13. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
13.1. ПОДХОДЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ И ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
w w __ __ л
российской федерации1
Светлицкий С. Ю., д.э.н., профессор, генеральный директор
Место работы: ОАО «Евразийский»
[email protected] Орлова А. Ф., к.э.н., доцент, заместитель директора Место работы: Национальный контактный центр РФ (РУДН)
Аннотация: В статье исследуются подходы к
государственному регулированию электроэнергетики Российской Федерации. Авторами предлагается модель инновационной составляющей процесса структурной модернизации. В качестве методов совершенствования предлагаются мероприятия по направлениям: создание системы инновационного развития электроэнергетических компаний с учетом современного этапа развития экономики; совершенствование методологии прогнозирования инновационного развития электроэнергетических компаний; создание законодательных преимуществ по инновационному поступательному устойчивому развитию
электроэнергетических компаний; разработка системы государственного протекционизма и регулирования процессов перехода электроэнергетики на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности страны.
Ключевые слова: Совершенствование механизмов,
государственное регулирование, электроэнергетика, структурная модернизация, модель,
электроэнергетические компании, прогнозирование
APPROACHES ON IMPROVEMENT OF MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF STATE REGULATION OF POWER INDUSTRY RUSSIAN FEDERATION
Svetlitsky Page Yu. prof., Dr.Econ.Sci., director general
Place of employment: JSC Evraziysky
Orlova A. F. Cand.Econ.Sci., associate professor, deputy director
Place of employment: National contact center Russian Federation (RUDN)
1 Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-0200285 «Разработка теоретических подходов и практических рекомендаций по структурной модернизации электроэнергетики Российской Федерации на базе анализа современного состояния и выявления проблем развития отрасли в результате реализации рыночных реформ и финансово-экономического кризиса»
Annotation: In article approaches to state regulation of power industry of the Russian Federation are investigated. Authors offer model of an innovative component of process of structural modernization. As methods of improvement actions for the directions are offered: creation of system of innovative development of energy companies taking into account the present stage of development of economy; improvement of methodology of forecasting of innovative development of energy companies; creation of legislative advantages on an innovative forward sustainable development of energy companies; development of the system of the state protectionism and regulation of processes of transition of power industry on an innovative way of development and increase of competitiveness of the country. Keywords: Improvement of mechanisms, state regulation, power industry, structural modernization, model, energy companies, forecasting
Особенностью российской экономики является крайне низкий уровень производства высокотехнологичной продукции, что формирует критические рамки инновационного перевооружения всей промышленности России, в том числе электроэнергетики.
Сегодня мир переходит к шестому технологическому укладу, поэтому место энергетики в приведеной прогнозной инновационно-технологической ситуации -«технологический паритет», то есть догоняющее развитие, не может нас устраивать, так как создает ситуацию изначального отставания во времени промышленности нашей страны по ее конкурентоспособности по отношению к промышленностью развитых и новых индустриальных стран вследствие запаздывания перестройки отечественной промышленности на новой энергетической базе.
Если говорить о госрегулировании, то в данном случае надо рассматривать вопросы, связанные с обеспечением инновационного развития отрасли. В XXI веке дальнейшее инновационное развитие, создание наукоемких технологий, их проникновение во все отрасли является ключевым фактором научно-технического и экономического прогресса. Ни одна страна, претендующая на заметную роль на мировой арене и стремящаяся к обеспечению экономического роста, повышению уровня и продолжительности жизни своих граждан, не сможет решить этих задач без концентрации усилий на совершенствовании, укреплении и максимально эффективном использовании своего научно-технического потенциала. Это в полной мере относится и к России.
В РФ требуется разработка новых и модернизация существующих инструментов и механизмов внедрения инновационных технологий в экономику, повышение инновационной активности предприятий, привлечение финансовых ресурсов для создания энергосберегающих технологий и поиска альтернативных источников энергии.
Как показывают выше проведенные исследования, необходим целенаправленный переход к инновационному развитию и комплексная модернизация электроэнергетики РФ с учетом посткризисных тенденций развития отрасли, страны и мировых трендов в целом: в первую очередь цикличности развития современной экономики и приоритета инновационной составляющей. Необходимо опережающее развитие электроэнергетики по инновационным характеристикам.
