ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ А.Е. Кремин, науч. сотр.
Вологодский научный центр Российской академии наук (Россия, г. Вологда)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10371
Аннотация. В статье представлены результаты анализа существующих научных подходов к исследованию вопросов управления развитием сельских территорий. Материалы статьи могут быть использованы федеральными и региональными органами власти и управления при разработке и корректировке стратегии и программ развития локальной экономики.
Ключевые слова: сельские территории, бизнес, развитие, регион, подходы к управлению.
Современный уровень социально-экономического развития сельских территорий многих стран не отвечает национальным интересам, поскольку не обеспечивает достойное качество жизни сельского населения. Важными вопросами на данный момент остаются: продовольственная безопасность стран; отсутствие формирования саморазвивающихся и самобытных социоэколого-экономических территориальных систем; утеря культурных ценностей; проблемы обеспечения воспроизводства и долговременного использования трудовых и природных ресурсов для сельского хозяйства [1; 2].
В сложившейся ситуации необходимы кардинальные изменения в государственной политике сельского развития. Отношение некоторых государств к развитию села нельзя признать рациональным. Сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий. В данных условиях возникает необходимость в определении ключевых направлений, методов и инструментов государственного регулирования развития сельских территорий, в обосновании теоретических и практических положений государственного воздействия на макро- мезо- и микроэко-
номические процессы, происходящие в сельской местности.
Известны следующие подходы к решению проблем сельского развития: экзогенный и эндогенный [3]. Суть первого подхода состоит в признании государственной поддержки сельскохозяйственного производства как основы жизнедеятельности сельских поселений, а также создания условий для мобильности труда и капитала (СССР, 1960-1980 гг.). Девяностые годы показали некоторую ошибочность данного подхода к сельскому развитию: развитие стало весьма зависимым от государственного финансирования и политических решений, искажало посылы развития (развивались определенные виды бизнеса и территории), стирало культурные и природные особенности сельских территорий. Как результат, кризис сельскохозяйственного производства привел к тяжелой деградации российского села [4]. Более того, данный подход привел к появлению безынициативности у основной массы крестьянства [5].
Перечисленные недостатки привели к созданию эндогенного подхода к сельскому развитию, основанному на допущении того, что специфическое природное, культурное наследие и человеческий капитал территории является ключом к ее устойчивому развитию (США, страны ЕС). Ортодоксальные приверженцы самостоятельного экономического развития выступают против интеграции с внешними рынками и
ставят под сомнение возможность участия в глобальной экономике локального сообщества на равноправных условиях. В подтверждение своим умозаключениям сторонники эндогенного подхода приводят результаты социологического опроса сельских жителей, наглядно говорящие о соли-
Анализ существующих подходов к управлению развитием сельских территорий показал, что различные общественные группы могут иметь разную степень влияния и власть в процессах принятия решений. Поэтому при осуществлении управленческого процесса необходимо оценивать характер различий данных субъектов и убедиться в том, что мнение «более слабых» участников также учтено. Аналогичным образом, в случае, если к членам сообщества обращаются с просьбой принять участие и начать руководить или осуществлять конкретные проектные действия, необходимо контролировать, чтобы они вы-
дарном противодействии сельских жителей любым начинаниям извне[6].
Для разработки методологического подхода к управлению развитием сельских территорий могут быть использованы концепции и постулаты современных теорий регионального развития (табл. 1).
полняли свою работу на справедливой основе (т.е. без исключения других членов местного сообщества). Данное требование имеет основное значение, поскольку, если в процессе территориального развития имеет место дискриминация, эффективность и получение желаемых результатов программы может быть поставлена под угрозу.
Таким образом, анализ эволюции теории развития сельских территорий позволяет сделать очевидный вывод о том, что политика сельского развития должна быть интегрированной, соответствующей интересам разных сельских поселений (по чис-
Таблица 1. Современные теории регионального развития в определении стратегий раз-
вития сельских территорий
Теория регионального развития Представитель / организация Потенциал теорий в исследовании сельских территорий
Area-Based Development Approach (пространственный подход к развитию) Vrbensky, R. Cooke, P. Morgan, K. Vazquez-Barquero, A. Strathern, M. Позволяет учитывать интересы небольших однородных групп (сообществ). Продвигает интеграцию, открытость и недискриминацию путем вовлечения в реализацию программ развития территории всего проживающего там сообщества. Предполагает переход от программ, основанных на решениях «сверху» и субсидировании, к инициативным стратегиям, выработанным «снизу» и базирующимся на местных активах и инвестициях.
Integrated Rural Development (комплексное (интегрированное) развитие сельских районов) Shortall, S. Shucksmith, M. The United States Agency for International Development Развитие сельских районов рассматривается как часть общего социально-экономического развития. Сельская местность выполняет множество функций, а развитие сельского хозяйства является толь-ко одним из аспектов развития сельских территорий. Сельская бедность, в первую очередь, обусловлена ограниченным доступом к ресурсам, что может быть результатом препятствий не только экономического, но и социально-культурного, и политического характера.
