УДК 338.45.01
ПОДХОДЫ К ПОЛИТИКЕ РАЗВИТИЯ РЕДКОЗЕМЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
БИКЕЕВА ЭЛЬВИРА РАВКАТОВНА
к.э.н., Институт макроэкономических и региональных исследований, Ташкент,
Узбекистан
Аннотация: В статье рассмотрены подходы к политике развития редкоземельной промышленности с учетом анализа мирового опыта. Обосновано, что система регулирования отрасли должна формироваться на принципах стратегического планирования. В качестве важнейших факторов развития рынка редких металлов обозначены задачи по созданию научно-технологической платформы, способствующей внедрению инноваций и решению экологических проблем. При оценке ключевых факторов, влияющих на успех развития редкоземельной промышленности, выявлена особая роль развития высокотехнологичных отраслей, которые оказывают определяющее воздействие на рост спроса на редкоземельные металлы. Отмечена важная роль локализации проектов для поэтапного освоения всей технологической цепочки создания добавленной стоимости.
Ключевые слова: политика, редкоземельные металлы, подходы, развитие, механизмы, технологическая цепочка, промышленность, инструменты, принципы, мировой опыт
Современный этап развития мировой экономики сопровождается увеличением спроса на редкоземельные металлы, формирующегося под давлением опережающего роста таких секторов, как «зеленая» энергетика, радиоэлектроника, авиа- и ракетостроение, судостроение, электротехническая и атомная промышленность. По своим характеристикам и свойствам, эти виды металлов, практически невозможно заменить другими материалами и элементами, что и определяет значимость развития редкоземельной промышленности.
Многие эксперты, категорию редкоземельных металлов уже рассматривают сквозь призму понятия «новой нефти. Более того, в условиях глобальной монополизации рынка Китаем и возрастания зависимости потребителей от его нестабильной внешнеторговой политики, редкие металлы уже превратились в критически важные виды минерального сырья для многих стран мира. Особенно активно выстраивают новые стратегии обеспечения своих будущих потребностей в необходимых элементах, экономически развитые страны. А страны, имеющие соответствующий сырьевой потенциал, выстраивают политику вовлечения этого потенциала в собственное развитие за счет освоения новых видов редкоземельной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Наиболее эффективным решением этих взаимосвязанных задач является не только создание собственных производств первичного передела редкоземельных металлов, но и разработка мер по освоению инновационной продукции и компонентов более высоких переделов сырья. Эта цель может достигаться с использованием довольно широкого набора инструментов, обеспечивающих формирование новых точек экономического роста. При этом качество такого роста будет определятся успехом освоения высокотехнологичных производств.
Раскрывая эти аспекты создания и развития редкоземельной промышленности необходимо учесть мировой опыт, в том числе опыт Китая, в области реализации мер по стимулированию и локализации производств, обеспечивающих достижение поставленных целевых ориентиров по развитию соответствующих рынков. Это позволяет обосновать концептуальные подходы к политике развития редкоземельной промышленности, разработке программ и реализации инвестиционных проектов в этой сфере.
Анализ ряда исследований, посвященных этой тематики, показал, что трансформация политики в управлении редкоземельной промышленности в Китае принципиально отличается в сравнении с механизмами регулирования, используемыми в странах с развитой экономикой (например страны ЕС, США).
Главное отличие состоит в том, что большинство западных стран следуют глобальным рыночным механизмам, то есть технологическая цепочка в этом секторе рассматривается в глобальном аспекте, в рамках которой разные страны специализируются на отдельных этапах производственного процесса. Направления специализации формируются с учетом экономической целесообразности. Для Китая характерны другие подходы, ориентированные на создание замкнутой технологической цепочки. На протяжении последних десятилетий эта страна постепенно развивала всю технологическую цепочку - от технологии добычи и обогащения до углубленной переработки и разделения редкоземельных металлов. При этом технологическая цепочка формировалась при создании собственного высокотехнологичного сектора, который и выступал основным потребителем компонентов из редкоземельных металлов. Развитие замкнутой технологической цепочки позволило достичь технологических и экономических преимуществ в этом сегменте рынка.
