Научная статья на тему 'Подходы к формированию методики планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятия'

Подходы к формированию методики планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗРАБОТКА ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грозовская Е. В.

Е.В. Грозовская Подходы к формированию методики планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятия Долгосрочное планирование, стратегическое планирование, инвестиционно-инновационная деятельность, разработка плана инвестиционно-инновационной деятельности Данная статья посвящена изучению методики планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятий и ее особенностям в российских условиях. В статье рассмотрены понятия «стратегического планирования» и «долгосрочного планирования» на предприятиях. Проведен обзор методических подходов планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятий.E.V.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grozovskaya Approaches to the formation of procedures of planning investment and innovation operations Long-term planning, strategic planning, investment and innovative activity, development of a plan of investment and innovation This article focuses on the study of a technique of planning of investment and innovation activities of enterprises and its peculiarities in the Russian context. The article discusses the concept of "strategic planning" and "long-term planning" in the workplace. A review of methodological approaches the planning of investment and innovation activity of enterprises.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию методики планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятия»

5. Дибиров A.A. Сущность интеграции и кооперации в аграрной сфере// Научное обозрение: теория практика. - 2015. - №1. - С.58-70.

6. Дибиров A.A., Дибирова Х.А., Эпштейн Д.Б., Морева A.B. Концептуальные основы развития интеграционных и кооперационных процессов в агропромышленном комплексе СЗФО РФ: Научное издание/ ФГБНУ СЗНИЭСХ. -СПб: ООО «Р-КОПИ», - 2016. - №4. - 96с.

УДК 658:005

Канд. экон. наук Е.В. ГРОЗОВСКАЯ (ЧОУ ВО СПбАУ, [email protected])

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Долгосрочное планирование, стратегическое планирование, инвестиционно-инновационная деятельность, разработка плана инвестиционно-инновационной деятельности

В настоящее время особенно остро в нашей стране встает вопрос о методике разработки долгосрочных планов инвестиционно-инновационной деятельности как на государственном, так и на уровне предприятия. К существенным недостаткам управления промышленным предприятием в нашей стране следует отнести недостаточное использование долгосрочных инструментов в регулировании их инвестиционно-инновационной деятельности и как следствие всей производственно-хозяйственной деятельности. Отсутствие у предприятий долгосрочных бизнес-планов объясняется объективными внешними факторами: нестабильность законодательства и экономической и общеполитической ситуации, которые не способствуют установлению четких долгосрочных целей. В настоящее время все больше уделяется внимания со стороны государства -стимулированию инновационной деятельности предприятий, что подтверждается рядом принятых документов: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «О науке и государственной научно-технической политике»; федеральный закон от 28.06.2014г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»; Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»; Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЭ; Постановление правительства РФ от 08.12.2014 г. № 1335 «Об утверждении правил включения юридических лиц в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», для целей ст. 4 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»; Постановление правительства РФ от 31.12.1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» и другие. Однако, несмотря на действия со стороны государства, предприятия по-прежнему не уделяют большого внимания составлению долгосрочных планов на несколько лет.

Сложность решения задачи по эффективному долгосрочному планированию в области инвестиционно-инновационной деятельности заключается в следующем:

1) необходимо осуществлять взаимоувязку инвестиционно-инновационной деятельности с производственной, финансовой, торговой;

2) создание отдельного структурного подразделения предприятия, в компетенцию которого входит разработка и анализ выполнения долгосрочных планов (создание отдельного подразделения требует дополнительного финансирования управленческих расходов).

Для решения целей и задач долгосрочного планирования деятельности отечественных промышленных предприятий необходимо:

1) исследовать общие методические основы долгосрочного планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятия;

2) охарактеризовать специфику управления инвестиционно-инновационной деятельности предприятия.

Исследуя общие методические основы долгосрочного планирования, которое является одной из функций управления, целесообразно учитывать следующие условия:

1. Организационная структура предприятия. Его суть состоит в том, что любое промышленное предприятие состоит из подсистем (структурных элементов), между которыми существуют взаимосвязи; состав и структура подсистем предприятия определяются его целями и задачами; наличие у предприятия границ, разделяющих его внутреннюю и внешнюю среды.

