Научная статья на тему 'Подходы к определению показателя конкурентоспособности изделий рКт'

Подходы к определению показателя конкурентоспособности изделий рКт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИЗДЕЛИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюлин Андрей Евгеньевич, Русинов Александр Александрович

В современных условиях рыночной экономики конкурентоспособность выпускаемой продукции является ключевой целью развития и функционирования предприятий ракетно-космической отрасли. В статье разработана авторская методика определения показателя конкурентоспособности изделий ракетно-космической техники, в основе которой лежит анализ существующей структуры и потребностей исследуемого рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тюлин Андрей Евгеньевич, Русинов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approaches to determining the competitiveness index of aerospace industry products

In the modern market economy product competitiveness is a key objective of the development of aerospace industry enterprises. In the article the authors developed the method of determining the competitiveness index of aerospace technology, which is based on an analysis of the existing structure and the demands of the particular market

Текст научной работы на тему «Подходы к определению показателя конкурентоспособности изделий рКт»

Тюлин А. Е., Русинов А. А.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ РКТ

16.3. ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ РКТ

Тюлин Андрей Евгеньевич, канд. техн. наук. Генеральный директор

Место работы: ОАО «Российские космические системы»

[email protected]

Русинов Александр Александрович, ведущий специалист Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз

Место работы: Российский университет дружбы народов. Институт прикладных технико-экономических исследований и экспертиз

[email protected]

Аннотация: В современных условиях рыночной экономики конкурентоспособность выпускаемой продукции является ключевой целью развития и функционирования предприятий ракетно-космической отрасли. В статье разработана авторская методика определения показателя конкурентоспособности изделий ракетно-космической техники, в основе которой лежит анализ существующей структуры и потребностей исследуемого рынка

Ключевые слова: конкурентоспособность, изделия ракетно-космической промышленности, спрос, потребительские качества

THE APPROACHES TO DETERMINING THE COMPETITIVENESS INDEX OF AEROSPACE INDUSTRY PRODUCTS

Tulin Andrey E., PhD in Technical Sciences Joint Stock Company "Russian Space Systems" CEO Work place: Joint Stock Company "Russian Space Systems"

[email protected]

Rusinov Alexander A., Leading expert of the Institute of Applied Technical And Economic Researches and Examinations

Work place: Peoples' Friendship University of Russia. Institute of Applied Technical And Economic Researches and Examinations

[email protected]

Annotation: In the modern market economy product competitiveness is a key objective of the development of aerospace industry enterprises. In the article the authors developed the method of determining the competitiveness index of aerospace technology, which is based on an analysis of the existing structure and the demands of the particular market

Keywords: competitiveness, aerospace technology products, demand, consumer properties

Еще несколько десятилетий назад никто не мог с уверенностью сказать, что в начале XXI века продукты космических технологий прочно войдут в жизнь потребителя. Сегодня же спутниковая связь, приборы позиционирования и навигации, спутниковые снимки поверхности земли доступны широкому кругу населения. В ближайшее время планируется организация системы спутников, обеспечивающей доступ в сеть Интернет из любой точки мира. Современные тенденции развития науки и техники

говорят о том, что в дальнейшем присутствие космических технологий в повседневной жизни будет только расширятся, поэтому, реализуя тот или иной проект в ракетно-космической отрасли, необходимо рассматривать его также и с позиции коммерциализации и поиска применения его в коммерческом и частном секторах. В этом случае ключевым вопросом является конкурентоспособность разрабатываемых технологий и изделий.

В последние годы наблюдаются тенденции к увеличению объемов закупки российскими компаниями за рубежом комплектующих, приборов и аппаратуры для производства отечественной продукции ракетно-космической промышленности. Это связано, прежде всего, с потерей конкурентных преимуществ отечественными аналогами ввиду таких факторов как рост стоимости материалов, оплаты труда, тарифов, а также утрата фундаментальной научно-исследовательской базы для разработки инновационных технологий и перспективной продукции. Поэтому особо остро стоит вопрос экономической целесообразности разработки новых изделий РКТ и позиционирования продукции на мировых рынках, ответ на который может дать предлагаемая авторами методика оценки конкурентоспособности изделий РКТ.

