3. Mudrik, A.V. Socialization of the person: textbook. Textbook [Socialization of the person: textbook. textbook]. Moscow, 2010, 624 p.
4. Development program educational components [Electronic resource] Program development of educational components - mode of access: http://минобрнауки.рф
5. Romm T. A. Education: agenda for tomorrow. Education Questions, 2015, no. 1, рр. 78-85.
6. Romm T. A. Social pedagogy: forecast for tomorrow. [Pedagogical professionalism in education proceedings of the XI international scientific-practical conference dedicated to the 80th anniversary of NSPU. But vosibirsk state pedagogical University], 2015, no. 62 рр. 71.
7. Shisharina N.V. Innovations in education: criteria, signs, us-conditions. Siberian pedagogical magazine, 2014, no. 1. рр. 40-44.
8. Shisharina N.V. Theoretical and methodological problems of innovation in modern education. [Theoretical and methodological problems of modern education Materials of XX International scientific and practical conference. Scientific information and publishing center Institute for strategic studies], Novosibirsk, 2015, рр. 173-176.
9. Shisharina N.V. Efficient network vospitatelnoe interaction innovation. Bulletin of the Kostroma state University. N. And. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sotsiogenetiki, 2015. - vol. 21, no. 2, рр. 216-220.
10. Renzulli J.S., Hartman R.K. [Scale for rating behavioural characteristic of superior students. Exceptional Children], 1971, p. 38, 243-248.
© Н. В. Шишарина, 2016
Автор статьи - Наталья Викторовна Шишарина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, е-mail: nshisharina@yandex.ru
Рецензенты:
Т. А. Ромм, доктор педагогических наук, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет. О. Л. Подлиняев, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет.
УДК 378.147 DOI 10.17238^П1998-5320.2016.23Л35
Л. И. Остринская, С. Ю. Пестова, В. И. Разумов, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск
ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА» В РАМКАХ ПРИНЯТЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ИТ
Рассматриваются вопросы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Прикладная информатика» с учётом принятых профессиональных стандартов в области ИТ. Определены подходы к подготовке бакалавров, а также возможность оценивания в ходе итоговой государственной аттестации сформированное™ у выпускников не только компетенций образовательного стандарта, но и заявленных в профессиональных стандартах трудовых функций. Ключевые слова: ИТ-область, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты, прикладная информатика, трудовые функции, подготовка бакалавров, итоговая государственная аттестация, выпускная квалификационная работа.
В условиях актуализации федеральных государственных образовательных стандартов с точки зрения обеспечения их соответствия профессиональным стандартам во главу угла ставится повышение практико-ориентированности основных профессиональных образовательных программ, которые в большей степени должны удовлетворять потребностям развития российской экономики.
Работы по актуализации ФГОС на основе профессиональных стандартов (согласно методике Министерства образования и науки РФ) включают: выбор профессиональных стандартов; установление соответствия между областями профессиональной деятельности ФГОС и обобщёнными трудовыми функциями профессиональных стандартов; актуализацию объектов и задач профессиональной деятельности ФГОС на основе анализа трудовых функций; актуализацию профессиональных компетенций ФГОС на основе анализа трудовых действий и трудовых функций [1].
Потребность рынка труда в информатиках-прикладниках, обладающих компетенциями проектировщиков систем, системных аналитиков, специалистов и менеджеров в области ИТ, которые способны решать обширный круг задач от создания до внедрения, сопровождения и эксплуатации информационных систем в различных прикладных областях, выразилась в разработке следующих профессиональных стандартов: «Архитектор ПО», «Администратор баз данных», «Программист», «Системный аналитик», «Специалист по информационным системам», «Специалист по информационным ресурсам», «Руководитель разработки программного обеспечения», «Руководитель проектов в области информационных технологий», «Менеджер по информационным технологиям», «Менеджер продуктов в области ИТ», «Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)», «Специалист по тестированию в области ИТ».