Participatory Negotiated Territorial Development (тер-риториальное развитие на основе консенсуса интере-сов участников) Bradford Centre for International development Фокусируется на мотивах заинтересованных сторон и, как следствие, на мобилизации местных ресурсов для территориального развития путем их децентрализации. Роль местного правительства заключается в решении сложных локальных проблем, достижении консенсуса интересов, создании механизмов для реализации сформулированных участниками целей.
Community Driven Development (Раз-витие, управляемое сообществами) World Bank Asian Development Bank Наделяет местные сообщества контролем над планированием размещения инвестиционных ресурсов в целях местного (территориального) развития. Фокус направлен на целевых бенефициаров, которые должны способствовать выявлению местных приоритетов и фактической реализации инициатив в области локального развития, непосредственно поставляя ресурсы или опосредованно участвуя в управлении и контроле.
ленности, удаленности, уровню развития экономики, социальной сферы и пр.) и эта позиция в настоящее время решается в рамках эндогенного подхода. При этом, несомненно, важным являются масштабы государственной помощи в рамках целевых программ развития, органично согласованные с интересами сельских жителей, которые должны быть институционально оформлены в виде местного самоуправления, кооперации и пр. и направлены на раскрытие внутреннего потенциала территории (природного, человеческого, экономического, исторического, культурного и пр.) с целью адаптации сельских сообществ к рынку. Также важным условием является то, что аграрная компонента может являться определяющей в сельском развитии, но не должна быть единственной.
Учитывая тот факт, что сельская территория может быть рассмотрена как социально-экономическая система, входящая в состав региона, то она должна включать в себя набор различных элементов и подсистем, взаимодействующих между собой с целью достижения определенной Управление ее функционированием невозможно без их налаженного взаимодействия. Поскольку воспроизводственная функция СЭС является базисной по отношению к другим, то управленческое воздействие должно оказываться на элементы системы, связанные с ее качественной реализацией, а именно на системообразующую подсистему региона. Для определения соответст-
вующих компонентов подсистемы она может быть рассмотрена в трех основных аспектах:
- как совокупность отраслей;
- как совокупность взаимосвязанных территориальных рынков;
- как совокупность экономических субъектов, взаимодействующих на определенной территории [7-9].
Причем последний аспект может быть рассмотрен в контексте совокупности различных групп экономических субъектов, к которым можно отнести малый, средний и крупный бизнес. Определяющая роль в процессе решения проблем сельской территории отводится именно сектору малого бизнеса. По сравнению со средними и крупными предприятиями он в большей степени влияет на: диверсификацию структуры экономики и повышение ее эффективности в периферийных муниципальных образованиях региона; эффективность использования имеющихся ресурсов территорий; степень удовлетворения локального потребительского спроса; процессы формирования и качество обслуживания инфраструктуры; развитие муниципальных связей региона. В связи с тем, что развитие данного сектора экономики позволяет выполнить выявленные ранее условия эндогенного подхода развития сельских территорий, управленческое воздействие на функционирование субъектов малого бизнеса должно являться приоритетным инструментом осуществления изучаемого процесса.
Библиографический список
1. Berdegue, J. A. Inclusive Rural-UrbanLinkages. // Working Paper Series №123. -Working Group: Development with Territorial Cohesion. Territorial Cohesion for Development Program. Santiago, Chile. Rimisp.
2. Christiaensen, L. Poverty reduction during the rural urbantransformation: The role of the missing middle. // World Development. - 2014. - №63. - pp. 43-58.https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2013.10.002
3. Zherbanova Ch. Z. Methodological approach to formulation of programme social economic development in rural settlement // European Social Science Journal. - 2012. - № 4. - С. 484-490.
4. Межин С.А. Проблемы и перспективы устойчивого развития сельских территорий в России / С.А. Межин // Вестник АГАУ. - 2012. - №2. - С. 104-109.
5. Афанасьев А.А. Сельская жизнь: вопросы правового регулирования // Вестник ОмЮА. - 2014. - №2 (23). - С. 7-11.
6. Полушкин, Н.А Государственное регулирование развития сельских территорий // УЭкС. - 2016.- №4 (86).- С. 7-12.
7. Асланова, С.Х. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне /С.Х. Асланова, Ф.Г Топсахалова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-11. - С. 2389-2393.
8. Гутман, Г.В. Управление региональной экономикой [Текст] / Г.В. Гутман. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 173 с.
9. Лапаев, Д.Н., Михайлов А.В. Стратегическое управление социально -экономическим развитием дотационного региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 10 (46). - С. 49.
APPROACHES TO MANAGING THE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES A.E. Kremin, research
Vologda scientific center of the Russian academy of sciences (Russia, Vologda)
Abstract. The article analyzes the existing scientific approaches to the study of the management of rural development. The materials of the article can be used by federal and regional authorities and management in the development and adjustment of strategies and programs for the development of the local economy.
Keywords: rural areas, business, development, region, management approaches.