Научная статья на тему 'Подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса'

Подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

16 апреля 2009г. Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ принял участие в заседании Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств на тему «Евразийское экономическое сообщество: согласованные подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса»

СОБЫТИЯ

ПОДХОДЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

16апреля 2009г. Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ принял участие в заседании Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств на тему «Евразийское экономическое сообщество: согласованные подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса»

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 16 апреля 2009 г. состоялось заседание Экспертного совета Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств (далее — Экспертный совет) на тему «Евразийское экономическое сообщество: согласованные подходы к преодолению последствий мирового финансового кризиса». В его заседании приняли участие члены Экспертного совета, руководители Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС) и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных, научных и деловых кругов, банковской сферы.

В ходе заседания были рассмотрены наиболее острые проблемы взаимодействия государств — членов ЕврАзЭС в условиях финансово-экономического кризиса, проанализированы основные причины его возникновения на евразийском пространстве и высказаны предложения по возможности минимизации его последствий. На Экспертном совете были затронуты итоги состоявшегося в начале апреля 2009 г. в Лондоне саммита «Группы двадцати», обсуждены внесенные российской стороной предложения по реформированию мировой финансовой системы.

Масштаба и остроты проблем не стоит недооценивать, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ Андрей Нелидов, выступивший на заседании экспертного совета со вступительным словом. «Страны СНГ и ЕврАзЭС находятся в непростой ситуации, о чем

свидетельствует серьезный спад деловой активности и сокращение объемов товарооборота между нашими странами», — отметил А. Нелидов.

В период кризиса особенно четко выявились проблемы экономик стран ЕврАзЭС, связанные со структурными диспропорциями, необработанностью механизмов взаимодействия в финансово-валютной и кредитно-банковской сферах, зависимостью от экспорта природных ресурсов и внешних заимствований. Сокращение товарооборота со странами Сообщества в текущем году составило 42%, ас основным партнером по Ев-рАзЭс — Белоруссией — почти 45 %. Наблюдается спад промышленного производства, в том числе по причине отсутствия свободныхденег для кредитования предприятий. И это, заметил А. Нелидов, несмотря на финансовую поддержу, оказанную банкам в период кризиса. Много вопросов, по мнению сенатора, вызывает сама природа кризиса и тенденции его развития.

Наблюдающиеся негативные процессы в экономическом сотрудничестве стран Сообщества являются сигналом для выработки целенаправленных мер по стабилизации ситуации и объединения усилий по выходу из экономического кризиса, подчеркнул сенатор А. Нелидов.

Выходом из сложившейся кризисной ситуации должно стать создание единого экономического пространства странами ЕврАзЭС, единой внутренней кредитной системы, запуск Таможенного союза и другие меры, направленные на создание крупного регионального экономического сообщества.

Такова позиция основного докладчика, выступившего на заседании Экспертного совета — заместителя генерального секретаря ЕврАзЭС, академика РАН Сергея Глазьева. Ключевыми вопросами он считает переход на национальные валюты и повышение доверия к ним, работу по созданию и расширению общего рынка, усилению координации в сфере миграционной политики.

С. Глазьев сообщил, что к концу 2009г. должна быть сформирована нормативная база по таможенному союзу, одобренная государствами — членами ЕврАзЭС. Он также сообщил о том, что потенциальными участниками Таможенного союза явятся Киргизия и Таджикистан. С. Глазьев обратился к законодателям с просьбой максимально ускорить ратификацию документов по таможенному союзу, как только они поступят в Федеральное Собрание РФ.

Отвечая на вопрос члена Совета Федерации Евгения Тарло о возможности воссоздания системы государственного экономического планирования и структуры, аналогичной Госплану, Сергей Глазьев заметил, что механизмы стратегического планирования сейчас все шире используются во всем мире. «Планирование — не только возможно, но и необходимо при условии его долгосрочности и системности. И это должно стать нормой, на которой будет основываться бюджетное планирование. Однако законопроект, разработанный на эту тему, уже несколько лет проходит согласования в различных инстанциях», — сказал С. Глазьев.