Выделяя профессиональные стандарты, на которые следует ориентироваться при разработке основной образовательной программы по направлению 09.03.03 Прикладная информатика, отметим, что область профессиональной деятельности бакалавров включает: системный анализ прикладной области, формализацию решения прикладных задач и процессов информационных систем; разработку проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание информационных систем в прикладных областях; выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем и управление этими работами [2].
Исходя из этого, актуализация ФГОС по направлению подготовки «Прикладная информатика» для бакалавриата показала, что это направление требует использования нескольких профессиональных стандартов. Так, например, кафедрой «Прикладная информатика в экономике» ФГБОУ ВПО «СибАДИ», ведущей подготовку бакалавров направления 09.03.03 по профилю «Прикладная информатика в информационной сфере», в качестве основных профессиональных стандартов были определены следующие: «Архитектор ПО», «Системный аналитик», «Специалист по информационным системам», «Специалист по информационным ресурсам», «Руководитель разработки программного обеспечения», «Руководитель проектов в области информационных технологий», «Менеджер по информационным технологиям», «Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)», «Специалист по тестированию в области ИТ» [3].
В результате анализа трудовых функций, представленных в профессиональных стандартах, нами были определены соответствия между областями профессиональной деятельности ФГОС ВО направления 09.03.03 Прикладная информатика и профессиональных стандартов. Примеры трудовых функций в соответствии с видами деятельности по ФГОС и профессиональным стандартам представлены в таблице 1.
Анализ трудовых функций выделенных профессиональных стандартов показал, что сформулированные во ФГОС виды деятельности и компетенции в основном соответствуют требованиям профессиональных стандартов (исключение составляет научно-исследовательская деятельность).
Разработка образовательных программ в части наполнения содержанием учебных дисциплин предусматривает формирование перечня трудовых функций для обучения в рамках существующих базовых дисциплин и дисциплин вариативной части; включение трудовых действий, знаний и умений, соответствующих трудовых функций в перечень результатов обучения учебных программ дисциплин; уточнение знаний, умений и навыков с учётом развития профессиональной деятельности. Содержательное наполнение практик (согласно ФГОС в полном объёме относящееся к вариативной части программы) также должно быть ориентировано на конкретные трудовые функции [4].
Особого внимания в аспекте соответствия результатов образовательных стандартов требованиям профессиональных стандартов заслуживает государственная итоговая аттестация, которая в полном объёме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации. Согласно стандарту, в состав итоговой государственной аттестации входит защита выпускной квалиф и-кационной работы.
Таблица 1
Примеры трудовых функций в соответствии с видами деятельности
Виды деятельности (по ФГОС) Вид профессиональной деятельности (проф. стандарт) Трудовые функции
1 2 3
Проектная деятельность Проектно-исследовательская деятельность в области ИТ (системный аналитик) Сбор и обработка результатов проектных исследований
Разработка разделов проектной документации, описывающих работу функций системы
Постановка целей создания системы
Проектно -конструкторская деятельность (архитектор ПО) Проектная оценка надёжности компонентов программного средства
Определение перечня возможных стилей проектирования для каждого компонента
Определение перечня возможных архитектур развёртывания каждого компонента
Техническое исследование возможных вариантов архитектуры компонентов, включающее описание вариантов и технико-экономическое обоснование выбранного варианта
Создание и поддержка информационных систем (специалист по информационным системам) Разработка архитектуры ИС
Проектирование и дизайн ИС
Разработка прототипов ИС в соответствии с трудовым заданием
Разработка модели бизнес-процессов заказчика
Менеджмент проектов в области ИТ (руководитель проекта в области ИТ) Организация репозитория проекта в области ИТ
Сбор информации для инициации проекта в проектах малого и среднего уровня сложности в области ИТ
Разработка технической документации в сфере ИТ (технический писатель) Проектирование комплекта технической документации
Разработка технического документа в соответствии с заданным стандартом
