяет как подражание, μιμησις, поэтому различные виды искусства стремятся к подлинному отражению действительности, так литература, которая возникла из простых импровизаций подражает при помощи слов и метров. Музыка, подражая при помощи звуков, предназначена для благородного развлечения, она также является необходимым элементом общеобразовательных предметов, так как носит воспитательный характер, и ее предназначение – заполнение нашего досуга. Подражание, таким образом, осуществляется отдельно во всех видах искусства, или вместе в ритме, слове и гармонии. Существуют такие виды искусства, которые используют все перечисленные средства, к таким видам относится дифирамбическая поэзия, номы, трагедия и комедия. Подражание, подобно гармонии и ритму присуще нам по природе и люди, склонные к поэзии, развивали ее, импровизируя, пишет Аристотель в «Поэтике» [5]. Поэтические размеры отражают свойства человеческой речи, так, например диалог наиболее всего близок к разговорной речи, поэтому в беседе мы чаще всего используем ямбы. Первыми сочинителями фабул, по мнению Аристотеля были Эпихарм и Формий из Сицилии, ямбические стихотворения оставил афинский комик Кратет.

Трагедия – это подражание действию и жизни, а действие происходит за счет действующих лиц, которые имеют определенный характер и соответствующий образ мыслей. Подражание действию есть также фабула, под которой Аристотель понимает сочетание событий, она душа трагедии, за ней следуют характеры действующих лиц, которые высказывают свои мысли, мнения и доказательства при помощи речи как в метрической, так и в прозаической форме. Зрелище осуществляют декораторы, а главным украшением трагедии является музыкальное оформление.

Вслед за трагедией появляется эпическая поэзия, она отличается от трагедии простым размером и носит повествовательный характер, и если трагедия все события старается вместить в действие одного дня, то эпос не ограничивается временем.

В книге «Политика» Аристотель говорит о социальном значении искусства.

Большое значение имеет диалектический подход, в отличии от Платона, который отделяет предмет от идеи, и располагает его в реальном мире, Аристотель не разделяет вещь и идею, поэтому общее понятие конкретизируется в частном, так поэзия выражает общую мысль в конкретных образах и наделяет их определенными качествами: «Поэтому-то поэзия есть нечто более философское и серьезное, чем история, поэзия выражает более общее, а история – частное» [9, c. 357]. В поэзии, считает Аристотель, главным является содержание, а не форма, поэтому следует обращать внимание на фабулу, а не форму, если ты поэт. Литературные жанры различаются по отношению автора к тексту, так если рассказ ведет сам автор – появляется эпос, если вместо поэта говорят действующие лица – это драма, в зависимости от выбранной автором темы появляются трагедия или комедия. Главное место в Поэтике Аристотеля занимает трагедия, как подражание законченному действию, украшенного посредством слова, действующих лиц и «совершающее действием жалости и страха очищение (катарсис) подобных чувств» [9, c. 358]. Жалость и страх, которые испытывают зрители, оказывает на них «очищающее» воздействие. В трагедии должна быть фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция, которая, подобно трагедии, призвана оказывать очищающее воздействие и естественное удовольствие. – οικειαν ηδονην. В этом ощущении заключается главное определение сущности трагедии – очищение душевных переживаний – катарсис, что делает трагедию схожей с религией. Поэтому чувства, переживаемые во время трагедии, должны находить свое разрешение в удовольствии и душевном облегчении, превращении их в добродетельные побуждения.

Заключение. Таким образом, творческое наследие Платона и Аристотеля оказало большое влияние на развитие литературы в Византии, Европе и России, и послужило основным вектором развития категориального аппарата всей мировой культуры.

Художественные принципы древнегреческой литературы создали абсолютный канон, в основе которого гармония, пропорциональность, мера и красота, что стало основой для формирования поэтического канона в мировой культуре, что еще раз подтверждает исключительную роль древнегреческой литературы в культурном наследии человечества.

Искусство не имело самостоятельного значения и не являлось областью чистого человеческого творчества, абсолютное чистое бытие было выражено в прекрасном и совершенном космосе. И только в эпоху Средневековья появляется понятие «священной истории», которую творит Бог. Эволюция греческой литературы происходила на протяжении тысячи лет, из народных основ она со временем переродилась в византийскую гимнографию и стала абсолютным примером в создании непревзойдённой формы канона, образца, который со временем стал наполняться новыми смыслами.

Древнегреческая литература представляет собой художественную ценность, которая органически вошла в нашу повседневность не только через поэтические формы литературного языка, но и через общественные понятия, философию, музыку, мышление и художественные образы, символическое осмысление которых позволяет глубже осмыслить и понять окружающую нас действительность. Греческая литература продолжает быть идеальной формой, способной доставлять не только художественное наслаждение, но и воздействовать на человеческую природу, очищая и возвышая ее.

Дальнейшее изучение темы предполагает рассмотрение гимнографического жанра, который получил наиболее полное воплощение в средневековой богослужебной практике и достиг совершенства в византийской музыкальной культуре.

Литература:

1. Агамбен Д. Человек без содержания / Джорджо Агамбен; пер. с итал. С. Ермакова. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 160 с.

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Coda, 1997. – 343 с.

3. Античные риторики / под. ред. А.А. Тахо-Годи. - М.: Издательство Московского университета, 1978. – 350 с.

4. Арто А. Театра и его двойник: Манифесты.Драматургия. Лекции. Философия театра / сост. и вс. ст. В.И. Магилова. - СПб.: Симпозиум, 2000. – 443 с.

5. Аристотель. Метафизика; Политика; Поэтика; Риторика: трактаты / Аристотель; пер. с др.-греч. В. Аппельрота, С. Жебелева, А. Кубицкого, Н. Платоновойю. – СПб.: Азбука-Аттикус, 2022. – 704 с.

6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – 3-е изд. – М.: Наука, 1979 – 360 с.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / Худож.-офор. Б.Ф.Бублик. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – 880 с.

8. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. З / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А.А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. - 654 с.

9. Радциг С.И. История древнегреческой литературы: учебник. – 5-е изд. – М.: Высшая школа,1982. - 487 с.

10. Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. - Изд. 2-е, исп. и доп. - Часть I. - М.: Филоматис, 2003. – 620 с.

11. Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. Часть II. – М.: Филология, 1996. – 386 с.

12. Соболевский С.М. Древнегреческий язык: учебник для высших учебных заведений (Фототепическое издание). – СПб.: Алетейя,2022. – 616 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.