МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ПОДХОДЫ ВЕНЕСУЭЛЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Е.И. Весновская, А.Ю. Борзова
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются особенности энергетической политики Венесуэлы и эволюция ее подходов к решению проблем энергетической безопасности. Особое внимание уделяется проектам Каракаса в сфере энергетики, которые направлены на создание общего энергетического пояса в Латинской Америке. Автор выявил взаимодействие внутриполитических процессов Венесуэлы как страны-лидера региона, с ее интеграционной политикой, а также определил тенденции дальнейшего развития энергетической политики и стратегии латиноамериканских стран. Исследование энергетических ресурсов стран Латинской Америки позволило определить, что главным фактором, который работает в пользу сближения государств в рамках южноамериканского «геополитического кольца», является обеспечение энергетической безопасности.
Ключевые слова: Латинская Америка, Венесуэла, международные отношения, энергетическая безопасность, сотрудничество.
В XXI в. одной из основных составляющих частей национальной безопасности любой страны стала энергетическая безопасность. По сравнению с предыдущими столетиями, когда большую роль играли вопросы сохранения и поддержания военно-политической и общественной безопасности, на сегодняшний день мы наблюдаем четкий рост роли энергетической безопасности в общей структуре национальной безопасности государства.
Под энергетической безопасностью принято подразумевать такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к ее потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах [Сапир 2006].
Не обошла эта тенденция и такой регион, как Латинская Америка. С одной стороны, это связано с тем, что в регионе находится большое количество стран
с высокими темпами экономического роста, а с другой, с тем, что в мире идет жесткая борьба за контроль и обладание энергетическими ресурсами. Именно поэтому поддержание достаточного уровня энергетической безопасности является жизненно необходимым как для содействия дальнейшего роста и развития экономики, так и для сохранения политической независимости на мировой арене.
СПЕЦИФИКА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНА
С точки зрения обеспечения энергетической безопасности, латиноамериканский регион имеет собственную специфику.
Во-первых, на территории Латинской Америки находятся значительные месторождения углеводородов. В регионе сконцентрировано 10% мировых запасов нефти (табл. 1) и 4% мировых запасов природного газа (табл. 2) [Чоповой].
Таблица 1
Запасы нефти в странах Латинской Америки, 2013 г.*
N Страна млрд баррелей
1 Венесуэла 297,6
15 Бразилия 13,15
18 Мексика 10,26
20 Эквадор 8,24
33 Аргентина 2,81
35 Колумбия 2,2
41 Перу 0,579
44 Тринидад и Тобаго 0,728
57 Боливия 0,21
68 Куба 0,124
72 Гватемала 0,083
75 Суринам 0,077
93 Белиз 0,007
95 Барбадос 0,002
Мир 1 629,79
ОПЕК 1 214,23
прочие страны не ОПЕК 341,9
*Country comparison: oil — proved reserves. CIA World Factbook. Available at: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2244rank.html (Accessed 13.03.2015) (In English).
Во-вторых, это соседство региона с такой мировой державой, как США. Американцы всегда рассматривали Латинскую Америку не просто как зону своих интересов, но как «задворки» своей империи. Кроме того, американский рынок был основным для сбыта латиноамериканских углеводородов, что обуславливало активное вовлечение американских ТНК в процесс добычи нефти и газа в регионе.
В-третьих, это большая доля государственного сектора в сфере добычи и производства энергоресурсов, что вызвано потребностью в защите своих национальных интересов от вмешательства американских ТНК.
В-четвертых, это неравномерное распределение энергоресурсов среди латиноамериканских стран, что фактически превращает эти ресурсы в политический инструмент во взаимоотношениях между государствами.
Таблица 2
Запасы газа в странах Латинской Америки, 2013 г.*
N Страна 3 трлн м
8 Венесуэла 5,524
32 Бразилия 0,396
33 Перу 0,36
34 Тринидад и Тобаго 0,375
36 Мексика 0,488
37 Боливия 0,282
38 Аргентина 0,333
48 Колумбия 0,17
55 Чили 0,041
58 Куба 0,071
85 Эквадор 0,007
95 Гватемала 0,003
Мир 200,363
*Country comparison:: natural gas — proved reserves. CIA World Available at: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2253rank.html (Accessed 16.03.2015) (In English).
В-пятых, страны региона сталкиваются с проблемами неэффективности государственного управления и нерешенностью социальных проблем, что создает особые условия решения вопросов энергетической безопасности.
