УДК 11.25.40
DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-74-85
ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: СПЕЦИФИКА РОССИИ, КНР, США
APPROACHES AND DIRECTIONS OF SOCIAL POLICY IN THE CONTEXT OF POPULATION AGEING: SPECIFICS OF RUSSIA, CHINA AND THE USA
Т. Е.Бейдина,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
T. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
Т. И. Сапожникова,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
T. Sapozhnikova,
Transbaikal State University, Chita
Т. H. Гордеева,
Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
T. Gordeeva, Transbaikal State University, Chita
Ю. А. Попов,
Забайкальский государственный университет, г. Чита
Yu. Popov,
Transbaikal State University, Chita
Рассматриваются подходы и направления социальной политики по отношению к пожилому населению различных стран — России, Китая, США.
Отмечено, что старение как социальный феномен вызывает противоречивые социально-экономические последствия. С одной стороны, очевидны рост демографической нагрузки, увеличение пенсионных выплат, значительные инфраструктурные преобразования, геронтофобные установки в сознании общества. С другой— изменение возрастной структуры общества, значительное увеличение доли людей старших возрастов детерминирует появление новых видов деятельности и профессий, развитие отраслей экономики, связанных с обслуживанием пожилых и старых людей, расширение коммуникационных взаимодействий с другими возрастными стратами.
В рамках двух подходов — «подхода развития» и «подхода заботы», не противоречащих, а взаимодополняющих друг друга, предлагается ретроспективный обзор теоретических разработок зарубежных и отечественных исследований проблем «старшего поколения» с середины XX в. до современности. На основании проведенных авторских социологических исследований разработана классификация пожилых людей в России по их отношению к трудовой деятельности и степени активности. Предложенная классификация может быть использована при разработке социальной политики по отношению к пожилому населению на местном, региональном уровне при выборе конкретных методов и инструментов для принятия эффективных управленческих решений, для разработки целевых, адресных социальных программ и проектов.
На материалах России, Китая и США показан глобальный характер проблемы старения. Рассмотрена специфика приоритетов социальной политики по отношению к «старшему поколению» для трех стран, стремящихся к мировому лидерству. Выявленные особенности социальной политики в отношении пожилых людей в рассматриваемых странах определяются уровнем их экономического развития, социально-политическим устройством, национально-культурными факторами. Вместе с тем определены общие тенденции. Во-первых, государства признают необратимость демографического старения, необходимость смены приоритетов социальной политики и формирование механизмов их реализации. Во-вторых, при разработке и осуществлении социальной политики учитывается неоднородность группы пожилых людей и это отражается на развитии новых и традиционных форм поддержки, защиты и обслуживания пожилого населения. В третьих, во всех странах (в большей или меньшей степени) приоритеты в осуществлении
© Т. Е. Бейдина. Т. И. Сапожникова, Т. Н. Гордеева, Ю. А. Попов, 2017
социальной политики сдвигаются в сторону «подхода развития», активной интеграции пожилых, но при этом не исключается «подход заботы>.Основнымп методами в осуществлении социальной политики являются программно-целевой и проектный методы, страхование, государственно-частное партнерство
Ключевые слова: демографическое старение; кризис <старения»;социалъные процессы; социальная политика; Россия; Китай; США; социально-экономические последствия; геронтофобные установки; старшее поколение
The article presents the main approaches and directions of social policy towards the aged population of different countries — Russian Federation, China and USA.
The ageing as a social phenomenon leads to contradictory social economical consequences. On the one hand, the growth of demographic burden, increase of pension payments, considerable infrastructural transfers, gerono-phoby of public mentality are obvious. On the other hand, there are changes of social ageing structure, determination of new jobs and professional positions creation because of big growth of aged population, development of economic sector connected with aged people treatment, expansion of communicative interrelationships with other age stratum.
In order of two approaches: «development approach» and «approach of care», which are not contradictory but complementary, we offer to look through retrospective review of theoretical inventions of foreign and native explorers of aged population problems from the 20th century until modern times. On the basis of authors' sociological research the classification of Russian aged people has been made, as consistent with their labor activity and activity rate. The offered classification may be used at social policy development in relation to aged population at the local, regional levels during choosing the specific methods and instruments for making effective managing decisions for special purpose program inventions and target social program and project development.
