4. Об образовании. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 (с внесенными изменениями и редакцией).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 03.06.2011 № 121 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 № 1118 «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»)».
7. Романцов М.Г., Сологуб Т.В., Гребенюк Т.Б. Дидактика медицинского образования. Современные подходы к обучению. - СПб., 2007. - 89 с.
Железнов Лев Михайлович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: [email protected]
Луцай Елена Дмитриевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: [email protected]
Лященко Дина Наилевна, кандидат медицинских наук, докторант кафедры оперативной хирургии и клинической анатомии ГБОУ ВПО Оренбургской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России, Россия, 460014, Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-93-86, e-mail: [email protected]
Вепринцева Ольга Тихоновна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03
Попова Рафида Анваровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: [email protected]
УДК 378.14.015.62
© Н.Т. Карягина, Г.М. Абдуллина, Э.Ф. Аглетдинов, Ф.Х. Камилов, 2011
Н.Т. Карягина, Г.М. Абдуллина, Э.Ф. Аглетдинов, Ф.Х. Камилов
ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа
В статье рассматриваются современные подходы к организации самостоятельной работы студентов (СРС), реализуемые на кафедре биологической химии.
Ключевые слова: обучение, студенты.
N.T. Karyagina, G.M. Abdullina, E.F. Agletdinov, F.H. Kamilov
APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT STUDENT WORK AT THE DEPARTMENT OF BIOLOGICAL CHEMISTRY OF BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY
In the paper approaches to organizing independent student work in medical education are depicted.
Keywords: teaching, students.
Большой поток научной, теоретической и практической информации требует от врачей постоянного профессионального роста, поэтому в подготовке будущего специалиста-медика особое значение приобретает его способность к систематической самостоятельной работе. Самостоятельная работа студента (СРС) способствует развитию мотивации, вырабатывает потребность самостоятельно получать знания, формирует умения и привычку размышлять над содержанием осваиваемой дисциплины и ее профессиональными задачами. Поэтому учебный процесс в высшей медицинской школе должен быть подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала. В связи с этим, для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов-медиков, необходимо решить две главные проблемы - обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации СРС. Одной из основополагающих дисциплин медицинского образования является биологическая химия. Сложность изучения биохимии заключается в огромном объеме
специализированной информации, который постоянно пополняется и обновляется, что приводит к трансформации научных представлений.
Цель. Оптимизировать подходы к организации самостоятельной работы студентов на кафедре биологической химии Башкирского государственного медицинского университета.
Материалы и методы. На кафедре биологической химии Башкирского государственного медицинского университета самостоятельная работа студентов реализуется по двум общепринятым формам - внеаудиторной и аудиторной [1]. Традиционная внеаудиторная работа студентов включает подготовку к семинарским и лабораторным занятиям, тестовому контролю, коллоквиуму, контрольной работе, подготовку докладов, рефератов. Аудиторная работа предусматривает работу с таблицами, схемами, выполнение лабораторных работ, учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС), решение тестовых заданий, ситуационных задач. Основным методическим обеспечением СРС являются изданные за последние два года руководства к самостоятельной работе студентов по всем клиническим специальностям, получившие федеральный гриф УМО. Значимое место в пособиях имеют вопросы и упражнения, рассматриваемые на занятии, образцы тестов контроля усвоения темы и ситуационные задачи, позволяющие систематически осуществлять самостоятельный контроль усвоения учебного материала. Порядок изложения заданий способствует логическому анализу и восприятию учебного материала. Для проведения самопроверки студентам представлены эталоны ответов к тестам и ситуационным задачам. В пособии также предложены темы реферативных сообщений по каждому модулю, описана техника выполнения лабораторных работ.
Результаты. По завершению каждого модуля предмета предусмотрено проведение итогового контроля знаний с помощью компьютерного тестирования, путем написания контрольного задания или коллоквиума -собеседования преподавателя с каждым студентом индивидуально. Это позволяет определить степень и качество усвоения студентами учебного материала, а также выработать у будущего специалиста осмысления связи между фактическими данными, полученными в результате проведения лабораторных работ и установившимися теоретическими положениями. Достижению целей обучения способствует и УИРС, выполнение которой требует креативности, умения анализировать, интерпретировать и оформлять полученные результаты. Поставленная перед студентом учебно-исследовательская задача позволяет ему реализовать себя как субъект учения и служит «мостиком» к научной работе [1, 2]. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса в вузе. Основным компонентом НИРС, выполняемой во вне-учебное время, на нашей кафедре является студенческий научный кружок, формы работы которого разнообразны - реферирование и аннотирование отечественной и зарубежной литературы, непосредственное осуществление исследовательской работы в рамках научных тематик кафедры, участие в олимпиадах и конкурсах, представление материалов научных исследований в виде докладов, тезисов и статей. Кроме вышеизложенных широко применяемых форм и методов СРС на занятиях используются новые средства активизации познавательной деятельности студентов, способствующих повышению интереса, активности самостоятельности будущих врачей в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их в дальнейшем на практике. Так, с целью обеспечения личностно-ориентированного образования и внедрения в обучения поисковых, проблемных технологий на кафедре ведется работа по активному привлечению студентов к созданию банка тестовых заданий и ситуационных задач, построению логико-смысловых моделей, проводятся занятия в форме конференций, деловых игр.