В современных условиях рыночной экономики конкурентоспособность выпускаемой продукции является ключевой целью развития и функционирования предприятий. Изучению и определению понятия «конкурентоспособность продукции» посвящено множество трудов отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить работы М. Портера, Р.А. Фатхут-динова, И.М. Лифица. Подавляющее большинство из этих работ ставит своей задачей сопоставление ряда числовых значений группе конкурирующих изделий и дальнейшее ранжирование этих изделий согласно числовых оценкам их конкурентоспособности. Практическое значение подобных методик представляется весьма спорным, поскольку в случае если у двух рассматриваемых изделий значения оценки конкурентоспособности будут различаться в два раза, то это вовсе не значит, что рыночная доля одного изделия будет в два раза больше доли второго изделия. Намного больше практического значения может нести в себе информация, необходимая для получения оценки конкурентоспособности изделий. В общем случае комплексная оценка изделия на определенном рынке зависит от характеристик самого изделия, от характеристик рынка, на котором это изделие будет позиционироваться, а также от аналогов изделия, которые представлены на исследуемом рынке.

Характеристики оцениваемого изделия и его аналогов непосредственно описываются численными или логическими величинами, поэтому можно утверждать, что М характеристик изделий РКТ образуют вектор М-мерного пространства, который можно обозначить следующим образом:

СЬ.1 = {Х11,Х12,Х12- ■XlM),

где / - обозначение рассматриваемого изделия РКТ, а х11,х12,х13..х1м - его характеристики.

Описание потребностей потенциального рынка не имеет четко определенных заданных величин, в отличие от описания изделий, выражаемом в его характеристиках, поэтому возникает необходимость в проведении исследований потенциальных рынков, а именно отношения «изделие-потребитель» которое имеет дальнейшее выражение в величине спроса на изделие.

В качестве основы исследования рынка будем определять зависимость спроса на изделия РКТ рассматриваемого типа от их характеристик путем исследования статистики продаж продукции на этом рынке.

Пусть в рамках исследования рассматривается некоторый рынок изделий РКТ определенного типа на котором представлены N образцов изделий РКТ, которые имеют следующие доли рынка соответственно, где ц1 + ц2------- = 1

Для каждой ¡-й из М характеристик изделия РКТ рассматриваемого типа можно построить график распределения спроса на изделие РКТ в зависимости от значения этой характеристики следующим образом: Ъ(х)=!,?=1к(СЬ)^си с1 = 1, если изделие С1п имеет значение ¡-й характеристики равное х, либо с^ = 0 в остальных случаях.

Таким образом, график распределения спроса на изделие РКТ в зависимости от значения характеристики его ¡-й характеристики, имеет вид, представленный на

сматриваемого типа в зависимости от значения характеристики Для каждой ¡-й из М значимых характеристик можно построить график зависимости спроса на изделие РКТ в зависимости от значения этой характеристики следующим образом:

Ъ(х)=1,?=1Ц1(Ск1)^и с1 = 1, если изделие С1п имеет значение ¡-й характеристики не хуже х, либо с1 = 0 в остальных случаях.

Таким образом, в случае возрастающего характера ¡-й характеристики (т.е. с увеличением значения характеристики потребительские качества изделия улучшаются) график зависимости спроса на изделия РкТ рассматриваемого типа от ее значения имеет вид, представленный на рисунке 2._

Зависимость спроса от возрастающей характеристики

Рисунок 2. График зависимости спроса на изделия РКТ рассматриваемого типа от значения возрастающей характеристики продукции В случае убывающего характера ¡-й характеристики (т.е. с уменьшением значения характеристики потре-

бительские качества изделия улучшаются) график зависимости спроса на изделия РКТ рассматриваемого типа от ее значения имеет вид, представленный на

эисунке 3.

