Научная статья УДК 334.75
https://doi.org/10.24158/tipor.2024.6.16
Подходы к взаимодействию бизнеса в условиях кластерных объединений субъектов малого и среднего предпринимательства
Екатерина Георгиевна Шеина
Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аннотация. Масштабирование субъектов малого и среднего предпринимательства и их постепенный переход из одной категории в другую на протяжении последнего времени являются одним из ключевых приоритетов развития государственной политики страны. Указанный процесс требует разработки адресных практических мероприятий в целях стимулирования возможного объединения малых и средних предприятий в структуры различного типа, например кластерные объединения. Автором обоснована необходимость объединения малого и среднего бизнеса в промышленные кластеры для повышения узнаваемости продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, а также для становления и развития социально ориентированных инвестиционных проектов. В статье предложен ряд практических мероприятий, позволяющих вывести развитие кластерных объединений в регионах РФ на более высокий уровень взаимодействия между представителями бизнеса различного масштаба.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, масштабирование бизнеса, кластерное объединение, институты развития, промышленная политика государства
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Шеина Е.Г Подходы к взаимодействию бизнеса в условиях кластерных объединений субъектов малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2024. № 6. С. 125-130. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.6.16.
Original article
Approaches to Business Interaction in the Context of Cluster Associations of Small and Medium-Sized Enterprises
Ekaterina G. Sheina
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Abstract. The scaling of small and medium enterprises (SMEs) and their gradual transition from one category to another has become one of the key priorities in the development of state policy in recent times. This process necessitates the development of targeted practical measures to stimulate the potential consolidation of small and medium-sized enterprises into various types of structures, such as cluster associations. The author substantiates the necessity of integrating small and medium-sized businesses into industrial clusters in order to enhance the visibility of products produced by SMEs and to foster the establishment and development of socially oriented investment projects. The article proposes a number of practical measures aimed at elevating the development of cluster associations in the regions of the Russian Federation to a higher level of interaction among representatives of businesses of various scales. The convergence of SMEs within cluster associations represents a strategic imperative for driving economic growth, fostering innovation, and enhancing global competitiveness. By embracing collaborative frameworks, leveraging synergies, and harnessing collective resources, SMEs can unlock new pathways for sustainable development and contribute to the resilience and dynamism of regional economies.
Keywords: SMEs, business scaling, cluster integration, development institutions, government industrial policy
Funding: Independent work.
For citation: Sheina, E.G. (2024) Approaches to Business Interaction in the Context of Cluster Associations of Small and Medium-Sized Enterprises. Theory and Practice of Social Development. (6), 125-130. Available from: doi: 10.24158/tipor.2024.6.16 (In Russian)
Введение. Развитие территориальных кластеров в Российской Федерации является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Согласно принципам кластерной политики субъектов РФ, поддержка институтами развития малого и среднего предпринимательства (МСП), а также новых видов деятельности, особенно осуществляемых не отдельными предприятиями, а их группами, приводит к расширению деятельности МСП (Доржиева,
© Шеина Е.Г., 2024
ЭКОНОМИКА ECONOMICS
Ильина, 2020: 58), возможности реализовывать свою продукцию через маркетплейсы (Попен-кова, 2022: 253), высоким экономическим показателям конкретной компании, целой отрасли и отдельного региона. Также кластерные объединения полезны и могут способствовать масштабированию субъектов малого и среднего предпринимательства при помощи успешного перехода из одной категории в другую по нарастающей.
Материалы и методы исследования. Для подтверждения обоснованности идей настоящего исследования применены метод сравнительного анализа, хронологический метод, а также методы обобщения и аналогий.
Результаты. Применение всеохватывающего кластерного подхода, учитывающего интересы субъектов предпринимательства, инвесторов, научных сообществ и университетов, власти и крупных промышленных корпораций, благоприятно сказывается на развитии экономики регионов РФ. В качестве примеров можно привести следующие:
- в Республике Татарстан зарегистрированы семь промышленных кластеров, самым крупным является машиностроительный кластер, который насчитывает 157 предприятий-резидентов с общим числом работников 20 366 человек;
- в Санкт-Петербурге зарегистрированы более 26 кластеров, одним из крупнейших выступает кластер информационных технологий и радиоэлектроники RusSoft, который насчитывает 353 резидента;
- в Калужской области эффективно развиваются 8 инновационных кластеров, один из крупнейших - фармацевтический кластер «Фармацевтика, биотехнологии и биомедицина»;
- в Тюменской, Челябинской, Курганской областях кластерные объединения выходят на федеральный уровень благодаря эффективным мерам поддержки региональных органов исполнительной власти.