The global problem of aging has been shown by Russian, Chinese and American examples. The specificity of main priorities, in relation to aged population of three countries, which are striving for global leadership, has been distinguished. The discovered features of social policy, oriented to aged people of countries under consideration, are defined by level of their economic development, sociopolitical organization, national and cultural factors. Moreover, the common tends have been defined. Firstly, countries recognize the inconvertibility of demographic ageing, necessity of social policy priorities change and formation of implementation mechanisms. Secondly, during development and implementation of social policy the dissimilarity of aged people groups is taken into account, this is reflected in new and traditional forms of support development, protection and aged population treatment. Thirdly, in every country in greater or lesser degree social policy priorities are moved to the «development approach» and active integration of aged people, but at the same time "approach of care" takes place. The main methods of social policy implementation are presented by the special purpose and project methods, insurance, and governmental-private partnerships
Key words: demographic ageing; «ageing» crisis; social processes; social policy; Russian Federation; China; United States, socio-economic consequences; gerontophobic installations; older generation
ведение. В круг задач современной политологии и социологии входит определение и уточнение характера взаимодействия человека и общества в стремительно меняющемся мире. Проверенные временем теоретические конструкции и идеи требуют пересмотра, развития, дополнения в зависимости от складывающихся тенденций в развитии тех или иных социальных процессов и явлений. Особого внимания в исследованиях заслуживают направления социальной политики государств относительно актуальной проблемы «кризиса старения» в условиях угрожающего увеличения доли пожилого населения.
Актуальными остаются выводы председателя Совета по международным отношениям П. Питерсона о старении населения развитого мира, сделанные почти 20 лет назад. Он назвал этот процесс «еще не вполне осознанной угрозой». Реальность сегодняшнего дня подтверждает опасения о беспрецедентном росте численностипо-жилых людей и значительном сокращении числа молодых. Пожилые люди следующего поколения уже не просто родились, они выросли, выучились, работают. Их количество можно подсчитать, а также предположить стоимость их пенсионного обеспечения. По сравнению сдругими угрозами, издержки
всеобщего старения намного превысят возможности даже самых богатых стран мира. Старение становится не просто экономической проблемой XXI в., но грандиозной политико-социальной проблемой, оно меняет внешнеполитические стратегии и геополитический порядок [12]. Кроме того, усложняется социальная структура самой группы пожилых людей, поэтому необходима новая концепция социальной политики, отвечающая требованиям сегодняшнего дня. Такая концепция должна опираться на «подход развития», утвердившийся на международном уровне, не забывая о социальной защите — реализации «подхода заботы». Социальная политика должна представлять согласование интересов различных социальных групп, так как это гораздо более важная цель, чем удовлетворение интересов любой, даже самой почтенной социальной возрастной группы [3].
Методология и методика исследования связана с обзором теоретических разработок зарубежных и отечественных исследователей проблем старшего поколения.
О необходимости смены парадигм в исследовании старения начали говорить еще в середине XX в. Первыми теоретическую и эмпирическую разработку предприняли ученые тех стран, где процесс демографического старения стал явно выраженным (США, Дания, Великобритания и др.), чуть позднее активным изучением проблемы занялись и отечественные исследователи.
В работах зарубежных ученых сформулированы теории и концепции, в которых рассматриваются вопросы социального положения пожилых и старых людей, влияния демографического старения на все стороны жизни общества, социальную политику.Так, в первой половине 60-х гг. XX в. переход пожилых людей от занятости на производстве к незанятости рассматривался в западной геронтосоциологии с позиций теории «освобождения от дел» или «разобщения», выдвинутой американскими социальными психологами В.Генри и Е. Камминг [16]. Главный постулат этой-теории заключается в том, что в пожилом возрасте выбор между занятостью и не-
занятостью как социальными позициями определяется, прежде всего, общими свойствами личности, на которые возраст не влияет. Одновременно разобщение происходит и в психологической среде: изменяется мотивация, интересы, сужается их круг, сосредотачиваясь при этом на внутреннем мире личности.
Противоположной теории освобождения является концепция активности, предполагающая, что при нормальном (в отличие от патологического) старении должны сохраняться, по возможности, социальные отношения и активность среднего возраста. Эта теория имела как своих сторонников, так и оппозиционеров. Был отвергнут тип больного и бедного старика, доказана оправданность их активизации и восстановления статуса. Теория освобождения от дел послужила толчком к ряду эмпирических исследований. Продолжилась разработка теорий в направлении более значительного учета внешних социальных факторов. Предложена модель старения «обмена» или «ассимиляции и отдачи» между обществом и людьми старшего поколения [19].
