Научная статья на тему 'Подкастинг как средство формирования информационной компетентности студентов при обучении иностранному языку'

Подкастинг как средство формирования информационной компетентности студентов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
817
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалко Т. Г.

В статье рассматривается роль подкастинга в формировании лингво-информационной компетентности студентов вузов. Приводятся рекомендации по использованию подкастов в преподавании английского языка для специальности «Прикладная информатика в экономике».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Podcasting as a Means to Form Information Competence of Students when Teaching Them a Foreign Language

The article focuses on the role of podcasting in formation of linguistic and information competence of students. Some recommendations for the use of podcasts in teaching the English language in the speciality "Applied Informatics in Economics" are given in the article as well.

Текст научной работы на тему «Подкастинг как средство формирования информационной компетентности студентов при обучении иностранному языку»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПОДКАСТИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Т. Г. Рыбалко, старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессионального лингвообразования Волго-Вятской академии государственной службы (г. Нижний Новгород)

В статье рассматривается роль подкастинга в формировании лингво-информационной компетентности студентов вузов. Приводятся рекомендации по использованию подкастов в преподавании английского языка для специальности «Прикладная информатика в экономике».

В настоящее время понятие интеграции приобрело глобальное значение. По мнению некоторых ученых, «...интеграция — феномен всеобщий и универсальный. В нашем мире просто нет вещей и явлений, которые бы не были связаны внешними интегративными связями»1.

Интегративные процессы сегодня играют ведущую роль в образовании. Интеграция — это «многоуровневый процесс движения к образовательной целостности, каждый уровень которого характеризуется определенной степенью этой целостности»2. Идеи интеграции коррелируют с холистическим (от греч. Ио1о8 — целый, весь) подходом, в основе которого находится положение о том, что «все связано со всем», а образование, с данной точки зрения, представляет собой целостную систему формирования будущего профессионала.

Язык как социальное явление интегративен по своей сути, поскольку служит средством передачи различного рода информации об объективной действительности3. Исходя из этого иностранный язык интегрирует содержание различных профессиональных дисциплин, тем самым образуя «целостный конструкт, в котором усиливается профессиональная направленность лингвистического компо-нента»4, и позволяя реализовать лингвистическую подготовку как существенную составляющую профессионального образования специалистов, интегрированную в целостный процесс профессиональной подготовки5.

Специальность «Прикладная информатика в экономике» интегративна по

своей сути и включает в себя информационный и экономический компоненты. Сегодня очевидно, что любая профессиональная подготовка, и особенно в области информационных технологий, будет ущербной, если она не наполнится лингвистической составляющей, поскольку большинство компьютерных программ не русифицировано и представлено на английском языке. Основной массив профессионально-релевантной информации в сети Интернет также существует на английском языке. Поэтому иностранный язык должен быть интегрирован в целостную подготовку специалиста данного профиля в качестве средства формирования ключевых профессиональных компетенций.

В условиях развития информационного общества одним из основных направлений, согласно «Окинавской Хартии глобального информационного общества» (подписанной Президентом Российской Федерации 26.07.2000), является развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах нашей экономики. Более того, образование в информационном обществе перестает быть способом усвоения готовых и общепринятых знаний, оно становится способом информационного обмена индивида с окружающими людьми, обмена, который совершается в каждом акте его жизнедеятельности и на протяжении всей жизни, обмена, который пред© Т. Г. Рыбалко, 2008

111!111Й1И1!Ш № 3,

полагает не только усвоение, но и передачу, отдачу, генерирование информации взамен полученной6.

Американский психолог Д. Хальперн назначение образования в жизни информационного общества усматривает в умении человека быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить в нем нужное, в умении осмысливать и применять полученную информацию7. Помощью в достижении данной цели могут служить современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Развитие и расширение применения ИКТ в образовании составляют одно из приоритетных направлений XXI в., именно с ИКТ связаны надежды на модернизацию и информатизацию образовательной системы.

Таким образом, представляется важным рассмотреть потенциал современных ИКТ и их применение в образовательном процессе. Одной из таких технологий выступает подкастинг.

Подкастинг (англ. podcasting — производное от слов iPod — плеер фирмы Apple, который синхронизируется с компьютером и позволяет слушать файлы в формате мр3 в любом месте, и broadcasting — широковещание) — это «унифицированная технология распространения аудио- и видеофайлов в сети Интернет»8. Другими словами, это радиопередачи различных тематик, выпуски которых выкладываются для скачивания в Интернете.

Несмотря на то что понятие «подкастинг» появилось только в 2004 г. (редакция Нового Оксфордского словаря американского английского языка (New Oxford American Dictionary) назвала «подкаст» (podcast) словом 2005 г.), сегодня данная технология «приобрела впечатляющую популярность среди принципиально различных групп пользователей: от просто желающих вести свой публичный аудиодневник до ведущих университетов США, осуществляющих полноценное и успешное интегрирование подка-

стинга в образовательный процесс»9. В настоящее время ряд известных радиовещательных компаний и телестанций, таких как CNN, BBC, Voices of America, НТВ, Свобода и др., на своих официальных сайтах выкладывают новости, специальные выпуски, программы, шоу и т. п. в виде подкастов.