Вызовами нового времени являются следующие:
1) необходимость в создании новой импортозамещающей продукции;
2) необходимость в разработке и реализации инвестиционных проектов как ключевых элементов инвестиционной деятельности промышленного предприятия (Старцева, Булавко, 2023: 46);
3) оптимизация затрат на производство и сбыт по причине возрастающих расходов на логистику;
4) нарастание сложности производственной, экономической, социальной, трудовой жизни и прогресс знаний во всех сферах (Калабина, 2017: 39);
5) цифровая трансформация производства;
6) следование принципам экологического, социального и корпоративного управления (т. е. ESG-повестке - Environmental, Social, Governance), как и трендам устойчивого развития (Нехода и др., 2018: 10-12);
7) становление социально ориентированного инвестирования (Шеина, 2022; Navarathne, 2023: 55).
В различных регионах Российской Федерации сформировалась сеть инновационных и промышленных кластеров, получивших поддержку государства, целью деятельности которых являлось стимулирование производственной кооперации, создание отечественных инновационных товаров и услуг, развитие российских производителей сырья, материалов и комплектующих, необходимых для повышения уровня локализации производства конечной промышленной продукции на территории страны.
В настоящий момент субъекты малого и среднего предпринимательства самостоятельно не готовы начинать крупные и высокорискованные инвестиционные проекты (Sekerci, 2018: 48-49), однако в ряде институтов развития происходят деструктивные изменения (Мажара и др., 2021: 9). При кластерном объединении малых и средних предприятий по принципу функциональной и территориальной связанности появляется возможность согласованно реализовывать инвестиционные проекты с использованием новейших технологий и разработок, минимизируя предпринимательские риски и максимально используя синергетический эффект от указанного объединения. Кроме того, запуск крупных кластерных проектов будет способствовать развитию производства продукции субъектов малого и среднего предпринимательства и их возможности масштабирования бизнеса.
В перспективе регионам РФ необходимо рассмотреть возможность для создания межрегиональных кластерных инвестиционных проектов и федеральных кооперационных цепочек, состоящих из субъектов малого и среднего предпринимательства, что в обозримом будущем позволит снизить импортозависимость товаров и услуг на территории нашей страны.
Еще одним существенным фактором при кластерном объединении является возможность применения современных IT-решений и финансового взаимодействия на основе смарт-контрактов. Данные решения позволят максимально сократить транзакционные издержки и повысить эффективность кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом.
Со стороны Министерства промышленности и торговли РФ уже осуществляется поддержка кластерных инициатив по следующим направлениям1:
- льготные кредиты для участников промышленного кластера, реализующих совместный проект под 3 % годовых;
- обнуление ставки по налогу на прибыль для участников промышленного кластера, реализующих совместный проект;
- субсидии на приобретение пилотных партий продукции до 150 млн р.;
- преференции в закупках согласно федеральным законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ для инвесторов и привлеченных лиц по специальным инвестиционным контрактам - участников промышленного кластера, реализующих инвестиционные проекты по производству продукции в данном кластере;
- льготные кредиты импортерам под ставку не более 5,25 % до 30 млрд р. по согласованию с Министерством промышленности и торговли РФ;
- гранты субъектам малого и среднего предпринимательства - участникам промышленных кластеров - на развитие критически важных комплектующих в размере до 100 млн р.
Одна из стратегически значимых целей развития экономики страны заключается в том, что «нужно добиться увеличения притоков инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции»2.
Свердловская область является одним из опорных промышленных регионов Российской Федерации. Вместе с тем регион выступает одним из субъектов РФ, в котором развито малое и среднее предпринимательство. На сегодняшний день в области функционирует Центр кластерного развития как структурная единица регионального института развития предпринимательства, при поддержке которого в 2023 г. осуществлялась деятельность по семи кластерам региона:
1) социальный кластер «Дети - будущее сильной России»;
2) туристический кластер «Конжаковское горное кольцо» в городском округе Карпинск Свердловской области;
3) кластер «Светлый лес» в селе Арамашево Алапаевского района Свердловской области;
4) «Уральский образовательный кластер» в городе Екатеринбург;
5) кластер «Парк деревообработки и домостроения» в городе Нижний Тагил Свердловской области, которому присвоен статус технопарка;
6) «Титановый кластер Свердловской области» в городе Екатеринбург;
7) «Уральский приборостроительный кластер» в городе Екатеринбург, являющийся промышленным кластером, зарегистрированным в реестре Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Также ведется работа по созданию строительно-промышленного кластера «Культура малоэтажного домостроения» в соответствии с соглашением между региональным институтом развития субъектов предпринимательства и Министерством строительства Свердловской области. В процессе формирования находится стратегия промышленного кластера машиностроения совместно с Министерством промышленности и науки Свердловской области.
