УДК 338.516.46
Малышев Евгений Анатольевич Evgeny Malyshev
Томских Наталья Александровна Nataliya Tоmskih
ПОЭТАПНЫЙ ПЕРЕХОД К ДОЛГОСРОЧНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
GRАDUАL TRАNSITIОN ТО LОNG-TERM REGUL^^ITON ОF TАRIFF IN THE НЕАТ1^ SECTОR
Рассмотрены этапы перехода государственного регулирования цен в сфере электро- и теплоэнергетики от утверждения цен через прейскурант 09-01 «Тарифы на электрическую и тепловую энергию» до современных методов тарифного регулирования, а также этапы создания системы регулирующих органов на федеральном и местном уровнях. Даны основные понятия в области тарифообразо-вания. Рассмотрены современные методы регулирования тарифов, случаи их применения и сроки действия утвержденных тарифов, установленных различными методами, а также сроки перехода на долгосрочное регулирование. Выявлены основные проблемы при переходе к долгосрочному регулированию, выраженные в незавершенности инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, их недооценка и большая изношенность основных фондов. Представлена текущая и предполагаемая в 2015-2016 гг. структура применения методов тарифообразования Региональной службой по тарифам и ценообразования Забайкальского края для теплоснабжающих предприятий в Забайкальском крае. Рассмотрены основные положительные стороны долгосрочного тарифообразования, такие как привлечение инвестиций, направленность на достижения целевых показателей деятельности. Проведен анализ мероприятий, осуществляемых в настоящее время для перехода к долгосрочному регулированию тарифов. В результате сделан вывод о необходимости и значении долгосрочного регулирования тарифов как для регулирующих организаций,
The transition stages of state regulation of prices in the sphere of electric and power system from the statement of prices through the price-list 09-01 "Tariffs for electric and thermal energy" to modern methods of tariff regulation, as well as the stages of regulators' system creation at the federal and local levels are considered. The basic concepts in the field of tariff setting are given. Modern methods of tariffs' regulation, cases of their application and periods of validity of the approved tariffs, established by various methods, and also terms of transition to long-term regulation are observed. The main problems upon transition to long-term regulation expressed in incompleteness of inventory of fixed assets of housing and communal services, their underestimation and big wear of fixed assets are revealed. The current and assumed in 2015-2016 structure of tariff setting methods' application by the Regional Tariff Service and pricings of Zabaikalsky Krai for the heat-supplying enterprises in Zabaikalsky Krai is presented. The main positive sides of long-term tariff setting such as attraction of investments, orientation to achievements of target indicators of activity are considered. The analysis of tariffs' actions which are carried out now for transition to long-term regulation is carried out. The authors have come to the conclusion about the need and value of long-term regulation of tariffs as for regulating organizations, resource supplying enterprises, and for consumers of municipal resources. Such a transition is extremely important for modernization and reforming of the current situation in the field of tariff setting. This modernization has not only to break current situation,
ресурсоснабжающих предприятий, так и для потребителей коммунальных ресурсов, так как переход чрезвычайно важен для модернизации и реформирования текущей ситуации в области тарифообра-зования. Данная модернизация должна не только переломить текущею ситуацию, привлечь инвестиции в тарифы, но и обеспечить потребителям коммунальных ресурсов достойные условия жизни
Ключевые слова: долгосрочные тарифы, тари- Key words: long-term tariffs, tariff setting, communal фообразование, коммунальный ресурс, тепловая resource, thermal energy, methods of regulation энергия, методы регулирования
attract investments into tariffs, but also to provide the consumers of municipal resources by worthy living conditions
Работа выполнена в рамках госзадания ЗабГУ2020-2014/255 № 2598
Система тарифного регулирования претерпела большие изменения, связанные с реформированием энергетики и всей структуры жилищно-коммунального комплекса в целом, изменениями порядка регулирования тарифов.
В процессе совершенствования государственного регулирования цен в сфере электро- и теплоэнергетики можно выделить несколько главных этапов.
1 этап — до 1990 г.
Государственное регулирование цен в
сфере электро- и теплоэнергетики осуществлялось через Прейскурант 09-01 «Тарифы на электрическую и тепловую энергию», утвержденный Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР (далее — Госкомцен СССР). Тарифы утверждались дифференцированно по 101 региону СССР (в районе функционирования каждого производственного объединения электроэнергетики).
2 этап — 1991 г.
