УДК 372.881.1
ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Владислав Олегович Воропаев
аспирант шк^ппес 1994@mail. т Светлана Владимировна Попова
доктор педагогических наук, профессор
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы и принципы формирования толерантной языковой личности.
Ключевые слова: языковая личность, толерантность, подходы, принципы, поликультурность.
Современная отечественная наука ведет исследования на тему языковой личности, изучая ее когнитивные способности, коммуникативные потребности, механизмы речевой деятельности.
Многие ученые за последние десятилетия накопили солидная научно-методологическую базу по изучению языковой личности. Ее описанию посвящены отдельные научно-исследовательские труды (Ю. Н. Караулова, В. В. Воробьева, Т. В. Кочетковой, В. И. Карасика, Л. Н. Чурилиной и другие), статьи в разнообразных сборниках, подготовленных в Москве, Волгограде, Саратове, Уфе и так далее [1].
Проанализировав доступные научные труды по изучению языковой личности, можно выделить разные подходы к ее толкованию. Стоит отметить, что данные теории имеют в основе общие принципы.
Лингвокогнитивный подход считает языковую личность только одной стороной человеческой личности в целом. Сам индивид может рассматриваться как языковая личность, являющийся носителем определенных знаний [6].
Одним из перспективных направлений является изучение языковой личности с точки зрения когнитивной картины мира. В этом направлении языковая личность рассматривается как совокупность правил и организованности элементов хаоса, которые детерминированы особенностями лингвокультурного общества и транслируются посредством языка в процессе общения.
Самым распространенным подходом является
лингвокультурологический, который дал название целому направлению в лингвистике. Здесь языковая личность рассматривается в пространстве культуры. Она отражена и выражена в языке, в научной, бытовой и других формах общественного сознания, в стереотипах и нормах поведения [1].
Лингводидактический подход базируется на представлении о языковой личности, формирующейся в процессе реализации ее деятельностно-коммуникативных потребностей, что находит применение в методике обучения
языку. Продолжаются исследования языковой личности, функционирующей в сфере высшей школы [10].
Для создания комплексной теории языковой личности необходим глубокий анализ разных сторон ее содержания. Одним из важных аспектов является толерантность.
Важность и необходимость языковой толерантности закреплена в следующих нормативных документах: Декларацией принципов терпимости ООН, концепцией «Права человека», Федеральными государственными образовательными стандартами. Эта важная часть культурной толерантности и языковой личности должна формироваться с раннего возраста [4].
Определяя подходы и принципы формирования языковой толерантной личности, особый интерес вызывают исследования директора института иностранных языков Е. Г. Таревой [10].
Она считает необходимым использовать систему культуросообразных подходов, в которую включает:
- страноведческий;
- лингвострановедческий;
- лингводидактический;
- лингвокультурологический;
- социокультурный;
- социолингвистический;
- поликультурный;
- межкультурный.
Во главу угла исследователь ставит принцип культуросообразности при изучении вышеперечисленных подходов. Е. Г. Тарева считает, что страноведческий и лингводидактический подходы заключаются не просто в овладении языком, а приобретении посредством него особенностей другой страны.
С помощью лингвокультурологического подхода можно получить обобщенные знания народа другой страны, которые выражены в языковом пространстве данного народа.
Социокультурный подход позволяет сформировать навыки иноязычного межкультурного общения, который связан с процессом контрастивно-сопоставительного со-изучения культур.
Направление поликультурного подхода можно выразить следующим образом: приобретение знаний о культурном разнообразии стран происходит через овладение языками.
Е. Г. Тарева описывает социолингвистическое направление как подход, позволяющий учащимся осознавать социолингвистические различия, которые созданы вариативностью языка.
Межкультурный подход позволяет считать две культуры, которые участвуют в межкультурной связи, равноправными.
Современные исследования создали множество предпосылок для образования стройной единой концепции, которая будет считать взаимодействующие культурные страны равнозначными по ценности для субъекта обучения. Именно во взаимосвязи, языковом пересечении и поддержке можно создать настоящий диалог культур.
