УДК 371.14
ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Н.А. Павлова, Л.В. Скилкова
Представлены подходы к совершенствованию оценочной компетенции учителя в системе внутришкольного повышения квалификации на примере участия в разработке научно-прикладного проекта. Показано, что участие в проектной деятельности как форма внутришкольного повышения квалификации предоставляет возможность для совершенствования и развития оценочной компетенции учителя, так как в ходе разработки проектного продукта педагог активно участвует в решении исследовательских задач, связанных с выявлением требований к оценочной деятельности учителя на современном этапе.
Ключевые слова: оценочная компетенция, оценочная деятельность учителя, оценочная функция, внутришкольная система повышения квалификации, проектная деятельность, научно-прикладной проект
К компетенциям и обязанностям образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» относится «обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования». Поскольку качество образования определяется как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы, то объектом ВСОКО в обязательном порядке должна быть профессиональная деятельность педагогических работников. Это же определено и Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного и общего образования как
требование к кадровым условиям реализации основных общеобразовательных программ.
Следовательно, получение информации о результатах профессиональной деятельности педагогов должно быть предусмотрено при формировании в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования.
Поскольку в ряде нормативных документов идёт речь именно о мониторинговых механизмах получения информации, то, соответственно, оценка уровня профессиональной компетентности педагогических работников должна проводиться в формате мониторинга, то есть непрерывно.
Это позволит накапливать информацию о результатах профессиональной деятельности педагогов и динамики их изменения не только в разрезе оценки качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования, но и в разрезе показателей аттестации на установление педагогам квалификационной категории, в том числе в виде портфо-лио.
Содержание информации о результатах профессиональной деятельности педагогов должно соответствовать нормативно установленным требованиям к профессиональной компетентности педагогических работников. Сегодня данные требования предъявляются профессиональными стандартами педагогов, а также квалификационными характеристиками.
На современном этапе деятельности МАОУ лицей № 35 города Челябинска, главной управленческой задачей является создание условий для становления и развития педагогической индивидуальности, а основным принципом обучения - внимание к внутреннему миру обучающихся и их потребностям, обогащение их духовного потенциала.
Качественные изменения в профессио-
нальной деятельности педагога могут происходить в том случае, если учитель готов и умеет не только использовать известные педагогические технологии, но и самостоятельно разрабатывать технологии обучения, создавать такую среду урока, которая будет побуждать учащихся к творческой деятельности. Рассмотрим, как это решается на примере начальной школы.
На всех этапах становления и совершенствования процесса обучения в начальной школе лицея на первое место всегда выдвигался вопрос поиска новых эффективных путей формирования и развития оценочной функции учителя начальных классов. К тому же изменяющиеся условия в системе образования, постоянный процесс обновления педагогических технологий, переход в режим развивающего обучения вновь ставит учителя начальных классов перед проблемой освоения оценочной функции. Это и объясняет необходимость организации данной работы, в которой анализируется этот важнейший аспект педагогического труда, который, в первую очередь, требует решения при обеспечении индивидуально-ориентированного обучения в начальных классах.
Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления и совершенствования происходит разными путями. Считаем, что среди всех возможных путей оптимальными возможностями обладает обучение учителя начальных классов непосредственно в школе без отрыва от основной деятельности, то есть обучение «на рабочем месте». Но возможности такого вида обучения будут успешно реализованы, если непосредственно в содержание обучения будут включены наиболее значимые для конкретного образовательного учреждения проблемы оценочной деятельности и способах её осуществления и при организации обучения будут учитываться андрагогиче-ские принципы обучения, а также потребности, возможности и достижения конкретного педагогического коллектива.
Конечно, в системе внутришкольного повышения квалификации лицея используются такие традиционные и проверенные временем формы, как педагогический совет,
постоянно действующий семинар, тематичес кий и методический семинары, открытый урок, самообобщение и презентация педагогического опыта, конкурс портфолио учителя. Перечисленные формы внутришколь-ного повышения квалификации дают свой положительные результат, но в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, введения профессионального стандарта педагога проблема оценочной компетенции педагога является в такой степени значимой, что требует более активной формы её совершенствования и развития. Это должен быть такой вид работы, который бы позволили вовлечь учителя начальных классов без отрыва от выполнения основных функций в проектную деятельность, предусматривающую интерактивное обучение педагога.
Такое условие объясняется тем, что современный этап развития образования требует подготовленности учителя начальной школы к оцениванию творчества и инициативы детей, к развитию оценочной самостоятельности учащихся, к постепенному формированию адекватности самооценки школьников, к постепенной подготовке учащихся начальных классов к системе промежуточной аттестации, принятой в образовательном учреждении.
Таким образом, для создания условий по совершенствованию и развитию оценочной деятельности учителя в системе внутриш-кольного повышения квалификации в МАОУ лицей № 35 г. Челябинска организована рабочая группа по разработке Модели мониторинга уровня профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в начальной школе, в условиях применения профессиональных стандартов в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). Данное условие предоставило возможность для участия всех учителей начальных классов в научно-прикладном проекте как проектной площадки Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.