Действовало Временное положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую от электростанций и тепловых сетей Министерства энергетики и электрификации СССР, утвержденное 20 сентября 1990 г. Госкомцен СССР и Минэнерго СССР по согласованию с Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР. В соответствии с дан-
ным положением право установления цен (тарифов) передавалось региональным энергетическим комиссиям (РЭК), образуемым в союзных и автономных республиках, краях и областях.
3 этап — основание системы регулирующих органов и окончательный отхода от Прейскуранта.
Апрель 1992 г. — утверждено Положение о Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК России) как межведомственном органе. Практически завершена работа по созданию региональных энергетических комиссий.
В декабре 1992 г. Минтопэнерго России по согласованию с ФЭК России и Госкомцен России утвердило «Положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации на 1993 г.».
В 1992 г. были сформированы методические основы регулирования. Их действие продлевалось отдельными решениями Правительства РФ до 1996 г. За основу государственного регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию взят принцип по достижению баланса экономических интересов между производителями и потребителями энергии.
В апреле 1995 г. статус федерального органа исполнительной власти был закреплен за ФЭК России в соответствии с принятым Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
В ноябре 1995 г. Указом президента № 1194 установлено, что ФЭК «является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий» в сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
Одним из важных этапов совершенствования государственного регулирования цен была административная реформа в 1999 г., суть которой заключалась в создании единого органа, устанавливающего и контролирующего применение тарифов как субъектами естественных монополий, так и производителями ряда социально значимых или имеющих государственное значение товаров и услуг.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба по тарифам РФ (далее — ФСТ) в результате преобразования ФЭК России.
ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном и ином транспорте, на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также на иные виды товаров (работ, услуг), подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации [9].
Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В Забайкальском крае таким органом является Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее — РСТ Забайкальского края).
РСТ Забайкальского края является исполнительным органом государственной
власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управление в области государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, товары и услуги организаций коммунального комплекса, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в части лицензирования и контроля) , ценообразования (тарифообразования); осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий [3].
Необходимо различать понятия «тариф» и «размер платы».
Тариф — система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые предприятиям, организациям, учреждениям и физическим лицам государственными и иными органами и организациями [8].
Тариф определяется отношением суммы всех затрат, относимых на себестоимость услуги, на отпуск потребленного ресурса.
Норматив — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса ( электрическая энергия, тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, газ, сточные воды, отводимые по канализационным сетям инженерно-технического обеспечения), который применяют для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Плата за коммунальный ресурс определяется как произведение тарифа на норматив потребления (или объем по показаниям прибора учета).
Органами исполнительной власти в сфере теплоснабжения регулируются предельные максимальные и минимальные уровни тарифов, тарифы на тепловую энергию (в том числе в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью 25 МВт и более, конечным потребителям, другим теплоснабжающим организациям), тарифы на теплоноситель, на горячее водоснабжение (горячая вода в открытых сис-
темах теплоснабжения), на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, а также плата за техническое присоединение к системе теплоснабжения и за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности [2].
До 2012 г. тарифы устанавливались на один календарный год с 1 января по 31 декабря текущего года. Особенность тарифного регулирования с 2012 г. состоит в том, что начала действовать «календарная разбивка» тарифов. Главная цель данного подхода в региональной тарифной политике — максимально сблизить темпы роста коммунальных тарифов с уровнем инфляционных ожиданий.
Установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется регулирующими организациями в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», постановлением Правительства «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Правилами регулирования цен (та-
рифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Тарифы рассчитывают согласно методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, применяемые при установлении тарифов на 2014 г. и последующие годы, утвержденные Приказом ФСТ.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при регулировании тарифов используются следующие методы:
а) экономически обоснованных расходов (затрат) — «Затраты+»;
б) обеспечения доходности инвестированного капитала;
в) индексации установленных тарифов;
г) сравнения аналогов [2].
Последние три метода ( обеспечение
доходности инвестированного капитала, индексация, а также сравнение аналогов) используют для долгосрочного регулирования.
Метод Срок регулирования Сфера применения
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
Комбинированный метод (в основе лежат методы индексации и затраты+) 1 год Большинство организаций
РАБ 5 лет (3 года) Только пилотные проекты (передача тепловой энергии - в трех регионах: г. Орел, г. Владимир, г. Екатеринбург)
С 2016 г.