В отношении управления поставками продукции редкоземельной промышленности на мировой рынок, то политика Китая менялась в зависимости от достигнутых стадий технологических переделов сырья. От преимущественной ориентации на экспорт редкоземельных металлов первичного передела на начальном этапе до ограничения экспорта и развития внутренних технологических цепочек полного цикла в последующих периодах. Широко использовался механизм протекционизма, что позволяло снижать экспортные пошлины до полной их отмены, занижать цены в целях стимулирования развития локализующих производств с зарубежными компаниями и т.д.
Новый импульс к развитию редкоземельной промышленности придала новая промышленная стратегия, принятая в 2015г. и направленная на модернизацию 10 промышленных отраслей. В рамках этой стратегии были определены ключевые показатели по наращиванию производства продукции, которые должны обеспечить не мене 70-80% внутреннего рынка. В качестве приоритетов выступали отрасли, специализирующиеся на производстве широкого перечня высокотехнологичной продукции, начиная с чипов и полупроводников до беспилотных автомобилей [1.с. 145-146]. Этот фактор способствовал ускоренному развитию редкоземельной промышленности, которая выступала в качестве ресурсной и технологической платформы для реализации обозначенных приоритетов в индустриальной сфере.
Основные результаты изучения мирового опыта показали, что для эффективного развития такой сложной науко- и капиталоемкой сферы, как редкоземельная промышленность, требуется выстраивать сильную и последовательную промышленную политику, реализация которой должна способствовать не только достижению целей расширения производств, но и долгосрочному устойчивому росту и развитию смежных высокотехнологичных секторов.
Учитывая отраслевую специфику и особенности объектов редкоземельных металлов, система мер по развитию должна быть основана на принципах стратегического подхода, который позволяет использовать все рычаги управленческого воздействия на решение таких сопутствующих задач, как обеспечение роста высокотехнологичного сектора, инноваций, устойчивости и т.д. Суть стратегического подхода заключается в необходимости осуществления функций стратегического планирования и прогнозирования, проведения регулярного мониторинга ключевых индикаторов развития отрасли.
В рамках стратегического планирования формируются механизмы согласования направлений реализуемой политики в отношении минерально-сырьевых приоритетов с направлениями экономического роста. То есть, создаются условия для повышения уровня скоординированности осуществляемых программных мероприятий, согласованности на
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
уровне всех заинтересованных институциональных структур, на уровне макроэкономической и региональной политики.
В процессе создания платформы для развития редкоземельной промышленности важно задействовать научный потенциал, что предопределяет осуществление адресного стимулирования научных исследований с целью концентрации требуемых инвестиционных ресурсов в наиболее приоритетных областях создаваемых технологий, достижения конкретных научно-практических результатов. Процесс инвестирования должен основываться на принципе инновационности, что предполагает нацеленность на разработку и внедрение прогрессивных технологий на каждом из этапе - от добычи до переработки и создания инновационных продуктов, продукции высокой добавленной стоимости.
В условиях усиления климатических проблем и актуальности решения задач, связанных с окружающей средой, необходимы меры по снижению рисков возникновения негативных тенденций, связанных с ухудшением экологических показателей. Поэтому принцип устойчивости в системе стратегического планирования становится значимым при реализации целей развития не только на уровне минерально-сырьевого комплекса, но и всей экономики.
Принимая во внимание фактор сложности и высокую степень дифференциации проектов по освоению редкоземельных металлов, возникает необходимость их отбора и поддержки в зависимости от условий их осуществления, имеющихся ресурсных предпосылок. Ориентиры развития и реализации инвестиционного потенциала редкоземельной промышленности должны исходить из стратегических приоритетов экономики и рассматриваться с позиции новых источников и возможностей обеспечения долгосрочного устойчивого роста.
