Научная статья на тему 'Подходы к инвестированию средств домашними хозяйствами в образовательную сферу'

Подходы к инвестированию средств домашними хозяйствами в образовательную сферу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / варианты инвестирования / домашние хозяйства / кредитные и страховые продукты. / higher education / investment options / households / credit and insurance products
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к инвестированию средств домашними хозяйствами в образовательную сферу»

Измайлович С.В.

к.э.н., доцент Полоцкого государственного университета, Беларусь

[email protected]

ПОДХОДЫ К ИНВЕСТИРОВАНИЮ СРЕДСТВ ДОМАШНИМИ ХОЗЯЙСТВАМИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СФЕРУ

Ключевые слова: высшее образование, варианты инвестирования, домашние хозяйства, кредитные и страховые продукты.

Keywords: higher education, investment options, households, credit and insurance products.

Образование является одной из самых важных сфер социально-экономической деятельности государства. От функционирования образовательной сферы зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние общества. Анализ образовательной деятельности в Республике Беларусь показывает, что особое внимание уделяется сфере высшего образования, так как именно данный вид образования обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров.

Образование традиционно считается сферой преимущественно государственных интересов, так как именно государство формирует данную сферу, определяет условия ее функционирования и направления развития, обеспечивает ресурсами. Однако в настоящие время наблюдается тенденция сокращения объема государственного финансирования системы образования, с одной стороны, и повышение требований к качеству образования, соответствию его мировым стандартам, внедрению новых технологий обучения, с другой стороны, что требует постоянного увеличения объемов финансирования. Образовательные учреждения находятся в поиске дополнительных внебюджетных средств финансирования.

Поиски оптимального соотношения государственного и частного финансирования стали ключевой проблемой реформирования системы высшего образования множества стран, учитывающего особенности их институциональной организации. Исследователи сходятся во мнении, что наиболее сложным при этом является определение доли и формирование механизмов частного инвестирования в образование.

В современной экономической литературе обосновывается два основных преимущества частного финансирования высшего образования по сравнению с государственным. Во-первых, оно более экономически обосновано и просчитано как инвестиционное решение, принимаемое на уровне домохозяйства, так как ориентировано на получение выгод от приобретенной профессии. Во-вторых, частное инвестирование в образование обеспечивает увеличение заинтересованности учащихся в самом процессе обучения, а также рост требовательности к предлагаемым образовательным программам. Увеличение доли частного инвестирования в высшее образование способствует ликвидации проблем его неэффективного финансирования.

Тенденция увеличения финансовой ответственности домохозяйств за инвестиции в образование чётко прослеживается в практике его реформирования во многих развитых странах. Она выражается либо в форме сокращения расходов государственного бюджета на поддержку студентов, замены государственной стипендии на студенческие кредиты, введения платы за обучение, либо в форме, сочетающей указанные стратегии. Примеры подобной политики можно найти в таких странах, как Австралия, Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, США.

Нами в исследованиях произведены расчеты по трем вариантам инвестирования средств в высшее образование со стороны домашних хозяйств: финансирование обучения в вузе за счёт средств родителей (средств работающего студента); финансирование за счёт заёмных средств банка; финансирование за счёт страхового накопления.

Рассмотрим особенности финансирования обучения в вузе за счёт средств родителей (средств работающего студента).

Представим формулу, по которой определяется доля накоплений, производимая из реальной среднемесячной заработной платы домохозяйства, ежемесячно в течение года (формула 1):

СО,

НСО= 12 х 100, (1) СО РСЗП

где СО— стоимость за обучение в 1-ом году;

нсо - накопление, производимое для выплаты стоимости за обучение; РСЗП - реальная среднемесячная заработная плата работника, тыс. руб.

Если в накоплении участвует более чем один человек, то данный процент распределяется между участниками накопления соразмерно их доходам. Расчеты позволяют определить, какую долю в заработной плате занимают ежемесячные накопления на оплату обучения за период обучения с 2012 по 2015 годы (табл. 1).

Процент накопления домохозяйства для инвестирования средств в обучение за 2012-2015 гг. (на примере стоимости обучения регионального вуза)

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Стоимость обучения на начало учебного года, тыс. бел. (неденоминированных) руб. 8950,0 10 740,0 12 880,0 11 520,0

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. бел. (неденоминированных) руб.1 3676,1 5061,4 6052,4 6883,7

Располагаемая начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. бел. (неденоминированных) руб. 3161,4 4352,8 5205,1 5920,0

НСО , % 23,6 20,6 20,6 16,2

* Статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. -Минск: ИВЦ, 2015. - 578 с.

Из данных таблицы видно, что процент накопления составляет от 16,2 до 23,6% дохода домохозяйства. На наш взгляд, при заработной плате ниже, либо соответствующей располагаемой среднемесячной заработной плате в Республике Беларусь, а также при увеличении стоимости обучения, рассчитанный процент ежемесячных накоплений является весьма высокой нагрузкой для домохозяйства.

Рассмотрим особенности финансирования за счёт заёмных средств банка.

Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк» предлагает кредит на обучение и льготный кредит на обучение. Кредит предоставляется на обучение в учреждениях высшего и среднего специального образования, который можно получить в течение всего периода обучения частями.

Погашение кредита осуществляется при получении: первого образования дневной формы получения образования в учреждениях высшего образования - со следующего месяца после окончания учреждения образования в течение 5 лет; второго и последующих образований в учреждениях высшего и среднего специального образования, образования заочной формы получения образования в учреждениях высшего и среднего специального образования - со следующего месяца после выдачи кредита.

С 18 апреля 2012 года процентная ставка по заключаемым договорам на получение первого образования была установлена в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату заключения кредитного договора и в дальнейшем изменялась только для вновь открываемых кредитных договоров. Вместе с тем, в кредитном договоре указывается размер процентной ставки в абсолютном значении на дату заключения кредитного договора. При изменении ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь размер процентной ставки по ранее заключенным кредитным договорам не изменяется, если иное не предусмотрено кредитным договором.

Согласно условиям кредитного договора банк имеет право изменять процентную ставку. Однако изменение процентной ставки по уже заключенным действующим кредитным договорам осуществляется только по решению Правления банка. При утверждении новых процентных ставок по действующим кредитным договорам Банк информируют Кредитополучателей путем размещения измененных условий на информационных стендах в учреждениях и отделениях банка.

Максимальная сумма кредита определяется в размере, не превышающем годовую стоимость обучения, но и в пределах кредитоспособности Кредитополучателя. Стоимость обучения отражается в договоре о подготовке специалиста с высшим (средним специальным) образованием на платной основе с учреждением образования.

Кредиты предоставляются в течение всего срока обучения студента (учащегося) частями в пределах открытых кредитных линий, которые используются в течение того учебного года, для оплаты стоимости обучения в котором они предоставлены. Максимальный размер каждой части кредита определяется ежегодно и не может превышать стоимости обучения за учебный год.

Некоторым категориям абитуриентов, претендующим на получение первого высшего образования дневной формы обучения, может предоставляться льготный кредит. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 г. № 616 льготный кредит на получение первого высшего образования дневной формы обучения в учреждениях высшего образования предоставляется гражданам Республики Беларусь, обучающимся на платной основе, по местонахождению учреждения высшего образования либо родителям, либо иным законным представителям по месту их постоянной регистрации при наличии постоянного источника дохода, если их средний совокупный доход на члена семьи за год, предшествующий месяцу подачи документов для получения кредита не превышает 350 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату подачи документов для получения кредита. Кредит предоставляется частями в течение всего периода обучения в пределах открытой кредитной линии с уплатой за пользование кредитом 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

Максимальный размер каждой части кредита определяется ежегодно и не может превышать 70% стоимости обучения за учебный год.

При финансировании получения высшего образования за счет кредитных ресурсов ОАО «АСБ «Беларусбанк» нами произведены расчеты за 2012-2015 гг. на примере стоимости обучения регионального вуза по нескольким вариантам:

1) ситуация № 1: кредитоспособность кредитополучателя позволяет получить сумму кредита в размере 100% стоимости обучения. В течение всего периода обучения выплачиваются проценты по кредиту, размер которого еже-

годно увеличивается. После окончания высшего учебного заведения, ежемесячно, равными долями в течение 5 лет выплачивается основной долг, а также проценты на остаток основного долга;

2) ситуация № 2: кредитоспособность кредитополучателя позволяет получить сумму кредита в размере 100% стоимости обучения и оплачивать, помимо процентов, сумму основного долга в период обучения;

3) ситуация № 3: кредитоспособность кредитополучателя позволяет получить сумму кредита в размере 70% стоимости обучения исходя из условий получения льготного кредита.

Расчет и анализ ежемесячных выплат по каждой из рассмотренных ситуаций позволяет выявить, что наиболее выгодным является кредитование, осуществляемое по ситуации № 2, так как «переплата» за обучение составит 17%. Это связано с тем, что кредитные средства заимствуются и погашаются ежегодно. Ситуация № 1 является самой невыгодной, так как ежегодно увеличивается сумма основного долга, на который начисляются проценты. В ситуации № 3 нужно учитывать, что помимо 76% «переплаты», остальные 30% (или более, в зависимости от кредитоспособности кредитополучателя) необходимо оплачивать за счёт собственных средств. Таким образом, в каждой из рассмотренных ситуаций имеются свои достоинства и недостатки. Однако, при недостатке собственных средств для инвестирования домохозяйствами средств в высшее образование, кредитные ресурсы могут стать решением данной проблемы.

Рассмотрим особенности инвестирования средств домохозяйствами для получения высшего образования за счёт страхового накопления. Страховая программа «Стартовый капитал» от Республиканского дочернего унитарного страхового предприятия «Стравита» предназначена для создания детям накоплений к началу взрослой жизни (на образование, открытие собственного дела, улучшение жилищных условий, крупную покупку) и обеспечение финансовой безопасности ребенка при неблагоприятных обстоятельствах.

Ежегодно по договору страхования начисляется дополнительный инвестиционный доход (бонус), размер которого определяется по финансовым результатам деятельности РДУСП «Стравита». Бонус выплачивается по окончании договора страхования со страховой выплатой. Основные условия программы «Стартовый капитал» отражены в табл. 2.

Таблица 2

Основные условия страховой накопительной программы «Стартовый капитал»*

Показатель Значение или условие

Возраст ребенка От рождения до 16 лет

Валюта страхования Белорусские, российские рубли, доллары, евро

Размер страхового взноса От 50 USD в месяц

Периодичность уплаты страхового взноса От ежемесячной до единовременной

Страхователь Родитель или другой родственник

Срок страхования От 3 до 25 лет

Основные страховые случаи Достижение возраста, смерть

Дополнительный страховой случай Установление инвалидности

* Программа «Стартовый капитал». Страховое предприятие «Стравита. - http://stravita.by/programs/citizenry/startcap

Рассмотрим пример страхового накопления, цель которого заключается в гарантированном накоплении средств для оплаты обучения ребенка. Предположим, что на момент заключения договора страхования возраст ребенка 8 лет. Накопление планируется к поступлению в высшее учебное заведение. Срок страхования - 10 лет. Страховой взнос -150 USD ежеквартально. Страхователь - один из родителей в возрасте 30 лет. Размер страховых выплат указан в табл. 3.

Таблица 3

Страховые выплаты по программе «Стартовый капитал»*

Страховые случаи (в жизни родителя) Кому производится страховая выплата Срок выплаты Размер страховой выплаты, USD

достижение возраста ребенку по окончании срока страхования 7000 + бонус

смерть ребенку

инвалидность I или II группы родителю при наступлении страхового случая 5000

* Программа «Стартовый капитал». Страховое предприятие «Стравита. - http://stravita.by/programs/citizenry/startcap

Согласно условиям страхования для рассмотренного примера дополнительная выгода страхователя (налоговая льгота по подоходному налогу) составит 780 USD.

С 25 мая 2014 года в РДУСП «Стравита» действует накопительная программа «Престижное образование». По программе «Престижное образование» к итоговой доходности добавляется бонус - 0,5%.

Рассмотрим размер совокупной доходности, предлагаемый РДУСП «Стравита» по программе «Престижное образование» (табл. 4).

Размер совокупной доходности страхователя РДУСП «Стравита»*

Год Совокупная доходность по белорусским рублям Совокупная доходность по иностранным валютам

2011 43,2 5,5

2012 51,6 6,1

2013 48,2 6,1

2014 27,1 6,6

2015 32,0 5,8

* Размер совокупной доходности страхователя. Страховое предприятие «Стравита». - 2016. - http://stravita.by/ru/sovokup

(1оЬз(1

В итоге, инвестирование средств домашними хозяйствами в получение ребенком высшего образования через накопительные страховые программы позволяет получить за рассматриваемый период времени обучения такую же доходность средств, как и по депозитным вкладам коммерческих банков Республики Беларусь. Однако, существенным отличием страховых продуктов от депозитных является дополнительная выгода страхователя в виде значительной экономии средств по подоходному налогу.

Итак, в данный момент основной финансовой проблемой в сфере высшего образования является его ежегодное удорожание, и, следовательно, снижение способности домашних хозяйств к возможности его финансирования за счёт собственных источников средств. Проведенные нами исследования отражают следующую ситуацию: варианты инвестирования средств домашними хозяйствами в образовательную сферу достаточно разнообразны. Каждый из рассмотренных вариантов инвестирования средств для получения высшего образования имеет свои недостатки и преимущества.

Следует отметить, что за исследуемый период обучения был рассчитан срок окупаемости инвестиций на обучение в любом вузе республики. Он составляет в среднем 5,2 года. Это свидетельствует о том, что вложение средств в образование является крайне выгодным активом. Кроме материального выигрыша, повышение уровня образования дает ряд преимуществ в виде улучшения условий жизни, условий труда, досуга и потребительского выбора.

Кроме того, человек получает более широкий доступ к интересной и перспективной работе и возможность получения удовлетворения от самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.