Анализ подкастов из различных источников позволил нам сделать вывод о том, что их популярность обусловливают следующие факторы:

1) наличие единой формы представления аудио- и видеопрограмм;

2) стандартизация на основе протокола RSS, что дает возможность унифицировать создаваемые автономно разными авторами программы вне зависимости от их конкретного содержания;

3) периодичность, или серийность, выпусков;

4) возможность неоднократного прослушивания;

5) принцип бесплатности для слушателей;

6) аутентичность аудиоматериалов;

7) возможность подписки, что означает автоматическое информирование пользователя о новых передачах на соответствующих RSS-каналах по мере их появления;

8) как правило, наличие текста (транскрипта) начитанного аудиофайла, что позволяет проверить понимание прослушанного подкаста;

9) возможность скачать подкаст на мобильный телефон, mp3-плеер и т. п. с последующим его прослушиванием в удобное время и в удобном месте.

Для образовательных целей используются аутентичные подкасты, т. е. файлы с записью носителей языка; подкасты, созданные либо преподавателями для своих учащихся, либо самими учащимися.

Возможности применения подкастинга в преподавании ряда дисциплин велики. Так, Т. Л. Ступина в методическом руководстве «Основы использования подкастинга в образовательном процессе»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

указывает в этой связи следующие направления преподавания дисциплин «Иностранный язык» и «Русский как иностранный»:

— аудио- и видеозаписи курсов лекций с аннотированной расшифровкой материала (транскриптом), представленной в виде гипертекста;

— запись подкастов студентами;

— аудио- и видеоконспекты для начинающих;

— аудиокниги, начитанные преподавателем с объяснениями и иллюстрациями сложных понятий;

— семинары по тестированию и т. д.10

Интересен опыт использования подкастов в Университете Ричмонда (США). Подкасты здесь эффективно внедряются в курс «Политическая сатира Германии»: студенты сами занимаются их поиском по данной тематике, записывают в виде подкаста групповое обсуждение найденного материала, после чего дискуссия продолжается на страницах группового блога (интернет-днев-ника)11.

Особенность применения подкастов в образовательном процессе заключается в том, что их можно использовать непосредственно на занятии и задавать на дом в качестве домашнего задания. С помощью программы Audacity (редактор звуковых файлов) можно вырезать отдельные куски исходного звукового файла, записать и добавить свои комментарии к незнакомой лексике или же записать задание и вставить его перед основным файлом. Уже отредактированный файл помещается на учебном сайте. Впоследствии студенты получают к нему доступ и выполняют задания к данному подкасту. Про то, как правильно записывать и редактировать аудиофайлы с помощью программы Audacity, можно узнать, например, на сайте http:// www.guidesandtutorials.com/audacity-tutorial.html.

Исходя из нашего опыта работы с подкастами на занятиях английского языка в Волго-Вятской академии государ-

ственной службы, можно рекомендовать прослушивание подкастов:

— в качестве домашней работы с последующим их обсуждением на занятии или на страницах блога (интернет-дневника);

— после ознакомления с лексическими комментариями, подготовленными преподавателем, что делает аутентичные подкасты доступными для студентов более низких уровней;

— в виде отдельных отрывков, что позволяет использовать подкасты для студентов более низких уровней;

— с транскриптом (текстом начитанного аудиофайла);

— в виде отрывков для диктанта с последующими упражнениями на знание грамматических правил и т. п.;

— с замедленным темпом речи. Это возможно благодаря программе Windows Media Player 10 (Microsoft Corp, 2007), в которой есть соответствующая функция, что помогает студентам лучше понять аудиоматериал. С помощью программы Audacity можно ввести паузы, что дает дополнительное время для обдумывания услышанного;

— начитанных не носителями языка, что позволяет обучающимся слушать английскую речь с разными акцентами.

Возможна также запись подкастов студентами на заданную тему в виде группового или парного обсуждения, после чего данный подкаст выкладывается на страницы блога, где обсуждение данной темы может быть продолжено.