2. Целостность предприятия. Предприятие выступает как единая целостная социально-экономическая система. Этим качеством может обладать только само предприятие, а не его отдельные структурные элементы, следовательно, находясь в единой системе, каждая подсистема может обладать дополнительными свойствами. Таким образом, итоги деятельности предприятия в целом по сумме итогов деятельности его подсистем могут обладать синергетическим эффектом (как положительным, так и отрицательным). Положительный синергетический эффект объясняется качеством взаимосвязи отдельных подсистем, гармоничным сочетанием интересов предприятия в целом и его подразделений. Отрицательный синергетический эффект объясняется несоблюдением принципа системности на предприятии (нет четких целей, недостаточно разработан механизм взаимосвязи структурных подразделений предприятия).

3. Гибкость планирования находит свое отражение в способности предприятия делать альтернативные планы, включающие различные варианты развития факторов, влияющих на внутреннюю и внешнюю среды. Для обеспечения высокого уровня качества долгосрочного планирования необходимо осуществлять разработку трех вариантов: основного, пессимистического и оптимистического. Наличие долгосрочного плана, разработанного в различных вариантах, свидетельствует о высокой квалификации руководства и способности предприятия к выживанию в условиях спада экономики.

Следует учитывать, что долгосрочные, тактические и оперативные (текущие) планы взаимосвязаны между собой. Такая взаимосвязь обеспечивает согласованность планов различных уровней. Согласованность планов состоит из двух обязательных параметров: цель и ресурсы.

Целевая составляющая планов инвестиционно-инновационной деятельности определяется руководством предприятия, выражается в заданных плановых параметрах. На следующих этапах планирования учитываются ресурсы, правовое регулирование и ряд других параметров. Плановые задания должны корректироваться в соответствии с выявленными ограничениями, в результате чего определяется наиболее оптимальный вариант плана.

Существующие на современном этапе развития теория и практика планирования ориентированы на уровень, который должен быть достигнут за определенный период времени, что будет стимулировать развитие инновационной деятельности на предприятии и гарантировать его конкурентоспособность.

Многие авторы в области теории планирования различают такие понятия, как «долгосрочное» и «стратегическое» планирование. Механизм долгосрочного планирования обычно рассматривается в условиях стабильной внешней среды и основан на планировании показателей по базе анализа динамики показателей предыдущих периодов. «Стратегическое планирование» - свойство современных рыночных предприятий, действующих в постоянно изменяющейся внешней среде.

Рассмотрим механизм долгосрочного планирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятия в современных условиях более подробно.

Долгосрочный план разрабатывается на период от трех и более лет, имеет гибкий характер, корректируется по мере изменения целей и задач с учетом достигнутых результатов инвестиционно-инновационной деятельности.

Можно выделить следующие цели разработки долгосрочного плана инвестиционно-инновационной деятельности промышленного предприятия:

- повышение эффективности реализации инвестиционно-инновационного проекта за счет включения в него конкретных мероприятий, взаимоувязанных с производственной деятельностью предприятия;

- включение в план мероприятий изменений, связанных со статусом предприятия (резидент технико-внедренческой ОЭЗ, участник «Сколково» и т.п.);

- совершенствование мониторинга и внутреннего контроля за процессом реализации инвестиционно-инновационного проекта.

Таким образом, долгосрочный план позволяет систематизировать работы, необходимые ресурсы и обеспечить контроль за инвестиционно-инновационной деятельностью промышленного предприятия или ее направлений.

К основным показателям (контрольные показатели), содержащимся в долгосрочном плане, относят:

- объем реализуемой продукции (с выделением объема новой);

- выпуск важнейших видов продукции в натуральном выражении;

- рост производительности труда;

- общий объем затрат, с учетом налоговых платежей (возможность использования налоговых преференций);

- сумма прибыли;

- рентабельность имущества, продаж, производства, капитала;

- общий объем капитальных вложений;

- объем научно-технических мероприятий, направленных на внедрение новых техники и технологии.

Наличие вышеуказанных показателей в долгосрочном плане дает возможность формировать информационную базу о проводимых на предприятии работах в области инвестиционно-инновационной деятельности в полном объеме для внутреннего мониторинга.

В процессе формирования долгосрочного плана целесообразно придерживаться определенной структуры и разбивать комплекс работ по их типам. Критерием отнесения работ к существенным является объем их финансирования и принадлежность к категории приоритетных направлений. Прочие работы составляют менее 10% от существенных, при этом следует учитывать, что объем не существенных работ в сумме может превышать указанный предел.