По результатам проведенного анкетирования студенты признают активные формы обучения, такие как разработка ситуационных вопросов, тестовых заданий, решение ситуационных задач, наиболее сложными и интересными по сравнению с традиционными формами - изучением материалов учебников и лекций [2].
Заключение. Перспективное направление, характеризующее новую форму самостоятельной работы, связано с внедрением в учебный процесс информационных технологий. Актуальной становится самостоятельная работа с обучающими программами, с тестовыми заданиями, с информационными базами данных. На сайте кафедры размещены все элементы учебно-методического комплекса дисциплины биохимия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. - Волгоград, 2006. - 122 с.
2. Карягина Н.Т., Камилов Ф.Х. Активное обучение в реализации компетентностного подхода при преподавании биохимии в медицинском вузе // «Актуальные проблемы теоретической и прикладной биохимии» Российская конференция, посвященная 80-летию со дня рождения Р.И. Лифшица. - Челябинск, 2009. - С. 285-287.
Карягина Наталья Тимофеевна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры биологической химии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (3472) 72-11-60, e-mail: [email protected]
Абдуллина Гульнара Мирсаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологической химии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (3472) 72-11-60, e-mail: [email protected]
Аглетдинов Эдгар Феликсович, кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры биологической химии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (3472) 72-11-60.
Камилов Феликс Хусаинович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой биологической химии ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3, тел. (3472) 72-11-60, e-mail: [email protected]
УДК 616-053.5 (470.46)
© В.Г. Сердюков, И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Г.Л. Шендо, В.Р. Рябикин, 2011
В.Г. Сердюков, И.С. Елизарова, А.А. Антонова, Г.Л. Шендо, В.Р. Рябикин
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В АСТРАХАНИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России
Определена динамика распространенности нарушений в состоянии здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста в течение 5 лет.
Ключевые слова: педиатрия, здоровье, динамика.
V.G. Serdyukov, I.S. Yelizarova, A.A. Antonova, G.L. ЗИепёо, V.R. Ryabikin ASTRAKHAN PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN HEALTH CHANGES
Prevalence of health disturbances in children of pre-school and junior school age within 5 years is defined.
Key words: pediatrics, health, dynamics.
Целостный подход к концепции «здоровых школ» подразумевает анализ и понимание совокупности потребностей школьной жизни, в том числе и того, что определяется как «программа» формирования норм и ценностей. Школа рассматривается как часть общества, поэтому применяемые здоровьесберегающие технологии должны учитывать все аспекты и потребности конкретного учебного заведения и в то же время должны быть универсальными, отражающими потребности образования в XXI веке. В здоровьесберегающем образовательном процессе найти единые и всеобъемлющие критерии оценки очень трудно. В последнее десятилетия наблюдается снижение потенциала здоровья школьников, в связи с чем особую актуальность приобретает изучение здоровья детей перед поступлением в школу и в конце первого года обучения [1, 2, 3, 4].
Цель. Изучить динамику распространенности нарушений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста в течение 5 лет (2005-2009 гг.).
Материалы и методы. Исследование проведено путем логического и статистического анализа годовых отчетов школьных и дошкольных учреждений г. Астрахани за 2005-2009 календарные годы. В общей сложности исследовано 45043 детей.
Результаты. В 2005 году перед поступлением в школу осмотрено 4967 детей, из них выявлено: с понижением остроты зрения - 107, со сколиозом - 49, с нарушениями осанки - 81. В конце первого года обучения осмотрено 4938, из них с понижением остроты зрения - 207, со сколиозом - 61, с нарушениями осанки - 73. В 2006 году перед поступлением в школу осмотрено 4581 детей, из них выявлено: с понижением остроты зрения - 91, со сколиозом - 39, с нарушениями осанки - 103. В конце первого года обучения осмотрено 4930, из них с понижением остроты зрения - 95, со сколиозом - 57, с нарушениями осанки - 123. В 2007 году перед поступлением в школу осмотрено 4927 детей, из них выявлено: с понижением остроты зрения - 84, со сколиозом - 23, с нарушениями осанки - 78. В конце первого года обучения осмотрено 4767, из них с понижением остроты зрения - 117, со сколиозом - 57, с нарушениями осанки - 117. В 2008 году перед поступлением в школу осмотрено 5244 детей, из них выявлено при осмотрах: с понижением остроты зрения - 76, со сколиозом - 38, с нарушениями осанки - 63. В конце первого года обучения осмотрено 5045, из них с понижением остроты зрения - 123, со сколиозом - 69, с нарушениями осанки - 77. В 2009 году перед поступлением в школу осмотрено 6166 детей, из них выявлено при осмотрах: с понижением остроты зрения - 99, со сколиозом - 62, с нарушениями осанки -82. В конце первого года обучения осмотрено 5637, из них с понижением остроты зрения - 148, со сколиозом -80, с нарушениями осанки - 115.
Выводы. В последние годы отмечена тенденция к нарушению зрения у школьников уже в первые годы обучения (р<0,05), причиной является ряд факторов - организация учебного процесса, медико-социальные и другие, непосредственно связанные с участием и напряжением зрительного анализатора. Не меньшего внимания заслуживают нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, сколиоз и другие