Анализ научной отечественной литературы показал, что в России политологические и социологические исследования по проблемам людей старшего поколения получили активное развитие в 70-80-е гг. XX столетия в условиях прогрессирующего демографического старения, дефицита трудовых ресурсов и государственной политики полной занятости населения. До этого времени преобладали исследования, касающиеся в основном медицинских и общефилософских аспектов старения и старости. В указанный период времени, на наш взгляд, доминировал «ресурсный подход», покрытие дефицита трудовых ресурсов без учета потребностей и интеллектуального потенциала лиц старше трудоспособного возраста. Позднеероссийскими учеными предложена социологическая концепция жизненных сил человека, в рамках которой проанализированы во взаимосвязи все стороны бытия пожилого человека [4]. Данная концепция ориентирует исследователя и практика на выявление специфики
социальных, биофизиологических и психических сил людей, их взаимозависимости и взаимодействия, что позволяет видеть процесс жизнеосуществления населения пожилого возраста в комплексе, целостно. В контексте реформ и кризисного развития современной России такая стратегия решения проблем пожилых людей дает хорошие возможности определить приоритеты социальной политики, эффективные формы помощи и самоподдержки людей старших возрастов. Эта теория, по мнению авторов, создала предпосылки для развития демографических и геронтологических, психологических и медицинских, экономических, социальных и правовых исследований.
Особый интерес представляет концепция пожилых людей, предложенная новосибирскими учеными. Концепция стала оригинальной научно-практической разработкой группы авторов — сотрудников отдела валеологии Института общей патологии и экологии человека СО РАМН и областного геронтологического центра г. Новосибирск [7]. Концепция делает упор на коренное изменение нравственно-духовной позиции пенсионера, который сам является творцом своего будущего. Основы этой концепции ориентированы на то, чтобы дать возможность реализовать себя на заключительном этапе жизни. Накопленный опыт, знания, особое мировоззрение пожилого человека имеет огромный потенциал для решения накопившихся противоречий и проблем современного общества. Учеными не отрицается специализированная помощь тяжелобольным, одиноким, эмоционально неуравновешенным лицам престарелого возраста, но наряду с этим утверждается необходимость создания достойных условий жизнедеятельности для основной массы пожилых людей.
Современная социально-экономическая и культурная ситуация в России такова, что позволяет выталкивать пожилых людей не только с рынка труда, но и лишает их традиционных функций. Не случайно, одним из направлений современной геронтосоциологии является постановка и исследование проблемы маргинальности
пожилых людей, их положения в обществе как социальных изгоев. В условиях становления рыночных отношений появились геронтофобные установки в сознании общества. Об этом свидетельствуют результаты проведенных ранее социологических исследований [1; 5; 6]. В настоящее время интерес к рассматриваемой проблеме усиливается.
Результаты исследования и область их применения. Ретроспективный анализ литературы позволяет говорить о проблеме старения и его последствиях как международной и междисциплинарной. В поле научных интересов современных исследователей лежат специфические грани рассматриваемой проблемы. В работах делается акцент на социальных программах партнерства для пожилых людей [17]; вовлечении в активную деятельность местных сообществ пожилых людей и использовании этого подхода для повышения качества их жизни [18]; на изменении их социальных ожиданий [13]; проблемах престарелых вследствие изменения социальной политики и повышения экономической мобильности [20].
Признаются и традиционные проблемы: с увеличением возраста и изменения в семейных обстоятельствах значительная часть пожилых людей нуждается в социальной, психологической и инструментальной поддержке. Отсутствие надлежащих систем социальной поддержки уязвимых пожилых людей может привести к ухудшению их здоровья, одиночества и изоля-ции[14].
Важное значение играют международные исследования, организованные ВОЗ, МОТ, ОНН, которые привлекли внимание всей общественности к проблемам пожилых, наметили стратегию и систему государственных мер по обеспечению нормальной жизнедеятельности для этой группы населения.
Результатом разработки отдельных теорий стали классификации пожилых людей по различным основаниям. В зависимости от уровня психической энергии В. Генри выделяет три группы пожилых людей. Два
энергичных типа — это те, кто либо продолжает выполнять прежнюю социальную роль, трудясь на производстве, либо ведет жизнь на пенсии, наполненную активным досугом, любительскими занятиями, общественной деятельностью. Пассивная группа — это люди с низким уровнем психической энергии, не занятые на производстве и вне его, а погруженные в мир своих сугубо личных переживаний. Похожая классификация по психосоциальному потенциалу предложена В. П. Беловым [2]. Он делит пожилых на следующие группы: занятые (достаточно бодрые и энергичные, продолжающие трудиться); могут быть заняты (не работающие по найму, но имеющие дело для души «хобби»); незанятые или занятые собой (не обладающие психической и физической энергией).
В социально-политическом исследовании, проведенном авторами статьи, выделено девять групп пожилых людей по их отношению к трудовой деятельности и степени активности, из которых четыре группы активны, трудятся и будут работать в ближайшее время, две — не работают, но активны в поисках работы, и три группы не желают участвовать в трудовой деятельности. Выделенные группы характеризуются следующим образом.