При организации деятельности участников обучения «на рабочем месте» - членов
проектной группы учитывалось, что каждый участник уже обладает определённым опытом оценочной деятельности в начальных классах, поэтому в ходе реализации научно-прикладного проекта предоставляется возможность обсуждения профессиональных находок путём активного профессионального общения.
В ходе разработки научно-прикладного проекта учителя начальных классов-члены проектной площадки участвуют:
- в разработке организационной структуры внутренней системы оценки качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;
- в формировании системы локальных нормативных актов общеобразовательной организации, регламентирующих нормы и правила проведения мониторинга уровня профессиональной деятельности аттестуемых педагогов начальной школы в условиях применения профессиональных стандартов;
- в формировании и систематизации информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в соответствии с критериями установления аттестационных категорий;
- в разработке примерного перечня управленческих действий, направленных на достижение требуемого уровня качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Цель научно-прикладного проекта по формированию и реализации внутренней системы оценки качества кадровых условий реализации основной образовательной программы, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в условиях применения профессиональных стандартов по сути своей становится целью деятельности проектной площадки, а значит - побуждает учителя к активной деятельности по осмыслению и разработке проектной продукции, по подготовке учебно-методических материалов для проведения занятий во внут-ришкольном повышении квалификации по вопросам формирования и реализации внутренней системы оценки качества кадровых
условий, а также по обобщению опыта формирования и реализация в общеобразовательной организации внутренней системы оценки качества, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в условиях применения профессиональных стандартов.
Реализация научно-прикладного проекта в режиме работы проектной площадки осуществляется по этапам, что создаёт условия для обучения «на рабочем месте». Так, в ходе подготовительного этапа Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования проведён модульный курс с участниками научно-прикладного проекта по теме «Публикация как ведущая форма представления эффективного опыта педагогической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС общего образования».
В конце модуля проводилось специальное занятие, на котором педагоги-участники научно-прикладного проекта осуществляли рефлексию своего учебного труда, а также собственной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС общего образования.
На первых шагах осуществления рефлексивной деятельности педагоги испытывали определённые трудности, рефлексивные суждения были недостаточно глубокими. Однако в дальнейшем было выявлено, что после изучения материала модульного курса «Публикация как ведущая форма представления эффективного опыта педагогической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС общего образования» учителя стали глубже понимать сущность самооценки как способа представления эффективного опыта своей педагогической деятельности.
Организационно-нормативный этап предусматривал разработку участниками научно-прикладного проекта организационной структуры внутренней системы оценки качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в МАОУ «Лицей №35» города Челябинска, а также формирование системы локальных нормативных
актов общеобразовательной организации, регламентирующих нормы и правила проведения мониторинга уровня профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в условиях применения профессиональных стандартов.
На содержательно-процессуальном этапе будет апробирована и внедрена организационная структура внутренней системы оценки качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Участниками научно-прикладного проекта будет систематизирована и структурирована в виде порт-фолио информация о результатах профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в условиях применения профессиональных стандартов в соответствии с критериями установления аттестационных категорий, будет сформирован примерный перечень управленческих действий, направленных на достижение требуемого уровня качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования, включая примерный перечень управленческих решений по результатам мониторинга уровня профессиональной деятельности педагогов, аттестуемых на соответствие занимаемой должности;
И, наконец, в ходе продуктивного этапа будут обобщён и опубликован (в сборниках конференций и/или научных журналах) опыт формирования и реализация в МАОУ «Лицей №35» города Челябинска внутренней системы оценки качества, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности аттестуемых педагогов в условиях применения профессиональных стандартов, будут подготовлены учебно-методические материалы (образовательные кейсы) для проведения курсов повышения квалификации по вопросам формирования и реализации внутренней системы оценки качества кадровых условий.
Перспективы внедрения результатов научно-прикладного проекта в массовую практику посредством публикаций, организации курсов повышения квалификации, участия в научно-практических конференциях, публичных отчётов по результатам
реализации научно-прикладного проекта в режиме web-трансляций и он-лайн консультаций позволят, в первую очередь, повысить общепедагогический уровень учителя начальных классов, повысить его уровень сформированности оценочной деятельности, а также обеспечить педагогический коллектив МАОУ лицей № 35 города Челябинска методическими материалами по следующим вопросам:
- построение внутренней системы оценки качества кадровых условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;
- разработка мониторинга результатов профессиональной деятельности педагога в условиях применения профессиональных стандартов;
- принятие управленческих решений, направленных на обеспечение более полного соответствия профессиональной компетентности педагогов аттестационным требованиям;
- выстраивание в условиях применения профессиональных стандартов персонифицированной системы повышения квалификации педагогов на основе выявления их профессиональных дефицитов и потребностей.