Зависимость спроса от убывающей характеристики

Рисунок 3. График зависимости спроса на изделия РКТ

рассматриваемого типа от значения убывающей характеристики продукции

Для определения взаимной значимости характеристик изделия следует рассмотреть взаимосвязь изменения уровня спроса на изделие РКТ рассматриваемого типа и изменением его характеристик. Для этого можно воспользоваться средствами корреляционного анализа и для каждой из характеристик изделий РКТ рассматриваемого типа определить коэффициент парной корреляции между изменением спроса на изделие РКТ и изменением характеристики.

Рассмотрим ¡-ю характеристику изделия РКТ рассматриваемого типа. На рассматриваемом рынке эта характеристика принимает конечное число значений, и каждому из этих значений можно сопоставить число, равное доли рынка, которую занимают все изделия рКт с этим значением ¡-й характеристики. Коэффициент корреляции ку значения ¡-й характеристики и спроса на изделие РКТ лежит в интервале [-1 ;1] и чем ближе \ку\ к 1, тем сильнее статистическая взаимосвязь характеристики изделия и спроса на него. Поэтому в качестве коэффициентов взаимной значимости характеристик изделия РКТ будут использованы коэффициенты

О); — - ,

где к1..км- коэффициенты корреляции каждой из значимых характеристик с показателями спроса на изделия на основе статистической информации, собранной на исследуемом рынке, причем ОН + ш2+. .+шм = 1

Таким образом, в результате исследования рынка и потребностей заказчиков на основе анализа статистики продаж изделий РКТ исследуемого типа могут быть получены следующие параметры:

- набор коэффициентов ш1..шм, отражающих взаимную значимость характеристик изделий РКТ рассматриваемого типа относительно друг друга в интегральной оценке конкурентоспособности;

- для каждой характеристики из оценки конкурентоспособности изделий РКТ будет определена функция распределения вероятности появления спроса на изделия РКТ в зависимости от ее значения, обозначаемая как &у(х);

- для каждой характеристики из оценки конкурентоспособности изделий РКТ будет определена функция зависимости спроса на изделие от значения этой характеристики обозначаемая как Ру(х).

Исходя из представления изделия в качестве вектора Ск1 = (х11,х12,х1ъ..х1м) интегральный показатель конкурентоспособности изделий РКТ рассматриваемо-

го

Тюлин А. Е., Русинов А. А.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИЗДЕЛИЙ РКТ

го вида будет представлять собой функцию /W-мерного пространства. В рамках данного исследования будем считать эту функцию оператором этого пространства и обозначим ее следующим образом:

Int(Ch) = Int(x1,x2,xi3..xM) Набор коэффициентов, отражающих взаимную значимость характеристик изделия относительно друг друга в интегральной оценке конкурентоспособности совместно с функциями зависимости спроса на продукцию от ее балльной оценки для каждой значимой характеристики дают возможность конвертировать разноплановые характеристики изделий РКТ к величине показателя спроса на изделия РКТ рассматриваемого типа.

То есть функция оценки интегральной конкурентоспособности принимает следующий вид:

Int(Chi) = Int(Fi(Xii),F2(Xi2)..FM(XiM),^i..MM) В нашем случае для получения интегральной оценки конкурентоспособности изделий РКТ воспользуемся формулой среднего квадратичного, то есть функция оценки интегральной конкурентоспособности будет представлена следующим образом: Int{Chi) = *(ü)iFi(Xii))2 + (ü)2F2(Xi2))2+.. H^MFMiXiM))2 Таким образом для каждого из рассматриваемых изделий может быть получена оценка Chi, ОЬг, Che .. Chi, из которых следует составить список, который в последствии можно проранжировать и упорядочить,

Изделие РКТ Интегральный показатель конкурентоспособности изделия РКТ

Ch 1 lnt(Chi1)

Ch 7 lnt(Chi7)

ChiN lnt(ChiN)

Сам по себе интегральный показатель конкурентоспособности изделия РКТ может говорит только о превосходстве одного изделия над другим в условиях определенного рассматриваемого рынка. Тем не менее, он может быть использован, например, для оценки величин рыночных долей изделий на основе моделирования поведения потребителей на рассматриваемом рынке.

