Научная статья на тему 'Поэтические серии: методология и методика издательской деятельности'

Поэтические серии: методология и методика издательской деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поэтические серии: методология и методика издательской деятельности»

Поэтические серии: методология и методика издательской деятельности

В.Б. Широбокова,

аспирантка кафедры издательского дела и редактирования

Многие российские издательства, как универсальные, так и специализирующиеся на выпуске литературно-художественных изданий, предлагают читателям поэтические серии. Каждый год появляется не одна и не две новые серии, и обычным читателям, интересующимся поэзией, бывает непросто разобраться в массиве разнородных изданий. На российском книжном рынке представлены поэтические серии, разные по типу и замыслу, успешности его реализации и просто по качеству подготовки изданий.

Желая поскорее получить прибыль, отдельные издательства безответственно относятся к подготовке поэтических серий. Они придумывают броское название, создают типовое оформление и «втискивают» в него чуть ли не любые тексты, попадающиеся под руку. Такие серии демонстрируют низкую издательскую культуру и отвращают людей от чтения бумажных книг.

Однако выпуск плохо подготовленных и неинтересно оформленных поэтических серий связан не только с издательской небрежностью. Проблема подготовки многих видов изданий, за исключением, пожалуй, учебных и научных, в нашей стране недостаточно подробно разработана в плане методологии и методики. Существует лишь обобщенное понимание видов изданий, зафиксированное в ГОСТах и не отражающее всего разнообразия книжно-журнальной продукции, появляющейся на рынке. Мы попытаемся сформулировать методологические и методические представления о поэтических сериях и об особенностях их подготовки, опираясь на существующие книговедческие исследования и издательскую практику.

148

Серия как вид издания зародилась в XVI веке, но стала популярна только в XX, тогда же представление о ней было сформулировано книговедами. Серия - это разновидность коллективного сборника, который развернут во времени (постепенность выхода томов) и пространстве (многотомность), что роднит серию с собранием сочинений. Качества, присущие серии, распространяются как на уже выпущенные, так и на запланированные издания. Концепция серии реализуется изданием в целом, находя индивидуальное отражение в каждой книге. Уточнение, конкретизация читательского адреса серии позволяет лучше определить ее целевое назначение. Последнее, в свою очередь, задает состав серии, принципы отбора авторов и произведений, содержание и структуру отдельных книг [1].

В России издание книг сериями началось в последней трети XVIII века, когда Н.И. Новиков выпустил «Древнюю Российскую вивлио-фику». Это было научное издание письменных исторически ценных источников, но уже в XIX, а затем и в XX веке наиболее заметное место в издательской практике заняли литературно-художественные издания. Только в XX веке появились серии как переводных изданий поэзии, так и серии русской поэзии. Стали использовать разные принципы отбора изданий поэзии: тематический, хронологический, региональный, жанровый.

Во многом именно литературно-художественные серии сформировали представление о серии как о виде издания, потому что они выходили в свет чаще, чем, например, серии учебников, были разнообразны по своему целевому назначению, читательскому адресу и, следовательно, по принципам отбора текстов, аппарату, внешнему и внутреннему оформлению.

Поэтическая серия - вид литературно-художественной серии, в которую могут входить авторские и коллективные сборники стихотворений и поэм, а также моноиздания - издание поэмы или одного стихотворения. Последний вид изданий встречается редко (такие книги публикует, например, «Прогресс-плеяда») и вряд ли может стать предметом целой серии.

Поэтические серии, как и другие виды литературно-художественных изданий, бывают трех типов:

• массовые популяризируют произведения поэзии, имеют максимально широкую аудиторию и предназначены для чтения;

• научно-массовые популяризируют историко-литературные и литературоведческие знания о публикуемых произведениях, предназначены людям, интересующимся поэзией, склонным анализировать, обдумывать прочитанное, а также специалистам отраслей науки, не связанных с литературоведением;

149

• научные отражают процесс и результат филологического изучения творчества авторов, отличаются научной новизной в решении текстологических, историко-литературных и других проблем, отражают меняющуюся научную оценку произведений, предназначены филологам, литературоведам, историкам книги и могут быть использованы для продолжения исследовательской работы [2].

Типы литературно-художественных изданий формировались по мере накопления и осмысления издательского опыта. Представление о типологии менялось в процессе эволюции научных знаний, в частности литературоведения, филологии, а также с распространением и совершенствованием системы образования.

Наиболее четко и подробно разработаны методологические основы издательской подготовки научных литературно-художественных серий. В такие серии включают издания произведений признанных авторов, авторов-классиков, чье творчество и биография неоднократно становились предметом исследования историков литературы, литературоведов, филологов и текстологов. Работа над научными литературно-художественными сериями занимает не один год, и эти серии не приносят издателям сверхприбыль. Они имеют большое значение для дальнейшей научной деятельности и представляют читателям и издателям эталонные тексты произведений.

Сегодня в России есть лишь одна научная поэтическая серия -«Библиотека поэта». Основанная в 1935 г. Юрием Тыняновым и активно поддержанная Максимом Горьким, в советское время эта серия была смешанной по своему типу. Она включала и фундаментальные научные сборники русских классиков, и научно-массовые сборники советских поэтов, и переводные сборники поэтов союзных республик. В наши дни издания «Библиотеки поэта» выходят реже и значительно меньшими тиражами, при этом в серию теперь входят только научные сборники и собрания стихотворений и поэм русских авторов [3].