1. Работающие пожилые люди, которые стремятся к творческому труду, самореализации независимо от материальной заинтересованности. К таковым относятся люди старшей возрастной группы (61...65 лет), с высоким уровнем культуры, образования, занимающиеся творческой работой. Они представлены врачами, педагогами, учеными, руководителями. Здесь продолжение трудовой деятельности продиктовано социальной потребностью в труде как творческом акте, способе самовыражения, возможности быть полезным окружающим («социально-творческий» тип).
2. Работающие пожилые люди, стремящиеся обеспечить (улучшить) свое благосостояние. Здесь преобладает материальная заинтересованность, помощь детям, накопительская ориентация. Это самая неоднородная группа по социально-демо-
графическим показателям. В данном случае трудовая деятельность выступает как возможность поддержать свой уровень благосостояния и прежний уклад жизни, иметь достаточный семейный бюджет («материально-ориентированный» тип).
3. Работающие пожилые, для которых важен престиж работы, социальный статус, связь с обществом и одновременно материальный достаток. Это, как правило, руководящие работники с высшим образованием, женаты (замужем), но проживающие без детей или же одинокие, не замужем (не женаты), с высоким уровнем доходов, горожане в возрасте 60...65 лет. Здесь наблюдается социальная потребность в труде как способе самоутверждения, самовыражения в сочетании с материальной заинтересованностью, как возможности поддержания прежнего образа жизни («социально-экономический» тип).
4. Пожилые люди, работающие по привычке, не желающие менять образ жизни, терять связь с коллективом. Они удовлетворены условиями труда, заработком, отношениями в коллективе. Труд выступает как социальная потребность в общении, дружбе, принадлежности к определенной социальной группе («постоянный» тип).
5. Работающие пожилые, желающие оставить в ближайшее время трудовую деятельность по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, из-за неудовлетворительной заработной платы, условий или режима труда. Здесь преобладают женщины старшей возрастной подгруппы, средним образованием и низкой квалификации работы. Преобладают горожане, живущие в браке без детей или вдовы («уставший тип»). Это достаточно большая подгруппа пожилых, требующая особого внимания со стороны общества в создании благоприятных условий жизнедеятельности.
6. Неработающие пожилые люди, стремящиеся вернуться к трудовой деятельности из-за низкого уровня пенсионного обеспеченности и возможности реализовать свои замыслы в сфере общественно-полезного труда. Это достаточно инициативная, здоровая, «молодая» подгруппа пожилых
(55...65 лет). В прошлом это работники творческого и высококвалифицированного труда с высшим и среднеспециальным образованием, проживающие с детьми, большей частью горожане. Активны в поисках работы, оптимистично настроены, занимаются прикладной деятельностью (хобби, дача и т.п., что приносит дополнительный источник дохода и возможность самореализации) и надеяться на возможность трудоустройства. Эта группа убеждена в необходимости посильной трудовой деятельности для поддержания бодрости, здоровья и благосостояния своей семьи («социально-активный» тип).
7. Неработающие пожилые люди, желающие вернуться к трудовой деятельности из-за сложности адаптации к пенсионному образу жизни. Не смогли себя реализовать в новых условиях, пытаются вернуться на прежнюю работу, чтобы восстановить прежний уклад жизни, связи, свое положение. Здесь больше всего одиноких пожилых в возрасте 60...65 лет, работавших в должности служащих, руководителей, а также работников низкоквалифицированного труда («неадаптированный тип»).
8. Неработающие пожилые люди, успешно адаптировавшиеся к пенсионному образу жизни и не желающие работать. Здесь можно выделить типы пожилых, ориентированных на семью (помощь по хозяйству, воспитанию внуков — семейный тип) и прикладную деятельность (занятие любимым делом, приносящим удовлетворение и практический результат). Среди них в равной степени встречаются как горожане, так и сельчане в возрасте старше 65 лет со средним и среднеспециальным образованием. Удовлетворены жизнью на пенсии, с пользой дела занимают свое свободное время («благополучно-адаптированный» тип).
9. Пожилые люди, оставившие трудовую деятельность и не желающие вернуться к ней по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, внутренним убеждениям. Значительно число людей, занимавшихся в прошлом физической и малоквалифицированной работой. Живут сегодняшним
днем, не удовлетворены многими сторонами своего бытия («угасающий» тип).