Светлицкий С. Ю., МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Орлова А. Ф. РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РФ
На основании проведенного исследования составляющей процесса структурной модернизации предлагается общая модель инновационной электроэнергетики представленная на рисунке 1.
Рис. 1. Модель инновационной составляющей процесса структурной модернизации
Составлено авторами.
В современных условиях доля бизнеса в инвестициях и инновациях, создаваемых в РФ крайне низкая. Для его активизации должны быть созданы соответствующие условия. Предлагается совершенствовать механизмы и инструменты государственного регулирования РФ.
1. Создание системы инновационного развития электроэнергетических компаний с учетом современного этапа развития экономики.
Особенностью этой системы является то, что она должна быть инкорпорирована в национальную инновационную систему РФ, отвечать международным стандартам, требованиям и вызовам XXI века и ориентироваться на поиск новых источников электроэнергии и разработку энергосберегающих технологий.
В рамках данных предложений необходимо предусмотреть:
- создание государственной системы регулирования перехода электроэнергетической отрасли на инновационный путь развития и разработка организационно-экономической системы управления эффективностью электроэнергетических компаний;
- совершенствование тарифной политики в сфере электроэнергетики, контролирующей и регулирующей темпы роста в пределах инфляционных ожиданий;
- создание налоговых льгот при закупке отечественного высокотехнологичного оборудования для электроэнергетических предприятий;
- разработку политики по установлению налогов на предприятия, использующие устаревшее оборудование и имеющих коэффициент износа основных фондов свыше среднеотраслевого;
- создание научно-технической базы в электроэнергетической отрасли, соответствующей шестому технологическому укладу, в ходе которого необходимо обеспечить условия создания энергосберегающих технологий и использования альтернативных источников энергии;
- разработку и осуществление с участием государства программ по разработке энергосберегающих технологий, современных высокотехнологичных электростанций, приближенных к источникам сырья, а также проведение государственной политики, стимулирующей разработку новых технологий;
- создание условий экономической национальной безопасности за счет наращивания электроэнергетических мощностей.
- развитие нормативно-правового обеспечения деятельности электроэнергетических компаний в рамках повышения их эффективности, стимулирование бизнеса.
2. Совершенствование методологии прогнозирования инновационного развития электроэнергетических компаний. Принимая во внимание исключительную важность и сложность прогнозирования развития отрасли на длительный период можно предложить руководствоваться следующими важнейшими принципами:
- системность прогнозирования, предполагающая, с одной стороны, рассмотрение электроэнергетической отрасли как единого объекта, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных объектов (союзов, холдингов) или направлений прогнозирования. Системный подход предполагает построение прогнозов на основе системы методов и моделей, характеризующейся определенной последовательностью, что позволяет разрабатывать согласованный и непротиворечивый прогноз экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли;
- единство политики и экономики электроэнергетических компаний, означающий, что при рассмотрении вопросов повышения эффективности развития отрасли, составлении прогнозов и программ следует исходить из совокупности экономических интересов всех субъектов электроэнергетики, и в то же время по некоторым направлениям прогнозирования необходимо, в первую очередь, учитывать общеотраслевые вопросы (устойчивость финансовой системы, обеспечение целостности отрасли, ее общей конкурентоспособности);
- адекватность (соответствие) прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии и повышении эффективности электроэнергетических компаний;
- целенаправленность предполагает активный характер прогнозирования экономического состояния организаций, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.
Необходимо предусмотреть возможность
прогнозирования не только развития отрасли и ее организаций, но и внедряемых инноваций на основе прогнозов достижений науки и техники в среднесрочном и долгосрочном периодах, технических возможностей выпускаемой продукции во времени.
3. Создание законодательных преимуществ по инновационному поступательному устойчивому развитию электроэнергетических компаний. Для создания административно-управленческого механизма регулирования электроэнергетических компаний в рамках данных предложений необходимо на государственном уровне предусмотреть разработку законодательных норм, нормативно-справочных актов, определяющих ведение государственной политики повышения эффективности отрасли, наделяющих определенные исполнительные государственные органы полномочиями управлять, принимать стратегические решения по управлению эффективностью. Это позволит:
- контролировать изменения в управлении организациями;
- определять ценовые нормы на электроэнергию, стимулирующие развитие организаций;
- повышать их эффективность;
- внедрять инновационные научно-технические разработки;
- обновлять основные производственные фонды;
- распространять и совершенствовать информационные технологии, применяемые в электроэнергетике.
