Научная статья на тему 'Подходы и уровни процесса творческой самореализации студентов туристского вуза'

Подходы и уровни процесса творческой самореализации студентов туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / ПРОФЕССИ ОНАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХО / CREATIVE SELF-REALIZATION / CREATIVITY / INTEGRATIVE / PROFESSIONAL CREATIVE SELF-REALIZATION / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагусева Н. Н.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования готовности студен та к творческой самореализации в вузе. Дается краткий анализ научной литерату ры по данной проблеме, раскрывается степень ее разработанности. Понятие «са мореализация» рассматривается как процесс и результат профессиональной под готовки студентов в туристском вузе. Автор выделяет уровни развития творче ской самореализации: интегративно-репродуктивный, интегративно-креативный, творческо-компетентностный. Одним из необходимых условий успешности творче ской самореализации автор считает компетентностный подход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative self-realization of the undergraduates in a tourism higher education institution

The article is devoted to the up-to-date issue of forming readiness of the undergraduate to creative self-realization in a higher education institution. The author gives brief analysis of scientific resources on the issue, revealing the extent of a problem. The term «self-realization» is considered by the author, first of all, as the process and the result of training students in a tourism higher school. The author distinguishes levels of creative self-realization: integrative and reproductive, integrative and creative, creative and competence. The author considers that one of the necessary conditions for the success of creative self-realization is the competence approach

Текст научной работы на тему «Подходы и уровни процесса творческой самореализации студентов туристского вуза»

ные проблемы психологического знания. Вып. 21.2011. № 4.

17. Хрусталева В.В. Самопрезентация социальной идентичности в контексте профильного образования подростков // Актуальные проблемы психологического знания. Вып. 28. 2013. № 3.

18. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М, 2001.

19. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и

методы диагностики. М, 2007. № 5. С. 43 -68; 69-116.

20. Шнейдер Л.Б. Реконструкция идентичности: структурный и динамический аспект // Развитие личности. 2000. № 2. С. 44-69.

21. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М, 2001.

22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. М, 1996.

23. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М, 1996.

УДК 378:001.891

Н.Н. ЛАГУСЕВА

ПОДХОДЫ И УРОВНИ ПРОЦЕССА ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования готовности студента к творческой самореализации в вузе. Дается краткий анализ научной литературы по данной проблеме, раскрывается степень ее разработанности. Понятие «самореализация» рассматривается как процесс и результат профессиональной подготовки студентов в туристском вузе. Автор выделяет уровни развития творческой самореализации: интегративно-репродуктивный, интегративно-креативный, творческо-компетентностный. Одним из необходимых условий успешности творческой самореализации автор считает компетентностный подход.

Ключевые слова: творческая самореализация, креативность, интегративность, профессиональная творческая самореализация, компетентностный подход.

The article is devoted to the up-to-date issue of forming readiness of the undergraduate to creative self-realization in a higher education institution. The author gives brief analysis of scientific resources on the issue, revealing the extent of a problem. The term «self-realization» is considered by the author, first of all, as the process and the result of training students in a tourism higher school. The author distinguishes levels of creative self-realization: integrative and reproductive, integrative and creative, creative and competence. The author considers that one of the necessary conditions for the success of creative self-realization is the competence approach.

Key words: creative self-realization, creativity, integrative, professional creative self-realization, competence approach.

Существующая в настоящее время стов (бакалавров, магистров) направ-оценка качества подготовки специали- лена на проверку наличия у выпускников сформированности различного © Лагусева Н.Н., 2014 вида компетенций (общекультурных,

профессиональных, специальных) в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы того или иного направления. Вместе с тем, с точки зрения работодателя, помимо профессиональных компетенций, характеризующих квалификацию выпускника, например в сфере менеджмента туризма, ему необходимы такие качества личности, как инициатива, креативность, способность к работе в группе, умение творчески самовыражаться, которые значительно сложнее сформировать, поскольку они связаны не столько со знаниями и умениями, сколько с внутренними психологическими установками и возможностями личности.

