Научная статья на тему 'Подвижные игры - специфическое средство формирования двигательных умений и навыков на уроках по физическому воспитанию на начальном этапе обучения'

Подвижные игры - специфическое средство формирования двигательных умений и навыков на уроках по физическому воспитанию на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ПОДВИЖНЫЙ / ОБУЧЕНИЕ / НАВЫК / УМЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / GAME / MOBILE / TRAINING / SKILL / ABILITY / PHYSICAL EDUCATION / MOTOR EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатов Дечко Митев

В настоящей работе подвижные игры рассматриваются как метод обучения, который формирует двигательные умения учеников младших классов, а также создают навыки использования этих умений в учебном процессе и в жизни. Приводятся характерные особенности формирования и развития умений и навыков при использовании подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатов Дечко Митев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movable games - a specific tool for the formation of motor skills and habits in teaching physical education at primary school level

In this paper, mobile games are considered as a training method that generates motor skills of students of junior classes, as well as create the skills to use these skills in the learning process and in life. The characteristic features of the formation and development of skills of using mobile games in physical education classes.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры - специфическое средство формирования двигательных умений и навыков на уроках по физическому воспитанию на начальном этапе обучения»

ш Перспективы Науки и Образования. 2016. 2 (20) Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-02/ Дата публикации: 1.05.2016 №д™953753. Д. М. Игнатов

Подвижные игры - специфическое средство формирования

двигательных умении и навыков на уроках по физическому воспитанию на начальном этапе обучения

В настоящей работе подвижные игры рассматриваются как метод обучения, который формирует двигательные умения учеников младших классов, а также создают навыки использования этих умений в учебном процессе и в жизни. Приводятся характерные особенности формирования и развития умений и навыков при использовании подвижных игр на занятиях по физическому воспитанию.

Ключевые слова: игра, подвижный, обучение, навык, умение, физическое воспитание, двигательное упражнение

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-02/ Accepted: 14 March 2016 Published: 1 May 2016 No. 2 (20). pp. 51-53.

D . M. I gnatoy

Movable games - a specific tool for the formation of motor skills and habits in teaching physical education at primary school level

In this paper, mobile games are considered as a training method that generates motor skills of students of junior classes, as well as create the skills to use these skills in the learning process and in life. The characteristic features of the formation and development of skills of using mobile games in physical education classes.

Keywords: game, mobile, training, skill, ability, physical education, motor exercise

гра постоянно присутствует в жизни детей. Дети играют в самые разнообразные игры дома, на улице, в детском саду и в школе: в подвижные, дидактические, спортивно-подготовительные, музыкальные и т.д.. В руках опытного педагога и заботливого родителя они являются отличным средством для всестороннего развития ребенка и укрепления его здоровья. По мнению П. Ф. Лесгафта чрез игры ребенок готовится к жизни, а для М. Горького игры есть путь ребенка к знакомству с миром [1, с.3].

Особый интерес для теории и практики обучения по физическому воспитанию представляют подвижные игры, в которых много активных движений, в отличиe от неподвижных и развлекательных игр, протекающих в статичном положении. Это объясняет причины, по которым у детей возникает огромное желание участвовать в данной игре. Они порождают интерес, желание проявить личные умения, получить удовлетворение от полученного успеха в сочетании с пози-

тивными эмоциями, порожденными двигательной активностью. Именно это превращает игру в незаменимое средство для создания двигательных умений и навыков у детей на начальном этапе обучения в школе [5, с. 4].

Физическое возпитаниеq как учебный проце^ в своей основе отражает овладевание определенными двигательными действиями. Ведущими при первоначальном усвоении данного двигательного задания являются облегченные условия обучения. Обязательно необходимо обеспечить относительно постоянные условия для многокрантого творческого повторения. Если данные требования не соблюдаются, дети не получат представления и полной картины хронологии двигательного потока. у них будут трудно развиваться необходимые сдерживающие процессы, помогающие восприятию пространственно-временных величин. В результате этого изучаемые движения не будут усваиваться, а превращение их в строительный элемент не-

Перспективы Науки и Образования. 2016. 2 (20)

возможно [2, с.7]. Напротив, строительный навык может оказаться деструктивным, что очень неприятно и не должно быть допущено. Для этой цели следует уточнить содержание и смысл понятий „умение" и „навык", которые выстраивают основу учебного процесса в современной школе - обеспечение усвоения учениками общественного опыта под формой знаний, умений и навыков, на чьей основе ребенок сможет реализовать себя в будущем самостоятельно и творчески.

