Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63). № 3. 2011 г. С. 13-17.
УДК: 811.512.145'373.4
ПОДРАЖАНИЯ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЗВОНА В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
Аджимуратова З. Н.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
E-mail: [email protected]
Подражательное обозначение различных видов звона в крымскотатарском языке связано с акустическим своеобразием анлаута и гласного в середине звукоизо-бразительной модели СГС, так как общими для всех названий с данным значением явлются сонорные нъ, н.
Ключевые слова: подражания звону, крымскотатарский язык.
Постановка проблемы. Проблема звукоизобразительности в крымскотатарском языке мало изучена.
Актуальность работы. В связи с тем, что звукоподражательные слова не исследовались в крымскотатарском языке, их изучение остается одной из актуальных проблем крымскотатарского языкознания.
Основной целью работы является выявление фоносемантических особенностей звукоподражаний различным видам звона.
Задача исследования - определить звукоподражательные корни различных видов звона крымскотатарского языка на основе сравнительно-сопоставительного анализа данных корневых морфем с родственными и неродственными языками.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный.
В крымскотатарском языке можно выделить группу слов, обозначающих различные виды звона.
Дан-, дун-, дынъ-, дин-, танъ- подр. звону, звяканью, гулким звукам, ударам по металлическим тяжёлым предметам. В крымскотатарском языке от этих звуко-изобразительных форм образуются производные: дангъыр-дунгъыр 'шум, грохот, галдёж', дынъылдамакъ 'звенеть, гудеть', динкильдемек 'глухо звенеть'.
Подражательное обозначение различных видов звона в крымскотатарском и других тюркских языках, прежде всего, связано с акустическим своеобразием ан-лаута и гласного в середине звукоизобразительной модели СГС, так как общим для всех названий с данным значением является увулярный сонорный (в сингармонически мягких словах - среднеязычный) нъ. Употребление именно этого согласного в звукоизобразительных словах, обозначающих звонкое, резонирующее звучание, очевидно, объясняется образованием носоглоточного резонатора при произнесении назализованного звука, создающего у говорящего и слушающего ощущение мягкой вибрации, гулкого звона. Обращает на себя внимание и контрастивность вертикальной вариации инлаутных гласных, передающих различие в силе звучания. Анлаут, представленный, в данном случае, в силу своей смычности и звонкости, указывает на то, что происхождение подражаемого звука связано с ударом или каким-либо
другим резким движением, например, падением твердого предмета. Аналогичная звукоизобразительность наблюдается и в других тюркских языках, в которых, однако, семантическое развитие производных может иметь и несколько иную направленность.
Ср.:ктат. дангъыр-дунгъыр 'шум, грохот, галдёж'; дангъырдамакъ 'греметь, грохотать', данъ, данъ-дунъ подр. звуку удара о металлический предмет, сильному и четкому звуку (например, звуку барабана); др.-тюрк. dan dun подр. грохоту, грому (МК II, 357); каз. дацгыр 'звон, шум, гомон, громыхание', дуцггрле- 'звенеть, издавать глухой повторяющийся звук', дыцгырла- 'звенеть, звонко звучать, бренчать', дыцылда 'звенеть, гудеть', дац, дац-дуц подр. звуку удара о металлический предмет, веселый шум, оживление; як. дац подр. звуку колокола, гулкому звону;, узб. данг-дунг подр. звону колокола, звону от удара железом о железо и тому подобное; кирг. дуц 'гул, сильный глухой отрывистый звук', дуцгур 'глухие отрывистые звуки (барабана, топот коней и так далее)'; туркм. дуцк подр. резкому глухому звуку, издаваемому при падении тяжелого предмета или при сильном ударе, большой караванный колокол, дуцкур-дуцкур подр. бою барабана или глухому раскатистому и резонирующему звуку катящихся камней (например, с горы, дыц подр. слабому звону (возникающему от слабого щелчка по барабану или от капель дождя, падающих на пустое ведро, и тому подобное), дыцылда 'звенеть, издавать бренчащий, тренькающий звук'; як. дыгынаа- (от дыц) 'гудеть, звенеть'; тув. дыцгылдай 'мелодия, которой сопровождают горловое пение'.
Ср.:ктат. танълай 'нёбо'; др.-тюрк. tan tun et- 'греметь, громыхать' (МК III, 357); туркм. тауцк-тацк подр. сильному отрывистому звуку при ударе о медные или жестяные предметы, тацца 'чугунный или медный кувшин для кипячения воды'; каз. таццылда-стучать, громыхать, говорить быстро зычным голосом', тацдай 'нёбо' и так далее. Здесь также переднеязычный смычный анлаут указывает на происхождение звонкого, гулкого звучания вследствие удара или какого-либо другого резкого движения. Исходя из этого, очевидно, можно заключить, что звукоизобра-жения, обозначающие звонкий голос, являются в тюркских языках семантическими производными от звукоподражаний, обозначающих звучания, источником которых являются предметы [8].