Участники заседания отметили, что глобальный финансово-экономический кризис затронул все страны мира, следствием чего стало резкое падение производства, сворачивание традиционных хозяйственных связей, рост безработицы, снижение доходов и уровня жизни населения. В этот период особо четко выявились особенности кризисных явлений в экономике стран ЕврАзЭС, связанные со структурными диспропорциями в их экономиках и необработанностью механизмов взаимодействия в финансово-валютной и кредитно-банковской сфере. К их числу относится высокая зависимость экономик от экспорта природных ресурсов и от внешних заимствований, неконкурентоспособность перерабатывающего сектора экономики.

По мнению участников заседания, негативные последствия этого не замедлили сказаться на странах ЕврАзЭС уже на начальном этапе кризиса. Произошло резкое падение уровня социально-экономического развития государств Сообщества по многим макроэкономическим показателям, в том числе в области их внешнеэкономической деятельности. Товарооборот России с этими странами сократился в январе — феврале 2009 г. на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В большей степени пострадали отношения России с основным партнером по ЕврАзЭС — Белоруссией, торговля с которой снизилась почти на44 %.

На Экспертном совете были обсуждены намеченные государствами — членами ЕврАзЭС совместные действия по преодолению последствий мирового кризиса, одобренные на Межгосударственном

Совете ЕврАзЭС 12декабря2008г. В ходе дискуссии было также отмечено, что во многом выходу из кризиса стран Сообщества могут способствовать решения, принятые 2 апреля 2009г. в Лондоне на саммите «Группы двадцати», опыт преодоления кризиса другими зарубежными странами.

На заседании обсуждались основные направления дальнейшего взаимодействия стран ЕврАзЭС в условиях финансово-экономического кризиса. Членами Экспертного совета были высказаны конкретные предложения по «точкам» экономического роста, совершенствованию международной правовой базы отношений в рамках Сообщества, диверсификации и специализации экономик стран ЕврАзЭС, основным приоритетам дальнейшего сотрудничества, среди которых особо выделена инновационная сфера.

Участники заседания высказали свои точки зрения по перспективам стимулирования экономического роста и преодоления кризиса, совершенствованию правовой базы в рамках ЕврАзЭС, диверсификации и специализации экономик стран ЕврАзЭС и приоритетах сотрудничества. Акцент был сделан на стимулирование внутреннего спроса, структурное обновление экономик и поддержку инновационной сферы.

По итогам заседания Экспертного совета были приняты рекомендации, которые станут основой в работе законодателей парламентов стран — членов ЕврАзЭС.

С учетом изложенного, члены Экспертного совета рекомендуют:

1. В целях преодоления негативного влияния кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития государствам — членам ЕврАзЭС изыскивать, прежде всего, внутренние источники роста. В этой связи основными приоритетами в Сообществе считать:

структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства от экспорта топливно-сырьевьгх продуктов, диверсификацию и специализацию экономик;

усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста в государствах ЕврАзЭС;

формирование новой инновационной модели развития экономики, развитие промышленно-тех-нологического потенциала, модернизацию и техническое перевооружение производства, повышение энерго- и ресурсосбережения и эффективности их использования;

развитие транспортной, энергетической, информационной и иных инфраструктурных составляющих как основы для снижения уровня издержек в секторах экономики;

возможность использования российского рубля в качестве региональной валюты в рамках Сообщества, формирование в России мирового финансового центра, создание системы аудита финансовых средств, повышение эффективности и надежности банковской системы;

применение инструментов рефинансирования центральными национальными банками коммерческих банков и механизма доведения денежных средств до предприятий реального сектора, а также механизма налогового инвестиционного кредита, рассрочки или отсрочки по уплате процентов за кредиты;

поддержка деловой активности в реальном секторе экономики путем усиления стимулирующей роли налоговой системы: использование субсидирования процентных ставок по кредитам для предприятий, имеющих существенное социально-экономическое значение; снижения налоговой нагрузки на системообразующие предприятия, использование системы факторинга для поддержки эффективных малых предприятий, развитие технопарков;

борьба со всеми проявлениями протекционизма, блокирующего формирование единых рынков товаров и взаимную торговую деятельность.

