Научная статья на тему 'Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи'

Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1158
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС К ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ / ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ / SPEECH DISORDER / MOTIVATION / INTEREST IN SPEECH THERAPY SESSIONS / DIAGNOSTICS OF MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ажермачева Зоя Николаевна, Мёдова Наталья Анатольевна

Затронута одна из актуальных тем дефектологического образования: повышения мотивации к самокоррекции и самоконтролю у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. У детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-речевой процесс на логопункте детского сада продолжается два-три года. За это время необходимо помочь детям исправить дефекты всей системы языка: звукопроизношения, лексико-грамматической стороны, связной речи. Необходимость обследования и формирования устойчивой мотивации к коррекционно-речевой работе обусловлена низким уровнем интереса старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к логопедическим занятиям, поскольку они требуют от ребенка усидчивости, а эти качества появляются у детей позже. Выделено три этапа диагностики, необходимых при комплексном обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи. Первый этап – речевая диагностика, второй этап – изучение мотивации детей, третий этап – анкетирование родителей для выявления интересов ребенка. Акцентировано внимание на этапе изучения мотивации к логопедическим занятиям с целью выявления условий формирования устойчивой мотивации у детей с тяжелыми нарушениями речи. Продемонстрированы диагностические параметры мотивационного компонента, уточнена их связь с логопедическими заданиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ажермачева Зоя Николаевна, Мёдова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO STUDYING OF SUSTAINED MOTIVATION IN SPEECH THERAPY CLASSES AMONG CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

In the article the authors touched on one of the topical issues of defectological education: improving motivation to self-correction and self-control among children with severe speech disorders. For children with severe speech disorders the corrective-speech process at kindergarten speech therapy center lasts 2–3 years. During this time it is necessary to help children to correct the defects of the entire system of language: aspects of pronunciation, lexical and grammatical side, of coherent speech. The necessity of examination and formation of a stable motivation for corrective speech work is caused by the low level of interest of senior preschool children with severe speech disorders to speech therapy classes, because they require perseverance from the child, and this quality appears later. The authors identified three stages of diagnostics, necessary for a comprehensive examination of children with severe speech disorders. Stage 1 – speech diagnostics, stage 2 – study of children’s motivation, stage 3 – parents’ questioning to identify the child’s interests. The attention is focused on the stage of studying of motivation for speech therapy classes, with the aim of identifying conditions for the formation of stable motivation of children with severe speech disorders. The diagnostic parameters of the motivational component are demonstrated, their connection with speech therapy tasks is specified.

Текст научной работы на тему «Подходы к изучению устойчивой мотивации на логопедических занятиях у детей с тяжелыми нарушениями речи»

УДК 37.02

00! 10.23951/1609-624Х-2017-12-157-161

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

З. Н. Ажермачева, Н. А. Мёдова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Затронута одна из актуальных тем дефектологического образования: повышения мотивации к самокоррекции и самоконтролю у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. У детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-речевой процесс на логопункте детского сада продолжается два-три года. За это время необходимо помочь детям исправить дефекты всей системы языка: звукопроизношения, лексико-грамматической стороны, связной речи. Необходимость обследования и формирования устойчивой мотивации к коррекцион-но-речевой работе обусловлена низким уровнем интереса старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к логопедическим занятиям, поскольку они требуют от ребенка усидчивости, а эти качества появляются у детей позже. Выделено три этапа диагностики, необходимых при комплексном обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи. Первый этап - речевая диагностика, второй этап - изучение мотивации детей, третий этап - анкетирование родителей для выявления интересов ребенка. Акцентировано внимание на этапе изучения мотивации к логопедическим занятиям с целью выявления условий формирования устойчивой мотивации у детей с тяжелыми нарушениями речи. Продемонстрированы диагностические параметры мотивационного компонента, уточнена их связь с логопедическими заданиями.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, мотивация, интерес к логопедическим занятиям, диагностика мотивации.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования речевое развитие занимает важное место в становлении личности дошкольника. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Сложная система симптомов языковых и неязыковых расстройств при тяжелых речевых нарушениях оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам коррекции и развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), традиционно уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, умений, знаний, которые должны быть усвоены этой категорией детей. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, общепризнанный всеми исследователями как ее «мотор» (А. Н. Леонтьев), оказался за рамками анализа специалистов. Между тем именно вопросы мотивации к необходимости получения логопедической помощи остаются одними из наименее изученных в теории специальной психологии и логопедии [1].

О значении мотивации и повышения интереса к логопедической работе лишь упоминается в небольшом числе работ (Е. С. Алмазова, Т. Г. Визель, В. К. Воробьева, Ж. М. Глозман, И. Ю. Козина,

Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.) [1-8].

