Научная статья на тему 'ПОДКАСТ КАК НОВЫЙ МЕДИАФОРМАТ НА САЙТЕ «РИА НОВОСТИ»'

ПОДКАСТ КАК НОВЫЙ МЕДИАФОРМАТ НА САЙТЕ «РИА НОВОСТИ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
510
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДКАСТ / МЕДИАФОРМАТ / ОНЛАЙН-СМИ / «РИА НОВОСТИ» / АУДИТОРИЯ СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иващенко Елена Геннадьевна, Морозова Татьяна Владимировна

В статье рассматривается специфика подкастинга как одного из медиаформатов современной журналистики. Анализируется характер подкастов в издании «РИА Новости»: жанрово-тематическая направленность, целевая аудитория, авторский состав, а также цель включения подкастов в контент онлайн-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PODCAST AS A NEW MEDIA FORMATON THE "RIA NOVOSTI" WEBSITE

The article deals with the specifics of podcasting as one of the media formats of modern journalism. The article analyzes the nature of podcasts in the publication "RIA Novosti": genre and thematic focus, target audience, authors, as well as the purpose of podcasts in online media.

Текст научной работы на тему «ПОДКАСТ КАК НОВЫЙ МЕДИАФОРМАТ НА САЙТЕ «РИА НОВОСТИ»»

УДК 070

Иващенко Елена Геннадьевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: eivaschenko@,mail. ru Морозова Татьяна Владимировна Амурский государственный университет

г. Благовещенск, Россия E-mail: tatyana-morozova1717@,yandex. ru Ivashchenko Elena Gennadievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: eivaschenko@,mail. ru Morozova Tatyana Vladimirovna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: eivaschenko@mail. ru

ПОДКАСТ КАК НОВЫЙ МЕДИАФОРМАТ НА САЙТЕ «РИА НОВОСТИ»

PODCAST AS A NEW MEDIA FORMATON THE "RIA NOVOSTI" WEBSITE

Аннотация. В статье рассматривается специфика подкастинга как одного из медиа-форматов современной журналистики. Анализируется характер подкастов в издании «РИА Новости»: жанрово-тематическая направленность, целевая аудитория, авторский состав, а также цель включения подкастов в контент онлайн-СМИ.

Abstract. The article deals with the specifics of podcasting as one of the media formats of modern journalism. The article analyzes the nature of podcasts in the publication "RIA Novosti": genre and thematic focus, target audience, authors, as well as the purpose of podcasts in online media.

Ключевые слова: подкаст, медиаформат, онлайн-СМИ, «РИА Новости», аудитория

СМИ.

Key words: podcast, media format, online media, "RIA Novosti", media audience.

DOI: 10.22250/20730284_2023_102_97

Технологическое развитие в области медиакоммуникаций ввело в современную действительность такое явление как подкастинг. Согласно определению С.С. Распоповой и Т.А. Саблиной, под-кастинг - это «формат создания и распространения звуковой информации в сети Интернет через внедрение мультимедиа-контента (аудио или видео) и RSS-канал (веб-канал, позволяющий пользователям и приложениям получать доступ к обновлениям веб-сайтов в стандартизированном, машиночитаемом формате)» [1,с.5]. Оксфордский словарь по журналистике дает схожее определение, согласно которому подкастинг является цифровой аудиозаписью, размещенной в Интернет-пространстве, при этом пользователь может загрузить запись и затем прослушать ее на компьютере или мобильном устройстве в удобное время [1].

Но некоторые исследователи вкладывают в термин более широкое содержание, относя к под-

кастингу не только аудио-, но и видеоконтент. Так, Э. Дил определяет подкастинг как способ публикации аудио- или видеоконтента в Интернете в виде серии эпизодов на заданную тематику [2]. П.В. Сысоев также трактует подкаст как «аудио или видеозапись, сделанную любым человеком и доступную для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [3. с.10]. Таким образом, все названные определения объединяет представление о подкастинге как информации (аудио/видео), размещенной в Интернете с использованием технологий RSS. К отличительным чертам подкастинга исследователи относят также цикличность контента и возможность подписываться на его обновления. В данном исследовании мы будем придерживаться формулировки С.С. Распоповой, Т.А. Саблиной, поскольку анализируемая нами эмпирическая база представлена только в аудиоформате.