Предложенная классификация может быть учтена при разработке социальной политики по отношению к пожилому населению на местном, региональном уровне, при выборе конкретных методов и инструментов для принятия эффективных управленческих решений, для разработки целевых, адресных социальных программ и проектов. Полученные результаты подтверждают известные выводы и научные положения о необходимости дифференцированного подхода в разработке социальной политики по отношению к пожилым людям, учитывая пропорции в соотношении выделенных групп, их интересы, потребности и возможности.
Авторский подход связан с выделением направлений социальной политики по отношению к пожилому населению различных стран: России, Китая, США.Выбор стран определен их масштабом, ролью в глобальных современных процессах.
Охарактеризуем Россию с точки зрения социальной политики. Процесс демографического старения в России начался во второй половине XX в. Первоначально этим вопросам большое внимание уделялось в научной академической среде. В практических вопросах социальной политики формой поддержки пожилых и старых людей являлось пенсионное обеспечение, стационарные и нестационарные формы обслуживания граждан старшего возраста, особым объектом внимания являлись ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды. Вместе с тем, интенсивность демографических процессов, новые требования социальной среды показали недостаточность мер социальной политики в отношении пожилых граждан и направлений развития социальной политики в целом. Качество жизни пожилых россиян невысокое, об этом свидетельствуют как выборочные обследования, проводимые в России, так и исследования международной неправительственной организации HelpAge International, которая ежегодно определяет рейтинг и индекс качества жизни пожилых
людей в разных странах мира. В 2015 г. Россия занимала 65 место из 96 стран. В докладе этой организации отмечен крайне низкий уровень вовлеченности старшего поколения в общественную жизнь, плохое состояние здоровья пожилых людей, низкий уровень материального обеспечения.
В настоящее время в России остро стоят вопросы:
— пенсионного обеспечения (увеличивается коэффициент демографической нагрузки: в 2007 г. на 100 человек приходилось 330 лиц старшего возраста, на начало 2015 г.- 412);
— взаимодействия пожилых и молодых, особенно в семейной и трудовой сферах;
— изменения структуры потребления товаров, что оказывает влияние на производственную сферу;
—происходящих изменений в системах здравоохранения, социального обслуживания, образования, досуга и транспорта, которые должны активно приспосабливаться к старению населения.
Особенностями российского демографического старения являются:
— старение идет «снизу», многие не доживают до старости или живут в преклонном возрасте меньше, чем в других странах;
— феминизация старения: доля женщин старшего возраста в 1,6 раза больше чем мужчин;
— большие диспропорции доли пожилых по регионам: от 4,7 % в Чукотском автономном округе до 24,4 % в Тульской области.
Социальная политика в отношении граждан старшего поколения имеет в России, на наш взгляд, положительную динамику. С 2002 по 2016 гг. реализованы в субъектах РФ программы «Старшее поколение», цель которых — создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досу-говых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни об-
щества. Проводятся в регионах РФ выборочные обследования качества жизни пожилых людей и степени их вовлеченности в жизнедеятельность современного общества, которые позволяют вовремя реагировать, решать проблемы предпринимать действия. Меняется система социальной защиты и обслуживания, активно развиваются новые формы стационарного и нестационарного обслуживания. Особой заботой и вниманием традиционно окружены ветераны и инвалиды. Прогрессивным направлением в социальной политике можно считать новые образовательные программы для пожилых, открытие клубов по интересам, активное вовлечение пожилых людей в дела своего поселения. Свой вклад вносит Русская православная церковь, волонтерские организации, которые оказывают посильную помощь разного характера. Новой формой стала практика приемной семьи для пожилого человека.
Для повышения качества жизни старшего поколения в 2016 г. Министерством труда РФ разработана и утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 г., которая будет реализована в два этапа. Ключевые цели Стратегии: устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. Внимание уделяется вопросам занятости пожилых, их финансовой грамотности, доступа к образовательным и информационным услугам, развитию новых форм социального обслуживания, формирование условий для организации досуга пожилых людей.
Таким образом, в современной социальной политике пожилых людей России преобладает подход заботы, не исключающий подхода развития и интеграцию пожилых людей в жизнедеятельность общества. Основными инструментами реализации такой политики являются программно-целевой и проектный.
Интересными модернизациями в социальной политике характеризуется Китай. В настоящее время Китай вступает в сложный период «общества старения». Этим объяс-
няется актуальность многих государственных решений и мер в плане корректировки демографической и социальной политики. Общегосударственная система социального и пенсионного обеспечения в Китае только складывается. В связи с недостаточной развитостью социальных служб и пенсионного обеспечения высока роль традиционно-семейного фактора. Престарелые китайцы, нуждающиеся в уходе, реально могут рассчитывать на помощь детей, а также родственников, соседей или общин. «Высоко оценивая китайские реформы с точки зрения их влияния на жизнь людей, следует отметить, что Китай все еще не освободился от целого ряда сложных социальных проблем, доставшихся в наследство от дореформенных и даже дореволюционных времен. Более того, само проведение реформ по выбранному сценарию дало немало негативных последствий» [9].