Участники кластера являются заинтересованными сторонами, или стейкхолдерами, что позволяет структурировать и обобщить возникающие в процессе взаимодействия преимущества от участия в кластерных объединениях (таблица 1).
Таблица 1 - Преимущества стейкхолдеров от участия в кластерных объединениях3
Table 1 - Benefits of Stakeholders from Participation in Cluster Associations
Стейкхолдеры кластерного объединения Преимущества участия
1 2
Субъекты МСП - привлечение заказов для выполнения своих работ и/или оказания услуг; - возможность кооперации с партнерами (поставщиками, инвесторами, научными организациями); - использование научных разработок для коммерциализации их результатов; - совместное участие в выставках, обучении, разработке общей стратегии развития; - высокая численность резидентов в кластере, что увеличивает вероятность появления и реализации новых инвестиционных проектов; - возможность масштабирования бизнеса из одной категории в другую
1 Меры поддержки [Электронный ресурс] // Минпромторг России. URL: https://minpromtorg.gov.ru/merpod/ (дата обращения: 06.06.2024).
2 Речь Владимира Путина на ПМЭФ-2023: полная стенограмма обращения Президента [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 2023. 16 июня. URL: https://www.kp.ru/daily/27517.5/4779430/ (дата обращения: 06.06.2024).
3 Составлено автором.
ЭКОНОМИКА ECONOMICS
Продолжение таблицы 1
1 2
Научные организации - трансфер собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в реальный сектор экономики; - привлечение финансирования для новых НИОКР; - загрузка лабораторий, испытательных полигонов и др.
Корпорации с государственным участием - диверсификация производства; - загрузка мощностей предприятий, входящих в состав государственных корпораций; - поиск поставщиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства
Образовательные учреждения - внедрение новых образовательных технологий; - создание базовых кафедр; - возможность производственных стажировок для обучающихся и выпускников
Институты развития субъектов малого и среднего предпринимательства - привлечение новых стартапов; - внедрение разработок региональных малых и средних предприятий; - поиск инвесторов
В целях расширения деятельности предлагаем перечень мероприятий, необходимых к реализации в 2024 г. для объединения субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области в кластеры (таблица 2).
Таблица 2 - Мероприятия, необходимые для объединения субъектов МСП в кластеры1
Table 2 - Activities Required for SME Clustering
№ п/п Мероприятие Сумма, млн р.
1 Участие в подготовке документации для внесения промышленных кластеров в реестр Министерства промышленности и торговли РФ 5,000
2 Оказание маркетинговых услуг: проведение маркетинговых исследований, направленных на анализ различных рынков, исходя из потребностей предприятий кластеров; разработка и продвижение зонтичных брендов региональных кластеров, услуг по брендированию, позиционированию и продвижению новых продуктов (услуг) предприятий, в том числе, тыс. р.: - «Уральский образовательный кластер» - 150,0; - «Конжаковское горное кольцо» и Северный Урал - 700,0; - строительно-промышленный кластер «Культура малоэтажного домостроения» - 500,0; - промышленный кластер машиностроения - 500,0 1,850
3 Проведение информационных кампаний в СМИ для субъектов МСП Свердловской области, являющихся участниками кластеров 0,500
4 Подготовка бизнес-планов, технико-экономических обоснований совместных кластерных проектов предприятий (из расчета 350,0 тыс. р. * 5 кластерных инвестиционных проектов) 1,750
5 Проведение форумов, предоставление комплексных услуг для субъектов МСП Свердловской области, являющихся участниками кластеров 2,000
6 Организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий, являющихся участниками кластеров, требованиям потребителей, содействие в получении разрешительной документации, в том числе проведении сертификации, декларировании, аттестации (иных услуг) для продукции предприятий в целях выхода на внутренние рынки, рынки крупных заказчиков (из расчета 500,0 тыс. р. * 3 проекта) 1,500
7 Проведение вебинаров, круглых столов для субъектов МСП Свердловской области, являющихся участниками кластеров 0,500
8 Разработка или актуализация программ развития территориальных кластеров, технико-экономических обоснований инфраструктурных проектов кластера (из расчета 1,0 млн р. * 4 кластера) 4,000
9 Проведение межрегиональных бизнес-миссий для субъектов МСП Свердловской области, являющихся участниками кластеров 0,800
10 Организация участия субъектов МСП Свердловской области, являющихся участниками кластеров, на отраслевых российских выставочных площадках (оплата организационного взноса, аренда выставочной площади и оборудования, застройка стенда) (из расчета 500,0 тыс. р. * 3 кластера) 1,500
11 Разработка методических материалов 0,181
ИТОГО: 19,581
1 Таблицы 2, 3 составлены автором на основе данных следующего источника: Организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства инвестиций и развития Свердловской области. URL: https://mir.midural.ru/organizacii-infra-struktury-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva (дата обращения: 06.06.2024).