ЗАТРАТЫ+ 1 год Только для впервые регулируемых или срок аренды имущества < 3 лет
ИНДЕКСАЦИЯ 5 лет (3 года при первом применении) Применяется по умолчанию
РАБ (по согласованию с ФСТ России) 5 лет (3 года при первом применении) Производство: Муст > 10 Гкал/ч Передача: протяженность сетей в двухтрубном исчислении > 50 км Концессионное соглашение Не применяется для МУП и ГУП
СРАВНЕНИЯ АНАЛОГОВ 5 лет (3 года при первом применении) Производство: Муст < 10 Гкал/ч Передача: протяженность сетей в двухтрубном исчислении < 50 км
Применение методов тарифообразования
При полном переходе к долгосрочным тарифам метод экономически обоснованных расходов (затрат) будет применяться только в случаях, когда тарифы устанавливаются впервые для вновь созданных организаций и для организаций, осуществляемых регулируемые виды деятельности, но в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также когда на момент подачи заявления у регулируемой организации отсутствуют договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные с 1 января 2014 г., и оставшийся срок действия всех договоров
Текущая ситуация
■ — метод «Затраты»
■ — метод «Индексация»
73 %
Рис. 1. Модель применяемых методов в настоящее время
По прогнозам РСТ Забайкальского края, в 2015-2016 гг. для теплоснабжающих предприятий края предполагается следующая структура применения методов долгосрочного тарифного регулирования:
— метод «Обеспечения доходности инвестированного капитала» ^АВ) — 10 % регулируемых организаций;
— метод «Затраты+» — 18 %;
— метод «Индексации» — 72 % теплоснабжающих предприятий [11].
При долгосрочном регулировании тарифов процесс тарифообразования станет более прозрачным. Станет очевиднее обоснованность нормы доходности на инвестированный капитал. Тарифообразование будет направлено на достижения целевых показателей деятельности.
аренды, заключенных регулируемой организацией до 1 января 2014 г., составляет менее трех лет. Срок действия тарифов, установленных методом экономически обоснованных расходов (затрат), составляет не более одного финансового года [2].
Целевой моделью новой нормативной правовой базы является переход на долгосрочное регулирование, который должен произойти до 1 января 2016 г.
В настоящее время в Забайкальском крае при установлении тарифов для 73 % ресурсоснабжающих организаций (предприятий) применяется метод «Затраты+». Для остальных 27 % предприятий — метод «Индексации».
Планируемая ситуация (2015-2016 гг.)
I — метод «Затраты»
■ — метод «Индексация»
■ — метод ИАВ
Рис. 2. Целевая модель - переход на долгосрочное регулирование 2016 г.
Долгосрочные тарифы позволят проследить взаимосвязь тарифа и уровня надежности и качества услуг, откроется доступ к долгосрочным и более дешёвым заёмным источникам.
Упростится формирование долгосрочных инвестиционных программ, станет проще осуществлять строительство необходимых объектов коммунальной инфраструктуры, повысится инвестиционная привлекательность регулируемых ресурсос-набжаемых организаций.
Также станет проще обеспечивать стабильность экономического и бюджетного планирования для субъекта РФ.
Кроме того, долгосрочное регулирование позволит ресурсоснабжающим компаниям более детально оценивать затраты,
уровень ожидаемых рисков и доходов будет стимулировать предприятия к снижению издержек и стратегическому планированию своей деятельности, позволит осуществлять деятельность на основе прозрачной долгосрочной финансовой модели. Это позволит обеспечить устойчивое развитие сферы ЖКХ.
С 2016 г. долгосрочное тарифное регулирование станет для всех организаций коммунального комплекса обязательным. Однако существуют препятствия для перехода к долгосрочному тарифному регулированию.
Основная проблема — это незавершенность инвентаризации основных фондов ЖКХ и их большая недооценка. Без точного понимания действительной стоимости основных фондов невозможно оценить затраты на поддержание их работоспособности.
Еще одной проблемой является большая изношенность основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. На сегодняшний день фактическая изношенность составляет около 70 %, замене подлежит более 10 % от общего объема основных фондов. Для поддержания нормальной работы предприятия инвестиционная составляющая долгосрочных тарифов должна обеспечивать ежегодную реконструкцию, замену и новые инфраструктуры ЖКХ в размере примерно 15 % от имеющихся основных фондов.
Для решения обозначенных проблем необходим четкий план перехода на долгосрочные тарифы. Кроме того, следует провести анализ экономической обоснованности действующих тарифов.