4. Разработка системы государственного протекционизма и регулирования процессов перехода электроэнергетики на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности страны. Учитывая современное состояние электроэнергетики России, а также достижения НТП, следует на государственном уровне предусмотреть ряд новых методов государственного протекционизма и регулирования процессов перехода страны на инновационный путь развития. То есть необходим комплексный подход по регулированию деятельности электроэнергетических компаний организаций, предусматривающий изменение приоритетности того или иного воздействия на них, степени его эффективности, своевременности и целесообразности с учетом изменений ситуации в других
отраслях или политической и экономической ситуации в стране или на мировой арене, быстрого реагирования на подобные изменения, перераспределение влияния государства на функционирование отрасли с целью своевременного принятия решений на государственном уровне для обеспечения более гибкого и эффективного управления конкурентоспособностью отрасли в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Необходимо предусмотреть создание государственных льгот, обеспечивающих повышение эффективности крупных электроэнергетических компаний, составляющих ядро отрасли, с учетом их экономических и технических особенностей, а также их географического местонахождения.
Список литературы:
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд. - М.: Экономика, 2005. - 250 с.
2. Чурсин А.А., Кокуйцева Т.В. Закон управления конкурентоспособностью // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 43-45.
3. Шматко С. Энергетическая стратегия России: преемственность и развитие в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Доклад на Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке», 2009. - С. 124-128.
4. Электроэнергетика России в период до 2030 года: контуры желаемого будущего, М.: ИНЭИ, 2007. - 327 с.
5. Палеев Д. Л., Орлова А. Ф. Проблемы адаптации российской энергетики к условиям конкурентного рынка электроэнергии // Бизнес в законе №6, 2012, с. 195-197
Reference list:
1. Kuzyk B. N., Yakovets Yu.V. Rossiya - 2050: strategy of innovative break. 2nd prod. - M.: Economy, 2005. - 250 pages.
2. Chursin A.A. Kokuytseva T.V. Law of management of competitiveness//Problems of modern economy. 2011 . No. 1. Page 43-45.
3. Shmatko S. Energy strategy of Russia: continuity and development in the conditions of world financial and economic crisis//the Report at the All-Russian energy forum "Energy industry of Russia in the XXI century", 2009. - Page 124128.
4. Power industry of Russia during the period till 2030: contours of the desirable future, M.: INEI, 2007. - 327 pages.
5. Paleev D. L. Orlova A. F. Problems of adaptation of the Russian power to conditions of the competitive market of the electric power//Business in law No. 6, 2012, page 195-197
ОТЗЫВ
Статья Светлицкого С. Ю. и Орловой А. Ф. посвящена актуальной тематике - подходам по совершенствованию механизмов и инструментов государственного регулирования электроэнергетики Российской Федерации. Актуальность затронутого вопроса обуславливается тем, что в РФ требуется разработка новых и модернизация существующих инструментов и механизмов внедрения инновационных технологий в экономику, повышение инновационной активности предприятий, привлечение финансовых ресурсов для создания энергосберегающих технологий и поиска альтернативных источников энергии.
Авторами предлагаются мероприятия по направлениям: создание системы инновационного развития электроэнергетических компаний с учетом современного этапа развития экономики; совершенствование методологии прогнозирования инновационного развития электроэнергетических компаний; создание законодательных преимуществ по инновационному поступательному устойчивому развитию электроэнергетических компаний; разработка системы государственного протекционизма и регулирования процессов перехода электроэнергетики на инновационный путь развития и повышения конкурентоспособности страны.
Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья Светлицкого С.Ю., Орловой А.Ф. «Подходы по совершенствованию механизмов и инструментов государственного регулирования электроэнергетики Российской Федерации» представляет несомненную практическую и теоретическую ценность, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК.
Заведующий кафедрой «Прикладная экономика»
Экономического факультета РУДН д.э.н, проф.
АА. Чурсин