DOI: 10.18137ZRNU.HET.23.06.R154
УДК 378+372.878
Ли Ихэн,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Подходы к использованию сочинений С.В. Рахманинова при обучении китайских пианистов
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Введение. Фортепианные произведения Сергея Васильевича Рахманинова входят в золотой фонд всемирного музыкального наследия. В работе над ними сформировалось не одно поколение выдающихся концертирующих пианистов и педагогов мирового уровня. Произведения великого русского композитора многие десятилетия звучат на концертных эстрадах и находятся в зоне особого внимания исследователей музыкального творчества
и представителей музыкальной педагогики всего мира. Для того чтобы сделать наследие С.В. Рахманинова достоянием широких слоев населения, обеспечить исполнение его произведений в соответствии с творческим замыслом автора, необходимо правильно обучить пианистов. И.И. Сухомлинов писал: «Рахманинова... интересует часто не столько изображение самой картины, сколько отражение ее в сложном духовном мире чело-
века. Отсюда, видимо, и возникает то единство изобразительного и выразительного начал, которое органично сочетается с художественной обобщенностью и психологизмом.» [9, с. 151-152] его фортепианных опусов.
Самобытность творчества С.В. Рахманинова требует от исполнителя понимания внутреннего мира композитора и проникновения в эмоционально-образный строй его произведений. Особую актуальность проблема подготовки пианистов, способных предлагать адекватные исполнительские трактовки произведений великого композитора приобретает в Китайской Народной республике (далее - КНР), где, с одной стороны, неуклонно растет количество популярных пианистов, включающих в свой репертуар произведения С.В. Рахманинова, а с другой, - в искусствоведческих, музыковедческих и педагогических исследованиях в недостаточной мере раскрыты важные моменты жизни и творчества русского гения, роль его наследия в процессе становления китайской фортепианной педагогики.
Анализ имеющихся противоречий определяет цель проводимого исследования - разносторонне изучить личность и творчество С.В. Рахманинова, его фортепианное наследие в контексте становления и развития китайской фортепианной педагогики.
© Ли Ихэн, 2023
ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЧИНЕНИИ С.В. РАХМАНИНОВА ПРИ ОБУЧЕНИИ
КИТАЙСКИХ ПИАНИСТОВ
^ ли ИХЭН
Российская Федерация, Санкт-Петербург
• О * г аспирант кафедры методики музыкального образования, Российский государственный педагогический универ-Д .. / ситет имени А.И. Герцена. Сфера научных интересов: история и теория музыки, музыкальная педагогика. Автор трех опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
LIYIHENG
Saint Petersburg, Russian Federation
Postgraduate at the Department of Methods of Music Education, Herzen Russian State Pedagogical University. Research interests: history and theory of music, music pedagogy. Author of three published scientific works. E-mail address: [email protected]
Аннотация. Обоснована актуальность проблемы подготовки пианистов в Китае, способных предлагать объективные исполнительские трактовки произведений С.В. Рахманинова. Приведены результаты анализа исследований, посвященных творчеству композитора. Определена цель исследования - разносторонне изучить личность и творчество С.В. Рахманинова, его фортепианное наследие в контексте становления и развития китайской фортепианной педагогики. Выделены основные направления и задачи исследования. Результаты проводимого исследования позволят подготовить квалифицированных, творческих исполнителей, которые смогут оказать влияние на китайскую молодежь - студентов музыкальных учебных заведений и многомиллионную слушательскую аудиторию. Ключевые слова: подготовки пианистов в Китае, творческое наследие С.В. Рахманинова, студенты музыкальных учебных заведений.
Abstract. The relevance of the problem of training pianists in China who are capable of offering objective performance interpretations of S.V.'s works is substantiated. Rachmaninov. The results of an analysis of studies devoted to the composer's work are presented. The purpose of the study was determined - to comprehensively study the personality and creativity of S.V. Rachmaninov, his piano heritage in the context of the formation and development of Chinese piano pedagogy. The main directions and objectives of the research are highlighted. The results of the ongoing research will make it possible to prepare qualified, creative performers who will be able to influence Chinese youth - music students and a multimillion-dollar listening audience.
Keywords: training of pianists in China, creative heritage of S.V. Rachmaninov, students of music educational institutions.
Степень разработанности проблемы. Знакомство с русской музыкой началось в Китае более ста лет назад с первой дореволюционной волной эмиграции русской интеллигенции. В дальнейшем факторами развития интереса к произведениям русских и советских композиторов стали вынужденная эмиграция людей из России в послереволюционный период, приезд русских специалистов для развития промышленности в КНР (например, строительство КВЖД), стажировки в 1950-е годы советских музыкантов - исполнителей и педагогов - в вузах КНР, культурные обмены между СССР и Китаем, обучение китайских студентов в российских вузах.
На протяжении всего этого времени китайские исполнители, педагоги и исследователи уделяют большое внимание творческому наследию русских пианистов и композиторов. Среди них видное место занимает С.В. Рахманинов. Этим объясняется значительное количе-
ство научных работ, посвященных этому великому композитору. Среди наиболее значимых для подготовки студентов-пианистов из КНР отметим исследования З.А. Апе-тяна, Г.И. Ганзбурга, Ю.В. Келдыша, Г.М. Когана, Е.П. Красовской, И.И. Сухомлинова. Из числа работ о влиянии русской пианистической школы на становление китайского фортепианного искусства и педагогики, об историко-педагогических и теоретических аспектах творческого наследия С.В. Рахманинова выделим очерки Бянь Мэна о становлении и развитии китайской фортепианной культуры [2], исследования Хуан Пина о влиянии русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы [13] и Сюй Бо о феномене фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 веков [10]. Лю Миньхуэй обосновал педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессио-
нальной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта [5]. Хань Мо проанализировал традиции российской фортепианной педагогики в русле проблем совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов [12].
Ван Мэн рассмотрел вопросы художественного стиля и исполнительские аспекты по отношению к фортепианной музыке С.В. Рахманинова [7]. Ма Фанг проанализировал педагогические и исполнительские аспекты Прелюдии cis -moll С.В. Рахманинова в логике ее стилевых характеристик, выделил особенности мелодического развития, гармонии и формы, рассмотрел жизненные коллизии композитора [15]. У Сяолян исследовал проблему воспитания у студентов в классе фортепиано сознательности в области исполнительского мастерства, подробно рассмотрев исполнительские аспекты работы над прелюдией c-moll С.В. Рахманинова [11].
Анализ теоретических работ, посвященных фортепианному наследию С.В. Рахманинова, показал, что в поле исследовательского внимания находятся вопросы стиля и исполнительской техники начинающих пианистов, воспитания их личностных качеств, развитие исполнительского мастерства, а также музыкально-теоретический и педагогический анализ отдельных прелюдий и циклов С В. Рахманинова.
Вместе с этим, очевидно, что пианистическая техника должна подкрепляться пониманием самобытности произведений С.В. Рахманинова, его творческого кредо, выразительности интонаций его музыкальной речи, смыслов и контекстов музыки. Сам композитор говорил, что работа над музыкальным произведением «требует ... многих глубоких размышлений, а не только совершенного владения клавиатурой. Студенту не следует думать, что цель достигнута, если сыграны все ноты. В действительности это только начало. Необходимо сделать произведение частью самого себя. Каждая нота должна пробуждать в исполнителе своего рода музыкальное осознание истинной художественной миссии» [7, с. 240].
В этой связи работа музыканта над произведением С.В. Рахманинова и деятельность педагога по подготовке юного пианиста не могут быть плодотворны без серьезного и вдумчивого знакомства с личностью и судьбой композитора, проникновения в его внутренний мир, осмысления событий его жизни, семейных взаимоотношений, изучения круга друзей и единомышленников, художественно-эстетических предпочтений, чувств и переживаний. Обращение к его наследию, побудительным мотивам, художественно-образным ассоциациям с другими видами искусств, истории создания музыкальных произведений, а также реакции на них публики и критиков помогает музыканту понять содержание исполняемых произведений и создать объективную исполнительскую интерпретацию.
С целью выявления широты спектра и глубины изучения вопросов, связанных с жизненными обстоятельствами С.В. Рахманинова, наложившими отпечаток на становление его личности и творчества, мы обратились к работам молодых ученых из китайских вузов - Педагогический университет Цзянси, Шанхайская музыкальная консерватория, Шаньдунский университет искусств, Сианьская консерватория музыки, колледж современной музыки Шаньдунского университета искусств. Анализ проведенных исследований показал преобладание научных работ, посвященных пианистической технике. Рассматриваются вопросы о приобретении гибкости запястья, мышечной координации, о качестве и силе прикосновения пальцев к клавишам, формировании приема legato, умении быстро чередовать руки, о навыке игры аккордами, резкой смене динамики, о владении приемами педализации и др. Однако, как отмечалось выше, пианистическая техника без полного погружения исполнителя в атмосферу настроения-состояния произведения, вызывающего отклик в его душе и сердце, не обеспечит донесение до слушателя все богатство художественно-образных ассоциаций и переплетение смыслов.
В этой связи одна из важнейших задач китайской фортепианной педагогики при работе над произведениями С.В. Рахманинова помочь студентами уловить важное, но мимолетное движение души - это настроение-состояние, которое великий музыкант воплотил в звуках, научить передавать его, чтобы вызывать у слушателей ответное со-настроение-сопереживание этому состоянию.
Изучение этого соответствующего направления исследований, проводимых в Китае, показало наличие единственной работы, рассматривающей социально-политическую обстановку в России в период, когда жил и творил С.В. Рахманинов. Автор работы -Ван Мэн - отмечает, что «боль-
шинство существующих в Китае исследований фортепианных прелюдий С.В. Рахманинова сосредоточены на анализе самой прелюдии и ее композиционных форм, игнорируя историческую среду, социальные и культурные факторы, оказавшие влияние на стилевые особенности его произведений» [7, с. 1-2]. В его исследовании приводятся описание жизни и общая характеристика произведений С.В. Рахманинова, предыстория создания им фортепианных прелюдий в контексте соответствующей культурно-исторической обстановки, постепенной эволюции романтического стиля в музыке и отражения этого процесса в творчестве композитора. Автором представлены новые творческие идеи С.В. Рахманинова и их воплощение, дан анализ всех двадцати четырех прелюдий композитора с точки зрения мелодии, гармонии, ритма, фактуры; раскрыт исполнительский и педагогический потенциал всего цикла.
В остальных работах сведения о С.В. Рахманинове приводятся в ограниченном объеме, их недостаточно для того, чтобы детально провести музыкально-теоретический, стилевой и исполнительский анализ его фортепианных произведений, проникнуться творчеством великого русского музыканта. В ряде исследований допущены грубые ошибки в жизнеописании великого музыканта. Например, Ма Фанг дает неверные сведения о годах жизни великого композитора, указывая 1943 год как дату рождения, и искажая причинно-следственные связи при описании причин вынужденной эмиграции [15, с. 6]. В работе Ван Мэн указано: «После русской революции 1917 года Рахманинов был сослан в Швейцарию» [14, с. 8].
В рассмотренных исследованиях также поверхностно и ограниченно раскрыты ассоциативно-образная и смысловая сферы фортепианных произведений С.В. Рахманинова. Почти все исследователи обращают внимание на тембровую пали-
ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЧИНЕНИИ С.В. РАХМАНИНОВА ПРИ ОБУЧЕНИИ
КИТАЙСКИХ ПИАНИСТОВ
тру фортепиано при имитации колокольного звона в прелюдиях, подчеркивая, что «гармоничные колокола стали универсальным признаком русской классической музыки» [14, с. 28]. Однако данным фактом, безусловно, не исчерпывается все богатство эмоционально-смысловой сферы музыки С.В. Рахманинова. Для ее понимания необходимо погружение студентов в духовный и художественный контекст русской культуры, потому что без сравнений, аналогий и ассоциаций с шедеврами русской культуры в области литературы, живописи, архитектуры невозможно постигнуть музыку С.В. Рахманинова, выполнить музыкально-теоретический анализ его произведений, а в исполнительской интерпретации приблизиться к сокровенным мыслям композитора. Сам композитор писал об этом так: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. .У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они - как сестры-близнецы. .После музыки и поэзии я больше всего люблю живопись» [7, с. 34].
Направления и задачи исследования. Анализ степени разработанности проблемы исследования, а также стремительное увеличение в Китае числа пианистов разного уровня (сейчас их насчитывается в стране уже двадцать пять миллионов), детей, которые хотят обучаться игре на фортепиано (до трехсот миллионов) [6], рост интереса к произведениям С.В. Рахманинова среди наиболее популярных и маститых китайских пианистов ХХ1 века [8] могут служить обоснованием необходимости проведения самостоятельного исследования, нацеленного на разносторонне изучение личности и творчества С.В. Рахманинова, его фортепианного наследия в контексте становления и развития китайской фортепианной педагогики. Ранее соответствующая проблематика была представле-
на в качестве отдельного аспекта в исследованиях более широкого научного ракурса проблем жизни и творчества композитора.
Проделанная нами работа также позволяет наметить основные направления подобного исследования.
1. Необходимо изучить все имеющиеся источники (прежде всего, русскоязычную литературу), посвященные творчеству С.В. Рахманинова, русскому мелодизму, познакомиться с конкретными примерами из произведений великого мастера, раскрывающими специфику его музыкального языка и музыкального мышления, стилистику и жанровые основы фортепианной музыки. На данном этапе в списках литературы проанализированных исследований китайских ученых имеется чуть больше шестидесяти источников, среди которых 1-2 - русскоязычные. Чаще всего приводятся работы Е. Орлова и Ю. Келдыш. В подавляющем большинстве представлены китайские авторы и незначительное количество западноевропейских и американских работ (Я. Ай-кер, М. Барри, А. Веймар, Д. Девис, Р. Ларедо, Дж. Метуэн-Кэмпбелл, Ю. Рутс, С. Хариссон).
2. Анализ перечисленных выше исследований творчества композитора показал, что до сих пор весь процесс работы над созданием трактовки произведений С.В. Рахманинова для фортепиано опирается на советы педагога либо собственную интуицию студентов. В этой связи необходимо разработать методические подходы к работе по изучению с обучающимися аудио- и видеозаписей выступлений выдающихся пианистов, исполняющих произведения С.В. Рахманинова. Важно подобрать соответствующий материал, в обязательном порядке включающий выступления советских и российских пианистов, а также самого Сергея Васильевича. Подобная работа очень много значит для понимания авторской интерпретации произведения [4].
3. Нужно расширить поле музыковедческого исследования, включив в него не только фортепианные прелюдии С.В. Рахманинова (сейчас в работах молодых исследователей лидирующая позиция принадлежит Прелюдии ш-тоЯ), но и крупные формы с солирующим фортепиано - четыре концерта для фортепиано с оркестром, две сонаты, вариации на темы Ко-релли и Шопена, пьесы-фантазии, салонные пьесы, этюды-картины, шесть пьес для фортепиано в четыре руки, произведения для двух фортепиано. Исследователь Сун Пэн на основе анализа репертуара выдающихся китайских пианистов показал их преимущественный интерес именно к данной группе произведений С.В. Рахманинова.
Вывод. Результаты проводимого исследования позволят подготовить квалифицированных, творческих исполнителей, которые смогут оказать влияние на китайскую молодежь - студентов музыкальных учебных заведений и многомиллионную слушательскую аудиторию. С.А. Айзенштадт справедливо отмечает, что «на национальном уровне значимость фигуры лидера-исполнителя. выступает особенно ярко, а в двух вариантах лидерского влияния - «педагог - учащийся» и «исполнитель - последователь» - второй вариант наиболее действенный [1, с. 14]. С этим нельзя не согласиться, можно только добавить, что для Китая с его феноменом «фортепианного бума» такие примеры для подражания в сотни тысяч раз по сравнению с другими странами увеличивают возможности приобщения людей к высочайшим образцам несокрушимого человеческого духа, верности служения Родине в разных и порой очень сложных жизненных ситуациях, любви к своей стране, то есть ко всему тому, чем наполнены произведения великого русского Человека и Музыканта С.В. Рахманинова. И в этом заключен мощнейший и неисчерпаемый педагогический и воспитательный потенциал музыки С. В. Рахманинова.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенштадт С.А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. Новосибирск, 2015. 49 с.
2. Бянь Мэн Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1994. 22 с.
3. Воспоминания о Рахманинове: в 2 т.; сост., ред., примеч. и предисл. З.А. Апетян. М.: Музгиз, 1957. Т. 2. 399 с.
4. Красовская Е.П. Педагогическое руководство процессом освоения фортепианных произведений С.В. Рахманинова студентами Китайской Народной Республики // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7, № 2. С. 109-124.
5. Лю Миньхуэй Педагогические условия освоения студентами КНР творчества русских композиторов в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки музыканта-педагога: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2017. 226 с.
6. Муравьева И. 25 миллионов китайских пианистов удивят мир // Российская газета. 2012. № 5824 (151).
7. Рахманинов С.В. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры // Литературное наследие в 3 т.; сост.-ред., авт. вступ. статьи, коммент. З.А. Апетян. М.: Советский композитор, 1980. Т. 3: Письма. С. 232-240.
8. Сун Пэн Российские композиторы в репертуаре современных китайских пианистов. Тамбов // Грамота. 2020. № 4. С. 183-189. URL: www.gramota.net/materials/9/2020/4/37.html (дата обращения: 08.08.2023).
9. Сухомлинов И.И. К проблеме интерпретаций этюдов-картин Рахманинова // Мастерство музыканта-исполнителя. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 2. С. 147-185.
10. Сюй Бо Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже ХХ-ХХ1 веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2011. 22 с.
11. У Сяолян Воспитание у студентов сознательности в области исполнительского мастерства при обучении игре на фортепиано в обычных университетах. Qilu Yiyuan Journal of Shandong University of Arts. 2019. № 5. Вып. № 170.
12. Хань Мо Традиции российской фортепианной педагогики в контексте совершенствования профессиональной подготовки китайских учащихся-пианистов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2019. 193 с.
13. Хуан Пин Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008. 21 с.
14. ttffiM*^, Ей. 2014. 61 Р. [Ван Мэн Художественный стиль и исследование исполнительской педагогики фортепианной музыки С.В. Рахманинова: дис. ... маг. искусствоведения. Педагогический университет г. Цзянси, 2014. 61 с.] (на китайском языке).
15. Ц ЙЙ^Ш^Ш^Ш^Й^ЯетЯ. Ш^ЯЖ^Й^ШШ^Щ. 2014. 40 р. [Ма Фанг Прелюдия cis-moll С.В. Рахманинова: дис. ... маг. искусствоведения. Сианьская консерватория музыки, 2014. 40 с.] (на китайском языке).
REFERENCES
1. Ajzenshtadt S.A. Fortepiannye shkoly stran Dal'nevostochnogo regiona (Kitaj, Koreya, Yaponiya). Problemy teorii, istorii, ispolnitel'skoj praktiki: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Piano schools of the countries of the Far Eastern region (China, Korea, Japan). Problems of theory, history, performing practice. Extended Abstract of Dr. Habil. of Art Criticism Thesis]. Novosibirsk, 2015. 49 p. (in Russian).
2. Byan' Men Ocherki stanovleniya i razvitiya kitajskoj fortepiannoj kul'tury: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Essays on the formation and development of Chinese piano culture. Extended Abstract of Ph.D. of Art Criticism Thesis]. Saint Petersburg, 1994. 22 p. (in Russian).
3. Vospominaniya o Rahmaninove: v 2 t.; sost., red., primech. i predisl. Z.A. Apetyan [Memories of Rachmaninov: in 2 volumes; comp., ed., notes. and preface Z.A. Apetyan]. Moscow: Muzgiz, 1957. Vol. 2. 399 p. (in Russian).
4. Krasovskaya E.P. Pedagogicheskoe rukovodstvo processom osvoeniya fortepiannyh proizvedenij S.V. Rahmaninova studentami Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Pedagogical guidance of the process of mastering piano works by S.V. Rachmaninov by students of the People's Republic of China]. Musical art and education. 2019. Vol. 7, No. 2. P. 109-124. (in Russian).
5. Lyu Min'huej Pedagogicheskie usloviya osvoeniya studentami KNR tvorchestva russkih kompozitorov v kontekste pro-fessional'noj muzykal'no-istoricheskoj podgotovki muzykanta-pedagoga: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. [Pedagogical conditions for Chinese students to master the work of Russian composers in the context of professional musical-historical training of a musician-teacher. Ph.D. of Art Criticism Thesis]. Moscow, 2017. 226 p. (in Russian).
6. Murav'eva I. 25 millionov kitajskih pianistov udivyat mir [25 million Chinese pianists will surprise the world]. Russian newspaper. 2012. No. 5824 (151). (in Russian).
7. Rahmaninov S.V. Desyat' harakternyh priznakov prekrasnoj fortepiannoj igry [Ten characteristic features of excellent piano playing]. Literary heritage in 3 volumes; comp.-ed., author. entry articles, commentary, Z.A. Apetyan. Moscow: Soviet Composer, 1980. Vol. 3: Letters. P. 232-240. (in Russian).
8. Sun Pen Rossijskie kompozitory v repertuare sovremennyh kitajskih pianistov. Tambov [Russian composers in the repertoire of modern Chinese pianists. Tambov]. Certificate. 2020. No. 4. P. 183-189. Available at: www.gramota.net/ materials/9/2020/4/37.html (date of the Application: 08.08.2023). (in Russian).
9. Suhomlinov I.I. K probleme interpretacij etyudov-kartin Rahmaninova [On the problem of interpretation of etudes-paintings by Rachmaninov]. Mastery of a performing musician. Moscow: Soviet Composer, 1978. Vol. 2. P. 147-185. (in Russian).
10. Syuj Bo Fenomen fortepiannogo ispolnitel'stva v Kitae na rubezhe XX-XXI vekov: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The phenomenon of piano performance in China at the turn of the 20th-21st centuries. Extended Abstract of Ph.D. of Art Criticism Thesis]. Rostov-on-Don, 2011. 22 p. (in Russian).
11. Wu Xiaoliang Cultivating students' performance consciousness when learning piano in mainstream universities. Qilu Yiyuan Journal of Shandong University of Arts. 2019. Vol. 170, No. 5. (in Russian).
12. Han' Mo Tradicii rossijskoj fortepiannoj pedagogiki v kontekste sovershenstvovaniya professional'noj podgotovki kitajskih uchashchihsya-pianistov: dis. ... kand. ped. nauk [Traditions of Russian piano pedagogy in the context of improving the professional training of Chinese pianist students. Ph.D. of Pedagogical Sciences Thesis]. Moscow, 2019. 193 p. (in Russian).
ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЧИНЕНИЙ С.В. РАХМАНИНОВА ПРИ ОБУЧЕНИИ
КИТАЙСКИХ ПИАНИСТОВ
13. Huan Pin Vliyanie russkogo fortepiannogo iskusstva na formirovanie i razvitie kitajskoj pianisticheskoj shkoly: avtoref. dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese pianistic school. Extended Abstract of Ph.D. of Art Criticism Thesis]. Saint Petersburg, 2008. 21 p. (in Russian).
14. ffffiWffi^^, IS. 2014. 61 р. [Wang Meng Artistic style and research into performing pedagogy of piano music S.V. Rachmaninov. Master's of Art Criticism Thesis]. Jiangxi Normal University, 2014. 61 p.] (in Chinese).
15. ц «шя. н^^к^^шжт 2014. 40 р.
[Ma Fang Prelude cis-minor S.V. Rachmaninov. Master's of Art Criticism Thesis]. Xi'an Conservatory of Music, 2014. 40 p.] (in Chinese).