Для перехода к долгосрочному регулированию тарифов осуществляются следующие мероприятия:
— разрабатываются и утверждаются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
— ведется систематический учет домового хозяйства (реестры жилого фонда);
— регулируемые организации на должном уровне ведут бухгалтерский и налоговый учет;
— своевременная подача тарифных заявлений регулятору с соблюдением полноты и достоверности документов;
— осуществляется переход на использование системы ЕИАС ФСТ России.
Кроме того, выполняется утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в установленном порядке. За 2013 г. утверждено пять схем теплоснабжения в городах с численностью населением 500 тыс. человек и более (Новосибирск, Ярославль, Иркутск, Саратов, Нижний Новгород). По состоянию на 1 октября 2014 г. в аналогичных городах утверждено девять схем (Пермь, Екатеринбург, Набережные Челны, Ростов-на-Дону, Омск, Томск, Пенза, Тольятти, Киров) . Возвращено на доработку 12 схем (Новокузнецк, Волгоград, Уфа, Воронеж, Самара, Липецк, Москва, Ульянов, Астрахань, Оренбург, Рязань, Кемерово) . Планируются к поступлению девять схем теплоснабжения (Хабаровск, Ижевск, Казань, Тюмень, Махачкала, Краснодар, Барнаул, Челябинск и Красноярск). Минэнерго России в 2014 г. утвердило актуализацию схем теплоснабжения Новосибирска, Екатеринбурга, Саратова и Набережных Челнов. Схемы теплоснабжения городских и сельских поселений, городских округов с населением менее 500 тыс. чел. утверждаются органами местного самоуправления этих поселений и округов.
С 2014 г. и в Забайкальском крае ведется активная работа для перехода к долгосрочному регулированию тарифов, утверждаются схемы теплоснабжения. Переход чрезвычайно важен для модернизации и реформирования текущей ситуации в области тарифообразования. Данная модернизация должна не только переломить текущею ситуацию, привлечь инвестиции в тарифы, но и обеспечить потребителям коммунальных ресурсов достойные условия жизни.
Литература_
1. О теплоснабжении: Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 14.10.2014). [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
2. О ценообразовании в сфере теплоснабжения: Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 с изм. и доп., вступающими в силу с 02.10.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы Гарант.
3. Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразования Забайкальского края: Постановление Правительства Забайкальского края // Официальный сайт РСТ Забайкальского края. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://рст.забайкальскийкрай.рф/и/ргоеМ_ postanovleniya_rst_polojenie.pdf (дата обращения 15.10.2014).
4. Захарова Н.А., Пузакова Б.К., Рожканова О. В. Жилищно-коммунальные услуги: за что мы платим? Ростов-н/Д.: Изд-во Феникс, 2013. 204 с.
5. Малышев Е.А., Афанасьева А.В. Энергетическая отрасль как основа развития Забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. № 1(80). Чита: ЗабГУ, 2012. С.127-131.
6. Малышев Е.А., Киреева Н.В. Анализ содержания элементов системы калькулирования себестоимости продукции работ, услуг // Вестник Забайкальского государственного университета. № 8(75). Чита: ЗабГУ, 2011. С. 3-8.
7. Сорокин М.А. Тарифообразование как метод ценового регулирования // Проблемы учета и финансов: ежеквартальный науч.-практ журнал. № 4 (8). Томск, 2012. С. 56-59
8. Выдержка из книги Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: http://www.ngpedia. ru/cgi-bin/getpage.exe?cn=458&uid=0.5504828505 21803&inte=7 (дата обращения 10.10.2014).
9. История создания федерального регулирующего органа в России // Официальный сайт Федеральной службы по тарифам. [Электронный ресурс]: URL: http://www.fstrf.ru/about/activity/17 (дата обращения 20.10.2014).
10. Проблемы перехода отрасли ЖКХ к долгосрочному тарифному регулированию // Услуги в сфере ЖКХ №7, 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.mcfr.ru/ jourMls/13/23994/49256/49271 (дата обращения 18.10.2014).
11. Совершенствование механизмов тарифного регулирования: перспектива введения долгосрочных тарифов как инструмента, направленного на развитие отрасли ЖКХ: презентация к докладу
_References
1. O teplosnabzhenii: Federalny zakon RF ot 27.07.2010 №190-FZ (On heat supply: Federal law of the Russian Federation of 27.07.2010 No. 190-FL). Available at the legal reference system Garant.
2. O tsenoobrazovanii v sfere teplosnabzheni-ya: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 22.10.2012 g. №1075 (On pricing in the sphere of heat supply: The resolution of the Government of the Russian Federation of 22.10.2012 No. 1075) Available at the legal reference system Garant.