Джанъ-, зынъ-, чанъ-, чынъ-, я(йа)нъ-, инъ-, там- подр. звукам высокой тональности.
В отличие от предыдущих звукоизобразительных слов в крымскотатарском языке можно выделить группу слов, обозначающих различные виды звона с характерным нъ в ауслауте и с плоскощелевыми дж, з, ч, й, я в анлауте: джанъгъырда-макъ 'звенеть цепями', зынджыр 'цепь', чынъылдамакъ 'звенеть, звонить', чанъ 'звон, звонок, колокольчик', чанъкильдемек 'звенеть', янъгъырамакъ 'звучать'.
Щелевой и плоскощелевой анлаут данных звукоизобразительных форм в комплексе с увулярным сонорным нъ в ауслауте при одинаковых гласных по сравнению со смычным анлаутом обозначает более тихое звучание с тонким дребезжанием. Подражательные слова данной группы чаще передают звук более высокой тональности. Протяженность щелевых согласных способствует звукоизображению протяженного звонкого звучания. Подобный фоно-семантический эффект щелевых в ан-
14
лауте наблюдается в однотипных звукоизобразительных словах и других тюркских языков. В некоторых тюркских языках в анлауте употребляются щелевой с и плоскощелевые: ш, ж.
Ктат. янъгъырамакъ 'звучать, звенеть', янъгъыравукъ 'звонкий'; др.-тюрк.]ацугг-'звучать, звенеть' (ДТС, 233); каз. жац-жуц 'звонкие голоса, резонирующее разноголосье', зыцылда 'звенеть, бренчать, брякать, дребезжать, гудеть (о шуме в голове)'; кирг. жац-жуц, жуц-жац 'шум-гам, громкие крики', жацыр-жацыра, жацгыра- 'издавать громкий крик, звучать, отдаваться (об эхе), греметь'; туркм. жац 'колокол, звонок', жацкырды 'звон, перезвон', зыц подр. лязгу, зыццырды 'лязг, звон', зыццылда- 'звенеть'; узб. жацгилла- 'звенеть, издавать звон', жацг 'бой, сражение, битва'.
Ктат. чанъ 'колокольчик, звон', чынъылдамакъ 'звенеть', чанъкъильдемек 'звенеть (о маленьком колокольчике)'; др.-тюрк. сап 'колокольчик (ДТС, 139); кирг. шацгыра-, шацгырла- 'звенеть (сильно)', шацк-шацк 'клекотание (беркута)', шаццылда- 'говорить звонким голосом'; туркм. шаццыр-шуццур подр. бренчанию множества металлических украшений, шаццы 'звонкий, зычный'; узб. чанг, чанговуз 'музыкальные инструменты', шангилла- 'громко говорить, горланить, звенеть, гудеть'; тув. шац 'гонг, литавры'; чацгы 'эхо', чацгылан- 'раздаваться, разноситься (об эхе)'; як. чац подр. резкому звуку, возникающему при ударе по массивному металлическому предмету, чацкынаа- 'издавать резкие, пронзительно звенящие звуки (о голосе)', чацый- 'кричать пронзительно резким голосом', чацыргаа- 'кричать по орлиному, резким металлическим голосом'.
Ктат. чинъильдемек 'звенеть'; др.-тюрк. с!ц в( 'звенеть' (в ушах) (МК, 600), С1цаг1уи 'колокольчик' (ДТС, 150); кирг. шыцгыра- 'звенеть (слабо), позвякивать', шыцгыр подр. звонкому звуку, шыццырда- 'звенеть, звякать, лязгать, бренчать'; узб. шингилла-, шингирла- 'звенеть, звякать'; тув. шыцгыра- 'звенеть', шыцгырааш 'звон, звенящий'.
Сопоставление звукоизобразительных слов с указанным значением в тюркских языках показывает, что при подражании звону, резонирующему звуку, звонкому гулу фонетическая структура корневой части в ауслауте чаще всего остается неизменной. Основную звукоизобразительную функцию при обозначении описываемого звука выполняет язычно-носовой нъ/н. Вертикальные вариации гласных в корне соответствуют различной силе звучания. Анлаутный согласный может передавать оттенки, связанные с источником и способом воспроизведения звука.
В крымскотатарском и некоторых других тюркских языках помимо широко распространенной звукоизобразительной формы с сонорным нъ в ауслауте встречаются и случаи с щелевым сонорным л вместо нъ, например: чалмакъ, чалдырмакъ 'играть на каком-либо инструменте'; каз. салдырла-, сылдырла- 'звенеть, звякать'.