Умение представляет собой способность выполнять правильные действия на основе полученных знаний и опыта. С психологической точки зрения умение есть специфическое звено между процессом познания и действием. Характерной особенностью приспосабливаемости человека к существующей действительности является то, что он не только верно ее отражает, но и активно ее изменяет и преобразует. Данный факт придает особую важность действительной стороне человеческого познания [8, с.9]. Отсюда вытекает огромное значение формирования умения в процессе обучения. При обучении по физическому воспитанию формируются двигательные умения. Они дают возможность детям выполнять с необходимым пониманием двигательные действия повышенной трудности и творческого характера. Полученные при обучении по физическому воспитанию двигательные умения, по своему содержанию и степени формирования могут быть разделены на два вида, которые условно называем „первичные умения" и „обобщенные умения".

Первичное двигательное умение дает возможность правильному осознанию двигательного действия на основе осмысленного опыта и полученных знаний об общих требованиях, или схемах, к двигательному действию. Первичное умение появляется первым по сравнению с двигательным опытом.

Обобщенное двигательное умение предоставляет возможность выполнять правила двигательных действий в меняющихся условиях. Оно выстраивается на основе уже полученных знаний и представляет собой основу для навыка. Именно обобщенное умение дает возможность свободным и творческим двигательным действиям в разнообразных и нестандартных условиях, сообразно конкретным требованиям ситуации. Отличия между двумя умениями заключаются в характере их обобщенности и степени автоматизированности соответствующим их компонентов.

Навык представляет собой заученное, закрепленное действие, чьи составные элементы доведены до степени автоматизма. В резулатате чего двигательное действие может выполняться без прямого сознательного контроля, а навык протекает легко и экономно. Навык имеет место как в умственной, так и в двигательной деятельности человека.

Двигательный навык - это выученное, закрепленное действие, которое, благодаря автоматизму составляющих его движений, выполняется легко, экономно, без необходимости разделения на отдельные движения. Сознательный характер при создании двигательных навыков во время обучения физическому воспитанию предполагает предварительное наличие двигательных умений. На базе усовершенствованных двигательных навыков в дальнейшем формируется обобщенное умение. Существенным условием для перехода двигательных навыков в обобщенные двигательные умения является их осмысление и обобщенность.

Подвижные игры как общее подготовительное средство связывают во едино навык и умение, развивают их во взаимной связи. Это происходит из-за особенностей их построения. Игровые действия реализуются при постоянно меняющейся игровой обстановке, которая, в свою очередь, устонавливает все новые и новые взаимоотношения между играющими. Следя за развитием игры, каждый участник стремится занять наиболее выгодные позиции для действия и, в то же время, поставить других участников в затруднительное положение. Для осуществления своих намерений он должен проявить активность, смекалку, самостоятельность и творчество, высокую концентрацию для быстрого анализа и осмысления воспроизведенных явлений, передать намерения своим и чужим игрокам. Это и есть условия, которые определяют культуру игры и отдельного участника, а также предпосылка к осуществлению необходимых умений в различных ситуациях. Подвижные игры не желательно использовать на начальном этапе обучения движению. Игровая обстановка непостоянная, двигательное действие часто имеет случайный характер, то есть, налицо повторяемость ради состязательного элемента, участники находятся в напряженном состоянии. Кроме того, для успешного участия в играх требуются хорошо усвоенные навыки, а, как известно, формирование и усовершенствование двигательного навыка постигается, лучше всего, через физические упражнения и путем упражнений.

Вопреки выше сказанному, мы считаем, что игра, в известной степени, участвует в создании и укреплении двигательных навыков. В большей степени это относится к детям первого и второго классов. В их играх преобладают естественные формы движения, в реализации которых они имеют известный предварительный опыт. Как при всех остальных возрастах, так и при упомянутых, основное предназначение игры - создать и воспитать умения, научить детей управлять и контролировать собственные движения, согласовывать свои действия с действиями коллектива. Важной чертой подвижной игры является то, что через нее проявляется устойчивость двигательных навыков и умений, их способность свя-

Perspectives of Science & Education. 2016. 2 (20)

зываться между собой, а также умение использовать их в новых различных условиях. В этом отношении подвижные игры являются незаменимым средством контроля. В игровой обстановке дети могут показать максимально свои мо-ментные возможности, в отличие от стандартной обстановки при учете результатов их физической дееспособности. Полученные результаты, таким образом, будут более реальными и корректными, так как стандартные условия являются искусственной средой для детей.