Согласно опросу ВЦИОМ в 2020 г., каждый пятый россиянин слушает подкасты. Однако 61% опрошенных признались, что впервые слышат слово «подкастинг» [4]. Можно предположить, что к 2023 г. процент слушателей значительно увеличился вследствие расширения платформ вещания и регулярной наполняемости контентом.

Исследователи неоднократно отмечали преимущества подкастов как вида коммуникации. К основным из них относят отложенное прослушивание, не ограниченность эфирным временем, независимость авторов при выборе тем и способов реализации и др.[1,2,3,5,6].

Отложенное прослушивание, или «возникновение информационных потоков по желанию потребителя» (Гатов) [5, с. 208] - это, безусловно, один из важнейших факторов популярности подка-стинга. Именно возможность отложить знакомство с контентом на удобное для человека время является одной из главных тенденций медиапотребления последних лет. А возможность получать контент с портативных устройств позволяет делать это еще и в удобном месте. Именно отложенное прослушивание позволяет подкастингу стать неотъемлемой частью повседневной жизни современного человека.

Подкасты не ограничены эфирным временем, их продолжительность зависит только от задач автора и запросов слушателей. Основатель студии подкастов Л. Кремер определяет оптимальную продолжительность в пределах от 15 до 40 минут, основываясь на предположении, что через указанный период времени человек меняет вид деятельности, - следовательно, отвлекается от восприятия контента [7]. Но все же окончательное решение о временных границах остается только за автором подкаста.

Свобода при выборе проблемно-тематического спектра и художественных решений, возможность реализовать свой творческий потенциал - еще одно достоинство подкастинга. Творческая свобода привлекает подкастеров, в качестве которых могут выступать как профессионалы из сферы медиа, так и все желающие. В свою очередь широкий проблемный контекст и новизна подачи нравятся слушателям, поскольку дают возможность подобрать материал в соответствии со своими интересами. Цикличность подкастов, функция подписки на обновления, возможность выразить эмоции и обсудить в комментариях прочитанное являются дополнительным возможностями, позволяющими удерживать аудиторию.

В настоящее время к сервисам для прослушивания подкастов, доступных в России, - «Ян-декс.Музыка», «ApplePodcast», «Google подкасты», «Castbox» и «Zvuk.com», стали присоединяться средства массовой информации, вводя разделы с подкастами на свои Интернет-платформы. Это, например, радиостанции («Европа плюс», «Маяк», «Sputnik», «Радио России» и др.), сайты телеканалов («Первый канал», «СТС Love» и др.), стриминговая платформа «Смотрим», разработанная ме-диахолдингом ВГТРК, а также онлайн-издания («РИА Новости», «ТАСС», «РБК» и др.). Интерес СМИ к новому формату можно объяснить стремлением разнообразить контент, новыми техническими возможностями, но прежде всего жесткой конкуренцией в современной медиасреде. Исследователи Е.А. Воинова, Е.В. Сивякова отмечают: «Трансформация принципа конкуренции в современной медиасреде приводит к тому, что сегодня СМИ уже соревнуются не столько друг с другом в одной

типологической группе, сколько начинают бороться за внимание и, самое главное, время читателя с другими медиа - музыкальными и видеосервисами, компьютерными играми, книгами и т. д. » [6, с. 106]. Сталкиваясь с конкуренцией, СМИ ищут новые формы привлечения аудитории. Подкастинг, востребованный у потребителей информации, обладающий большим потенциалом развития,к тому же «уходящий корнями» в классическую журналистику, видится перспективной формой развития.