Оценка величин рыночных долей изделий РКТ может проводится на основе моделирования поведения потребителя продукции РКП. Поведение потребителя продукции РКП следует рассматривать на основе следующих принципов:

- потребитель осуществляет выбор изделия РКТ исходя из набора требований, которые представляют собой минимальные/максимальные характеристики изделий;

- потребитель стремится получить максимальную совокупную выгоду, выражаемую в характеристиках изделия.

Рассмотрим случай появления потребителя, обозначенного индексом j, с набором требований к изделию РКТ, выражаемым следующим вектором М-мерного пространства:

COV.Sj (x cons jl,x cons j2, xconsj3.• xconsjM)

Таким образом, условие выбора потребителем оптимального продукта Opt, который обозначается вектором Opt3xoptl,xopt2,xopt3..xoptM) включает себя следующие пункты:

1. Изделие должно удовлетворять всем минимальным (максимальным) требованиям потребителя, то есть

' xoptl> xconsjl,xl — возрастающий

(Xoptl < x cons jl,xl-убывающий)

xoptM> xconsjM ,xM — возрастающий , (xoptM < xconsjM , xm - убывающий)

2. Значение функции интегрального показателя конкурентоспособности изделия РКТ Int(Ch) для оптимального изделия Opt должно быть максимальным среди всех рассматриваемых изделий, удовлетворяющих пункту 1.

Таким образом, на основе вышеописанных положений можно смоделировать выбор потребителя, которого можно охарактеризовать набором его конкретных требований к изделию, описываемым вектором М-мерного пространства характеристик изделия.

Найдем вероятность появления потребителя, с заданным набором его требований к изделию, описываемым вектором М-мерного пространства

COnSj (xconsjl,xconsj2,xconsj3. . xconsjM)

Согласно результатам исследования рынка для каждой характеристики из набора характеристик изделий РКТ определена функция распределения вероятности появления спроса на изделие в зависимости от ее значения, обозначаемая как fj(x).

То есть вероятность появления потребителя conSj можно вычислить по следующей формуле:

Р McOnSj {xconsjl, xconsj2,xconsj3.. xconsjM)) p3xconsjl) ' p3xconsj2) ' ■■■ ' P{xconsjM) fl{_xconsjl) ' f23xconsj2) ' fM(xconsjM)

Таким образом, для каждого возможного набора различных параметров продукции РКП рассматриваемого типа можно сопоставить величину, характеризующую вероятность появления потребителя, для которого этот набор будет минимальным требованием к изделию РКТ. При этом для каждого такого набора можно определить, какое изделие РКТ из всех исследуемых образцов выберет потребитель (или не будет такого изделия), для которого этот набор будет минимальным требованием к продукции РКП рассматриваемого типа.

То есть, перебирая все возможные наборы различных параметров продукции РКП и выбирая для каждого из них оптимальное изделие из всех исследуемых (его может и не быть) и вычисляя вероятность появления потребителя, для которого этот набор будет минимальным требованием к продукции РКП, мы можем определить доли рынка каждого из исследуемых изделий РКТ суммируя эти доли.

В результате рассмотрения всех возможных вариантов наборов различных параметров продукции РКП рассматриваемого типа и проведенных вычислений должны получиться значения рыночных долей исследуемых изделий РКТ Dchi,Dch2..DchN, при этом необязательно, что сумма долей будет равна 1, так как для некоторых комбинаций характеристик не будет существовать изделия РКТ, удовлетворяющего этим комбинациям, в случае использования их в качестве набора минимальных требований к изделиям РКТ рассматриваемого типа.