Китайское государство избирательно проявляет заботу о гражданах пожилого возраста. По нормам пенсионного законодательства Китая, право на пенсию получают мужчины с 60 лет, женщины — с 50 или 55 лет, в зависимости от рода деятельности. Однако на государственную пенсию могут надеяться только те, кто был на государственной службе и лица, работающие в промышленности. В некоторых регионах Китая пенсионные сбережения накапливаются на самих предприятиях, которые потом и выплачивают пенсии своим сотрудникам.
В Китае проводится политика, направленная на продолжение трудовой деятельности в позднем периоде жизни. Более того, в стране разработана система льготных мер в области налогообложения, предоставления кредитов для развития хозяйственной деятельности с участием пожилых и престарелых людей. Проводя такую политику, здесь учитывают стремление пожилых людей в обязательном порядке заниматься трудом в меру своих сил и возможностей. Такой подход в социальной политике можно назвать ресурсным в сочетании с подходом развития.
Коллективной формой заботы о пожилых людях в Китае можно считать государ-
ственно-частное партнерство. В каждом поселении есть совет, в который входят представители органов власти, коммунистической партии и бизнеса (благотворители), которые могут оказывать помощь организационного, материального и иного характера. Нуждающийся в помощи пожилой человек может подать заявление в совет и получить ее. Такой общинный способ заботы о престарелых можно считать традиционным, который заменяет семейную опеку над пожилыми людьми в случае необходимости.
В 2015 г. индекс качества жизни пожилых людей в Китае был выше, чем в России и составлял 48,7 (52 место из 96 обследованных стран) (Helpage international 2015). Необходимо пояснить, что Китай не имеет текущего учета населения в том виде, в каком он существует в России и во всех развитых странах. Сведения о числе родившихся и умерших получают из регулярных обследований движения населения, охватывающих менее 1/1000 населения, а об умерших по возрастам — из более масштабных обследований и переписей. Собранная информация позволяет вести демографические расчеты, однако надежность результатов намного ниже, чем при регистрации родившихся и умерших в ЗАГСах. С учетом этого связанные с Китаем данные международных агентств часто выглядят недостаточно точными.
К числу важнейших компонентов китайской модели социальной защиты пожилых можно отнести:
— приоритетную роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной поддержки;
— особое значение государственных и коллективных форм помощи нуждающимся;
— усиление влияния страховых механизмов социальной защиты;
—вспомогательную роль благотворительной помощи и платных услуг в социальной работе.
Интересен опыт социально-политического управления США.Благодаря успешному развитию медицины и расширению-доступа к медицинской помощи, развитой
инфраструктуры американцы стали жить дольше и качество их жизни повысилось. В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 78,8 лет, период дожития (период ожидаемой выплаты пенсии) для мужчин 65 лет составляет 17 лет, а для женщины того же возраста — 20 лет. В результате пожилые американцы дольше остаются активными: восемь из десяти американцев в возрасте 65—74 лет и шесть из десяти американцев старше 74 лет вовлечены как в оплачиваемую, так и внеоплачиваемую трудовую деятельность, работая волонтерами или ухаживая за членами семьи. Согласно исследованиям, участие пожилых американцев в неоплачиваемой трудовой деятельности дает стране ежегодную экономию в размере 160 млрд долл. [11]. Такой результат достигнут за счет кардинального изменения в приоритетах социальной политики с 1995 г., когда приняли решение о резком сокращении пособий по безработице. Многие американцы стараются, во-первых, работать и зарабатывать себе накопительную пенсию, иметь возможность купить страховку на медицинское обслуживание, во-вторых, оставаться активными как можно дольше во всех сферах, в том числе-общественно-трудовой.
В июле 2015 г. в Вашингтоне состоялась Конференция Белого дома по проблемам старения (The 2015 White House conferenceon aging), целью которой стало осмысление демографического перехода, происходящего в США, и возможностей здорового старения (healthy aging). В качестве четырех приоритетных направлений политики США, касающихся проблем старения, на конференции определены: здоровое старение, долгосрочный уход за пожилыми людьми и их поддержка, пенсионное обеспечение и защита прав пожилых людей.