В данной работе будут рассмотрена специфика подкастов как нового медиаформата на сайте информационного агентства«РИА Новости».

«РИА Новости» - крупнейшее информационное агентство, ведущим жанром которого является заметка [8]. Новостная информация в «РИА Новости» представлена читателю в виде регулярно обновляемой ленты. Аналитические материалы также присутствуют, но не являются доминирующими. Рубрикация позволяет получить представление о приоритетной тематике: «Политика», «В мире», «Экономика», «Общество», «Происшествия», «Армия», «Наука», «Спорт», «Культура», «Религия», «Туризм».

15 октября 2018 г. на сайте «РИА Новости» появилась новость о том, что издание запускает линейку подкастов [9]. В одноименном разделе были опубликованы 11 программ на темы науки, спорта, культуры и др., в разных жанровых формах (многосерийный документальный аудиоспек-такль, дискуссии, интервью). Достаточно широкая жанрово-тематическая палитра была необходима для выявления запросов целевой аудитории. Для решения этой задачи была организована фокус-группа, которая должна была оценить новый ресурс. Заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева комментировала решение редакции следующим образом: «Подкасты - это один из главных трендов в медиа, ведь время, которое пользователь готов потратить на чтение или просмотр видео, не бесконечно. А аудио - это пассивное восприятие, второй слой. Вы можете бегать, готовить, убирать квартиру или ехать в метро и слушать подкасты. Их потребление будет расти» [9].

Очевидно, что пилотный запуск прошел успешно, поскольку редакция продолжила работать над развитием подкастинга. В настоящий момент на сайте па.гиразмещено 18 подкастов. Помимо того, все подкасты «РИА Новости» доступны на площадках «Яндекс.Музыка», «Castbox», «ApplePodcasts», «GooglePodcasts» и «Саундстрим».

Подкасты, представленные на сайте агентства, можно разделить на несколько проблемно-тематических блоков. Вопросы психологии, ментального и физического здоровья поднимаются в программах «Страхи» (2018-2023 гг.) и «Правда тела» (2020-2023 гг.). Проблемы образования, научно-популярная и просветительская тематика характерны для подкастов «Как это по-русски» (20182023 гг.), «Мы все умрём, но это неточно» (2019-2023 гг.). Увлеченные историей и политикой найдут интересный контент в сборниках «Куликово поле: вопросы и ответы» (2020-2021гг.), «Освобождение» (2023 гг.), «ИноСМИ. Серьезно» (2018-2020 гг.). Социальная проблематика освещается в подка-стах «Перепись. Все точно» (2019 г.) и «Супергерои» (2020 г.). Деятельность индустрий, в том числе творческих, специфика различных профессий обсуждается в программах «Сомелье-фрилансер» (2023г.), «Роман о шоубизе» (2022-2023 гг.), «Бери и делай» (2022 г.), «Как вы это делаете?!» (20182020 гг.), «Танки» (2019 г.). Развлекательный контент в виде публикации занимательных историй и обсуждения интересных фактов можно найти в сборниках «ИсторииЛос» (2018-2023 гг.), «Какая-то мистика» (2021-2023 гг.), «ЯсноПонятно» (2018-2023 гг.). Тема спорта поднимается в единственном подкасте «Странные виды» (2022г.).

Однако если зайти на страницу подкастов «РИА Новости» через сервис «Яндекс.Музыка», то можно увидеть программы, отсутствующие на сайте издания. Это «Экспонат» (2018-2019 гг.), «Детективное» (2018-2019 гг.), «Это надолго» (2019-2022 гг.), «Посмотрим» (2019-2020 гг.), «Не роскошь» (2021-2022 гг.), «Не верю!» (2020-2022 гг.), «Зверокаст» (2022 г.), «Заговор классиков» (2020-

2022 г.), «Бей. Беги!» (2019 г.) и «Москва. Backstage» (2020 г.)[10]. Все они помечены логотипом «РИА Новости», что указывает на их принадлежность изданию.