Выбор инвестиционных проектов должен стать одним из ключевых этапов, от которого зависят последующие действия в части создания всей производственно-технологической цепочки развития редкоземельной промышленности. Исходя из мировой практики, проекты по освоению редких металлов и выпуску готовой продукции высоких переделов можно условно разделить на две базовые категории: приоритетные и перспективные проекты.
В категорию приоритетных проектов должны войти проекты, технологический уровень которых позволяет достичь целевых ориентиров по импортозамещению. То есть, проекты, направленные на замещение части импортируемой продукции. Эти проекты можно включить в группу проектов, реализация которых целесообразна уже в краткосрочной перспективе при обеспечении мер государственной поддержки. Решение о включении в перечень наиболее приоритетных проектов должно зависеть от оценки их экономической эффективности.
В группу перспективных проектов должны быть отнесены проекты, имеющие технологические ограничения для реализации, но обладающие потенциалом наибольшего вклада в развитие редкоземельной промышленности. Процесс реализации перспективных проектов должен сопровождаться дополнительными мерами поддержки, направленные, прежде всего, на развитие научно-технологической платформы/трансфера технологий.
Использование метода категоризации проектов позволяет обеспечить их дифференцированную поддержку. При необходимости совершенствования научно-технологического компонента могут быть задействованы международные институты развития, как финансовые, так и нефинансовые. Технологическая платформа для создания и развития редкоземельной промышленности должна формироваться на основе результатов анализа имеющихся инновационных достижений в зарубежных странах.
Исходя из общемировой практики, для поддержки приоритетных проектов, обладающих низким уровнем экономической эффективности и инвестиционной привлекательности, но высокой степенью стратегической значимости для национальной экономики, рассматривается возможность заключения специальных инвестиционных контрактов. В процессе реализации этой категории проектов потребуется разработка системы специальных налогово-правовых режимов.
При формировании платформы финансирования проведения работ в этой сфере необходимо учесть, что в мировой практике наблюдается достаточно высокое долевое участие
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
государства в этом процессе. Поэтому, целесообразность вовлечения редкоземельных ресурсов в промышленную эксплуатацию, требует тщательного изучения геологического строения объекта, необходимой инфраструктуры, методов эффективного извлечения и обогащения ценных компонентов, внедрения новых или модификации старых технологий.
Соответственно освоение редкоземельных ресурсов всегда носит инновационный характер, а технико-экономические расчеты этих работ являются достаточно сложными. С экономической точки зрения, успешность реализации соответствующих промышленных проектов будет определяться качественными оценками эффективности вложенных инвестиций со всеми свойствами и характеристиками инвестиционных проектов.
Вместе с тем, при рассмотрении вопросов финансово-экономической эффективности проектов следует уделить внимание оценке кумулятивного эффекта с учетом развития производств более высоких переделов, возможного освоения целого ряда новых высокотехнологичных отраслей.
Как показывает, например, китайский опыт, для ускорения работ по развитию полного цикла металлургического производства - от геологоразведочных работ по обеспечению прироста запасов, добычи металлических руд и их переработки до получения готовой продукции, необходимо рассмотреть возможности по внедрению новых организационных форм управления этими процессами.
В основе этих форм должен выступать более совершенный механизм управления, способствующий усилению экономической самодостаточности и конкурентоспособности всего металлургического комплекса. Функционирование эффективной организационной структуры управления особенно важно в условиях, когда необходимо быстро реагировать на изменения внешней среды и более эффективно использовать все преимущества глобализации. В рамках такой структуры главной функциональной задачей является достижение необходимых конкурентных преимуществ с минимизацией издержек в производствах всей технологической цепи.
Например, одним из основных факторов удержания Китаем высоких позиций на рынке редкоземельных металлов выступает эффективная структура управления. В организационную структуру входят целый ряд государственных организаций и комитетов, которые занимаются регулированием всего многоотраслевого комплекса. Действуют специальные координационные центры, занимающиеся анализом проблем развития рынка, обоснованием кратко- и среднесрочных направлений развития предприятий, занимающихся добычей, переработкой и производством конечной продукции. Необходимо отметить, что в области геологии, совершенствования технологий разделения и изучения свойств редкоземельных металлов занимаются несколько десятков научно-исследовательских институтов, имеющих господдержку. Постоянно расширяются работы по исследованию новых направлений применения редкоземельных металлов.