РОЛЬ ВЕНЕСУЭЛЫ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТИ
Одним из государств Латинской Америки, играющим важнейшую роль как в рамках добычи и производства нефти и газа, так и в вопросах обеспечения энергетической безопасности региона, является Венесуэла. После прихода в 1998 г. к власти Президента Уго Чавеса Венесуэла начала постепенный отход от проамериканской политики и перешла к проведению более самостоятельных действий в регионе, опираясь на свои природные богатства.
У. Чавес пытался создать пояс дружественных Венесуэле государств (создание в 2004 г. блока ALBA), разделявших его идеи, а также снизить общее влияние США в Латинской Америке. И одним из механизмов достижения данной цели стали энергетические ресурсы Венесуэлы и подходы страны к решению вопросов энергетической безопасности региона. Таким образом, нефть и газ стали главным экономическим ресурсом и опорой латиноамериканского «социализма ХХ! века» Чавеса.
Венесуэла имеет свое видение решения проблем энергобезопасности, существующих в субрегионах Латинской Америки, и является инициатором четырех
проектов в сфере энергетики — «Ре1госаг1Ье» для стран Карибского бассейна и Центральной Америки, «Ре^гоиг» для стран Южной Америки, «Ре1гоапёта» для стран Андского региона, и «Ре1хоатепса» для стран Латинской Америки в целом.
РЕтяоедтвЕ
Так, самым зависимым, с точки зрения энергетических ресурсов, регионом являются страны Карибского моря и страны Центральной Америки (за исключением Тринидада и Тобаго, обладающим запасами нефти, позволяющими не только обеспечивать свои внутренние потребности, но и экспортировать ее за рубеж). Именно поэтому первым крупномасштабным энергетическим проектом Венесуэлы стало создание организации «Ре1госапЬе» 29 июня 2005 г., на встрече глав государств и правительств 14 карибских стран по вопросам энергетики, которая проходила в г. Пуэрто-ла-Крус.
Главной целью данной организации являются значимое снижение себестоимости поставок нефти в слаборазвитые и неэнергетические страны. По соглашению Боливарианская республика Венесуэла поставляет нефть по льготным ценам странам-участницам «Ре1хосапЬе».
Вводится система, по которой страны, получившие нефть, после подписания соответствующих межправительственных соглашений платили только половину цены за поставку, а остаток выплачивали в рассрочку по приемлемой ставке на протяжении 10 лет и более. Кроме того, основным правилом организации «Ре1-госапЬе» стало ограничение на вхождение в подобную систему экспорта нефти только государственных компаний, поскольку она была, в первую очередь, создана, чтобы исключить посредников.
Помимо сотрудничества в вопросах экспорта нефти на льготных условиях интеграция в рамках «Ре1госапЬе» является стимулирующим фактором для развития производственных связей между ее странами-членами. Так, на сегодняшний день реализуются проекты по строительству НПЗ в Доминиканской республике, Ямайке и Гаити.
9 июля 2013 г. в городе Порт-о-Пренс, Гаити, состоялся 11-й саммит «Ре1хо-сапЬе», который стал знаковым событием, так как его участникам было предложено создать экономическую зону, дабы укрепить торгово-экономические связи и способствовать развитию государств региона.
По словам министра энергетики Венесуэлы Рафаэля Рамиреса, за последние шесть лет объем поставленной в рамках «Ре1госапЬе» нефти превысил 232 млн баррелей. Таким образом, поставки нефти по этой льготной схеме покрывают более 40% потребности карибского региона1.
1 Венесуэла предлагает создать экономическую зону «Петрокарибе» [Venesujela predlagaet sozdat' jekonomicheskuju zonu «Petrokaribe» [Venezuela proposes to create an economic zone "Petrocaribe"]. Available at: http://ria.ru/world/20130505/935856643.html (Accessed 21.03.2015) (In Russian).
На сегодняшний день в альянс Petrocaribe, кроме Венесуэлы, входят 13 карибских стран, 2 южноамериканских и 3 центральноамериканских государства: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Белиз, Гондурас, Гватемала, Куба, Гаити, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Доминиканская Республика, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Никарагуа, Суринам, Сент-Винсент и Гренадины. По сути, «Petrocaribe» стала с одной стороны примером региональной солидарности, когда Венесуэла осуществляет поставки нефти по льготным условиям слаборазвитым с экономической точки зрения странам, а с другой стороны, используя нефть, Каракас закрепляет свое влияние в регионе, создавая вокруг себя пояс дружественных государств.