Необходимость обследования и специального формирования устойчивой мотивации к коррекционно-речевой работе обусловлена низким уровнем интереса старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к логопедическим занятиям, поскольку они требуют от ребенка усидчивости, сосредоточенности, дисциплинированности, целенаправленности, проявлений воли, отказа от игровой (ведущей по возрасту) в пользу учебной (только складывающейся) деятельности. Эти качества могли бы подвести ребенка к сознательному отношению к логопедическим занятиям. К сожалению, эти проявления только начинают зарождаться в старшем дошкольном возрасте [9].

С целью изучения мотивации в МАДОУ № 9 детском саду общеразвивающего вида г. Томска была организована экспериментальная группа детей 5-6 лет (8 мальчиков, 8 девочек) с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня».

Обследование осуществлялось в три этапа:

1-й этап. Речевая диагностика. Обследование речевой деятельности, а именно исследование состояния связной речи на основе методики В. П. Глухова.

2-й этап. Изучение мотивации детей: по методикам изучения у ребенка мотива деятельности (А. В. Запорожец и Я. З. Неверович), соподчинения мотивов (А. В. Запорожец и Д. Б. Эльконин), исследования выбора ребенком наиболее интересного для него варианта взаимодействия со взрослым (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина).

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 12 (189)

3-й этап. Анкетирование родителей для выявления интересов ребенка.

Комплексная методика В. П. Глухова позволила получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний -от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитывались характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.

Диагностика сформированности мотива деятельности предполагала выполнение одной и той же работы через определенные промежутки времени, значимость результатов которой каждый раз менялась [10]. Задания включали изготовление «лягушки-говорушки» в технологиии оригами с помощью логопеда; изготовление звуковой дорожки из пуговиц. Перед выполнением задания с детьми договаривались, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполнялось при различных мотивировках: сделать подарок для мамы; для малышей из другой группы; игрушку для предстоящей игры со сверстниками; материал для игр в логопедическом кабинете.

Каждому ребенку предлагалось сделать четыре «лягушки-говорушки» и четыре звуковые дорожки при разной мотивировке цели действий. Критерии оценивания: 3 балла - согласен выполнить задание; 2 балла - соглашается, но делает без желания; 1 балл - начинает, но не доделывает; 0 баллов - не согласен. Максимальное количество баллов, которое мог набрать ребенок, - 12. В связи с этим определились следующие уровни:

Очень высокий уровень - от 10 до 12 баллов. Данному уровню соответствовала эмоционально положительная реакция детей на предложение выполнить задание; искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися во время занятия; вопросы к логопеду о предстоящей деятельности и ее цели.

Высокий уровень - от 8 до 9 баллов. На данном уровне дети были увлечены своей деятельностью, но желание ограничено; задания выполнялись неактивно, спокойно.

Средний уровень - от 6 до 7 баллов. Дети, находящиеся на данном уровне, не испытывали желания выполнять задание (не наблюдалось резкого оживления, но и не было проявления негативизма); не интересовались целями предстоящей деятельности; часто не доделывали начатое.

Низкий уровень - от 0 до 5 баллов. Данному уровню соответствовала резко отрицательная эмоциональная реакция детей на выполнение задания; попытки отстрочить время начала занятия; повышенная отвлекаемость детей во время всего заня-

тия; пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания.

Необходимо отметить, что согласие ребенка выполнить задание или отказ от него напрямую зависели от цели выполнения дальнейших действий.

Так, в первой серии 11 детей согласились выполнить задание и с интересом занимались изготовлением игрушек, так как эти игрушки предназначались мамам. В данной серии трое детей отказались от выполнения задания, аргументировав это по-разному. Например, «обиделся на маму, потому что она постоянно ругает, и я не хочу ей ничего дарить», «поссорилась с мамой»; «уже делала недавно маме подарок».

Во второй серии, где подарок предназначался ребенку из младшей группы, четверо детей согласились и принялись за работу, проявив особую аккуратность. Пятеро детей отказались от выполнения задания. Аргументы: «старшие дети не дарили нам подарки».

В третьей серии предлагалось смастерить игрушки для собственной игры со сверстниками. В этом случае пятеро детей полностью отказались от выполнения задания и не было ни одного ребенка, кто бы согласился. Аргументы: «устал и не хочу больше делать эти игрушки», «надоело», «неинтересно играть с ними», «есть другие игрушки».