Результаты анализа мирового опыта в сфере регулирования развития редкоземельной промышленности показали, что одним из инструментов решения задач в этой сфере могут выступать меры по локализации производств. Эти инструменты широко применялись, в том числе, в Китае. В этой связи, для стран, ориентированных на развитие этого сегмента рынка, актуализируется задача по продвижению политики локализации и производственной кооперации в сфере развития редкоземельной промышленности.
Эффективность развития локализующих производств, во многом будет зависеть от создаваемой организационной структуры. В функции этой структуры могут входить задачи по планированию и оценке фактических результатов реализации локализующих проектов, эффектов интеграции различных производственных структур, в том числе взаимодействия с зарубежными инвесторами. С финансовой точки зрения, эффективное функционирование такой структуры позволяет снижать логистические издержки и оптимизировать производственные процессы по всей цепочке создания добавленной стоимости. При
формировании институциональных структур, направленных на продвижение локализующих проектов и углубление производственной кооперации потребуется реализация мер по:
- проведению мониторинга и совершенствованию нормативных требований к реализации проектов по локализации и производственной кооперации, разработке регуляторных методов по их соблюдению;
- разработке, например, бальной система для оценки уровня локализации, характеризующей уровень технологических операций и оснащения производств собственной компонентной базой;
- внедрения системы управления издержками для оценки изменения себестоимости производства продукции и услуг в рамках реализуемых проектов по локализации и кооперации;
- продвижению адресного стимулирования научных исследований с целью обеспечения концентрации требуемых инвестиционных ресурсов в наиболее приоритетных областях деятельности;
- внедрению обязательного принципа инновационности, предполагающего нацеленность на разработку и внедрение прогрессивных технологий на каждом этапе: от добычи до переработки и создания продукции с высокой добавленной стоимостью;
- разработке системы категоризации приоритетных проектов, позволяющей обеспечить их дифференциальную поддержку; в том числе для поддержки приоритетных проектов, обладающих низким уровнем эффективности и инвестиционной привлекательности, но высокой степенью стратегической значимости для национальной экономики; созданию платформы для заключения специальных инвестиционных контрактов;
- развитию научно-технологического компонента в реализации проектов по локализации, в том числе с задействованием международных институтов развития (финансовых и нефинансовых); усилению взаимодействия с зарубежными странами в части создания совместной технологической платформы твердых полезных ископаемых, которая была бы нацелена на повышение компетенций специалистов и экспертов, вовлеченных в этот процесс, организацию совместных производств, привлечению инвестиций и т.д.
Международный опыт реализации локализующих проектов в целом свидетельствует о возможности достижения позитивных структурных трансформаций, в основе которой выступают показатели наращиваний инновационной составляющей и экспортного потенциала.
Эффективность реализованных в зарубежных странах таких проектов определялась, главным образом, состоянием рыночной конъюнктуры, уровнем развития технологий, инвестиционным климатом, своевременностью и адресностью протекционистских мер поддержки локализующих производств, возможностями встраивания в глобальные цепочки производства.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Крюков Я.В., Самсонов Н. Ю. Б Яценко В.А./Российская редкоземельная промышленность: следует ли перенять опыт Китая//Ж.ЭКО - 2018. - №10 - С.139-146
2. Perez J.M., Dziama B.R., Ganser A. Rare earths: Fighting for the Fuel of the Future// URL - 2022. - С. 24-25 https://thediplomat.com/2022/01/rare-earths-fighting-for-the-fuel-of-the-future/
3. Schlinkert D., van den Boogaart K. G The development of the market for rare earth elements: insights from economic theory //Resources Policy - 2015 https://www.researchgate.net/publication/284069556 The development of the market for rar e_earth_elements_Insights_from_economic theory