Таким образом, участие в проектной деятельности как форма внутришкольного повышения квалификации предоставляет возможность для совершенствования и развития оценочной компетенции учителя, так как в ходе разработки проектного продукта педагог активно участвует в решении исследовательских задач, связанных с выявлением требований к оценочной деятельности учителя на современном этапе, с определением места и роли оценочной деятельности учителя в системе его современных профессиональных задач, с раскрытием сущностных характеристик оценочной деятельности учителя как составляющей его профессиональной педагогической деятельности, с выделением возможных путей развития оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления, с характеристикой возможностей обучения «на рабочем месте» как одного из путей развития оценочной компетенции учителя в процессе научно-
проектной деятельности.
Следует также отметить, что материалы научно-прикладного проекта могут быть включены в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования Челябинской области:
1. Управление общеобразовательной организацией в современных социально-экономических условиях.
2. Инновационные методы управления образовательными организациями.
3. Технология разработки внутренней системы оценки качества образования.
4. Технология разработки локальной нормативной базы образовательной организации.
Список литературы
1. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: учебно-методическое пособие [Текст] / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
2. Пилюгина. С.А. Повышение квалификации учителя в школе на основе андрагогиче-ского сопровождения / С. А. Пилюгина // Теоретические проблемы постдипломного педагогического образования, 2008. - с.107-109.
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.06.2016 г. № 03/5697 «О направлении рекомендаций о внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях Челябинской области" - Режим доступа: http://magobr.ru/Upload/files/Pismo_MR_27.06. 2016_03_5697.pdf
4. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2008 N 03-848 «О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учётом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта"» - Режим доступа
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_77249/
5. Поликарпова, В.В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления [Электронный ре-
сурс]: дисс. .. .кандидата пед. наук / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2009. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19217015
6. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.12.2016 г. № 01/3525 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области» - Режим доступа:
http://www.minobr74.ru/Storage/File/LegalA ctFile/File/src/6812/%D0%BF%D1%80%D0 %B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%203525. pdf
7. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" - Режим доступа: http://base.garant.ru/197127/#text
8. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70662982/ (дата обращения 22.03.2017)
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Москва: Эксмо, 2014. - 208 с.
10. Чечева Н. А. Мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности педагога: содержательный аспект [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 4266-4270. - Режим доступа: http: //e-koncept.ru/2015/85854.htm
References
1. Ksenzova, G. YU. Ocenochnaya deyatel'nost' uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie [Tekst] / G. YU. Ksenzova. — M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002.
2. Pilyugina. S. A. Povyshenie kvalif-ikacii uchitelya v shkole na osnove
andragogicheskogo soprovozhdeniya / S. A. Pilyugina // Teoreticheskie problemy post-diplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008. - s.107-109.
3. Pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 27.06.2016 g. № 03/5697 «O napravlenii rekomendacij o vnu-trennej sisteme ocenki kachestva obrazovaniya v obshcheobrazovatel'nyh organizaciyah CHelyabinskoj oblasti" - Rezhim dostupa: http://ma-gobr.ru/Up-
load/files/Pismo_MR_27.06.2016_03_5697.pdf
4. Pis'mo Minobrnauki RF ot 28.04.2008 N 03-848 «O merah po obespecheniyu prav gra-zhdan na obrazovanie s uchyotom norm Feder-al'nogo zakona ot 1 dekabrya 2007 goda N 309-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti izmeneniya ponyatiya i struktury gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta"» - Rezhim dostupa http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_77249/
5. Polikarpova, V.V. Razvitie ocenochnoj deyatel'nosti uchitelya v processe ego profes-sional'nogo stanovleniya [EHlektronnyj resurs] :diss. ...kandidata ped. nauk / Rossijskij gosu-darstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. - Sankt-Peterburg, 2009. - Rezhim dostupa: https://eli-brary.ru/item.asp?id=19217015
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 01/3525 «Ob utverzhdenii Koncepcii region-al'noj sistemy ocenki kachestva obrazovaniya CHelyabinskoj oblasti» - Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Storage/File/Le-galActFile/File/src/6812/%D0%BF%D1%80% D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20352 5.pdf
7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 N 373 (red. ot 31.12.2015) "Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/197127/#text
8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.04.2014 N 276 "Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestacii pedagogicheskih rabotnikov
organizacij, osushchestvlyayushchih obra-zovatel'nuyu deyatel'nost'" [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://base.gar-ant.ru/70662982/ (data obrashcheniya 22.03.2017)
9. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» -Moskva: EHksmo, 2014. - 208 s.
10. CHecheva N. A. Monitoring urovnya sformirovannosti professional'noj kompetent-nosti pedagoga: soderzhatel'nyj aspekt [EHlektronnyj resurs] // Nauchno-metodicheskij ehlek-tronnyj zhurnal «Koncept». - 2015. - T. 13. - S. 4266-4270. - Rezhim dostupa: http://e-kon-cept.ru/2015/85854.htm
Сведения об авторах
Павлова Наталья Алексеевна - начальник отдела обеспечения внешних связей ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Скилкова Лидия Валентиновна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ лицей № 35, г. Челябинск
Information about authors
Pavlova N.A. - Head of External Relations Department, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Skilkova L.V. - Deputy Director for teaching and educational work, Lyceum # 35, Chelyabinsk