Согласно инновационной политике государства к приоритетным относят мероприятия, прямо или косвенно влияющие на развитие важнейших межотраслевых технологий: нанотехнологии, биотехнологии, технологии создания композиционных материалов и изделий из них, информационные, включая суперкомпьютерные технологии, следовательно, работы, относимые к таким мероприятиям, также являются приоритетными.

В долгосрочный план следует включать: внедрение данных технологий в производственный процесс, исследования и разработки по указанным технологиям, в том числе в кооперации с другими участниками, повышение объема закупок готовой продукции отечественного производства, разработанной на основе или с применением указанных технологий.

Планирование инвестиционно-инновационной деятельности можно рассматривать как отношения, включающие принципы и механизм разработки и реализации управленческих

решений, направленных на осуществление замыслов и обоснование инвестиционных потребностей.

Процесс долгосрочного планирования инвестиционно-инновационной деятельности включает: разработку планов внедрения научно-технических мероприятий на предприятии, обеспечение источниками финансирования, защиту активов предприятия, учет, контроль, анализ:

Разработка танов научно-технических мероприятий на предприятии. Для осуществления разработки таких планов исходят из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры рынка, формируют систему целей и целевых показателей экономической деятельности на долгосрочный период; определяют приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе, и разрабатывают политику действий предприятия по основным направлениям его развития. Основой планирования является разработка конкретных инвестиционно-инновационных проектов, требующая конкретизации на каждом этапе их дальнейшей реализации. Для реализации данной функции необходимо составление различных смет и бюджетов по научно-техническим мероприятиям; участие в формировании ценовой политики, прогнозирование сбыта, определение условий договоров; оценка возможных изменений структуры предприятия.

Обеспечение источниками финансирования (капиталом). Для определения источников финансирования рассчитывается общая потребность в капитале для реализации инвестиционно-инновационных проектов. Производится поиск внутренних и внешних источников долгосрочного финансирования, выбор рационального их сочетания; оптимизируется структура капитала в целях наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала. Планирование обеспеченности финансовыми ресурсами включает: наличие портфеля ценных бумаг и финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них и оценку инвестиционной привлекательности отдельных инвестиционно-инновационных проектов.

Планирование конкретного инвестиционно-инновационного проекта. Данный процесс формирует входящие и выходящие потоки денежных средств предприятия, их синхронизацию по объему и во времени по отчетным и предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов.

Учет, контроль и анализ. Связаны с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, определением системы контролируемых показателей и отчетных периодов. В процессе контроля проводится анализ отдельных экономических результатов по осуществляемым капитальным вложениям и обобщенным результатам деятельности предприятия в целом и по отдельным направлениям. Для решения этих вопросов необходимо: установление учетной политики; обработка и представление учетной информации; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний контроль.

Защита активов - управление рисками. При планировании учитывается состав основных рисков, присущих инвестиционно-инновационному проекту; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем, связанных с ними, возможных финансовых потерь в разрезе отдельных этапов реализации инвестиционно-инновационного проекта и по производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом. Формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных рисков, а также производится выбор оптимального способа страхования различных видов рисков, уровень которых выше для инновационной деятельности.

Рассмотрим стратегическое планирование инвестиционно-инновационной деятельности. Согласно концепции, изложенной в работе Райтер, Р. Грегори [3], стратегическое планирование должно:

1. Упреждать влияние внешней среды.

2. Определять долгосрочные цели, а также соответствующие долгосрочные планы действий и распределения ресурсов (рациональность распределения ресурсов выступает индикатором качества стратегического плана).

3. Учитывать сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде.

4. Принимать активное участие в достижении экономических и других выгод собственников предприятия.

Стратегический план определяет основные этапы для достижения результата. Тактический и оперативный планы непосредственно конкретизируют определенные этапы: сроки, мероприятия, исполнители, ответственность. В процессе стратегического планирования необходимо:

а) дать описание внешней среды, в том числе характеристику конкурентов, угроз, возможностей, внутренних сильных и слабых сторон;

б) выявить главные сферы и цели деятельности, конкретизированные как количественно определенные перспективные целевые задачи;

в) определить важнейшие приоритеты распределения соответствующих ресурсов и комплекс мер по обеспечению намеченных тенденций развития.