На основе вышесказанного предлагаем следующие выводы:

1. Подвижные игры не желательно использовать на начальном этапе обучения. Игровая обстановка непостоянная, двигательное действие часто имеет случайный характер, то есть, налицо повторяемость ради состязательного элемента, и участники находятся в напряженном состоянии. Для успешного участия в игре требуются хорошо усвоенные навыки, а, как из-

вестно, формирование и усовершенствование двигательного навыка достигается, лучше всего, через физические упражнения и путем упражнений.

2. Важной чертой подвижной игры является то, что через нее проверяется устойчивость двигательных навыков и умений, а также их способность связываться между собой, ее способность быть использованной в новых различных условиях. В этом отношении подвижные игры - незаменимое средство контроля. В игровой обстановке дети могут максимально показать свои моментные возможности в отличие от стандартной обстановки при учете результатов их физической дееспособности.

3. Правильно построенная система подвижных игр с творческим характером, акцентирует внимание на развитии двигательных качеств при учете индивидуальных возможностей детей и на особенностях материальной базы, которой располагает данное учебное заведение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васев А. Учението на П. Ф. Лесгафт за физическото възпитание. МФ. София. 1963. С. 3.

2. Димитрова С. Психологически проблеми на физическото възпитание в училище. София. Медицина и физкултура. 1975. С. 7.

3. Капинова Е. Игра как средство развития коммуникативной компетенции на русском языке старших дошкольников. МК. Сборник докладов. Бургас. 2009. С. 36-40.

4. Капинова Е. Коммуникативные игры в обучении русскому языку старших дошкольников в Болгарии. Фен-наука. Периодический журнал научных трудов. № 5. Россия. 2015. С. 61-63.

5. Попов И., Георгиев Г. Подвижните игри в началните класове. София. Народна просвета. 1990. С.4.

6. Терзиева, М. Фольклорные и дидактические игры - стимул для развития детской речи в дошкольном возрасти. -Гуманитарный вектор, 2009, кн.2, С. 14-17.

7. Терзиева, М. Билингвальные ученики и их конфликт со школьной культурой. - Человек в современном мире, психология 21 века. В: Материалы Второй международной научно-практической конференции. Россия-Болгария 14-16 апреля. Красноярск, 2013, С.272-278.

8. Христозов Хр., Пенушлиева Р. Психологично изследване на детето. София. МФ. 1970. С. 9.

_REFERENCES

1. Vasev A. Uchenieto na P.F. Lesgaft za fizicheskoto vazpitanie. M.F. Sofia. 1963. P. 3.

2. Dimitrov S. Psihologicheski problemi na fizicheskoto vazpitanie v uchilishte. Sofia. Medicina I fizkultura. 1975. P. 7.

3. Kapinova E. Igra kak sredstvo razvitia kommunikativnoi kompetencii na russkom yazike starshih doshkolnikov. MK. Sbornik dokladov. Burgas. 2009. P. 36-40.

4. Kapinova E. Kommunikativnie igri v obuchenii russkomu yaziku starshih doshkolnikov v bolgarii. Fen-nauka. Periodicheskii jurnal nauchnih trudov. № 5. Russia. 2015. P. 61-63.

5. Popov I., Georgiev G. Podvijnite igri v nachalnite klasove. Sofia. Narodna Prosveta. 1990. P.4.

6. Terzieva M. Foiklornie I didakticheskie igri - stimul dla razvitiya detskoi rechi v doshkolnom vozraste - Gumanitarnii vektor, 2009, kn.2, P. 14-17.

7. Terzieva M. Bilingvalnie ucheniki I ih bonflikt so shkolnoi kulturoi. - Chelovek v sovremennom mire, psihologia 21 veka. V: Materiali Vtoroi mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii. Russia-Bulgaria. 14-16 april. Krasnoyarsk. 2013. P.272-278.

8. Hristozov Hr., Penushlieva R. Psihologichno izsledvane na deteto. Sofia. MF. 1970. P. 9.

Информация об авторе Игнатов Дечко Митев

(Болгария, Бургас) Кандидат педагогических наук, главный ассистент, Университет им. проф. д-ра Асена Златарова E-mail: [email protected]

Information about the author

Ignatov Dechko Mitev

(Bulgaria, Burgas) PhD in Pedagogics University "Prof. Dr. Asen Zlatarov" E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.