При выборе подкастов с последующим редактированием мы руководствуемся прежде всего их профессиональной составляющей. Для студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» в учебный процесс мы включаем подкасты со следующих сайтов:

1) www.itconversations.com. Здесь размещены интервью с гуру ИТ-сферы, например со Стивом Возняком, который рассказывает, как до открытия совместной со Стивом Джобсом компании

№ 3, 2GG8

«Эппл ^мпьютєр» paбoтaл инжeнepoм в кoмпaнии Hewlett Packard, oбщaлcя с Kaпитaнoм Kpaнчeм и дeлaл «синиє poбoчки», занимался фрикинтом. Есть бoльшoй paздeл, пocвящeнный зaкoнoдa-тєльству в oблacти инфopмaциoнныx tcx-нoлoгий, кoтopый oтpaжaeт такте вoпpo-сы, как интeллeктyaльнaя ^6ствєн-нocть; зaкoны, cвязaнныe с глoбaльнoй сєтью Интєрнєт; cyдeбныe дeлa, orao-сящиєся к oблacти инфopмaциoнныx tcx-нoлoгий; cooтнoшeниe мєжду «peaльнoй» и «виpтyaльнoй» экoнoмикoй и др. Ha caйтe coдepжaтcя пpeзeнтaции с тонфє-рєнций, нaпpимep с тaкoй как <^po-гpaммнoe oбecпeчeниe 2006» Официальный сайт http://www.sandhill.com/ conferences/sw2006.php), пpoxoдившeй в Kaлифopнии с yчacтиeм пpeдcтaвитeлeй кoмпaний Microsoft, Oracle, SAP и т. п., а тaкжe диpeктopoв пo инфopмaциoнным тexнoлoгиям кoмпaний Shell, Motorola, Wal-Mart и др.;

2) http://www.podcastdirectory.com/ category/Technology. Это кaтaлoг пoдкa-cтoв пo разным тематикам. Шпримєр, в paздeлe «Texнoлoгии» мoжнo выбрать кaтeгopии: кoмпьютepы, oпepaциoнныe cиcтeмы, пpoгpaммнoe oбecпeчeниe, элeктpoникa и т. д.;

3) http://www.itworld.com/voices/. Ha этом сайте пpeдcтaвлeны пoдкacты ши-porará тeмaтики: oт ocoбeннocтeй opra-низации coбcтвeннoгo бизнeca в сфєрє ИT дo ocнoв кopпopaтивнoй бeзoпacнo-сти;

4) http://www.infoworld.com/ video?source=nav_VID. Здєсь ^дєржит-ся бoльшoe кoличecтвo видeoпoдкacтoв и ayдиoпoдкacтoв: интєрвью с главами крупный кoмпaний, нaпpимep, Microsoft, Apple, HP, Amazon, Google, oбcyждeниe тaкиx пpoблeм, как cтpaтeгии инвєсти-poвaния в И^сфєрє, элeктpoннoe прави-тeльcтвo, пpoгpaммнoe oбecпeчeниe для бизнeca, и т. п.;

5) http://www.britishcouncil.org/ professionals-podcast-english-listening-downloads-archive.htm. Ha oфициaльнoм caйтe Бpитaнcкoгo coвeтa пoдкacты

представлены в качестве отрывков из университетских лекций на конкретные темы: интернет-компания eBay, электронная экономика, организация электронного бизнеса, передача голосового трафика по IP-сетям и др.

Иностранный язык, будучи беспредметным (И. А. Зимняя) по своей сути, дает возможность наполнения его информацией из различных областей знания, в том числе и из области информационных технологий. Он выступает не только как цель, но и как средство получения знаний в профессиональной области, поэтому адекватно подобранный языковой материал в подкастах через лингвистическую компетентность способствует формированию профессиональной (в нашем случае, для специальности «Прикладная информатика в экономике», — информационной) компетентности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Асимов М. С. Современные тенденции интеграции наук / М. С. Асимов, А. Турсунов // Вопр. философии. 1981. № 3. С. 57.

2 Уварова Н. Л. Гуманитаризация профессионального образования государственных служащих средствами лингвистической подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н. Л. Уварова. Казань, 1999. С. 19.

3 См.: Зеня Л. Я. Обучение немецкому языку во взаимосвязи с экологическим воспитанием : дис. ... канд. пед. наук / Л. Я. Зеня. М., 1993. С. 14.

4 Уварова Н. Л. Указ. соч. С. 7.

5 См.: Профессиональное лингвообразование : моногр. / под ред. Н. Л. Уваровой. Н. Новгород, 2004. С. 6.

6 См.: Левченко Л. В. Перспективы развития образовательного процесса вуза в условиях информационного общества / Л. В. Левченко, И. В. Леднова // Экон. наука и образование. 2006. № 4 (17). С. 99.

7 См.: Хальперн Д. Психология критического мышления / Д. Хальперн. СПб., 2000. С. 120.

8 Ступина Т. Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе : метод. рук. / Т. Л. Ступина. Иркутск, 2006. С. 22.

9 Там же. С. 5.

10 Там же.

11 См.: Scinicariello S. Using Podcasts to Integrate Language and Culture / S. Scinicariello // Cross-cultural communication, global networking and second language acquisition. Seventh Conference of Use of New Technologies at the Universite de Technologie de Compiegne. 29—31st March, 2007. Р. 6.

Шступила 17.04.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.