МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЕСТЕСТВЕННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
УДК 656.11
111 2 М. Е. Елисеев1, Д. М. Пронин1, А. А. Репников1, М. Е. Сангалова2,
Т. Н. Томчинская1
ПОДСИСТЕМА АНАЛИЗА ОЧАГОВ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ АВАРИЙНОСТИ
Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева1, Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского2
Описываются принципы работы программного модуля анализа очагов интерактивной карты аварийности. Уточняется методика анализа очага аварийности, описанная в ранних работах авторов. Приводятся примеры проведения анализа с использованием разработанного программного обеспечения.
Ключевые слова: топографический анализ, ДТП, ГИС, геоинформационная система.
Необходимость разработки интерактивных карт аварийности для крупных городов очевидна [1]. Такие карты разрабатываются в ряде регионов [2], [3]. В их основе лежат два подхода: топографический анализ и ГИС-технологии. Топографический анализ ДТП - стандартный метод для выявления участков дорог с повышенной аварийностью («очагов ДТП»), ГИС-технологии подразумевают объединение пространственных и табличных данных в единое целое. Таким образом, для создания интерактивной карты необходима база данных ДТП, имеющая привязку к ГИС-карте.
Архитектура информационной системы, предназначенной для анализа ДТП, состоит из ведущей локальной подсистемы, обеспечивающей:
1) подготовку и сопровождение многослойной векторной карты города;
2) связь с базой данных ДТП;
3) статистический анализ причин ДТП;
4) экспорт в интернет подсистему (импорт данных из неё).
Интернет подсистема позволяет осуществлять обратную связь с субъектами дорожного движения, с помощью которой участники дорожного движения получают личностно-ориентированную информацию о ДТП в режиме реального времени в виде тематических карт с аннотациями и рекомендуемыми путями объезда в тех случаях, когда это возможно.
Статистический анализ осуществляет специальный программный модуль - анализатор очага. Он должен для данной географической области (обычно не более 500 м2) сформулировать статистически наиболее вероятные гипотезы о причинах аварийностии выявить потенциально опасные категории участников ДТП. Подразумевается, что очаг содержит достаточный объем статистической информации. На практике (по Нижнему Новгороду) рассматривались очаги размера около 100 м2, в которых произошло более 100 ДТП за 2 года и 3 месяца, то есть около 50 ДТП за год. Очаги ДТП за последние годы территориально сохраняются. Сравнительный анализ числа ДТП за 2009, 2010 годы, 12 наиболее мощных очагов приведен в табл. 1.Очаги отсортированы по числу ДТП, выделены совпадающие районы (поле «nn» -число ДТП).
© Елисеев М. Е., Пронин Д. М., Репников А. А., Сангалова М. Е., Томчинская Т. Н., 2012.
Таблица 1
2010 год 2009 год
Улица Дом пп Улица Дом пп
КОМИНТЕРНА 115 119 КУЗБАССКАЯ 1 86
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ 296А 123 КАНАВИНСКИИ МОСТ 88
ГАГАРИНА ПРОСП. 1 128 КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛ. 1 88
ОКСКИИ СЪЕЗД 131 ГАГАРИНА ПРОСП. 1 91
КАНАВИНСКИИ МОСТ 137 КОМИНТЕРНА 115 99
ЛЕНИНА ПРОСП. 33 188 ЛЕНИНА ПРОСП. 33 107
КУЗБАССКАЯ 1 192 ОКСКИИ СЪЕЗД 118
РОДИОНОВА 187 196 ЛЕНИНА ПРОСП. 88 139
ЛЕНИНА ПРОСП. 73 236 ЛЕНИНА ПРОСП. 70 140
ЛЕНИНА ПРОСП. 70 254 ЛЕНИНА ПРОСП. 73 141
МЫЗИНСКИИ МОСТ 272 МЫЗИНСКИИ МОСТ 186
ЛЕНИНА ПРОСП. 75 343 ЛЕНИНА ПРОСП. 75 207
Для выявления особенностей очага использовалась теория, подробно описанная в работах [4, 5]. Напомним основные положения.
Основным маркером называется матрица следующего вида, элементами которой яв-п
ляются доли , где щ - число ДТП соответствующей категории водителей, N - общее число ДТП.
Таблица2
Стаж\Возр. <21 21 - 25 26 - 40 41 - 60 > 60
<1 муж.
жен.
1-2 муж.
жен.
3-6 муж.
жен.
>6 муж.
жен.
Временным маркером за промежуток времени , ] с шагом ^ называется матрица-
п
строка (массив), элементами которой являются доли , где N - прежнее, щ - количество
ДТП в интервале [^ + И0, ^ + (/ + 1)^ ].
Маркеромпричины называется матрица-строка, элементами которой являются доли
п
, где N - прежнее, щ - количество ДТП, при совершении которых присутствовал I -й фактор. Список факторов - условий, сопутствующих ДТП или типов ДТП, устанавливается заранее.
