\
о
РЭ
Си К
К ич О
ч н
^¡ч
к
г
о и
о
и
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ
Аперьян Владимир Еремеевич
Подходы к инновационному развитию как основы экономического роста регионов России
В статье рассматриваются основные подходы к определению соотношения инновационного развития регионов и экономического роста через призму кластерного подхода. Автор подробно анализирует определения понятия «кластер» и «региональный кластер» и специфику подходов различных ученых к этому феномену. Отдельно рассматриваются проблемы инновационного развития регионального кластера за счет включения в его структуру инновационных инфраструктурных элементов и основы методологии проведения связанных с этим мероприятий.
Инновации, региональное развитие, кластер, отрасль, сети, конкурентоспособность, кооперация, синергетический эффект.
Необходимость разработки инновационной стратегии социально-экономического развития различных регионов ставит вопрос о возможности и эффективности кластерного подхода в данном направлении. Прежде всего, одна из самых актуальных проблем - как соотносятся между собой два модных понятия: инновации и кластеры, в частности, как должна выглядеть интеграция этих двух походов и каковы основные методические принципы и требования к разработке такой стратегии. Важным инструментом реализации экономической политики и повышения конкурентоспособности экономики на глобальном рынке являются инновационные кластеры.
Инновационная составляющая экономического роста региона и народного хозяйства в целом в решающей степени обуславливается созданием сетей взаимосвязанных промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений, внедренческих и сервисных центров, или, иначе говоря, кластеров.
Существуют различные подходы к определению понятия «кластер». Подход к территориальному экономическому развитию с участием инноваций изложен в теории кластеров (от англ. с^ег - сгусток). Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу [1].
Кластер - это устойчивое территориально-отраслевое партнерство предприятий и организаций, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности его участников [2]. Или, кластер - это группа взаимосвязанных компаний и опосредованных с ними организаций, географически локализованных, действующих в определенных сферах,
4
характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
В соответствии с классическим определением кластера как группы «географически соседствующих взаимосвязанных компаний» введем еще одно ограничение и будем рассматривать инновационный кластер как подсистему региональной инновационной системы (РИС) [3]. Это ограничение не является слишком жестким, но для России с ее огромными расстояниями, усложняющими обмен материальными и человеческими ресурсами между элементами кластера национального масштаба, в отдельных случаях оно может иметь существенное значение.
Ядром кластера, как правило, выступают крупная фирма или сообщество сходных фирм, которые посредством вертикальных (цепи покупок и продаж), а также горизонтальных связей (дополнительные изделия и услуги, использование подобных специализированных процессов, технологий или институтов) взаимодействуют с другими организациями, участвующими в кластере. Помимо ядра кластера, существуют также вспомогательные организации, которые обеспечивают необходимые технологии, информацию, капитал (финансовые ресурсы) и инфраструктуру [4].
Общепризнанным «отцом» кластерной теории является американский экономист Майкл Портер (Гарвардская школа бизнеса). Он обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным государствам, а имеют свойство концентрироваться, «слипаться в сгустки». Так, согласно М. Портеру, кластеры - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенных сферах и взаимодополняющих друг друга.
Существующие в настоящее время точки зрения на понятие «кластер» можно условно разделить на две группы: в первую входят авторы, которые обращают внимание именно на географическую составляющую кластера, а ко второй мы относим авторов, которые «географическую» составляющую считают малозначительной.
Существует еще один подход к трактовке данного понятия, который предлагает рассматривать кластер как совокупность «4К» [5]:
1) концентрация - в пределах локальной территории;
2) конкуренция - внутри кластера в борьбе за потребителя, за завоевание и удержание его;
3) кооперация - в вовлечении родственных отраслей и местных институтов и поддержании конкурентоспособности своей продукции на внешнем рынке;
4) конкурентоспособность - на рынке за счет высокой производительности, основанной на специализации и взаимодополнении участников.
Отраслевой кластер - это неформальное сообщество отраслевых и смежных компаний на основе кооперационных и конкурентных связей, которые отличаются способностью взаимного усиления конкурентных преимуществ за счет синергетического эффекта.
В качестве примера отраслевого кластера можно отметить формирование Дальневосточного нефтегазохимического кластера. Принципы развития нефтегазохимической отрасли наилучшим образом реализуются в рамках крупных производственных конгломератов -нефтегазохимических кластеров. В основе каждого из кластеров лежат крупные пиролизные мощности, вокруг которых создаются производства пластиков и каучуков, а также производства по изготовлению конечных изделий из продуктов нефтегазохимии.
Кластерный подход к развитию отрасли позволяет решить комплексно следующие основные задачи:
1) кластеры создаются вблизи существующих источников нефтегазохимического сырья или имеют эффективные логистические каналы для его поставки, в том числе, по продукто-проводам;
2) в основе кластеров лежат крупные конкурентоспособные производства мирового уровня (для пиролизов - мощности от 1 млн т по этилену), что позволяет достичь существенной экономии вследствие масштабов строительства и производства;
3) кластеры, как правило, расположены в основных регионах производства сырья, а также сбыта готовой продукции (как на внутреннем рынке, так и вблизи экспортных каналов).