Реализация этих направлений осуществляется в США программно-целевыми методами, большую роль играет страховая система социальной защиты, платные услуги, волонтерские организации. В Америке создана национальная сеть агентств по
планированию и координации служб для пожилых людей, целью которых является разработка и согласование специальных программ [10]. Как отмечает В. В. Люблинский, в основе американской модели лежит принцип взаимодействия государственных и предпринимательских структур, переплетение социальной составляющей с другими сторонами внутренней государственной политики: трудовой, миграционной, образовательной и др. США — одна из немногих стран, которая большое внимание уделяет регулированию отношений в обществе между всеми возрастными категориями граждан [8].
В американской социальной политике в полной мере реализуется подход развития, который предоставляет пожилым американцам большие возможности самореализации в позднем периоде и обеспечивает высокое качество обслуживания в случае необходимости. Инновации в сфере медицины, транспорта, связи, развитая инфраструктура позволяет американцам дольше оставаться активными, полезными для семьи и общества.
Выводы. Выявленные особенности в социальной политике пожилых людей России, Китая и США определяются уровнем их экономического развития, социально-политическим устройством, национально-культурными факторами. Вместе с тем прослеживаются и некоторые общие тенденции. Во-первых, все государства признают необратимость демографического старения и изменения приоритетов социальной политики и механизмов их реализации. Во-вторых, в социальной политике учитывается неоднородность группы пожилых людей и это отражается на развитии новых и традиционных форм поддержки, защиты и обслуживания пожилого населения. В третьих, во всех странах (в большей или меньшей степени) приоритеты в осуществлении социальной политики сдвигаются в сторону «подхода развития», активной интеграции пожилых, при этом не исключается «подход заботы».
Демографическое старение — это объективная реальность, закономерный
ожидаемый процесс, который требует комплексного, системного подхода как в научных исследованиях, так и в определении приоритетов и мер социально-экономической политики. Вызовы демографического старения заставляют переосмыслить
Список литературы_
понимание процесса старения в отдельных странах, дать оценку социально-экономическим последствиям открывающихся возможностей, а также прогнозировать изменения социальной политики.
1. Балабанов С. С. Пожилой человек в центральной России // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 54-64.
2. Белов В. П. Трудоспособность пенсионеров по старости: вопросы стимулирования и организации труда. М., 1995.
3. Григорьева И. А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. 2003. № 1 (1). С. 40.
4. Григорьев С. И. «Третий возраст» как интегративная проблема социологии, психологии и социальной работы // Системный подход в социальной работе. 1997. № 1. С. 177-180.
5. Ковалева Н. Г. Пожилые люди: социальное самочувствие // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 63-67.
6. Козлова Т. З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 46-49.
7. Крупенко М. И. Проблемы социальной геронтологии. Новосибирск: Областной геронтологический центр, 1997.
8. Люблинский В. В. Социальная политика в условиях глобализации: опыт развитых стран // ПОЛИС. 2008. № 6. С. 130-146.
9. Михеев В. В. Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. М.: Московский центр Карнеги, 2005.
10. Мосина О. А. Социологический анализ моделей социальной политики в отношении пожилых: принципы и механизмы реализации // Фундаментальные исследования. 2013. № 11(8). С. 1746-1750.
11. Пряжникова О. Н. Проблемы старения населения в США / / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. 2016. № 1 (2). С. 135-141.
12. Соломатина В. М., Питерсон П. Седой рассвет: глобальный кризис старения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественнаяизарубежнаялитература. 2000. № 4 (5). С. 39-41.
13. Burholt V., Windle G. Future housing for older people. Working with Older People / / Community Care Policy & Practice,2004, no. 8(3), pp. 31-34.
14. Drennan J., Treacy M. P., Butler M., Byrne A., Fealy G., Frazer K., Irving K. Support networks of older people living in the community// International Journal of Older People Nursing, 2008, no. 3(4), pp. 234-242.
15. Helpage international (2015) Индекс качества жизни пожилых людей в странах мира в 2015 году[-электронный ресурс].Режимдоступа: http://www.gtmarket.ru/news/2015/09/28/7245 (датаобращения: 15.05.2017).
16. Cumming E., Henry W.E. Growing oldtheprocessofdisengagement.New York: Basic Books, 1961.
17. Kaur R. Partnerships for Older People projects: «developing services to engage, enable and empower older people» // Working with Older People: Community Care Policy & Practice, 2006, no.10, pp.28-30.
18. Klee D., Mordey M., Phuare S., Russell C. Asset based community development - enriching the lives of older citizens// WorkingwithOlderPeople, 2014, no. 18(3), pp. 111-119.
19. Rosenmayr L.Elements of assimilation - yield theory // An exchange model for gerosilogy, 1974, no.1, pp. 2-5.
20. Wang G., Su X., Hatton Yeo A. The Security for Chinese Older People in Urban Rural One Child Families// WorkingwithOlder People, 2012, no.16(2), pp. 88-96.