PETROSUR
Другим проектом в энергетической сфере стало создание 13 мая 2005 г. правительствами Аргентины, Бразилии и Венесуэлы региональной энергетической компании «Petrosur» на базе госкомпаний «Em^» (Аргентина), PDVSА (Венесуэла) и «Petrobras» (Бразилия). Задачей данного объединения стала координация работ по разведыванию ресурсов, добычи, переработки и транспортированию нефти и нефтепродуктов, а также совместное производство и эксплуатация нефтяных танкеров.
Помимо этого по соглашению предусматривается строительство газопровода общей длиной в 8 тыс. километров по территории Бразилии из Венесуэлы в Аргентину — проект «Gran Gasoducto del Sur». Данный газопровод должен был решить проблему нехватки энергетических ресурсов для Бразилии и Аргентины, а впоследствии стать крупнейшим газопроводом на территории Латинской Америки, с ответвлениями в Боливию, Чили и Перу. Однако столь амбициозному проекту не удалось реализоваться на практике — в 2007 г. президент Petrobras Жозе Сержио Габриэлли заявил, что на реализацию данного проекта уйдет 25— 30 лет и без активной экономической поддержки его компании проект вряд ли удастся реализовать1. Более того, интерес к самому проекту со стороны Бразилии лии и Аргентины угас, что было вызвано в первую очередь нежеланием Бразилиа и Буэнос-Айреса попадать в энергетическую зависимость от Каракаса.
Однако в скором времени ситуация изменилась — в 2007 г. Буэнос-Айрес, столкнувшись с ростом цены на нефть на мировом рынке, подписал соглашение с Каракасом о создании совместной нефтяной компании — «Petrosuramerica»2, целью которой является развитие совместных проектов в энергетической сфере и производстве продуктов нефтехимии. Тем самым был дан старт проекту «Petrosur».
1 Chávez admite derrota en Gran Gasoducto del Sur. Available at: http://etessieri.wordpress.com/ 2007/08/04/chavez-admite-derrota-en-gran-gasoducto-del-sur (27.03.2015) (In English).
2 Venezuela Signs New Economic Agreements in Argentina. Available at: http://venezuelanalysis.com/news/2538 (5.04.2015) (In English).
В 2013 г. был заключен стратегический альянс в энергетической сфере между PDVSA и уругвайским Апсар, а также соглашение о создании энергетической ассоциации между PDVSA и аргентинской Ратрасо.
РЕТЯОАМЭША
Аналогичным предприятием стало созданное в ходе XVI Андского саммита 18 июля 2005 г. в Лиме предприятие «Ре1гоапёта», которое стало общей платформой или «стратегическим альянсом» пяти стран Андского сообщества (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла). Целью этого проекта стало взаимное предоставление энергетических ресурсов и реализация совместных инвестиционных проектов.
Однако уже в самом начале своего существования данный проект подвергся небольшой корректировке — в 2006 г. Колумбия и Перу подписали соглашение с США об установлении зоны свободной торговли с НАФТА, что, по словам Уго Чавеса, нанесло огромный ущерб сотрудничеству с этими странами. Именно поэтому проект «Ре1гоапёта» был сконцентрирован в первую очередь на сотрудничество с Боливией. Так, в 2007 г., на базе государственных корпораций Венесуэлы и Боливии — PDVSA и УРБВ была создана нефтяная компания «Рейоапёта» с целью совместного освоения нефтяных месторождений на территории обеих стран. В 2009 г. долю акций в новой компании приобрела аргентинская «Р1шре-1го1», тем самым расширив рамки проекта «Рейоапёта» и на Аргентину. В 2013 г. компания запустила свои первые амбициозные проекты — «Ь^штит» на севере Боливии, в провинции Ла-Пас, и «ТтЬоу Х2» на юге Боливии, в провинции Тари-ха. В совокупности оба месторождения обладают запасами 55,7 млн баррелей нефти и 66,3 млн куб. м газа1.
РЕТЯОАМЕтСА
Более масштабным проектом стал так называемый проект «Ре1хоатепса», который был задуман в качестве геополитического инструмента, направленного на создание механизмов сотрудничества и интеграции с использованием энергетических ресурсов в странах Карибского бассейна, Центральной и Южной Америке, в качестве основы для социально-экономической интеграции латиноамериканских государств. Фактически данный проект включил в себя остальные аналогичные проекты — «Ре1хосапЬе», «Ре^гоиг», «Ре1гоапёто» и возводил в абсолют идеи Чавеса о «социализме XXI в.».