Основываясь на компетентностном, этнопедагогическом и личностно-деятельностном подходах, мы определили основные принципы формирования толерантной языковой личности [5].
Принцип непрерывности поликультурного образования. Он позволяет рассматривать образование как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы.
Принцип непрерывности поликультурного образования детерминирует рост образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и
общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества.
Принцип непрерывности поликультурного образования предполагает, что совершенствование компонентов культурной толерантности должно осуществляться на протяжении всей учебной деятельности.
Принцип учета этнического состава учащихся и подбор заданий с учётом специфики деятельности данного образовательного учреждения.
Принцип моделирования содержания методов и форм, условий и ситуаций характерных для диалога культур. Данный принцип помогает проектировать ситуации, в которых необходимо проявить языковую толерантность.
Принцип формирования у учащихся когнитивно-рефлексивных умений (умение выбирать стратегию поведения и выстраивать тактику общения при осуществлении диалога культур) [7].
Принцип культуросообразности, согласно которому образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических (национальных) культурных ценностей в их взаимосвязи; полагает престиж общечеловеческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур [2].
Принцип самоорганизации, который реализуется через целенаправленное формирования установки на самообразование и самосовершенствование, характеризует операционную сторону учебного процесса, выстраивание оптимального образовательного процесса за счёт особой организации обратных связей внутри образовательной системы для своевременной коррекции отклонений [4].
Принцип создания у учащихся ситуации успеха. Данный принцип предполагает помощь со стороны педагога в преодолении опыта негативных впечатлений от общения с партнером и устранение ситуаций, которые могли бы вызвать негативные эмоции [3].
Система принципов регулирует процесс формирования толерантной языковой личности и выступает в качестве нормативов, определяющих деятельность субъектов процесса обучения, а также структуру содержания, методов и форм организации образовательного процесса.
Учитывая многонациональный состав России, остро стоит вопрос формирования языковой толерантности на всех этапах образования [8,10]. Необходимо интенсивно находить пути совершенствования педагогического процесса для создания национальной общности россиян [4].
Таким образом, компетентностный, этнопедагогический и личностно-деятельностный подход, а также их основные принципы формирования толерантной языковой личности необходимо рассматривать при создании поликультурной среды.
Список литературы:
1. Воробьев В.В. Языковая личность в лингвокультурологии // Языковая личность: Лингвистика. Лингвокультурология. Лингводидактика: Матер. Всеросс. научно-методической конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. С. 234237.
2. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М., 1998.
3. Донскова Л.А. Коммуникативная толерантность как важное качество языковой личности // Инновационные процессы в современной науке, 2017. С. 384-387.
4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 238 с.
5. Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: монография / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. 189 с.
6. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). М.: Диалог-МГУ, 1998. - С. 18.
7. Панина И.Г. Толерантность межкультурных отношений (контекст языкового многообразия Югра России) // Евразийский союз ученых. 2018. № 10-7 (55). С. 46-48.
8. Парешина И. В. Поликультурная образовательная среда // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4.
9. Силантьева М.С. Элитарная языковая личность в профессиональном дискурсе: автореф. дис. ... к-та филол. наук. - Пермь, 2012. - 18 с. - С. 6.
10. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура, 2017. С. 302-320.
11. Швецова В.М, Гончарова Н. А. Сопоставительное исследование концепта РОЖДЕСТВО в контексте диалога культур // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов. 2020. Том 13. Выпуск 12. C. 277-282.
UDC 372.881.1
APPROACHES AND PRINCIPLES OF FORMING A TOLERANT
LANGUAGE PERSONALITY
Vladislav O. Voropaev
postgraduate student michurinec 1994@mail. ru Svetlana V. Popova [email protected] Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. This article discusses the approaches and principles of the formation of a tolerant linguistic personality
Key words: linguistic personality, tolerance; approaches; principles; multiculturalism.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.
The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.