Целью образования, как об этом было заявлено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», является разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Такое понимание цели образования потребовало поиска методологических оснований обучения студента туристского вуза, адекватных социокультурному развитию общества, его национально-региональным традициям, опыту профессиональной подготовки в сфере туризма.

В связи с этим приоритетным направлением в образовании становится формирование творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях. Анализ научной литературы, посвященной самореализации личности, свидетельствует, что исследования, ориентированные на подготовку будущих менеджеров для сферы туризма к творческой

самореализации, практически отсутствуют. Однако существует большое число публикаций по смежным проблемам, на которые мы опирались.

Понятие «самореализация» в научной литературе рассматривается как процесс, потребность, форма, цель и результат (В.И. Андреев, А.С. Запе-соцкий [1, 2] и др.). Широко известными теориями самоактуализации являются гуманистические концепции К. Роджерса и А. Маслоу.

Предметом специальных исследований стали психологические проблемы самореализации личности (Л.А. Ко-ростылева, А.А. Реан, Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко); понятие самореализации в педагогической науке (С.Л. Еме-льянцев); формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности (Л.В. Ведерникова) и др.; индивидуально-творческий подход, разрабатываемый В.И. Андреевым, В.И. Загвязинским, Н.Д. Никан-дровым и др., который является одной из составляющих креативной парадигмы образования (Л.Б. Ермолаева-Томина, М.М. Зиновкина, Н.Ф. Вишнякова и др.), предоставляющей возможность творческой самореализации студента на каждом образовательном уровне.

Для понимания механизмов творческой самореализации будущих менеджеров туризма в образовательном процессе мы обратились к понятиям «творчество» и «самореализация».

Поскольку под творческой деятельностью (творчеством) понимают (Л.С. Выготский, Д.В. Чернилевский) генерирование новой информации в той или иной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельности людей в целом, то очевид-

но, что такая деятельность не является повседневной. К ней необходимо готовиться целенаправленно и интенсивно, проходя последовательно более низкие ступени овладения деятельностью.

Самореализация изначально является потребностью каждого человека. Потребность в самореализации зависит и от наследственности, и от среды, и от подготовки, полученной в прошлом, и от некоторых других факторов, налагающих весьма существенные ограничения на способность человека к изобретению новых идей [4, 5].

Поскольку работы о творческой самореализации будущих менеджеров туризма отсутствуют, то мы обратились к педагогическим работам. Рассматривая точки зрения А.В. Запоро-жеца, В.А. Крутецкого, Я.Л. Пономарева, A.M. Матюшина, следует обозначить следующие компоненты творческой деятельности:

• познавательная мотивация как доминирующий мотив деятельности;

• исследовательская творческая активность, выражающаяся в поиске нового, в постановке и решении тех или иных проблем;

• возможности получения оригинальных решений;

• возможности прогнозирования и предвосхищения сложных практических ситуаций;

• способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Творческая самореализация будущих менеджеров сферы туризма в процессе обучения в вузе имеет свою специфику. В студенческие годы идет становление творческой личности, творческого специалиста в социально-ценной деятельности и общении, само-

развитие и профессиональное становление как духовно-практическое преобразование, формирование целостного «Я». Творческая самореализация личности возможна только, если основным его мотивом является мотивация, связанная со стремлением стать лучшим в профессиональном и личностном аспектах [3].

Таким образом, творческая самореализация будущих менеджеров в вузе -это самоорганизованная (во многом) и рефлексивная технология на основе интеллектуальной и практически действенной инициативы, результатом которой является удовлетворенность продуктами собственной учебной, а затем и профессионально-практической деятельности.