Исходя из расположения существующих мощностей, источников сырья и планов компа-
О ¡X О
г
к
м
>
и >
£=1 О
К
¡=1
•па
>■
ьа о
ний по развитию действующих/строительству новых производств в настоящем Плане выделено 6 кластеров по географическому признаку: Западно-Сибирский, Приволжский, Каспийский, Восточно-Сибирский, Северо-Западный и Дальневосточный (рис. 1).
Районы переработки
нефти и гам Производство конечной нефтехимтесхой продукции =
Возкюоые маршруты
Каспийский
Западно-С иби рекий
Г.
ь
I.
\jJTi
31
Восточно-Сибирски й
I.
Дальневосточный
Рис. 1. Планируемое расположение нефтехимических кластеров в России к 2030 г.
к
е—I
о
1=3
ж
1—^
и ^
о ж о
Решение о развитии новых кластеров и производств должно приниматься по каждому из горизонтов планирования в зависимости от трех ключевых факторов:
- доступность сырья в регионе и/или наличие транспортной инфраструктуры, позволяющей надежно обеспечить перерабатывающие предприятия необходимым сырьем;
- уровень развития внутреннего рынка, возможности экспорта и конкуренция на международных рынках;
- решение возможных технологических проблем (например, вопрос выделения и хранения гелия на месторождениях Восточной Сибири);
- получение необходимого финансирования на конкурентоспособных условиях, но с учетом соответствия проекта определенным требованиям (например, базовым принципам развития отрасли и минимальному уровню требуемых инвестиций).
Дальневосточный нефтегазохимический кластер, расположенный в Приморье, будет развиваться на основе местной сырьевой базы, для разработки которой должен быть решен вопрос об использовании и хранении гелия, а также частично с вовлечением сырья с месторождений Восточной Сибири. Конечная продукция будет потребляться как на внутреннем рынке, так и отправляться на экспорт.
Проекты новых нефтегазохимических комплексов, разрабатываемых компаниями ОАО «Газпром» совместно с ОАО «СИБУР Холдинг» и ОАО «НК «Роснефть», предусматривают строительство пиролизных установок общей мощностью более 3 млн т этилена в год совместно с производствами полиэтилена, полипропилена и моноэтиленгликоля. Точная конфигурация производств и объем необходимых капитальных вложений уточняются, поэтому народнохозяйственный эффект по указанным производствам не рассчитывался. Реалистичным сроком ввода новых мощностей в эксплуатацию является период 2020-2025 гг.
В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в этот кластер, достигается только за счет отрасли, так как именно она в этом случае выступает в качестве объединяющего фактора.
Региональный кластер - это экономическая агломерация фирм, работающих с синергети-ческим эффектом в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства, образуя при этом между собой кооперационные и конкурентные связи. В данном случае синергетический эффект от взаимодействия организаций, входящих в такой кластер, достигается уже за счет возникающей региональной связи: все предприятия региона взаимодействуют на основе конкурентно-партнерских отношений ради достижения общей цели - развития региона в целом как кластера. При этом все субъекты хозяйствования находятся в равных условиях для осуществления своей деятельности: одна территория, одно законодательство.
Диагностика кластеров может осуществляться на основании 2 взаимосвязанных подходов.
1) «Сверху - Вниз», когда определяются привлекательность и предпосылки для развития кластера в той или иной отрасли;
2) «Снизу - Вверх», когда осуществляется идентификация кластера на определенной территории.
При этом для диагностики кластеров используются, как правило, качественные инструменты - такие, как метод Дельфи, фокус-группы, локальные опросы, анализ разрывов, стратегический межотраслевой анализ и т.д., а для оценки результатов их развития - количественные (коэффициенты локализации, методы экономического моделирования, анализ сети, таблицы межотраслевого баланса и проч.)
На практике процесс диагностики кластера объединяет два подхода и включает 3 ключевых этапа:
1) стратегический отраслевой и кластерный анализ;
2) анализ международного опыта и лучшей практики (бенчмаркинг);
3) выделение и анализ кластера на территории региона.
Вопрос инновационного развития всего кластера за счет включения в его структуру инновационных инфраструктурных элементов в настоящее время стоит весьма остро не только в нашей стране, но во всем мире. Это объясняется тем, что методология проведения подобных мероприятий на сегодняшний день только начинает приобретать четкие контуры.
Литература
[1] Cluster specialisation patterns and innovation styles. Den Haag, 1998. - Р. 5.
[2] Тухбаттулина А.Б. Региональная инновационная система как основа формирования кластеров в регионе. // Социально-экономические явления и процессы. - 2008. - №4. - С. 80.
[3] Монастырный Е.А. Инновационный кластер // Инновации. - 2006. - №2(89). - С. 40.
[4] Жигжитова Б.Н. Совершенствование организационно-экономического механизма управления инновационным развитием региона на основе кластерного подхода: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Улан-Удэ, 2006.
[5] Арутюнов Ю.А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.
- 2008. - №4. - С. 6-24.
О
pq о
К >
и >
£=1 О
К
¡=1
•па
>■
bd О