Причины размещения подкастов исключительно на стриминговом сервисе, а не на сайте издания не очевидны. Это обстоятельство можно было бы объяснить тем, что деятельность в рамках проектов приостановлена, если бы на сайте размещались только обновляющиеся в данный момент программы. Но там также присутствуют остановленные подкасты: «Перепись. Все точно» (2019 г.), «ИноСМИ. Серьезно» (2018-2020 г.), «Супергерои» (2020 г.), «Куликово поле: вопросы и ответы» (2020-2021 г.) и др. При этом очевидно, что некоторые из них, имеющие привязку к конкретным ин-фоповодам, утратили актуальность и могли бы быть перемещены в архивные разделы. Так, проблемы переписи населения в данный момент не являются актуальными, как и обзоры иностранных СМИ за 2018 - 2020 гг. При этом подкасты, вытесненные с сайта на «Яндекс. Музыку», - например, «Детектив. doc.» «Экспонат», «Архитектор лиц. Как метод Герасимова упростил работу историкам и полиции», «Крепостной театр: как дворянская игрушка стала феноменом в искусстве», «Дело о серийном убийце по кличке Мосгаз», имеют вневременной характер, а потому не теряют актуальности и по прошествии времени [10].

За несколько лет наших наблюдений за разделом «Подкасты» мы заметили, что некоторые из них пропали как с сайта ria.ru, так и со стриминговых сервисов: это «Страна великой степи» (о Казахстане), «Рак. Победим» (о детской онкологии), «Не дура!» (о бытовом мошенничестве и манипуляциях), «13+. Инструкция для родителей» (подкаст для родителей подростков). Для сторонних пользователей причины перемещения и удаления контента не являются очевидными. Предполагаем, что они кроются в авторских правах и в особенностях договоров редакции с авторами подкастов.

В целом тематика подкастов «РИА Новости» соответствует общей информационной политике издания. Большая их часть имеет образовательную, социальную и культурную направленность. Вопросы истории, научные открытия, проблемы искусства и культуры, военные победы являются базовыми в подкастах «РИА Новости». Рассказывая об успехах страны, о ее богатом историческом прошлом, они формируют позитивный имидж России, что соответствует общему направлению издания. При этом большое внимание уделяется проблемам человека: его психическому и физическому здоровью, здоровому образу жизни, саморазвитию, его творческим и профессиональным интересам, вопросам воспитания и др.

При этом для ряда подкастов характерен развлекательный характер, что также не вступает в противоречие с политикой издания: подобные материалы размещаются на сайте в рубриках «Шоубиз», «Хорошие новости».

Предполагаем, что основной целью введения рубрики подкастов в онлайн-СМИ является расширение целевой аудитории. Согласно портрету аудитории сайта «РИА Новости» за март 2022 г., представленному медиагруппой «Россия сегодня»: 31,1% - это читатели старше 55 лет, 43,9% - читатели от 35 до 54 лет, 19,1% - от 25 до 34 лет. Самый маленький процент 1,6 составляет аудитория от 18 до 24 лет [11]. А согласно исследованию проекта «Лайфхакер» за первый квартал 2022 г., аудитория подкастов значительно моложе: 27% слушателей подкастов - аудитория от 18 до 24 лет, 49% -от 24 до 34 лет, и только 24% приходится на иные возрастные группы [12]. Следовательно, подка-стинг обладает потенциальной способностью привлечения внимания к СМИ более молодой аудитории.

Отследить количество подписчиков подкастов на сайте информационного агентства не представляется возможным - счетчики подписок и просмотров не представлены. А вот счетчики на «Ян-декс.Музыке» показывают, что суммарное число подписчиков подкастов «РИА Новости» (на момент проведения исследования) составило 3858 человек. Это небольшая цифра, свидетельствующая, что потенциал подкастов не реализован в полной мере. Причиной подобной ситуации можно назвать тематику подкастов, ориентированную по преимуществу на более взрослую аудиторию с достаточно

высоким уровнем образования и отсутствие усилий по продвижению контента.

Авторами и по совместительству ведущими подкастов выступают журналисты, работающие в информационном агентстве: Илья Переседов, Наталья Лосева, Игорь Кривицкий, Наталья Шашина, Руслан Жигалов, Александр Калмыков, Василий Конов, Денис Косинов и Роман Харрасов. Также в качестве ведущих отдельных становятся приглашенные эксперты, присутствие которых усиливает аналитическую составляющую. Это врачи, психологи, диетологи, социологи, спортсмены, кинокритики, экскурсоводы, историки и др.

Привлечение к созданию подкастов профессиональных журналистов и специалистов из других сфер гарантирует высокое качество контента. Профессионалы в полной мере осознают свою ответственность за распространяемую информацию, имеют представление об аудитории и ее запросах, навыки подготовки и предъявления контента. При этом формат подкаста позволяет им попробовать себя в качестве радиоведущих, осветить темы, связанные с личными интересами.

Наличие партнеров при создании подкастов говорит об их востребованности у рекламодателей. Партнерами «РИА Новости» выступают «Family tree», проект информационной и психологической поддержки родителей и супругов, компьютерная игра «World of Tanks», музей-заповедник «Куликово поле», Федеральная служба государственной статистики, новостной агрегатор «ИноСМИ.ру» и «Российская система качества». Взаимовыгодное сотрудничество в области развития нового ме-диаформата приносит одной стороне известность, способствует продвижению проектов, товаров и услуг, другой («РИА Новости») - эксклюзивную информацию, экспертов, финансовую подпитку и, как следствие, - новую аудиторию.

Таким образом, пример информационного агентства «РИА Новости» показывает, что онлайн-СМИ, ищущие в ногу со временем, старающиеся соответствовать современным трендам, делают под-касты неотъемлемой составляющей своего контента. Подкасты, являясь современным форматом предъявления информации, позволяют привлечь к изданию самую активную и перспективную аудиторию - потребителей в возрасте от 18 до 34 лет. Постоянное обновление и размещение актуальных подкастов является на сегодняшний день залогом успешного дальнейшего развития онлайн-СМИ.

1. Распопова, С.С. Подкастинг. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 112 с.

2. Deal, A. Teaching with Technology White Paper. Podcasting [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.cmu.edu / teaching/technology/whitepapers/Podcasting Jun07.pdf

3. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2009. - №6. - С. 8-11.

4. Россияне полюбили слушать подкасты// ВЦИОМ Новости [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossiyane-polyubili-slushat-podkasty

5. Гатов, В. Будущее журналистики // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - С. 206 - 268.

6. Воинова, Е.А., Сивякова, Е.В. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 12. - С. 104 - 120.

7. Кремер, Л. 13 правил хорошего подкаста от Лики Кремер // Лайфхакер [Электронный ресурс]. - URL: https://lifehacker.ru/pravila-horoshih-podkastov/

8. РИА Новости. Сетевое издание [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/

9. РИА Новости запускает линейку подкастов [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/20181015/ 1530556293.html

10. Подкасты «РИА Новости» // Яндекс. Музыка [Электронный ресурс]. - URL :https://music. yandex.ru/label/1427106

11. Портрет аудитории на сайте «РИА Новости» // Россия сегодня. Международная медиагруппа [Электронный ресурс]. - URL : https://xn--c 1acbl2abdlkab 1og. xn--p1ai/advertising/

12. Первое исследование рекламы в подкастах в России: популярные форматы, рекламодатели и отношение аудитории // Лайфхакер [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/media/413174-pervoe-issledovanie-reklamy-v-podkastah- v-rossii-populyamye-formaty-reklamodateli-i-otnoshenie-auditorii?comments

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.