Для того, чтобы получить распределение долей исследуемого рынка по рассматриваемым изделиям РКТ

в общепринятом формате (сумма всех долей равна 1)

необходимо воспользоваться следующей формулой: Р =

РСП1 —

ОСк2-Г- -+0С11Я

Таким образом, можно получить распределение долей исследуемого рынка для каждого рассматриваемого изделия РКТ:

Изделие РКТ Доля рынка (в процентах)

СИг Рси2

СЬ» Рсиц

Использование представленного авторами подхода к определению и расчету конкурентоспособности имеет ряд преимуществ:

- конкурентоспособность изделий РКТ оценивается на основе сравнения с зарубежными и отечественными аналогами, представленными на исследуемом рынке;

- в основе оценки конкурентоспособности изделий РКТ лежит анализ существующей структуры и потребностей исследуемого рынка, что позволяет избежать субъективности, свойственной экспертным оценкам;

- разработанная экономико-математическая модель оценки конкурентоспособности изделий РКТ имеет дальнейшее прикладное применение.

Список литературы:

1. Гусева М.Н. Конкурентоспособность организации на каждом этапе жизненного цикла. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011, №5, с. 179-182

2. Данилюк А.Ю., Чурсин Р.А., Островская А.А. К вопросу о некоторых аспектах оценки эффективности проектов, реализуемых в наукоемких отраслях промышленности //Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 4. С. 148-151.

3. Ильин В.А., Садовничий В.А., Сендов Б.Х. Математический анализ, 1979.

4. Ковков Д.В., Чурсин А.А., Шамин Р.В. Подходы по оценке влияния внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность продукции ракетно-космической промышленности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013, №1

5. Лифиц И.М., Конкурентоспособность товаров и услуг. М: Юрайт, 2013, 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Портер М., Конкуренция. М.: Вильямс, 2010, 592 с.

7. Стронгин Р.Г., Исследование операций. Модели экономического поведения, М: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

- 208с.

8. Фатхутдинов Р.А., Управление конкурентоспособностью организации. М.: Эксмо, 2005, 544 с., Учебник. - 2-е изд.

9. Чурсин А.А. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. Теория и практика. М.: ИД «Спектр», 2012.

- 521 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Подходы к определению показателя конкурентоспособности изделий РКТ» Тюлина А. Е. и Русинова А. А.

Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу определения показателя конкурентоспособности изделий, производимых на предприятиях ракетно-космической отрасли промышленности. Анализируя современные тенденции науки и техники, авторы в статье подчеркивают, что в настоящее время космические технологии активно используются как в военных отраслях промышленности, так и в повседневной жизни, вследствие чего необходимо уделять внимание их коммерциализации и применению в частном секторе. При этом ключевым моментом является конкурентоспособность разрабатываемых изделий и технологий.

В статье авторами разработана и представлена методика определения конкурентоспособности изделий РКТ. В соответствии с ней оценка конкурентоспособности изделий РКТ проводится на основе их сравнения с отечественными и зарубежными аналогами, а также на основе анализа существующей структуры и потребностей исследуемого рынка. Важно отметить, что разработанная авторами в статье экономико-математическая модель оценки конкурентоспособности изделий РКТ имеет дальнейшее прикладное применение.

Статья генерального директора ОАО «Российские космические системы», канд. техн. наук Тюлина А.Е. и ведущего специалиста Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз РУДН Русинова А.А. «Подходы к определению показателя конкурентоспособности изделий РКТ» обладает научной новизной, практической значимостью и актуальностью, соответствует всем требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК, и рекомендована к печати в одном из таких журналов.

Директор Института прикладных технико-экономических исследований и экспертиз Российского университета дружбы народов д-р экон. наук, профессор

А.А. Чурсин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.