«Ре1хоатепса», озвученная в 2005 г., должна стать основой для переосмысления отношений между странами региона, с учетом их ресурсного потенциала, дабы, используя его, а также социальную и культурную взаимодополняемость,
1 Oil company Petroandina drills for oil and gas in Bolivia. Available at: http://www.energyglobal.com/news/exploration/articles/Petroandina_SAM_drills_for_oil_and_ gas_in_Bolivia.aspx (11.04.2015) (In English).
нивелировать все имеющиеся неравенства и разногласия в Латинской Америке. Более того, подобная инициатива послужила бы дальнейшему развитию и укреплению региональных интеграционных инициатив (МЕРКОСУР и др.).
Отдельно стоит выделить предложение Венесуэлы, вынесенное ей в рамках Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ). 12 сентября 2014 г. в столице Уругвая Монтевидео было объявлено о запуске новой программы «Regional Energy Efficiency Program»1, направленной на развитие регионального энергетического го рынка и содействие созданию региональной системы трубопроводов. В разработке данного проекта принимали участие специалисты из таких региональных организаций, как ARPEL, ECLAC, CIER, OEA, OLADE и WEC.
Фактически инициатива Каракаса направлена на дальнейшее превращение региона Латинской Америки в единое целое, причем базисом выступает энергетический потенциал Венесуэлы. Стоит отметить, что после смерти Уго Чавеса и прихода к власти его преемника Николаса Мадуро Каракас столкнулся с определенными трудностями. Они были связаны с падением экономических темпов роста, а также с социальными беспорядками внутри страны. На этом фоне продолжала снижаться добыча нефти внутри страны — с 3,5 млн баррелей нефти в 2000 г. до 2,5 млн баррелей в 2012—2013 гг.2 Именно поэтому, новое правительство в Каракасе приняло решение интенсифицировать процесс по реализации энергетических проектов, дабы поддержать свою экономику на должном уровне.
Таким образом, энергетическая стратегия Венесуэлы заключается в обеспечении энергетической безопасности на региональном уровне, в поддержке интеграционных процессов среди государств Латинской Америки. Такие проекты, как Petrosur, Petrосаribe, Petrоаndinа, предусматривают сотрудничество в сфере энергетики, с целью исправить неравномерность доступа к энергетическим ресурсам стран латиноамериканского региона. Фактически Каракас предлагает новую схему честного, справедливого и взаимовыгодного обмена между странами Латинской Америки. Тем самым действия Венесуэлы направлены на создание единого энергетического пояса (АшИо Energetic) в Латинской Америке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES
[1] Сапир Ж. Энергобезопасность как всеобщее благо. [Sapir Zh. Jenergobezopasnost' kak vse-obshhee blago [J. Sapir Energy security as a public good]. Available at: http://www.globalaffairs.ru/ number/n_7780 (Accessed 10.03.2015) (In Russian).
[2] Чоповой Д. Нефть и газ Латинской Америки: инструменты политики или сферы сотрудничества? [Chopovoj D. Neft' i gaz Latinskoj Ameriki: instrumenty politiki ili sfery sotrud-nichestva? [Oil and Gas in Latin America: policy instruments or areas of cooperation?]. Available at: http://analyticsmz.ru/?p=613 (Accessed 10.03.2015) (In Russian).
1 Latin American Regional Programme on Energy Efficiency Launched. Available at: http://energy-l.iisd.org/news/latin-american-regional-programme-on-energy-efficiency-launched (15.04.2015) (In English).
2 How Venezuela's Economic and Political Distress Impact the Oil Sector. Available at: http://www.ourenergypolicy.org/wp-content/uploads/2014/06/VenezuelaIR.pdf (21.04.2015) (In English).
VENEZUELA AND ENERGY SECURITY OF LATIN AMERICA
E.I. Vesnovskaya, A.Yu. Borzova
Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the specificity of Venezuela's energy policy and the features of the evolution of its approaches to solving problems of energy security. Special attention is paid to the projects of Caracas in the energy sector which are aimed at the creating of common energy zone in Latin America. The author has revealed the interaction of internal political processes in Venezuela as the country's leader in the region, with its integration policy, and also identified trends in the further development of energy policy and strategy of Latin American countries. The research of energy resources of Latin America determined that the main factor that works in favor of convergence states within the South American "geopolitical ring" is to ensure energy security. Venezuela is among the richest resources of Latin America. In the research it was determined that Petrosur, Petrocaribe and Petroandina provide the basis for a range of bilateral agreements to promote cooperation, creation ventures based on the state oil companies of these states.
Key words: Latin America, Venezuela, international relations, energy security and cooperation.