Научная статья на тему 'Подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг и необходимость их изменения'

Подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг и необходимость их изменения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВИЛА / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / BANK / REGULATION / RULES / SECURITIES MARKET / FINANCIAL RISKS / FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунин С. В.

Эволюция роли банков на рынке ценных бумаг определялась логикой развития экономики как отдельных стран, так и мировой экономики. Существующие подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг отвечали данной логике. В результате функционирование банков зачастую осуществлялось «для» рынка ценных бумаг. Проведя анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных данной проблеме, автор выявил, что регулирование деятельности банка направлено на снижение системного риска и преследует более широкие социальные цели, чем регулирование рынка ценных бумаг. Автор предлагает новые подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENT APPROACHES TO THE REGULATION OF BANK ACTIVITIES ON SECURITIES MARKETS AND THE NECESSITY OF THEIR REFORMS

The paper states that the evolution of bank role on securities markets was determined by the development of economy both on national and international level. The author considers that the existing approaches to the regulation of bank activity on securities markets comply with that assumption. As a result bank performance was securities market oriented. Having studied works of Russian and foreign academics, the author came to a conclusion that regulation of bank activity is aimed at systemic risk management and pursues wider social purposes than regulation of securities markets. The author suggests new approaches to regulation of bank activity on securities markets.

Текст научной работы на тему «Подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг и необходимость их изменения»

Таким образом, главная цель структурирования 1_ВО □ обеспечить максимальное финансирование сделки за счет заемных средств. Основная часть долга будет обеспечиваться активами компании-мишени. Нередко для скорейшего погашения этого долга используют поступления от продажи «излишнихП активов. Чтобы удачно структурировать 1_ВО, нужно знать, что купить, как не переплатить и как повысить эффективность работы компании-мишени. Та или иная фирма является подходящим объектом для сделки с высокой долговой нагрузкой, если у нее есть значительные материальные активы, недоиспользованная способность к заимствованию , предсказуемые положительные денежные потоки, а также активы, не являющиеся необходимыми для ее дальнейшей деятельности.

1. Гвардин С.В. Финансирование слияний и поглощений в России. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Гохан П.А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний. 4-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

3. Депамфилис Д. Слияния, поглощения и другие способы реструктуризации компании. Процесс, инструментарий, примеры из практики, ответы на вопросы / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2007.

4. Киселев М.В. Тенденции мирового рынка деривативов // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 1.

5. Романенко О.А. Финансовые аспекты интеграции хозяйствующих субъектов. Саратов: СГСЭУ, 2010.

6. Семернина Ю.В. Основные индикаторы российского рынка ценных бумаг // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2.

7. Yago G. Junk bonds: how high yield securities restructured corporate America. New York: Oxford University press, 1991.

8. Wigmore B. The decline in credit quality of junk bond issues, 1980 □ 1988 // Readings in mergers and acquisitions / еd. P. A. Gaughan. Cambridge: Basil Blackwell, 1994.

УДК 336.71 С.В. Якунин

□ панаш а оа^апшадапа ni 111 мгпппгп адаапа ад шаааашаан шалмп ашанпапаппгг пн пшшшпа

Эволюция роли банков на рынке ценных бумаг определялась логикой развития экономики как отдельных стран, так и мировой экономики. Существующие подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг отвечали данной логике. В результате функционирование банков зачастую осуществлялось ЦцляП рынка ценных бумаг. Проведя анализ исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных данной проблеме, автор выявил, что регулирование деятельности банка направлено на снижение системного риска и преследует более широкие социальные цели, чем регулирование рынка ценных бумаг. Автор предлагает новые подходы к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг.

Ключевые слова: банк, регулирование, правила, рынок ценных бумаг, финансовые риски, финансовая система.

S. V Yakunin

DIFFERENT APPROACHES TO THE REGULATION OF BANK ACTIVITIES ON SECURITIES MARKETS AND THE NECESSITY OF THEIR REFORMS

The paper states that the evolution of bank role on securities markets was determined by the development of economy both on national and international level. The author considers that the existing approaches to the regulation of bank activity on securities markets comply with that assumption. As a result bank performance was securities market oriented. Having studied works of Russian and foreign academics, the author came to a conclusion that regulation of bank activity is aimed at systemic risk management and pursues wider social purposes than regulation of securities markets. The author suggests new approaches to regulation of bank activity on securities markets.

Key words: bank, regulation, rules, securities market, financial risks, financial system.

Характерной особенностью развития мировой банковской системы в конце ХХ □ начале XXI вв. являются существенные изменения в функционировании банков на различных рынках. При этом наиболее значимые изменения, несомненно, коснулись деятельности банка на рынке ценных бумаг, отразив возрастание его роли в мировой финансовой системе, что, в свою очередь, потребовало новых подходов в регулировании деятельности банков на данном рынке (в данной статье термин «эынок ценных бумага используется как синоним «фондового рынкаП).

Исследователи, изучающие вопросы, связанные с регулированием ценным бумаг, например К.В. Крини-чанский, отмечают, что изменения в системе права еще

доиндустриального периода приводят к изменениям в работе исследуемых институтов; политика государственного регулирования экономики в минувшем веке приводила как к трансформации, так и к существенному изменению роли институтов финансового рынка в экономике, что, например, происходило в США в связи с разделением банков на инвестиционные и коммерческие, в Японии и других странах в связи с тем же регулированием доступного банкам арсенала операций с ценными бумагами, маневрированием в рамках структуры долгового/долевого финансирования [7]. Таким образом, мы видим, что на стратегии деятельности банка на рынке ценных бумаг прямое влияние оказывает внешнее регулированию деятельности банков на данном

рынке. Подходы к регулированию на рынке ценных бумаг постоянно видоизменяются, что вызвано прежде всего изменениями, которые претерпевает фондовый рынок и институты на нем действующие.

Р. Бакиров и М. Гришан [2], исследующие теоретические работы, посвященные регулированию, разделяют их на три группы: ^свободные банки□, различные способы регулирования и оптимальный выбор регулирования. К первой группе относятся работы, авторы которых считают, что для достижения стабильного общего равновесия нет нужды контролировать деятельность банков. Во второй группе работ высказывается диаметрально противоположная точка зрения: отсутствие регулирования всегда приводит к кризису. В последней группе работ обсуждается задача оптимального применения регулирования и не поднимается вопрос, является ли желательным регулирование как таковое. Утверждение о том, что регулирование полезно, берется за данность, и внимание концентрируется на наилучшем использовании методов регулирования.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования. Методы институционального регулирования связаны прежде всего с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими [6; 8].

Организационное построение системы регулирования фондового рынка в подавляющем большинстве государств базируется на концепции двухуровневой системы органов регулирования. Первый уровень составляют органы государственного регулирования, второй уровень образуют саморегулируемые организации, созданные профессиональными участниками рынка ценных бумаг □ различного рода союзы, ассоциации, лиги профессиональных участников, фондовые биржи, организаторы внебиржевой торговли. Распределение функций и полномочий между государственными органами и саморегулируемыми организациями обусловлено культурными и историческими традициями каждой страны, а также уровнем развития рынка ценных бумаг. Однако разделение рынков ценных бумаг на англоамериканский и европейский нашло свое отражение и в особенностях административного регулирования фондовых рынков. Данные особенности определяются прежде всего широким участием СРО в процессе регулирования рынка ценных бумаг (Великобритания, США). Роль СРО высока и в Японии. В ряде европейских стран (Германии, Франции) можно отметить отсутствие саморегулирующих организаций или их минимальную роль на рынке, что объясняется прежде всего повышенной ролью государственных органов в регулировании рынка.

Принято различать две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии с одной из них регулирование рынка в основном сконцентрировано в государственных органах, а небольшая часть полномочий по контролю, надзору и установлению правил передается саморегулирующимся организациям (СРО). Другая модель предполагает больший объем полномочий саморегулирующихся организаций и сохранение за государственными органами основных контрольных функций и возможности вмешаться в про-

цесс саморегулирования. А.О. Афонина считает, что концепция государственного регулирования рынка определяется прежде всего моделью рынка (банковская или небанковская) [1].

Анализ моделей организационно-экономического механизма регулирования рынка финансово развитых стран и стран с развивающимися рынками позволил выделить две основные модели построения указанного механизма: по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов, или по функциональному/целевому принципу, при котором функции установ -ления норм, направлений развития рынка, контроля, надзора и защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления. Большинство развитых финансовых рынков в таких странах, как Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония и др., в течение последних 20 лет постепенно перешли к модели функционального/целевого регулирования. На крупнейшем в мире финансовом рынке США начиная с 1999 г. тоже осуществляется регулирование, дифференцированное в большей мере по группам финансовых инструментов, чем по видам финансовых институтов. Кардинальный шаг на этом пути предложил сделать министр финансов США Г. Полсон.

Обнародованный 31 марта 2008 г. план Полсона включает в себя распространение принципов саморегулирования на деятельность институциональных инвесторов вместо прямого регулирования со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission □ SEC) [13]. В краткосрочной перспективе предлагается повышение роли действующей при Президенте США Рабочей группы по финансовым рынкам (President's Working Group on Financial Markets), которая должна получить функции межведомственного координирующего органа. А в долгосрочной □ создание объединенного органа, контролирующего практику бизнеса участников финансового рынка (Conduct of Business Regulatory Agency □ CBRA), в том числе защиту прав инвесторов, поглощающего функции нынешней SEC и опирающегося на СРО.

Зарубежные исследователи Аллен Франклин и Ричард Херинг, изучив правила регулирования банков, сравнили их с правилами регулирования ценных бумаг [12]. Согласно данному исследованию меры по осуществлению регулирования банков и рынка ценных бумаг различаются. Так, регулирование деятельности банка направлено на снижение системного риска и преследует широкие социальные цели, регулирование рынка ценных бумаг направлено на защиту инвестора и повышение эффективности. Российские исследователи, например Н.Б. Козлов, также отмечают, что одной из основных задач является усиление роли государства как гаранта соблюдения прав инвестора на фондовом рынке [11]. Изучение мнений исследователей по данному вопросу выявило, что до экономического кризиса 2007 □ 2008 гг на системные риски и на более широкие цели при регулировании рынка ценных бумаг вообще не обращалось внимания. Однако и план Полсона преследует в первую очередь защиту интересов инвестора.

Таким образом, возникают противоречия в регулировании деятельности банков и рынка ценных бумаг,

поскольку снижение системного риска в банковском регулировании отличается от целей регулирования рынка ценных бумаг, обеспечивая защиту инвестора и повышение эффективности. Это, в свою очередь, требует пересмотра подходов к регулированию банков, работающих на рынке ценных бумаг.

Зарубежные ученые еще в прошлом веке, например Аррестис, считали, что центральные банки вынуждены поддерживать на плаву финансовую систему страны и из этих соображений могут кредитовать финансовые институты в том объеме, в котором те будут нуждаться [10]. В условиях современного финансового кризиса данное предположение получило практическое подтверждение. Поэтому возникает необходимость изменения регулирующего воздействия на деятельность банков, которое должно быть направлено на активное противодействие возникновению кризисных яв -лений, а не на последующее вливание бюджетных средств в банки для поддержания на плаву всей финансовой системы.

Характерной чертой развития посткризисной банковской деятельности является рост количества финансовых конгломератов □ компаний, которые оказывают весь комплекс финансовых услуг (или их большинство), а также удовлетворяют все потребности общества в финансовых продуктах [8].

По мнению АЛ. Кудрина, крупные комплексные финансовые институты требуют особого надзора и регулирования, учитывая их значимость для финансовой системы и влияние на финансовые рынки [9]. Однако регулирование деятельности данных СконгломератовЦ на наш взгляд, более специфично, поскольку бизнес-процессы в данных банках будут иметь сложности для понимания со стороны разных регулирующих органов, и встает вопрос: насколько ЦБ РФ готов регулировать деятельность данных СконгломератовП?

Зарубежные ученые выделяют следующие проблемы в регулировании деятельности финансовых конгломератов:

1. Противоречие глобального характера финансовых рынков и транснационального характера деятель -ности основных финансовых институтов и ограниченный характер (национальный) финансового надзора.

2. Увеличивающаяся роль финансовых конгломератов в различных областях финансового бизнеса и развитии инноваций в этой сфере [11].

В условиях глобализации финансовых рынков в международном масштабе необходимо наличие адекватного международного органа надзора и регулирования, имеющего реальные права по осуществлению данного регулирования, для выработки одинаковых требований, предъявляемых торговыми площадками к эмиссии ценных бумаг в разных странах. Поскольку национальные рынки, предъявляющие более мягкие требования к участникам, будут способствовать накоплению рисков на данных рынках, что в условиях глобализации финансовых институтов значительно повышает вероятность распространения их на всю мировую экономику Наиболее наглядными примерами могут служить процесс секьюритизации активов американскими финансовыми институтами и перераспределение накопленного риска на участников, которые зачастую находятся в других странах.

В условиях финансовой глобализации необходимо, чтобы регулирование преследовало прежде всего данную цель: финансовые риски должны быть полностью прозрачны, для того чтобы их взяли на себя те, кто в наибольшей степени желает их нести. Это будет также направлено на ограничение увеличивающейся роли финансовых конгломератов в различных областях финансового бизнеса.

Однако для того чтобы финансовые риски полностью взяли на себя те, кто в наибольшей степени желает их нести, необходимо в данном направлении совершенствовать внешнее регулирование. Регулирование должно четко обозначить границы не только риска, который берут на себя банки, но и границы перераспределения финансовых рисков. Это возможно только путем разработки регулятивных правил, не противопоставляющих различные рынки, так как банковские регулятивные правила преследуют устранение системного риска и более широкие социальные цели, а цель регулирования на фондовом рынке □ это защита инвестора и повышение его эффективности.

Мы считаем, что для решения проблем, возникающих с подходом к регулированию деятельности банков на рынке ценных бумаг, можно использовать слова бывшего Председателя ФРС США Алана Гринспэна, что необходимо пересмотреть вероятность финансовой катастрофы в свете новых фактов и заставлять банки вести себя соответствующим образом [3].

1. Афонина А.О. Регулирование фондового рынка в России и за рубежом. Государственное управление // Электронный вестник. 2007. Вып. 10 (март).

2. Бакиров Р., Гришан М. Банковское регулирование и финансовая стабильность. Финальный отчет. Май 2000 // ECONOMICS EDUCATIONAND RESEARCH CONSORTIUM RUSSIA. URL: http://www.eerc.ru/details/download.aspx7file_id=3884.

3. Гринспэн А. CHa 30% я был не прав□ // Ведомости. 2010. №149 (2667).

4. Ильина Л.В. Фонд страхования депозитов и фонд обязательных резервов в системе страховых резервов банков. Саратов: СГСЭУ, 2006.

5. Козлов Н.Б. Формирование рынка ценных бумаг в пост-социапистических странах. М.: ИМЭПИ РАН, 2002.

6. Копченко Ю.Е. Финансове обеспечение деятельности банка: теория и методолгия финансирования. Саратов: СГСЭУ, 2009.

7. Криничанский К.В. Эволюция и трансформация институтов рынка ценных бумаг: автореф. дис. □ д-ра экон. наук. М., 2009.

8. Трифонов Д.А. Новые явления в концентрации банков и диверсификации банковской деятельности // Вестник ОГУ.

2008. №8(90).

9. Материалы XX съезда АРБ 3 апреля 2009 года. АРБ. М.,

2009.

10. Arrestis P. Post Keynesian theory of money, credit and finance // Post Keynesian monetary economics. New approaches to financial modeling / ed. by P Arrestis. Aldershot, 1988.

11. Dabrovski M. The global financial crisis: lessons for European integration // Center for social and economic research. Warsaw, 2009. CASE Network Studies & Analyses. №384; URL: http://www.case.com.pl/upload/publikacja_plik/24767837_ CNS&A384_April14_final.pdf.

12. Franklin A., Herring R. Banking regulation versus securities market regulation Wharton School University of Pennsylvania. 2001. July 11.

13. URL: http://www.online.wsj.com/article/SB12067

5834275673863.html7mod=hpp_us_whats_news.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.