При проведении четвертой серии девять детей полностью отказались от выполнения задания. Ни один ребенок не проявил желания делать игрушки для логопедического кабинета. Большинство детей сказали, что им надоело делать эти игрушки.

Методика исследования характера соподчинения мотивов в зависимости от ситуации проводилась индивидуально и включала пять серий. Во всех случаях ребенку предлагалось выполнить непривлекательное действие и получить за это вознаграждение. В первом случае - расставить стулья в логопедическом кабинете перед занятием, после чего ребенку была обещана новая игрушка в качестве награды; во втором - протереть столы в логопедическом кабинете после занятия и подробно рассказывали ему о той игрушке, которую он получит после окончания работы; в третьем - разложить все фломастеры, раскиданные другими детьми, по коробочкам и показывали игрушку, которую он получит по окончании работы; затем ее убирали; в четвертом - протереть зеркало в логопедическом кабинете, показывали игрушку, которую он получит после окончания работы, и оставляли ее в доступном для него месте; подчеркивалось при этом, что взять ее он сможет только после завершения работы; в пятом - вылить воду из 10 стаканчиков после раскрашивания красками другими детьми без поощрения.

Таким образом, в четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой - содержанием самой деятельности.

Количество баллов, набранных каждым ребенком, указано на рис. 1.

Рис. 1. Индивидуальные результаты диагностики характера соподчинения мотивов у детей с ОНР

В соответствии с данными гистограммы видно, что у группы исследуемых детей преобладает низкий уровень сформированности мотивации к деятельности.

Десять детей согласились выполнить задание педагога в четвертой серии, где обещанная игрушка оставлялась в доступном для ребенка месте, и по окончании работы он мог взять ее. В данной серии не было ни одного ребенка, полностью отказавшегося от выполнения задания.

При проведении третьей серии также никто из детей не отказался от выполнения задания. На данном этапе детям показывали игрушку, с которой они смогут поиграть после выполнения задания, и убирали ее.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что детям недостаточно услышать о награде за выполненное задание, им необходимо увидеть ее, оценить, стоит ли она требуемых усилий, и только после этого принять решение.

Следующая методика предполагала исследование выбора ребенка интересного для него варианта взаимодействия со взрослым. Для применения ее в логопедической практике содержание было модифицировано.

Для проведения исследования необходимо было приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками. Исследование проводилось индивидуально. Ребенка приглашали поиграть в «телевизор». На панели было расположено пять кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок мог сам «включать» наиболее интересную для него «программу».

Предлагались следующие варианты:

1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;

2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например в мяч, который взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка;

4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Максимальное количество баллов, которое мог набрать ребенок, - 4 балла. Результаты распределились следующим образом: высокий уровень -3-4 балла (преобладание мотивации к познавательной деятельности); средний уровень - 2 балла (преобладание игровой мотивации); низкий уровень - 0-1 баллов (отсутствие мотивации к взаимодействию или незначительное ее проявление).

Количество баллов, набранных каждым ребенком, указано на рис. 2.

Рис. 2. Индивидуальные результаты обследования характера взаимодействия ребенка с ОНР со взрослым

Таким образом, на основании анализа полученных результатов, можно сделать вывод о том, что мотивационная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи находится на низком уровне сформи-рованности - 60 % детей не проявляют интереса к логопедическим занятиям, объясняя это сложностью и скучностью логопедической работы. Это позволило убедиться в необходимости проведения дальнейшей коррекционной работы.

На третьем этапе данного исследования было проведено анкетирование родителей с целью сбора информации об интересах и предпочтениях каждого ребенка. Благодаря проведенному анкетированию были выяснены предпочтения детей в играх, любимые мультфильмы и поощрения детей. На основе этих данных были подобраны игры с участием главных героев мультфильмов и игрушки.

Анализируя результаты исследования, можно предположить, что эффективность работы по

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 12 (189)

повышению интереса дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к логопедическим занятиям будет зависеть от ряда условий:

1) создания системы логопедической работы интеграцией традиционных и нетрадиционных средств и методов (наглядности, ситуации успеха, использования ИКТ, песочной и изотерапии, логоритмики, развивающих игр В. В. Воскобови-ча и др.);

2) выработки мотивации детей к предстоящей работе с помощью игровых персонажей;

3) изменения деятельности ребенка с игровой мотивации на познавательную.

Поскольку основное нарушение у детей при ОНР III уровня - недоразвитие связной речи, то можно предположить, что результативность проведенной работы должна проявиться в повышении ее качества.

Список литературы

1. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Волгоград, 2011. 297 с.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.

3. Воробьева В. К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии / под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской. М., 1980. 141 с.

