Наумова Н. В.
к. э. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов
ПОДХОДЫ К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация: В последнее время все большую актуальность приобретают вопросы становления управленческого учета на предприятии. Особенно важным становится грамотный учет и распределение накладных издержек в целях правильного исчисления себестоимости и установления цен. Существует достаточно большое количество методов калькулирования себестоимости: стандарт-костинг, директ-костинг, ABC-костинг, система ABB и т. д. Каждый из них предполагает свои особенности учета основных и накладных расходов. В статье на основе проведенного сравнительного анализа сделан вывод об эффективности применения метода функционально-стоимостного бюджетирования накладных расходов (система ABB), так как данный подход способствует обоснованности структуры поглощения накладных расходов; разработке реалистичных бюджетов; установлению персональной ответственности за расходом ресурсов.
Ключевые слова: управленческий учет, накладные расходы, методы распределения, методы калькулирования себестоимости.
Naumova N. V.
Candidate of economic Sciences Associate Professor
Tambov branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President
of the Russian Federation Tambov
Approach to allocating overhead in the system of management accounting in the enterprise
Abstract: Recently all more urgent problems of development of managerial accounting at the enterprise. Especially important is becoming competent in accounting and allocation of overhead costs in order to correct the calculation of the cost and pricing. There are many methods of calculating cost: standard costing, direct-costing, ABC costing system, ABB. Each of which incorporates the features of accounting of fixed and overhead costs. In article on the basis of the comparative analysis the conclusion is made about the efficiency of application of the method of activity based budgeting overhead system (ABB), as this approach contributes to the justification for the acquisition structure overhead costs; the development of realistic budgets; to establish the personal responsibility for resources consumption.
Key words: management accounting, overhead costs, allocation methods, methods of calculation of cost.
Как известно, управленческий учет на предприятии представляет собой систему организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленную на решение конкретных управленческих задач. Поскольку управленческий учет является составной частью системы управления предприятием, то при его построении исходными являются следующие позиции:
- соответствие целям и задачам деятельности предприятия;
- отражение особенностей технологических процессов производимых товаров или оказываемых услуг;
- детализация базы бухгалтерских данных, используемых менеджерами;
- согласованность с принципами формирования организационной структуры управления предприятием [2, с. 35].
Таким образом, можно сказать, что успешное функционирование системы управленческого учета способствует эффективной реализации функций общей системы управления предприятием. При этом очень важными остаются вопросы - как классифицировать затраты, насколько детализировать места возникновения затрат, каким образом вести учет фактических либо плановых затрат, как организовать внутреннюю управленческую отчетность и контроль на предприятии. Следует отметить, что все большую актуальность в последнее время приобретают вопросы грамотного учета и распределения накладных издержек в целях правильного исчисления себестоимости и установления цен. Ведь более низкая, чем у конкурентов, величина себестоимости позволяет предприятию внедриться со своей продукцией в выбранный сегмент рынка и завоевать прочные конкурентные позиции.
Существует достаточно большое количество методов калькулирования себестоимости, каждый из которых предполагает свои особенности учета основных и накладных расходов.
Например, система директ-костинг включает в себя калькулирование себестоимости на базе сокращенной номенклатуры статей затрат, методику анализа маржинальной прибыли и использование гибкой системы бюджетов. В рамках данной системы в себестоимость включаются только переменные затраты, а постоянные затраты относятся на уменьшение выручки от реализации продукции.
Таким образом, важным инструментом, характеризующим эффективность принятых управленческих решений становится маржинальная прибыль - разница между выручкой и переменными затратами. Данный
показатель является верхним показателем, который покрывает постоянные накладные расходы. Нижняя граница - сумма накладных расходов, которая не подлежит уменьшению. Проанализировав эту величину, можно сделать вывод о целесообразности и возможности уменьшения постоянных расходов до нижней границы и как следствие - о привлечении дополнительных источников финансирования или закрытии бизнеса. К сожалению, данная система не предлагает качественно новых подходов к учету и распределению накладных расходов.
Еще одна широко известная система калькулирования себестоимости - стандарт-костинг. Данная система предполагает расчет нормативной калькуляции себестоимости на базе разработанной системы норм и нормативов. Для расчета нормативных затрат необходимо установить нормы расхода ресурсов в расчете на одно изделие. В частности, по общепроизводственным расходам, состоящим из разнородных статей затрат, норматив устанавливается на конкретный период времени в расчете на запланированный объем производства продукции. К достоинствам стандарт-костинга можно отнести оперативность выявления отклонений от нормативных затрат. Однако данная система не позволяет устанавливать нормативы на все производственные затраты и не дает возможности точного распределения накладных затрат по объектам калькулирования.