Вычисляются основной и временной маркеры, маркер причины для всей базы ДТП, которая в данном случае берется в качестве генеральной совокупности. При анализе конкретного очага перечисленные маркеры вычисляются для него, вычисленные значения сравниваются со средними и выявляются особенности очага.
Приведем пример такого анализа для одного из очагов: «Комсомольская площадь, д. 1» (рис. 1).
Рис.1
Общее число ДТП - 191. Категории водителей, попадающие в ДТП в данном очаге чаще, чем в среднем приведены в табл. 3.
Таблица 3
Доля ДТП Отношение к среднему Пол Возраст (лет) Стаж (лет)
0,097 1,75 Мужчина 25-40 1-2
0,018 2,033 Женщина 40-60 1-2
0,018 3,96 Мужчина 20-25 >6
0,024 1,65 Мужчина >60 >6
Рассматривался следующий список сопутствующих факторов и типов ДТП: «Задним ходом», «Дистанция», «Приоритет», «Скорость», «Боковой интервал», «Заснеженная дорога», «Гололедица», «Снежный накат», «Туман», «Снегопад», «Наезд на пешехода». Смысл пунктов достаточно ясен, так «Дистанция» - означает, что ДТП произошло по причине малой дистанции между авто, «Приоритет» - несоблюден приоритет при проезде перекрестка, перестроении и т. п., «Скорость» - выбран скоростной режим несоответствующий ситуации на дороге и т. д. Данный список не является окончательным и его состав - тема отдельного обсуждения, выходящего за рамки данной работы. Результаты работы программного модуля анализа причины приведены на рис. 2.
1£' Очаговый топографический анализ ДТП
вви
Открыть
дзе DOM m л »
НОВИКОВА-ПРИБОИ 185
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ 104 187
► КОМСОМОЛЬСКАЯ пл. 1 131
ГЕРОЕВ ПРОСП. 1 133
ПОПОВА 35 133
МОЛИТОВСКИЙ МОСТ 210
ВАНЕЕВА 225
ГАГАРИНА ПРО СП 1 230
КАНАВИНСКИЙ МОСТ 240
КОМИНТЕРНА 115 245
ГАГАРИНА ПРО СП 251
ОКСКИЙ СЪЕЗД 272
ЛЕНИНА ПРОСП. вв 283
КУЗБАССКАЯ 1 287
ЛЕНИНА ПРОСП. 305
ЛЕНИНА ПРОСП. 33 321
РОДИОНОВА 187 337
ЛЕНИНА ПРОСП. 73 407
ЛЕНИНА ПРОСП. 70 435
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ 4G0
МЫЗИНСКИЙ МОСТ 498
ЛЕНИНА ПРОСП. 75 581
¡КОМСОМОЛЬСК I ГэТ"
По всем ДТП По очагу
Задним кодом 8678 Задним кедом 15
Дистанция 7193 Дистанция 14
Приоритет 5381 Приоритет 10
Скорость 5272 Скорость 6
Боковой инт. 2289 Боковой инт. 7
Заснеж. дорога 20542 Заснеж. дорога 30
Гололедица 4526 Гололедица 37
Снежный накат 2996 Снежный накат 3
Туман 155 Туман 0
Снегопад 11058 Снегопад 16
Наезд на пешех 4720 Наезд на пешек 18
Сравнение
Анализ
Отобразить
Отобразить
1. КОМСОМОЛЬСКАЯ пл.
Боковой
инт..1.49086489453462 Гололедица:3.98541 1922 00052 Наезд на
пешех.:1.85915906127771
Рис. 2
Таким образом, аварий из-за недостаточного бокового интервала больше в 1,5 раза, из-за гололедицы - больше в 4 раза, аварий с участием пешеходов - в 1,9 раза больше, чем в среднем.
Временной маркер был вычислен за период 01.01.2009 по 31.12.2010. В качестве шага t0 выбран промежуток 1 месяц (различия в числе дней: 30 или 31, на наш взгляд, несущественны).
Очаговый топографический анализ ДТП
Открыть
□вв
КОМСОМОЛЬСКАЯ
Общее количество ДТП
А36 DOM nn л
НОВИКОВА-ПРИБОЯ 185
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ 104 187
► КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛ 1 191
ГЕРОЕВ ПРО СП 1 193
ПОПОВА 35 193
МОЛИТОВСКИЙ мост 218
ВАНЕЕВА 225
ГАГАРИНА ПРОСП. 1 238
КАНАВИНСКИЙ МОСТ 248
КОМИНТЕРНА 115 245
ГАГАРИНА ПРОСП. 251
ОКСКИЙ СЪЕЗД 272
ЛЕНИНА ПРОСП. 88 283
КУЗБАССКАЯ 1 297
ЛЕНИНА ПРОСП. 385
ЛЕНИНА ПРОСП. 33 321
РОДИОНОВА 187 337
ЛЕНИНА ПРОСП. 73 487
ЛЕНИНА ПРОСП. 70 435
МОСКОВСКОЕ ШОССЕ 468
МЫЗИНСКИЙ МОСТ 498
ЛЕНИНА ПРОСП. 75 591 V
Всего
178407
'<НЧнМ-Н id Пересчет
(КОМСОМОЛЬСКА I Ï
3519 3489 3628 3790 3265 3407 3049 2651 2780 2531 1533 1082 4153 3679 4109 3488 3614 3740 3754 3061 4235 4242 3417 2191
Среднее значение маркера
0.044881 136831 31 55
0.0444985779330927
0,0402713700309717
0,0403375208846149
0.041 641 69015521 57
0,043452752942977
0,0300800340836915
0.0338107566926422
0,0354500179575803
0,932280281997351
0.81 9551 8257298456
0,9137997882842093
0,0529672095603709
0,0469218309589705
0.0524860351754308
0,0444858239697986
0,0400920233440544
0.0476998227199102
0,0478783782060275
0,0399390816432206
0.0540130345504866
0,0541023122935452
0,943580292575910
0.0279439335773592
Всего
lies
Количество ДТП Временной маркер Значение
критерия
0,0476190476190476
0,0654761994761905
9.0773099523009524
0.01 1904761904761 9
0,0238095238095238
0,0535714285714286
0.0773009523009524
0,071428571428571 4
0,0357142857142857
0.0238095238095230
0,00595238095238095
0,0297619047619948
9.0773099523009524
0.0178571428571429
0,0357142857142857
0,0416666666666667
0.01 1904761904761 9
0,0654761904761905
0,0238095238095238
9.0297619047619940
0,0238095238095238
0,0892857142857143
9.0416666666666667
0,01 78571 428571 429
2009 2 47142298846052
2909 3 67232064755695
2909 7
,98990196045698
2009 8
2,11 259991 923892
200912
2,156692852741 84
2010 1
,46092182358135
2910 6
1.37267156862745
2910 10
1.65031235266384
Рис. 3
Анализ (рис. 3) показывает, что превышения среднестатистических данных наблюдались как в зимние месяцы (2 2009,12 2009, 1 2010) и близкие к ним (3 2009), так и в месяцы, когда о снеге и гололедице говорить не приходится (7 2009, 8 2009).
Комплексный анализ позволяет сделать следующие выводы. При проезде водителем данного участка дороги особое внимание необходимо уделить соблюдению бокового интервала и движению пешеходов. Непосредственный осмотр территории показывает, что на данном участке дороги имеется нерегулируемый пешеходный переход. Требует проверки гипотеза о том, что он является одной из основных причин аварий.
Анализ категорий водителей показывает, что около 10 % ДТП приходится на мужчин 25-40 лет со стажем 1-2 года, впрочем пристального внимания заслуживают и остальные категории из табл. 3.
Аннотация данного очага может выглядеть следующим образом:
1) очаг отображается на слоях соответствующих строкам табл.3: «Мужчина, 25-40 лет, стаж 1 -2 года» и т. д.;
2) текст «Обратите внимание на соблюдение бокового интервала и особое внимание к пешеходам вблизи перехода»;
3) в месяцы со снежным покровом (ноябрь - март) к аннотации добавляется «Осторожно - гололедица».
Безусловно, текст аннотации необходимо детально прорабатывать с учетом психологии категорий водителей.
Получение такого типа информации по каждому из основных 30-40 очагов крупного города с последующим нанесением ее на интерактивную картупозволит дать водителям детальную личностно-ориентированную информацию.
Детальное рассмотрение изменения очага во времени, учет изменений, вносимых в дорожную инфраструктуру и визуализация этих данных в виде тематических карт с аннотациями может дать наглядную и полезную с точки зрения безопасности дорожного движения информацию о влиянии этих изменений на аварийность.
Библиографический список
1. www.edinros.ru
2. www.65.gibdd.ru
3. nick123.ru
4. Елисеев, М. Е. О интерактивной карте аварийности крупного города / [М. Е. Елисеев и др.] //
Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании
'2011: сб. научных трудов по материалам международной научно-практической конференции.
Транспорт/Автомобильные перевозки. - Одесса: Черноморье, 2011.
5. Елисеев, М. Е. О статистическом анализе очагов аварийности // Автотранспортное предприятие. М., 2012. №4.
Дата поступления в редакцию 10.10.2012
M. E. Eliseev1, A. A. Repnikov1, D. M. Pronin1, M.E. Sangalov2,T. N. Tomchinskaya1
SUBSYSTEM OF THE ANALYSIS OF CENTERS OF THE INTERACTIVE MAP
OF TRAFFIC ACCIDENTS
Nizhny Novgorod state university n.a N.I. Lobachevsky1 , Nizhny Novgorod state university n.a N.I. Lobachevsky( Arzamassky branch)
The article describes the principles of working of the test module analysis of centers of interactive map of the traffic accident. The method of the analysis of the centers of the traffic accidents described in earlier works of the authors is being defined. There are given examples of the analysis using the software.
Key words: topographic analysis, traffic collision, TRC, traffic accident, GIS, geographic information system.