4. Запорожец А. В. Психология. М., 1995. 188 с.

5. Козина И. Б. Формирование мотивации к учению у дошкольников с нарушением произношения: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 174 с.

6. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие. СПб., 2006. 400 с.

7. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.

8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.

9. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. 453 с.

10. Белянин В. П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: дис. ... канд. филол. наук. М., 1983. 296 с.

Ажермачева Зоя Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

Мёдова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 15.12.2016.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-157-161

APPROACHES TO STUDYING OF SUSTAINED MOTIVATION IN SPEECH THERAPY CLASSES AMONG CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS

Z. N. Azhermacheva, N. A. Medova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

In the article the authors touched on one of the topical issues of defectological education: improving motivation to self-correction and self-control among children with severe speech disorders. For children with severe speech disorders the corrective-speech process at kindergarten speech therapy center lasts 2-3 years. During this time it is necessary to help children to correct the defects of the entire system of language: aspects of pronunciation, lexical and grammatical side, of coherent speech. The necessity of examination and formation of a stable motivation for corrective speech work is caused by the low level of interest of senior preschool children with severe speech disorders to speech therapy classes, because they require perseverance from the child, and this quality appears later. The authors identified three stages of diagnostics, necessary for a comprehensive examination of children with severe speech disorders. Stage 1 - speech diagnostics, stage 2 - study of children's motivation, stage 3 - parents' questioning to identify the child's interests. The attention is focused on the stage of studying of motivation for speech therapy classes, with the aim of identifying conditions for the formation of stable motivation of children with severe speech disorders. The diagnostic parameters of the motivational component are demonstrated, their connection with speech therapy tasks is specified.

Key words: speech disorder, motivation, interest in speech therapy sessions, diagnostics of motivation.

References

1. Dotsenko E. V. Psikhodiagnostika detey vdoshkol'nykh uchrezhdeniyakh (metodiki, testy, oprosniki) [Psychodiagnostics of children in preschool institutions (methods, tests, questionnaires)]. Volgograd, 2011. 297 p. (in Russian).

2. Glukhov V. P. Formirovaniye svyaznoy rechi detey doshkol'nogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi [Formation of coherent speech of preschool children with general underdevelopment of speech]. Moscow, ARKTI Publ., 2004. 168 p. (in Russian).

3. Vorob'eva V. K. O printsipakh obespecheniya motivatsii v protsesse obucheniya svyaznoy rechi uchashchikhsya s motornoy alaliey [Principles of motivation in the learning process of coherent speech of pupils with motor alalia]. Aktual'nyye problemy logopedii. Pod red. V. I. Seliverstova, S. N. Shakhovskogo [Actual issues of logopedics. Under the editorship of V. I. Seliverstov, S. N. Shakhovskiy]. Moscow, 1980. 141 p. (in Russian).

4. Zaporozhets A. V. Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 1995. 188 p. (in Russian).

5. Kozina I. B. Formirovaniye motivatsii k ucheniyu u doshkol'nikovs narusheniyem proiznosheniya. Dis. kand. ped. nauk [Formation of motivation to study in preschool children with impaired pronunciation. Diss. cand. ped. sci]. Moscow, 1995. 174 p. (in Russian).

6. Romanova E. S. Psikhodiagnostika: uchebnoye posobiye [Psycho-Diagnostics: textbook]. Saint Petersburg, 2006. 400 p. (in Russian).

7. Filicheva T. B. Ustraneniye obshchego nedorazvitiya rechi u detey doshkol'nogo vozrasta. Prakticheskoye posobiye [Elimination of the general underdevelopment of speech of children of preschool age. Practical guide]. Moscow, Ayris-press Publ., 2008. 224 p. (in Russian).

8. El'konin D. B. Psikhicheskoye razvitiye v detskikh vozrastakh [Mental development in childhood]. Moscow, IPP; Voronezh: NPO MODEK Publ., 1997. 416 p. (in Russian).

9. Anokhin P. K. Sistemnyye mekhanizmy vyssheynervnoy deyatel'nosti [Systemic mechanisms of higher nervous activity]. Moscow, Nauka Publ., 1979. 453 p. (in Russian).

10. Belyanin V. P. Eksperimental'noye issledovaniye psikholingvisticheskikh zakonomernosteysmyslovogo vospriyatiya teksta. Dis. kand. filol. nauk [Experimental study of the psycholinguistic regularities of semantic perception of the text. Diss. cand. philol. sci]. Moscow, 1983. 296 p. (in Russian).

Azhermacheva Z. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: medov@sibmail.com

Medova N. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: medov@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.