3. On approval of the Regional Tariff Service and pricing in Zabaikalsky Region (Variation (statistics)). Resolution of the Government of Zabaikalsky Kray. Regional Tariff Service Pricing Zabaikalsky Region. 2014 Available at: http://pCT.3a6anK&TBCKHHKpaH.p^/u/ proekt_postanovleniya_rst_polojenie.pdf (accessed 15 October 2014).
4. Zakharova N.A., Puzakova B.K., Rozhkanova O.V. Zhilishhno-kommunalnye uslugi: za chto my platim? [Housing and communal services: what we pay for?]. Rostov-on-Don: Feniks, 2013. 204 p.
5. Malyshev E.A., Afanasyeva A.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), no. 1 (80). Chita: ZabGU, 2012. P. 127-131.
6. Malyshev E.A., Kireeva N.V. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), no. 8 (75). Chita: ZabGU, 2011. P. 3-8.
7. Sorokin M.A. Problemy ucheta i finansov: ezhekvartalny nauch. -prakt zhurnal (Problems of accounting and finance: quarterly scientific-practical magazine), no. 4 (8). Tomsk, 2012. pp. 56-59.
8. Vyderzhka izknigi Tolkushkin A.V. Nalogii na-logooblozhenie. Entsiklopedicheskiy slovar (Excerpt from the book by Tolkushkin A.V. Taxes and taxation. Encyclopedic dictionary) Available at http://www. ngpedia.ru/cgi-bin/getpage.exe?cn=458&uid=0.550 482850521803&inte=7 (accessed 10 October 2014).
9. Istoriya sozdaniya federalnogo reguliruyush-hego organa v Rossii (The history of federal regulatory authority in Russia) Available at: http://www.fstrf. ru/about/activity/17 (accessed 20 October 2014).
10. Problemy perehoda otrasli ZhKH k dolgos-rochnomu tarifnomu regulirovaniyu (Problems of transition of housing and utilities sector to long-term tariff regulation) (Services in the sphere of housing-municipal services) Available at: http://www.mcfr. ru/journals/13/23994/49256/49271 (accessed 18 October 2014).
11. Sovershenstvovanie mehanizmov tarifnogo regulirovaniya: perspektiva vvedeniya dolgosrochnyh tarifov kak instrumenta, napravlennogo na razvitie otrasli ZhKH: prezentatsiya k dokladu rukovoditelya
руководителя РСТ Забайкальского края В.И. Пазд-никова, 2013. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.myshаred.ru/shde/760789/ (дата обращения: 30.09.2014).
12. Экспресс-анализ схем теплоснабжения: энергоэффективный город, некоммерческое партнерство по содействию внедрению энергоэффективных технологий [Электронный ресурс]. URL: http: //eg.energosovet.ru/ekspres_analiz.html (дата обращения: 11.10.2014).
Коротко об авторах_
Малышев Е.А., д-р экон. наук, доцент, зав. каф. «Экономика и управление на энергетических предприятиях», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ eаmаlyshev@mаil.ru
Научные интересы: энергетика, менеджмент, бизнес-планирование, маркетинг, финансовый менеджмент, экономика
Томских Н.А., аспирант, каф. «Экономика и управление на энергетических предприятиях», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ
Научные интересы: региональная экономика, экономика энергетики, тарифообразование
RSTZabaikalskogo kraya V.I. Pazdnikova (Improvement of mechanisms of tariff regulation: prospect of long-term tariffs' introduction as a tool aimed at the development of housing and communal services branch: presentation to the report of the head of RST of Zabai-kalsky Kray V.I. Pazdnikov, 2013.) Available at: http: //www.myshared.ru/ slide / 760 789 (accessed 30 September 2014).
12. Ekspress-analiz shem teplosnabzheniya: energoeffektivny gorod, nekommercheskoe partner-stvo po sodeystviyu vnedreniyu energoeffektivnyh tehnologiy (Express analysis of heat supply schemes: power effective city, non-profit partnership on assistance to introduction of power effective technologies) Available at: http://eg.energosovet.ru/ekspres_anal-iz.html (accessed 11 October 2014).
_Briefly about the authors
E. Mаlyshev, doctor of economic sciences, associate professor, head of Economy and Management at the Power Enterprises department, Transbaikal State University
Scientific interests: power engineering, management, business-planning, marketing, financial management, economics
I. Tоmskih, postgraduate, Economy and Management at the Power Enterprises department, Transbaikal State University
Scientific interests: regional economics, energy economics, tariff setting