Поэтические серии массового типа в СССР выпускали издательства «Художественная литература», «Советская Россия», «Современник» и другие. За это время была выработана методология и методика издания массовых и научно-массовых поэтических серий авторов-классиков XIX - первой половины XX века, а место каждого автора в литературном процессе определено десятилетиями научных исследований.

В наши дни поэтические серии классической литературы выпускает большинство крупных издательств, при этом выпускаются как серии русской поэзии (например, «Русская поэзия Серебряного века» издательства «Эксмо»), так и смешанные серии, включающие русскую и переводную поэзию (например, «Библиотека всемирной поэзии» издательства «Эксмо»). Издатели рассчитывают на относительно стабильный спрос со стороны учащихся школ и вузов, а также со стороны тех,

150

кто хочет пополнить домашнюю библиотеку. При этом, делая поэтические серии с одинаковым набором имен, сходным содержанием томов и минимальным сопроводительным аппаратом, издатели словно не знают, что тексты классических произведений доступны в онлайн-библиотеках. Следовательно, отдельная книга и серия в целом может привлечь внимание читателей только оригинальным сопроводительным аппаратом или оформлением.

Проблема разработки методов издательской работы и их практического применения становится наиболее актуальной, когда речь идет о выпуске современной русской литературы. И если в существовании современной русской прозы книговеды не сомневаются (имена финалистов и лауреатов премий «Русский Букер», «Большая книга», «Национальный бестселлер» обсуждаются в прессе и упоминаются в теленовостях), то понятие «современная русская поэзия» вызывает немало вопросов. Эта область русской литературы не популяризируется, поэты не становятся топовыми авторами, исключая, возможно, Веру Полозко-ву, и не печатают сборники в крупных издательствах.

Поэты существуют в своих закрытых литературных сообществах и предпочитают публиковаться в интернет-периодике, в литературно-художественных журналах и небольших издательствах. Несмотря на это, появление новых серий современной русской поэзии вызывает живой интерес, дискуссии как в среде литературных критиков (преимущественно в «толстых» журналах и в «Литературной газете»), так и в среде обычных читателей (преимущественно в социальных сетях).

Хотя число потенциальных читателей современной русской поэзии невелико - каково оно, никто не скажет, потому что пока нет эффективных методов оценки размеров читательской аудитории, -однако стабильный интерес существует, и перед издателями стоит непростая задача выбора авторов, подготовки и продвижения книг. Рассмотрим процесс издания поэтической серии в теоретическом плане.

Работа редактора над поэтической серией начинается с разработки замысла. Может быть выбрана область поэзии, не представленная на книжном рынке или представленная неполно; может быть выбрана аудитория читателей, для которых выпускается мало изданий. В первом случае редактор определяет, кому будет предназначена серия, во втором - изучает литературные интересы аудитории. Перед издательством встает непростая задача - узнать, какие литературные направления существуют в современной русской поэзии, кто является представителем этих направлений, как часто и где эти поэты публикуют произведения, стремятся ли они вообще издать книгу. Большинство российских издательств решают данную проблему, приглашая в качестве куратора (редактора) серии какого-нибудь литературного критика или маститого автора. Однако здесь далеко не всегда можно надеяться на объективность: зачастую кураторы выбирают поэтов, чьи произведе-

151

ния им нравятся, или поэтов, принадлежащих к одному с куратором литературному направлению.

Кстати, есть заблуждение, будто молодые поэты удовлетворены наличием публикаций на открытых интернет-ресурсах (социальные сети и порталы типа «Стихи.ру»), но такое утверждение верно отчасти. Авторы, которые занимаются литературной деятельностью серьезно и осознанно, хотят быть опубликованными в издательстве, потому что выпуск сборника - это выход на новый уровень признания, возможность получить рецензию крупного литературоведа.

Если серия тематическая, редактор проводит исследование: актуальна ли тема, есть ли подобные серии на рынке, достаточно ли материала для создания серии. Формулируются целевое назначение и читательский адрес серии. Они определяют тип будущего издания. Отбираются авторы и произведения для первых выпусков. Решается вопрос о том, будет серия открытой или закрытой, выбирается название и создается макет типового оформления.

Когда открытая серия уже продается, редактор занимается ее развитием. Ищет авторов, чьи произведения соответствуют замыслу и могут быть интересны аудитории серии. Читает произведения авторов и формирует состав изданий. Если в серии есть научно-сопроводительный и/или библиографический аппарат, редактор следит за качеством его подготовки.

Прежде чем начать выпуск поэтической серии, как и выпуск любого другого издания, издательство должно проанализировать репертуар и решить, какое место в нем будет занимать серия. Важно понимать, кем являются читатели издательства, каковы их интересы, и в процессе создания серии - от выбора авторов до выбора оформления -ориентироваться на основную читательскую аудиторию издательства, а не мечтать о привлечении новых читателей с совсем другими предпочтениями и взглядами. Таким образом, проблему отбора авторов, подготовки и развития серий современной русской поэзии наиболее удачно решают те издатели, которые продумывают свою репертуарную политику и ясно определяют место издательства на книжном рынке.

Библиографический список

1. Беловицкая А.А. Книговедение. Общее книговедение : учебник / А.А. Беловицкая. - М. : МГУП, 2007. - С. 273.

2. Карайченцева С.А. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству : учебник для вузов / С.А. Карайченцева. - М. : МГУП, 2004. - С. 37-46.

3. Горький М. О «Библиотеке поэта» [Электронный ресурс] / Максим Горький // Максим Горький - Режим доступа: http://gorkiy.lit-info.ru/gorkiy/articles/artide-207.htm. - Загл. с экрана. - (дата обращения: 25.02.2013).

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.