Также в рамках мероприятия «Проведение форумов, предоставление комплексных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области, являющихся участниками кластеров» (см. табл. 2, № 5) могут быть реализованы и востребованы субъектами малого и среднего предпринимательства, объединенными в кластер, следующие четыре вида комплексных услуг:
1) комплексная услуга по повышению конкурентоспособности и расширению рынков сбыта;
2) комплексная услуга «Экономико-технологическая трансформация»;
3) комплексная услуга для производителей - субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) комплексная услуга «Брендинг для повышения узнаваемости продукции субъектов малого и среднего предпринимательства» (таблица 3).
Таблица 3 - Виды комплексных услуг для субъектов МСП, объединенных в кластеры
Table 3 - Types of Integrated Services for Clustered SMEs
№ п/п Комплексная услуга Стоимость для субъекта МСП, тыс. р. Стадия жизненного цикла субъекта МСП, для которого сформирован пакет комплексных услуг
1 Повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта Бесплатно Старт, рост, зрелость, трансформация
1.1 Семинары по тематике повышения конкурентоспособности и расширения рынков сбыта
1.2 Содействие в регистрации в торговом закупочном модуле
1.3 Услуга по подбору электронной торговой площадки или социальной сети для старта продаж
1.4 Анализ сервисов импортозамещения и помощь в поиске необходимой продукции или подбор номенклатуры производимых товаров для импортозамещения
1.5 Услуга по предоставлению информации о номенклатуре закупок
2 Экономико-технологическая трансформация Бесплатно Старт, рост, зрелость, трансформация
2.1 Обучающие мероприятия
2.2 Консультации экспертов в рамках обучающих мероприятий
3 Комплексная услуга для производителей -субъектов МСП Бесплатно Старт, рост, зрелость, трансформация
3.1 Консультации
3.2 Обучение
3.3 Наставничество
3.4 Практикум
4 Брендинг для повышения узнаваемости продукции субъектов МСП Бесплатно Старт, рост, зрелость, трансформация
4.1 Разработка логотипа
4.2 Разработка фирменного стиля, брендбука
4.3 Создание презентационного видеоролика
4.4 Дизайн каталогов или презентаций
Все перечисленные комплексные услуги являются универсальными и могут быть предоставлены для субъектов малого и среднего предпринимательства на любой из стадий их жизненного цикла - от старта до трансформации или ухода с рынка.
Заключение. Предложенный перечень мероприятий позволит усилить взаимодействие субъектов МСП Свердловской области и даст возможность стимулирования их объединения в кластерные структуры, что обеспечит повышение деловой активности и налаживание выпуска собственной продукции. Однако для реализации указанных мероприятий необходимо рассмотреть возможность дополнительного предоставления субсидии за счет средств бюджетов различных уровней, так как в настоящий момент рассмотренные мероприятия не включены в список мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а соответственно, расходы на них не заложены в бюджетных сметах.
Развитие кластерных объединений в регионе будет способствовать повышению показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их успешному масштабированию из одной категории в другую.
Список источников:
Доржиева В.В., Ильина С.А. Институты развития как инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. № 4. ^ 58-72. https://doi.org/10.24411/2073-6487-2020-10042.
ЭКОНОМИКА ECONOMICS
Калабина Е.Г. Новая индустриализация, технологические изменения и сфера труда промышленных предприятий // Устойчивое развитие промышленного предприятия в условиях неоиндустриальной трансформации / отв. ред. С.В. Орехова. Екатеринбург, 2017. С. 32-48.
Мажара Е.Н., Карасев А.П., Сагатгареев Р.М. Дуализм текущего состояния институтов развития при смене организационно-экономического механизма // Сибирская финансовая школа. 2021. № 1 (141). С. 9-14.