Исходя из этого определения, можно выделить показатели творческой самореализации студентов в учебном процессе вуза:

• самоорганизация, которая включает в себя анализ ситуации, постановку задачи, планирование и прогнозирование возможных результатов и последствий собственных действий, самоконтроль и оценку эффективности своих решений и продуктов;

• интеллектуальная и практически действенная инициатива, представляющая собой органическое единство мотивационно-целевых и процессуально-результативных устремлений, готовность выйти за пределы заданного и развить нестимулирован-ную извне деятельность для получения качественного образовательного продукта;

• рефлексия, под которой понимается принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и сознание собственной деятельности. Это не только деятельность са-

мопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека, но и оценка качества произведенного «продукта»;

• удовлетворенность, которая является показателем возможности достижения успеха в получении студентом учебного результата, который отвечает его устремлениям, намерениям и критериям.

Исходя из сказанного можно предположить, что творческая самореализация имеет разные степени зрелости. На основе анализа литературы и опыта практической педагогической деятельности нам удалось сформулировать собственные подходы к мониторингу уровней творческой самореализации студентов в вузе. Мы считаем, что самореализация студентов имеет разные уровни выраженности:

• интегративно -репродуктивный, связанный с преодолением личностного сопротивления сложившимся стереотипам поведения и отношений, насыщение информацией, овладение репродуктивно-творческими способами деятельности;

• интегративно-креативный, предполагающий научение новым образцам творческо-репродуктивной деятельности и отношений, которые, в свою очередь, связаны с творческой самореализацией;

• творческо-компетентностный, характеризующийся соотнесением своего личного опыта с опытом, накопленным человечеством, включение в исследовательскую, практическую и профессиональную деятельность с собственным взглядом на проблемы; с формированием профессиональной компетентности как высшим проявле-

нием творческой самореализации будущего менеджера в вузе.

Одним из основных организационно-педагогических условий, необходимых для успешной творческой самореализации, мы считаем компетентност-ный подход, который интегрирует интеллектуально-информационную и на-выковую составляющие образования и нацеливает обучающегося на личностную интерпретацию содержания образования, применение знаний в практической деятельности, т.е. на творческую практическую самореализацию, что является условием успешности в жизни.

Учитывая исследования зарубежных и российских психологов и педагогов в области компетентностного подхода в образовании, можно отметить, что для нас важным является понимание компетентностного подхода:

• компетентностный подход как средство ориентации образования на личностно-значимые и творческие прак-тико-ориентированные результаты обучения, позволяющее добиться интеграции целей и содержания процесса обучения, стать фактором развития содержания обучения;

• компетентностный подход как способ идентификации основных умений, которые как проявляются, так и формируются в деятельности через применение знаний при решении обучающих профессиональных задач, направленных в том числе и на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим компетентностный подход является необходимым условием для успешности процесса творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе, и его мы взяли за основу при разработке системы компетенций будущего менеджера туризма.

Компетентностный подход положен в основу формирования структурно-содержательной модели процесса, направленного на творческую самореализацию будущих менеджеров туризма на этапе подготовки в вузе, которую характеризует наличие кон-

цептуального, целевого, содержательного и методического компонентов, а также отражение комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для творческой самореализации будущих менеджеров туризма в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Изд-во КГУ, 2009.320 с.

2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2012.456 с.

3. Кубрушко П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М.: Высш. шк, 2001.236 с.

4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л.М. Митиной. М.: Академия, 2009. 336 с.

5. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Медицинская пресса, 2002. 352 с.

УДК 378.14.015.62

Е.А. АЛИЛУЙКО

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме создания фонда оценочных средств в структуре основной образовательной программы профессионального образования. Автор рассматривает оценочные средства в зависимости от видов аттестации обучающихся.

Ключевые слова: аттестация, образовательная программа, оценочные средства, профессиональное образование.

The article about the problem of estimate means funds development for basic education program high professional education structure. Author analyses estimate means in connection with student certification types.

Key words: certification, educational program, estimate means, professional education.

Фонд оценочных средств (ФОС) по учебной дисциплине является неотъемлемой частью нормативно-мето-

© Алилуйко Е.А., 2014

дического обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) и обеспечива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.