2. Способствовать реализации принимаемых правительствами стран ЕврАзЭС мер по преодолению последствий финансово-экономического кризиса, в том числе Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.

3. Ускорить выполнение одобренных 12 декабря 2008 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС совместных мер государств — членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса и принятие разрабатываемого плана их реализации.

4. Стремиться к дальнейшему расширению состава участников и сфер деятельности Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учрежденного решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС 4 февраля 2009 г. Средства этого фонда, прежде всего, должны выделяться на подготовку совместных межгосударственных инвестиционных проектов и программ, поддержку участвующего в их реализации малого и среднего бизнеса, кредитование предприятий, осваивающих новые инновационные технологии, и на другие направления деятельности стран Сообщества, позволяющие получить максимальных эффект для развития их экономик.

5. Обеспечить своевременную подготовку и вынесение на Межгосударственный совет ЕврАзЭС пакетадокументов, необходимых для обеспечения деятельности и функционирования Антикризисного фонда ЕврАзЭС, в том числе проектов меж-

дународных договоров (соглашений), касающихся учреждения фонда, управления его средствами, создания Совета фонда.

6. Ставить в числе основных задач по диверсификации экономики государств Сообщества производство конкурентоспособных и экспортно ориентированных товаров на основе внедрения высоких технологий в сфере инноваций. Стимулирование инновационной составляющей осуществлять посредством Центра высоких технологий, учрежденного решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС 4 февраля 2009 г.

Для построения единой Евразийской инновационной системы сосредоточить внимание на реализации центром своей основной задачи — координации совместной разработки и реализации инновационных проектов, прежде всего через технологическое обновление производства, выработку условий для внедрения передовых отечественных и зарубежных технологий, использование наукоемких технологий.

7. В этих условиях целесообразно предложить Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС следующее:

выработать единые подходы к вопросу об инновационной деятельности в целях имплементации их в национальное законодательство, предусмотрев в них все элементы инновационной политики, в том числе состав субъектов инновационных правоотношений и меры государственной поддержки инновационной деятельности;

сосредоточить усилия на разработке системы нормативно-правовых актов, регулирующих условия введения в хозяйственный оборот результатов инновационной деятельности. В частности, рассмотреть возможность подготовки Постоянной комиссией МПА ЕврАзЭС по экономической политике типового проекта законодательного акта «О регистрации и передаче технологий», который будет определять порядок коммерциализации технологий и регулировать порядок регистрации сделок, связанных с передачей права собственности на созданные за государственный счет объекты интеллектуальной собственности. Законом также должны определяться статус и порядок формирования органов, уполномоченных на проведение государственной регистрации технологий и сделок с ними.

8. Предлагается также рекомендовать правительствам стран ЕврАзЭС выработать согласованную стратегию инновационного развития, и в частности принять межгосударственное соглашение о сотрудничестве в инновационной сфере, которое могло бы служить рамочным, типовым документом для подготовки нормативно-право-

вой и институциональной базы взаимодействия в области наукоемких технологий.

9. Продолжить совершенствование правовых отношений в финансово-валютной и кредитно-банковской сфере, для этого ускорить:

реализацию принятого 12 декабря 2008 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах — членах Евразийского экономического сообщества;

подписание проекта Протокола о создании общего страхового рынка государств — членов

Евразийского экономического сообщества, одобренного на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 12 декабря 2008 г.;

подготовку проекта Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств — членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю за операциями, связанными с движением капитала.

10. Обеспечивать своевременное выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу подписываемых в рамках ЕврАзЭС междуна-родныхдоговоров или их ратификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.