Нехода Е.В., Редчикова Н.А., Тюленева Н.А. Бизнес-модели компаний: от прибыли к устойчивому развитию и созданию ценности // Управленец. 2018. Т. 9, № 4. С. 9-19. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2018-9-4-2.
Попенкова Д.К. Государственная поддержка малых и средних предприятий-несырьевых экспортеров с помощью организации Единого окна экспортера // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18, № 2. С. 253-260. https://doi.org/10.33693/2541-8025-2022-18-2-253-260. (На англ. яз.)
Старцева О.Е., Булавко О.А. Основные подходы к содержанию инвестиционной привлекательности региона и управлению инвестиционными проектами промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023. № 5 (223). С. 44-49. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-5-223-44-49.
Шеина Е.Г. Социально ориентированные государственные программы и национальные проекты Российской Федерации в системе мер государственной политики стимулирования экономического роста субъектов малого предпринимательства // Формирование финансово-инвестиционного механизма поддержки субъектов малого предпринимательства в условиях становления молодого государства / А.А. Паюсов, Е.Г. Шеина, А.В. Курдюмов, Ж.Г. Кочиева, А.А. Туаев. Екатеринбург, 2022. С. 125-151.
Navarathne K.A.S. An exploratory case study of the factors hindering the success of small and medium enterprises // Journal of Small Business Strategy. 2023. Vol. 33, no. 2. P. 53-63. https://doi.org/10.53703/001c.77456.
Sekerci N. Factors associated with strategic corporate decisions in family firms: Evidence from Sweden // International Review of Finance. 2018. Vol. 20, no. 1. P. 45-75. https://doi.org/10.1111/irfi.12217.
References:
Dorzhieva, V.V. & Ilyina, S.A. (2020) Development institutions as a tool for supporting small and medium-sized businesses. Vestnik Instituía Ekonomiki RossiyskoyAkademiiNauk. (4), 58-72. Available from: doi:10.24411/2073-6487-2020-10042. (In Russian)
Kalabina, E.G. (2017) New industrialization, technological changes and the sphere of labor of industrial enterprises. In: Ore-khova, S.V. (ed.) Sustainable development of an industrial enterprise in the conditions of neo-industrial transformation. Ekaterinburg, UrGEU, 32-48. (In Russian)
Mazhara, E.N., Karasev, A.P. & Sagatgareev, R.M. (2021) The dualism of the current state of development institutions when changing the organizational and economic mechanism. Siberian Financial School. (1), 9-14. (In Russian)
Navarathne, K.A.S. (2023) An exploratory case study of the factors hindering the success of small and medium enterprises. Journal of Small Business Strategy. 33 (2), 53-63. Available from: doi:10.53703/001c.77456.
Nekhoda, Ye.V., Redchikova, N.A. & Tyuleneva, N.A. (2018) Business models of companies: From profit to sustainable development and value creation. Upravlenets - The Manager. 9 (4), 9-19. Available from: doi:10.29141/2218-5003-2018-9-4-2. (In Russian)
Popenkova, D.K. (2022) Governmental support for small and medium-sized enterprises-non-raw exporters through the organization of a "single window for exporters". Economic Problems and Legal Practice. 18 (2), 253-260. Available from: doi: 10.33693/2541 -8025-2022-18-2-253-260.
Sekerci, N. (2018) Factors associated with strategic corporate decisions in family firms: Evidence from Sweden. International Review of Finance. 20 (1), 45-75. Available from: doi:10.1111/irfi.12217.
Sheina, E.G. (2022) Socially oriented state programs and national projects of the Russian Federation in the system of measures of state policy to stimulate economic growth of small businesses. In: Payusov, A.A., Sheina, E.G., Kurdyumov, A.V., Kochieva, Zh.G. & Tuaev, A.A. Formation of a financial and investment mechanism for supporting small businesses in the formation of a young state. Ekaterinburg, Ural'skoe Izdatel'stvo, 125-151. (In Russian)
Startseva, O.E. & Bulavko, O.A. (2023) The main approaches to the content of the investment attractiveness of the region and the management of investment projects of industrial enterprises. Vestnik of Samara State University of Economics. (5), 44-49. Available from: doi:10.46554/1993-0453-2023-5-223-44-49. (In Russian)
Информация об авторе Е.Г. Шеина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и предпринимательства, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=707308
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about author E.G. Sheina - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Management and Entrepreneurship, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=707308
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 06.05.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.06.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 25.06.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.