References_
1. Balabanov S. S. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological research), 1999,no. 12, pp. 54-64.
2. Belov V. P. Trudosposobnost pensionerov po starosti: voprosy stimulirovaniya i organizatsii truda [Work capacity of old-age pensioners: issues of incentives and labor organization ]. Moscow, 1995.
3. Grigorieva I. A. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki (Journal of Social Policy Research), 2003, no. 1 (1), p. 40.
4. Grigoriev S. I. Sistemny podhod v sotsialnoy rabote (A system approach in social work), 1997,no. 1, pp. 177-180.
5. Kovaleva N. G. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological research), 2001, no. 7, pp. 63-67.
6. Kozlova T. Z. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sociological research), 1999, no. 9, pp. 46-49.
7. Krupenko M. I. Problemysotsialnoygerontologii [Problems of social gerontology]. Novosibirsk: Regional gerontological center, 1997.
8. Lublinsky V. V. POLIS (POLIS), 2008,no. 6, pp. 130-146.
9. Mikheev V. V. Kitay: ugrozy, riski, vyzovy razvitiyu [China: threats, risks, challenges to development]. Moscow: Carnegie Moscow Center, 2005.
10. Mosina O. A. Fundamentalnye issledovaniya (Fundamental researches), 2013,no. 11 (8), pp. 1746-1750.
11. Pryazhnikova O. N. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literature (Social and Human Sciences. Domestic and foreign literature), 2016,no. 1 (2), pp. 135-141.
12. Solomatina V. M., Peterson P. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literature (Social and human sciences. Domestic and foreign literature), 2000, no. 4 (5), pp. 39-41.
13. Burholt V., Windle G. Community Care Policy & Practice (Community Care Policy & Practice), 2004, no. 8(3), pp. 31-34.
14. Drennan J., Treacy M. P., Butler M., Byrne A., Fealy G., Frazer K., Irving K. International Journal of Older People Nursing (International Journal of Older People Nursing), 2008, no. 3(4), pp. 234-242.
15. Helpage international (2015) Indeks kachestva zhizni pozhilyh lyudey v stranah mira v 2015 godu (The quality of life index of the elderly in the world in 2015) Available at: http://www.gtmarket.ru/ news/2015/09/28/7245 (Date of access: 15.05.2017).
16. Cumming E., Henry W.E. Growing old the process of disengagement [Growing old the process of disengagement].New York: Basic Books, 1961.
17. Kaur R. Working with Older People: Community Care Policy & Practice (Working with Older People: Community Care Policy & Practice), 2006, no. 10, pp. 28-30.
18. Klee D., Mordey M., Phuare S.,Russell C. Working with Older People (Working with Older People), 2014, no. 18(3), pp. 111-119.
19. Rosenmayr L. An exchange model for gerosilogy (An exchange model for gerosilogy), 1974, no. 1, pp. 2-5.
20. Wang G., Su X., Hatton Yeo A. Working with Older People (Working with Older People), 2012, no.16(2), pp. 88-96.
Коротко об авторах_
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: региональная политика [email protected]
Гордеева Татьяна Николаевна, канд. социол. наук, доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: региональная политика, геронтология gordeeva_tn@mail .ru
Сапожникова Татьяна Ильинична, канд. социол. наук, доцент кафедры «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: региональная политика, геронтология [email protected]
Попов Юрий Аркадьевич, аспирант, кафедра «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: региональная политика
Briefly about the authors_
Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, State and Municipal Management department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional policy
Tatyana Gordeeva, candidate of sociological sciences, assistant professor, State and Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional policy, gerontology
Tatyana Sapozhnikova, candidate of sociological sciences, assistant professor, State and Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional policy, gerontology
Yuriy Popov, postgraduate student, State and Municipal Management and Policy department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: regional policy
Образец цитирования _
Бейдина Т. Е., Гордеева Т. Н., Сапожникова Т. И., Попов Ю. А. Подходы и направления социальной политикив условиях старения населения: специфика России, КНР, США // Вестн. Забайкал. гос. унта. 2017. Т. 23. № 7. С. 74 -85. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-74-85.
Beydina T., Gordeeva T., Sapozhnikova T., Popov Yu. Approaches and directions of social policy in the context of population ageing: specifics of Russia, China and the USA // Transbaikal State University, 2017, vol. 23,no. 7, pp. 74 -85. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-7-74-85.
Дата поступления статьи: 05.07.2017 г. Дата опубликования статьи: 31.07.2017 г.