Производственно-технологическая деятельность Создание и поддержка информационных систем (специалист по информационным системам) Установка и настройка системного и прикладного ПО, необходимого для функционирования ИС в соответствии с трудовым заданием
Разработка прототипов ИС
Исправление дефектов и несоответствий в коде ИС и документации к ИС
Инженерно-техническая поддержка подготовки коммерческого предложения заказчику на создание (модификацию) и ввод типовой ИС
Проведение приёмо-сдаточных испытаний (валидации) ИС
Обучение пользователей ИС
Разработка и тестирование ПО (специалист по тестированию в области ИТ) Выполнение процесса тестирования
Модульное и интеграционное тестирование ИС
Регистрация дефектов в системе контроля
Анализ результатов тестирования
Разработка тестовых документов, включая план тестирования
Разработка технической документации в сфере ИТ (технический писатель) Подготовка технической статьи о продукции или технологии для размещения на веб-сайте или в профильных средствах массовой информации
Подготовка слайд-шоу и раздаточных материалов
Поиск путей повышения качества выпускаемой технической документации
Окончание таблицы 1
1 2 3
Создание и управление информационными ресурсами в интернете (специалист по информационным ресурсам) Управление информацией из различных источников
Организация работ по созданию и редактированию контента
Поддержка процессов модернизации и продвижения сайта
Организационно-управленческая деятельность Менеджмент проектов в области ИТ (руководитель проекта в области ИТ) Планирование проекта
Аудит конфигураций ИС
Мониторинг выполнения договоров в проектах в области ИТ
Общее управление изменениями в проектах
Распространение информации в проектах
Анализ рисков в проектах в области ИТ
Подготовка предложений по методам повышения эффективности системы управления проектами
Руководство разработкой ПО (руководитель разработки ПО) Руководство разработкой программного кода
Руководство проверкой работоспособности ПО
Управление конфигурациями и выпусками ПО
Управление процессом разработки ПО
Аналитическая деятельность Проектно -исследовательская деятельность в области информационных технологий (системный аналитик) Выявление требований к системе и подсистеме
Анализ проблемной ситуации заинтересованных лиц
Организация аналитических работ в ИТ-проекте
Управление аналитическими ресурсами и компетенциями
Разработка методик выполнения аналитических работ
Проектно-конструкторская деятельность (архитектор ПО) Анализ требований, разработка инструментов и методов анализа требований
Организационное и технологическое обеспечение анализа запросов на изменение
Разработка и тестирование ПО (специалист по тестированию в области ИТ) Оценка тестов, анализ результатов тестирования
Оценка технических знаний кандидата на замещение вакансии
Выявление приоритетных функций для покрытия тестирования
Разработка технической документации в сфере ИТ (технический писатель) Поиск путей повышения качества выпускаемой технической документации
Оценка и анализ затрат на разработку комплекта технической документации
Кафедрой «Прикладная информатика в экономике» ФГБОУ ВПО «СибАДИ» для студентов направления «Прикладная информатика», профиля «Прикладная информатика в информационной сфере» была определена структура выпускной квалификационной работы студентов направления «Прикладная информатика в экономике» [5], которая позволяет по содержанию разделов определить уровень сформированности компетенций, представленных во ФГОС на основе следующей типизации выпускных квалификационных работ.
I - Проектирование проекта автоматизации предметной области (АРМ, модуля ИС, АИС, ИС с WEB-интерфейсом). В основе работы такого рода лежит проектирование информационной системы для автоматизации предметной области от обоснования стратегии автоматизации и технологии проектирования до сдачи проектного решения. Трудовые функции по проектированию ПО, которые в том числе должны быть оценены в ходе итоговой государственной аттестации, определены профессиональными стандартами «Системный аналитик», «Специалист по информационным системам», «Руководитель разработки программного обеспечения».
II - Разработка проекта автоматизации предметной области (АРМ, модуля ИС, АИС, ИС с WEB-интерфейсом). В работе должен быть описан процесс разработки информационной системы в соответствии с этапами жизненного цикла. В стандартах «Системный аналитик», «Архитектор программного обеспечения», «Специалист по информационным системам», «Руководитель разработки программного обеспечения», «Технический писатель» представлены соответствующие трудовые функции.