Помимо обозначения звона подражательные слова с сонорным нъ на конце в крымскотатарском, как и во многих тюркских языках, могут передавать значение стона, плача, скулежа, бурчания, рёва и других звуков, произносимых человеком в нос, гнусаво. Ср.: ктат. инъильдемек 'стонать', инълемек 'гудеть, сотрясаться, стонать', инъремек 'рыдать', ынъылдамакъ 'выть, реветь', манъкъаланмакъ 'говорить невнятно, гнусавить', ынъкъ этмемек 'не пикнуть'.
15
Данное семантическое развитие аналогичных звукоизобразительных форм характерно и для других тюркских языков, например, узб. ингра- 'стонать, стенать, издавать тихие стоны'; каз. таццылда- 'издавать глухой звук, бурчать под нос, говорить недовольным тоном', ецре- 'плакать голося', ыщылда- 'стонать', ыцылда- 'тихо напевать', щга подр. звукам плача новорожденного и так далее; др.-тюрк. тс1'д!а-'горевать, стонать'; кирг. ынкылда- 'стонать', ыцк эт- 'издать глухой отрывистый звук (например, при ударе в живот)', ыцырсы- 'лениво покряхтывать'; туркм. хыц подр. стону или урчанию, ворчанию животных, иц подр. стону больного, свисту авиабомбы, иццилде- 'стонать, хныкать', ыццылда- 'хныкать', ыцран- 'стонать, реветь (о верблюде)'; як. ыц подр. звуку глухого мычания, ыцчиктаа- 'стонать', ыцаалаа-'нюнить, капризничать', ицманый- 'просить жалобным, плачущим голосом, хныкать', ыцыран- 'глухо мычать'; узб. инцилла- 'кряхтеть, стонать', хингщлла- (обл.) 'тихо стонать'; тув. ыглацна- 'ныть, хныкать'.
Основными звукоизобразительными элементами при обозначении как звона, так и стона наиболее характерными являются сонорные нъ, н.
Выводы и перспектива. Как видно из приведенных примеров, характерным для подражаний звону является присутствие в конце слова одного из наиболее сонорных согласных: как правило, язычно-носового ) / п, реже I, т. Начинаться слово может почти любым из взрывных согласных, особенно из числа переднеязычных, среди которых возможны также щелевые. Такой состав этих подражаний объясняется легко. Сонорным, то есть наиболее звонким, согласным на конце слова естественно передается звонкость (ритмичность колебаний) изображаемого звука. Резонанс фонем ) /п (м) передает, как отмечается во многих работах, резонанс изображаемого звукового объекта. Участие безрезонансной сонорной фонемы I вместо ) /п передает соответственно звонкие природные звуки с меньшим резонансом - звяканье.
Литература:
1. Газов-Гинзберг А. М. Был ли язык изобразителен в своих истоках? / Газов-Гинзберг А. М. - М., 1965. - 183 с.
2. Древнетюркский словарь (ДТС). Л.: Наука, 1969. 676 с.
3. Киргизско-русский словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1965. 973 с.
4. Русско-якутский словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1968. 720 с.
5. Тувинско-русский словарь. М,: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. 723 с.
6. Туркменско-русский словарь. М.: Сов.Энциклопедия, 1968. 832 с.
7. Узбекско-русский словарь. М.: Изд-во иностран. и национальн. словарей, 1959. 839 с.
8. Хусаинов К. Ш. Звукоизобразительность в казахском языке: Монография / Хусаинов К. Ш. -Алма-Ата: Наука, 1988. - 232 с.
9. Чувашско-русский словарь. М.: Изд-во иностранных и национальных словарей, 1961. 630 с.
Адж1муратова З.Н. Наслвдування р1зним видам звону кримськотатарськш мов1
/ З.Н. Адшмуратова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серiя «Фшолопя. Сощальт комушкацп». - 2011. - Т. 24 (63), № 3. - С. 13-17.
Наслщувальне позначення рiзних видш дзвону в кримськотатарсько! мовi пов'язано з акустичною своерщтстю анлаута i гласного в середин звукоизобразительной моделi СГС, оскшьки загальними для усх назв з цим значенням е сонорш нъ, н.
Ключов1 слова: на^дування дзвону, кримськотатарська мова.
16
Adjimuratova Z. N. Imitating to the different types of ringing in crimeantatar language
/ Z. N. Adjimuratova // Scientific Notes of Taurida V. I. Vernadsky National University. - Series: Philology. Social communications. - 2011. - Vol. 24 (63), No 3. - P. 13-17.
Imitative denotation of different types of ringing in crimeantatar language is related to acoustic originality of anlaut and vowel in the middle of sound imitating model VCV, because general for all names with this value are such sounds: g, n.
Keywords: imitating of ringing, resounding noises, crimeantatar language.
Поступила в редакцию 01.09.2011 г.
17