Основная отличительная черта стратегического планирования - многомерность, многоаспектность этого процесса, в котором сочетаются и другие частные стратегии предприятия. К таким относят:

1. Стратегию реализации продукции на рынках, цель которой - обоснование перспективной позиции руководства предприятия по отношению к объемам продаж решающей номенклатуры изделий на целевых рынках. Выбор этой стратегии в свою очередь предполагает ответ на вопрос о приоритетной мотивации либо на максимизацию прибыли, либо на увеличение доли на рынке. Если исходить из приоритета укрепления рыночных позиций и расширения рынков, необходимо добиваться постоянного обновления производства и сокращения сроков внедрения результатов НИОКР, осуществлять систематическую переподготовку кадров и активное проникновение на рынки. Стратегическая ставка на получение максимальной прибыли может быть оправдана только в случае научного задела, рациональной структуры парка оборудования и благоприятной конъюктуры спроса на основные виды продукции. При этом следует учитывать, что выбор данной стратегии связан с экономией капитальных вложений, который может привести к моральному устареванию производственного оборудования, снижению качества продукции спросу на нее, постепенному вытеснению предприятия с рынка и в результате не только к падению прибыли, но и к ликвидации его деятельности.

2. Стратегия производства определяет: главные приоритеты ассортиментной политики предприятия; задачи по обеспечению соответствующей структуры производственных мощностей и уровня их использования; соотношения специализации и диверсификации; требования к качеству и объемам производства товарной продукции, к поставщикам сырья, материалов, комплектующих.

3. Научно-техническая (инновационная) стратегия регулирует направления и задачи выполнения НИОКР по созданию новых товаров и технологий их производства. В ее рамках определяют приоритеты разработки прорывных и модернизирующих технологий.

4. Инвестиционная стратегия задает приоритеты перспективной политики формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятия, включая распределение финансовых средств в основной и оборотный капитал, в уставные капиталы создаваемых предприятий, на приобретение ценных бумаг.

5. Стратегия организационно-экономического развития связана с определением будущего статуса и организационной структуры предприятия; задач совершенствования хозяйственного механизма (методов планирования, ценообразования, снижения затрат); политики в отношении структуры акционерного капитала, внутреннего распределения управленческих функций.

6. Стратегия социального развития связана с выбором приоритетных направлений подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, постепенного высвобождения персонала с тех или иных направлений бизнеса; выявлением возможностей повышения доходов работников, укрепления социальной инфраструктуры предприятия, улучшения охраны и условий труда.

Вопрос особой важности - переход от разработанной стратегии непосредственно к разработке плана.

Мировая практика управления выработала способы количественного обоснования бизнес-стратегий. Один из них - метод сбалансированной системы показателей, которая представляет собой разбивку общих стратегических целей в систему количественно определенных финансовых, производственных, инновационных, кадровых задач [2]. На основании вышеизложенного подход к стратегическому планированию инвестиционно-инновационной деятельности можно представить в следующем виде:

1) общая стратегия инвестиционно-инновационной деятельности;

2) набор частных стратегий, взаимоувязанных с инвестиционно-инновационной деятельностью;

3) система плановых показателей, разработанных в разрезе планирования инвестиционно-инновационной деятельности;

4) система плановых мероприятий, реализуемых для каждого из этих показателей.

На основании анализа экономических работ и обобщения опыта по планированию инвестиционно-инновационной деятельности промышленных предприятий следует, что на современном этапе целесообразно постепенно переходить от решения простых задач (планирование, анализ, контроль) к более сложным, комплексным (бюджетирование, разработка стратегий деятельности по направлениям предприятия и их взаимоувязка, разработка и реализация инвестиционно-инновационных проектов). Переход в практической деятельности предприятий от формального планирования стратегическому планированию позволит промышленным предприятиям занять и сохранить лидирующие позиции на рынке; привлечь дополнительные источники финансирования технических нововведений, научных исследований и разработок, внедрения изобретений и открытий. Формирование единого методического подхода к планированию инвестиционно-инновационной деятельности необходимо для принятия взвешенных управленческих решений, создания системы внутреннего контроля за эффективным использованием осуществляемых инвестиций предприятия и, в конечном итоге, для увеличения стоимости капитала предприятия в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Литература

1. Справочник директора предприятия / Под ред. проф. М.Г. Лапусты. - 7-е из. - М.: ИНФРА-М., 2004.-912 с.

2. Гуияр ФР.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации / Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. -376 с.

3. Райтер, Грегори Р. В лабиринтах современного управления. - М.: Экономика, 1999. - 248 с.

4. Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 609с.

5. Хонко Я. Планирование и контроль капиталовложений. - М.: Экономика, 1987. - 191с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.