III - Внедрение типового проекта автоматизации задачи предметной области (АРМ, модуля ИС, АИС, ИС с WEB-интерфейсом). В основе работы лежит процесс внедрения одной или более информационных систем, исходя из потребностей предприятия, организации. Трудовые функции, на которые следует ориентироваться, представлены в стандартах «Специалист по информационным системам», «Менеджер по информационным технологиям», «Технический писатель».
IV - Разработка математической прикладной модели для задачи предметной области объекта автоматизации относится к работам с повышенным уровнем сложности. Работа должна выполняться по малоизученной в теоретическом или практическом аспекте проблеме или по отдельному её аспекту, с использованием известных методов при исследовании объекта; проводится анализ полученных данных и разработка на их основе практических рекомендаций для внедрения тех или иных методик и/или механизмов на исследуемом объекте с последующей проверкой их эффективности.
Отражение конкретных трудовых функций профессиональных стандартов через разделы выпускной квалификационной работы представлено в таблице 2.
Таблица 2
Соответствие разделов ВКР студентов направления «Прикладная информатика» трудовым функциям профессиональных стандартов
№ Наименование раздела Наименование профессионального стандарта
Архитектор ПО Системный аналитик Специалист по ИТ Специалист по инф. ресурсам Специалист по тестированию ПО Руководитель разработки ПО Руководитель проектов в области ИТ Менеджер по ИТ Технический писатель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Анализ предметной области
1.1 Характеристика объекта автоматизации + +
1.2 Нормативно-правовая база предметной области + + +
1.3 Формализация существующего процесса обработки данных + +
1.4 Модель предметной области + +
1. Информационная модель 2. Функциональная модель 3. Техническая модель 4. Программная модель 5. Технологическая модель 6. Сетевая модель архитектуры + + + + + + + + + + +
1.5 Анализ проблем предметной области + +
2. Анализ и выбор проектных решений
2.1 Анализ систем-аналогов + + +
2.2 Анализ и выбор технологий проектирования +
2.3 Анализ и выбор платформы автоматизации + +
2.4 Анализ и выбор языка программирования
2.5 Обоснование проектных решений + + + +
3. Проектирование информационной системы
3.1 Постановка задачи и требования к системе + + + +
3.2 Информационное обеспечение задачи + + +
1. Характеристика входной информации 2. Характеристика выходной информации 3. Концептуальная информационная модель системы + + +
Окончание таблицы 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
3.3 Модель процесса обработки данных +
1- п. Детализация модели бизнес-процессов и бизнес-функций +
3.4 Математическое и алгоритмическое обеспечение +
3.5 Проектирование базы данных + +
3.6 Проектирование интерфейса информационной системы + +
3.7 Проектирование топологической модели информационной системы + +
3.8 Проектирование технологического процесса обработки информации +
4. Раз работка информационной системы
4.1 Разработка интерфейсной части системы + + + +
4.2 Разработка информационного обеспечения + + +
4.3 Разработка базы данных + + +
4.4 Разработка математической модели обработки данных + + +
4.5 Организационное обеспечение + + + +
4.6 Разработка механизмов защиты информации в информационной системе + + + +
4*. Внедрение и сопровождение информационной системы
4.1 Технологический процесс обработки информации + + + +
4.2 Организация защиты информации в информационной системе +
4.3 Организационное обеспечение внедряемой информационной системы + +
5. Календарно-ресурсное планирование проекта, анализ бюджетных ограничений и рисков
5.1 Календарный и ресурсный план проекта + + + +
5.2 Анализ и оптимизация проекта + +
5.3 Разработка мероприятий по управлению рисками проекта + +
5.4 Отслеживание результатов проекта + + +
5*. Расчёт совокупной стоимости владения ИТ-решением
5.1 Инструменты для оценки эффективности ИТ-проекта при внедрении ИС + + +
5.2 Финансовая модель проекта + + +
5.3 Качественный анализ проекта + + +
Таким образом, типизация и структура выпускной квалификационной работы студентов направления «Прикладная информатика в экономике», разработанной на кафедре «Прикладная информатика в экономике» ФГБОУ ВПО «СибАДИ», содержит разделы, описание которых позволит оценить уровень сформированности не только профессиональных компетенций, представленных во ФГОС, но и трудовых функций профессиональных стандартов.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по актуализации действующих ФГОС ВО с учётом принимаемых ПС (утв. министром образования и науки РФ 22 января 2015 г. №ДЛ-2/05вн). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 N№9 207 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 № 36589). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Профессиональные стандарты в области ИТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apkit.ru/
4. Остринская, Л. И. Новые подходы к организации знаний в подготовке инженеров ИТ-направлений СибАДИ / Л. И. Остринская, В. И. Разумов // «Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки» : материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Издательство СибАДИ. - Омск, 2014. - С. 218-221.