В последнее время все большую популярность приобретает метод калькулирования себестоимости по отдельным операциям - ABC-костинг. В рамках данного метода операции по соответствующим видам деятельности выступают промежуточным объектом калькулирования, а связанные с ними накладные расходы - основным объектом учета и анализа.
На многих предприятиях все операции можно разделить на основные и вспомогательные. Каждая из этих операций выполняет конкретные производственные и управленческие функции. Расходы на эти функции связаны с затратообразующими факторами, которыми они и обусловлены. Издержки по каждой функции можно объединить в группы. Зная причины возникновения группы косвенных расходов, можно более обоснованно отнести их на себестоимость конкретного вида продукции, работ и услуг. Методика довольно проста. Вначале суммируются издержки каждого центра затрат по конкретной функции. Затем издержки по каждой функции относят на носители затрат, в качестве которых могут выступать изделие, товар, услуга. Носитель затрат включает в себя приходящуюся на него долю затрат соответствующего центра по всем производственным операциям.
При использовании ABC-костинга накладные расходы группируются не по центрам затрат, а по функциям. Прямые затраты непосредственно относят на себестоимость объекта калькулирования, а косвенные - распределяют согласно показателям измерения деловой активности конкретного вида деятельности.
К достоинствам данного метода стоит отнести высокую точность методики распределения накладных затрат на единицу продукции и как следствие грамотный расчет себестоимости.
На наш взгляд, для наиболее рационального и верного отнесения накладных расходов на конкретный продукт, целесообразно объединить два подхода ABC-костинг и систему бюджетирования. Бюджетирование представляет собой процесс планирования затрат и результатов деятельности предприятия на определенный период [3, с. 232].
Бюджеты накладных расходов показывают уровень затрат на обслуживание производственной и хозяйственной деятельности предприятия. Основными факторами, влияющим на составление бюджетов являются: адекватность выбранного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, сезонные колебания, численность персонала, методы начисления амортизации, инфляция и т. д.
На наш взгляд, гибкий бюджет накладных расходов более точно отражает изменение хозяйственных условий, поскольку предполагает вариативность объёмов деятельности предприятия. Составление данного бюджета предусматривает расчет переменных расходов при нескольких вариантах объема производства и фиксированную величину постоянных накладных расходов. Также при составлении бюджета накладных расходов необходимо учитывать «достигнутый ранее» уровень, что позволяет при планировании затрат корректировать данные предыдущего бюджета.
Совместное использование двух вышеперечисленных подходов в экономической литературе получило название функционально-стои-мостное бюджетирование накладных расходов (система ABB). Данный метод разработан как инструмент бюджетирования, основанный на принципах учета затрат по видам деятельности. В рамках системы ABB затраты потребляются функциями, а функции - продуктами. При использовании этого метода необходимо выделить основные функции, определить для каждой из них измерители деловой активности (носители затрат), рассчитать стоимость единицы каждого носителя затрат [1, с. 151]. Стоимость носителя затрат может выступать расчетной ставкой списания накладных расходов на себестоимость подразделения или продукции.
Таким образом, основными преимуществами использования системы функционально-стоимостного бюджетирования на предприятии являются:
- выдвижение на первый план учета накладных расходов по носителям затрат;
- обоснованность структуры поглощения накладных расходов;
- разработка реалистичных бюджетов;
- установление персональной ответственности за расходом ресурсов.
На наш взгляд, данный метод является наиболее эффективным из вышеперечисленных. Его применение а рамках системы управленческого учета на предприятии будет способствовать точному исчислению себестоимости продукции, повышению конкурентоспособности и прибыльности предприятия.
Список литературы
1. Валиков И. Б. Методика управленческого учета накладных расходов/ И. Б. Валиков // Экономика и управление- 2010. - № 8 (69). - С. 148-1521.
2. Карпова Т. П. Управленческий учет / Т. П. Карпова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с.
3. Соколов А. Ю. Управленческий учет накладных расходов / А. Ю. Соколов - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 448 с.
4. Беспалов М.В. Комплексный анализ финансовой устойчивости компании: коэффициентный, экспертный, факторный и индикативный - Финансовый вестник: Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2011. № 5-14.
5. Беспалов М.В. Анализ эффективности инвестиционно-инновационной деятельности организаций: критерии оценки, основные показатели, алгоритм расчета - Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 104-110.