5. Остринская, Л. И. Моделирование структуры ВКР для направлений подготовки бакалавров информационной сферы / Л. И. Остринская, С. Ю. Пестова // 18-я Российская научно-практическая конференция «Инжиниринг предпр иятий и управление знаниями» : сборник научных трудов. - Том 1. - М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2015. - С. 442-447.
L. I. Ostrinskaya, S. Yu. Pestova, V.I. Razumov, Siberian State Automobile and Highway Academy, Omsk APPROACHES TO THE PREPARATION OF BACHELORS OF THE DIRECTION «APPLIED INFORMATICS» WITHIN THE FRAMEWORK OF ACCEPTED PROFESSIONAL STANDARDS IN THE FIELD OF IT
Questions of updating of federal state educational standards in the Applied Informatics direction taking into account the accepted professional standards in the field of ГГ are considered. Approaches to training of bachelors, and also possibility of estimation during total state certification of formation at graduates not only competences of the educational standard, but also declared in professional standards of labor functions are defined.
Keywords: IT-area, professional standards, federal state educational standards, applied informatics, labor functions, training of bachelors, total state certification, qualification work.
References
1. Methodical recommendations about updating of the operating FGOS IN taking into account the accepted PS (утв. Minister of Education and Science of the Russian Federation on January 22, 2015 No. DL-2/05vn). Access mode: http://www.consultant.ru
2. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 12.03.2015 N 207 "About the approval of the federal state educational standard of the higher education in the direction of training of 09.03.03 Applied information scientists (bachelor degree level)" (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 27.03.2015 N 36589). Access mode: http://www.consultant.ru
3. Professional standards in the field of IT. Access mode: http://www.apkit.ru
4. Ostrinskaya L.I., Razumov V. I. New approaches to the organization of knowledge in training of engineers of the IT directions SIBADI. Materials of the international scientific and practical conference "Development of road and transport and construction complexes and development of strategically important territories of Siberia and Arctic: science contribution" [Electronic resource]. Publishing house: Federal public budgetary educational institution of higher education "Siberian state automobile and road academy (СибАДИ)" Omsk, 2014. Page 218-221.
5. Ostrinskaya L.I., Pestova S.Yu. Modeling of structure of VKR for the directions of training of bachelors information the information sector. 18th Russian scientific and practical conference "Engineering of the Enterprises and Management of Knowledge": Collection of scientific works. Volume 1 / Moscow State University of economy, statistics and informatics. M, 2015. Page 442-447
© Л. И. Остринская, С. Ю. Пестова, В. И. Разумов, 2016
Авторы статьи:
Любовь Ивановна Остринская, кандидат экономических наук, доцент, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск, е-mail: l_i_romanova@mail.ru
Светлана Юрьевна Пестова, кандидат педагогических наук, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.
Владимир Ильич Разумов, доктор философских наук, профессор, Сибирская государственная автомобильно -
дорожная академия, г. Омск.
Рецензенты:
В. А. Далингер, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет. З. В. Семенова, доктор педагогических наук, профессор, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск.