Научная статья на тему 'Подход к управлению предприятием авиационного машиностроения на базе продукционной модели бизнес-процессов'

Подход к управлению предприятием авиационного машиностроения на базе продукционной модели бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
403
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКЦИОННАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССОВ / УПРАВЛЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ / PRODUCTION MODEL OF BUSINESS-PROCESSES / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / PROCESSES QUALITY CONTROL / OPERATION OF AVIATION MECHANICAL ENGINEERING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лутфуллин Рамиль Яватович, Тюрганов Анатолий Геннадьевич, Сафин Эдуард Вилардович, Галимов Амир Камилович

Представляется продукционная модель бизнес-процессов, адаптированная для поддержки системы менеджмента качества предприятия авиационного машиностроения. Предлагаемый метод операционных продукций позволяет включать в модель функционирования такого предприятия не только управляющие, но и информационные связи между его структурными элементами. Как следствие, это открывает возможность формализации и интеграции в модель организационно-технической системы библиотеки технологических операций и соответствующих моделей физических явлений, что позволяет обеспечить замкнутость управленческого цикла с информационной поддержкой контроля качества процессов жизненного цикла изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лутфуллин Рамиль Яватович, Тюрганов Анатолий Геннадьевич, Сафин Эдуард Вилардович, Галимов Амир Камилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approach to operation of aviation mechanical engineering enterprise on the production model of business-processes basis

The production model of business-processes adapted for support of the aviation mechanical engineering enterprise quality management system is represented. The offered production model allows to include in enterprise functioning model not only operating, but also information communications between its structural elements. It opens an opportunity of formalization and integration technological operations library and the physical phenomena models into organizational-technical system model. It provides isolation of a management cycle with information support of processes quality control of product life cycle.

Текст научной работы на тему «Подход к управлению предприятием авиационного машиностроения на базе продукционной модели бизнес-процессов»

ЯлГЙОяО/

Уфа : УГАТУ. 2012_______________________________^^_____________________________Т. 16, №5(50). С. 185-190

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК???

Р. Я. Лутфуллин, А. Г. Тюрганов, Э. В. Сафин, А. К. Галимов

ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ АВИАЦИОННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА БАЗЕ ПРОДУКЦИОННОЙ МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Представляется продукционная модель бизнес-процессов, адаптированная для поддержки системы менеджмента качества предприятия авиационного машиностроения. Предлагаемый метод операционных продукций позволяет включать в модель функционирования такого предприятия не только управляющие, но и информационные связи между его структурными элементами. Как следствие, это открывает возможность формализации и интеграции в модель организационно-технической системы библиотеки технологических операций и соответствующих моделей физических явлений, что позволяет обеспечить замкнутость управленческого цикла с информационной поддержкой контроля качества процессов жизненного цикла изделия. Продукционная модель бизнес-процессов; система менеджмента качества; контроль качества процессов; управление машиностроительным предприятием

ВВЕДЕНИЕ

Одним из инструментов, позволяющих значительно повысить эффективность управления, координации и контроля всех процессов на предприятии, улучшить степень рационального использования всех видов ресурсов, является совершенствование системы его управления посредством внедрения системы менеджмента качества [1,2].

Достижение результативности в организации такой деятельности, эффективности и успешного функционирования системы управления предприятия и вовлеченных исследовательских и проектных организаций авиационного машиностроения требует комплексной информатизации (автоматизация) ее рабочих процессов на всех этапах жизненного цикла изделий. В российских организациях для описания и анализа бизнес-процессов используют методологии: ШЕБО, ГОЕБЗ, БРБ, АМ8, ТЖЬ, блок-схемы алгоритмов [3, 4]. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Как правило, создаваемые на их основе модели слабо формализованы, допускают множество различных толкований. В силу отсутствия обоснованной теоретической базы, анализ бизнес-процессов ОТС выполняется в сильно упрощенном виде, либо не проводится вообще.

Можно выделить следующие критерии формализованного описания бизнес-процессов:

• наличие средств для формализованного отображения логики выполнения технологических операций;

Контактная информация: 8(347)273-05-12

• наличие средств для отображения потоковых объектов - транзактов: материальных, информационных, финансовых, а также потоков управленческой информации;

• возможность иерархического описания бизнес-процесса, наличие средств согласования иерархических уровней описания;

• возможность проведения синтаксического контроля моделей;

• возможность имитационного моделирования;

• возможность генерации отчетов по модели;

• возможность автоматизации разработки нормативно-управленческой документации.

Рассмотрим подробнее его реализацию, а также применяемые в нем средства и методы.

Под организационно-технической системой (ОТС) здесь понимается корпоративная информационная система — программно-аппаратный комплекс, взаимодействующий с эксплуатирующей его организацией.

В процессе функционирования ОТС выполняются определенные бизнес-процессы. Бизнес-процесс - совокупность операций, выполняемых организационными единицами (сотрудниками организации) или программно-техническими комплексами в установленной последовательности с целью удовлетворения целей системы. Для описания процессов используются информационные модели, отражающие их статику (структуру) и динамику деятельности организации. В настоящее время общепризнанным является описание технологических процессов

в виде графов как наиболее удобном для восприятия и понимания аналитиками и специалистами управления [5].

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Однако специфика деятельности предприятий авиационного машиностроения обуславливает дополнительные требования к возможностям внедряемых информационных технологий. Жесткие критерии качества продукции, характерные для предприятий авиационного машиностроения на фоне усложнения их деятельности в условиях возрастающей конкуренции требуют систематического внедрения новых конструкционных решений и совершенствования технологий.

Так, в настоящее время значительные усилия прилагаются к снижению массы авиационных двигателей нового поколения, в частности за счет использования полых лопаток вентилятора [6, 7, 8]. При этом отмечается, что обеспечение прочностной надежности такого изделия предопределяет необходимость комплексного подхода к решению этой задачи на каждом этапе жизненного цикла лопатки (проектирование, производство, доводка и эксплуатация). Конечным результатом работы по обеспечению надежности изделий, в том числе полых лопаток, и обоснованного задания их ресурсов является создание единой системы проектирования, производства, итерационной процедуры увязки и контроля качества. Этого можно достичь, если эффективно организовать координацию деятельности вовлеченных структур на принципах процессного управления. Возникающая необходимость учета большого количества факторов, влияющих на показатели прочностной надежности, в том числе технологий изготовления и их режимов, требует компьютерного моделирования всех стадий изготовления.

На рис. 1 приведены результаты конечноэлементного моделирования поведения вариантов конструкции прототипов пера пустотелых лопаток в условиях распределенных нагрузок на обшивку. Исследуется поведение перспективных конструкций ячеистого, гофрового и ферменного типов при различных видах нагрузок для обоснованной оценки их прочностных свойств.

Таким образом, необходима формализация и интеграция в компьютерную модель организационно-технической системы библиотеки технологических операций и соответствующих

им моделей физических явлений, что открывает возможность автоматизировать процесс поиска наиболее предпочтительного (квазиоптимально-го) технологического решения.

. С5СЕ+|)й . 13йЕн-йЭ . 320Е+09 . «1&-09 .594Е+09

.13£Е+иЗ .2С4Е+Ф9 .гЗСЕ+иЗ .54*0-09 -660Е+09

I

НОПйЬ зотлов

ЗТЕР=1 ..

ТСЗЕ+иГ .6590-08 .124Е+09 -183Е-1-0 3 .4411*09

. гСОЕ+иО . 95Л*00 . 153Е+0 3 . £120-09 .4700-09

Рис.1. Конечно-элементное моделирование прочностных свойств элементов вариантов конструкции

2. ПРОДУКЦИОННАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

В формальном виде бизнес-процесс является системой, состоящей из совокупности интеллектуальных активных субъектов, обладающих определенным набором структурированных процедурных знаний. Функционирование системы представляет собой не единый алгоритм достижения ее цели, а систему исполнения последовательностей действий в ответ на определенные события, возникающие вследствие изменения состояния системы или внешней среды.

Наиболее адекватной моделью структуры бизнес-процесса является продукционная система, представляющая собой набор продукци-

онных правил (далее - 1111). В общем виде 1111 представляется как кортеж:

РЯ = <ЛТ, S, Р”, Р, Рои‘ >,

где N - имя или номер правила; S - сфера применения правила; Р1П - предусловие продукции; представляет собой предикат, определяющий истинность данного правила; Р - ядро продукции; выражение, описывающее одно или несколько функций, действий, которые нужно выполнить. В модели бизнес-процесса действие является технологической операцией; Рои - постусловие продукции; является двоичным или многозначным предикатом и описывает результат действия продукции. Постусловие актуализируется только после того, как ядро продукции реализовалось.

Продукция интерпретируются следующим образом:

«Если истинно Р1П, то выполняется действие Р, постусловие Рои - истинно либо ложно» (для двузначного предиката постусловия).

В случае, когда постусловие продукции является многозначным предикатом, его выход представляет собой имя или номер ошибки (неудачного выполнения продукции).

Каждая продукция имеет свое имя N и относится к определенной сфере применения S (по признаку принадлежности к той или иной выполняемой функции). Предусловие Рт представляет собой логическую переменную либо логическое выражение. Когда Рт принимает значение «истина» (Р1П =1), ядро продукции активизируется. В противном случае, ядро не активизируется. Предусловие Рт может включать в себя другие выражения, объединенные следующим набором логических функций:

• конъюнкция,

• дизъюнкция,

• импликация,

• отрицание.

В целях обеспечения удобства моделирования, данный набор функций был расширен функцией «сложение по модулю 2» (или, «диф-ференция» [5]).

Продукция может описывать одно или несколько действий. Присутствие более одного действия в продукции отражает одновременную передачу управления этим действиям (с помощью специальных управляющих структур) при истинности предусловия продукции. В этом случае, каждое действие имеет свое постусловие. Постусловие Рои отражает правильность результатов продукции и используется для ее

контроля по выходу. Проверка постусловия состоит из двух этапов:

• вычисление значения соответствующего предиката;

• передача управления другим продукциям.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОДУКЦИОННОЙ МОДЕЛИ

В этом контексте рассмотрим иерархическую структуру управления авиационного машиностроительного предприятия, в которой предлагается выделять четыре вида продукций [5]:

1. Продукции, используемые в технологических процессах компании и реализующие непосредственно технологический процесс.

2. Продукции, управляющие функционированием предприятия в целом, и его структурными подразделениями научно-исследовательскими лабораториями и проектными организациями.

3. Продукции, направленные на обеспечение ресурсами технологические процессы компании и его управляющих структур, составной частью которой является служба мониторинга.

4. Метапродукции, изменяющие компоненты продукций первого вида (предусловие, ядро, постусловие), а также структуру и динамику технологических процессов.

Каждый вид продукции относится к определенному звену линейно-штабной структуры машиностроительного предприятия. Последняя, свою очередь, выделяется в три иерархических уровня управления организационно-технической системой. Продукции первого вида выполняются подразделениями, осуществляющими технологические операции серийного производства. Это нижний уровень иерархии - цехи, лаборатории, подразделения, выполняющие производственные операции согласно утвержденным технологическим схемам. Продукции второго вида относятся к сфере полномочий и функциональных обязанностей работников, руководящих исследовательскими программами и проектированием, а также контролирующих непосредственное выполнение технологических процессов - уровень служб контроля и менеджмента качества, проектных и научноисследовательских подразделений и организаций. Продукции третьего и четвертого вида относятся к подразделениям компании, состав-

ляющими так называемую штабную часть его организационной структуры - это уровень правления предприятия.

Представление технологических процессов деятельности компании в виде продукционной системы позволяет задавать различные комбинации работы активных субъектов (параллельно, последовательно), изменять правила функционирования самого технологического процесса с целью адаптации к изменениям внешней и внутренней среды. Механизм активации продукций является также моделью самой системы управления технологическими процессами компании.

Представление процессов деятельности сложно организованного предприятия, к категории которых относятся предприятия авиационного машиностроения, в виде продукционной системы позволяет задавать различные комбинации работы активных субъектов (параллельно, последовательно), изменять правила функционирования самого технологического процесса с целью адаптации к изменениям внешней и внутренней среды. Механизм активации продукций является также моделью самой системы управления компанией. Такая последовательная формализация позволяет описать корректными математическими моделями внутреннюю структуру бизнес-процессов машиностроительного производств, автоматизировать процесс поиска наиболее предпочтительного (квазиоптимально-го) технологического решения. А это, в свою очередь, позволяет обеспечить действия активного субъекта - системы управления производством комплексной системой поддержки принятия решений на всех его этапах, включая этап целеполагания, генерацию технических требований, технических заданий и проектирования изделия с учетом уровня технологических ресурсов.

В качестве примеров рассмотрим задачу оптимизации выбора рационального технологического решения по изготовлению упомянутой выше полой вентиляторной лопатки. Дело в том, что процесс изготовления полых конструкций методом совмещенной сверхпластичной формовки и сварки давлением (СПФ/СД) из листов титанового сплава требует фиксации их взаимного положения и, зачастую, герметизацию по кромкам. И та, и другая цель достигается сваркой давлением по границам листовых заготовок формируемого пакета. Использование газостата при этом делает эту операцию весьма дорогостоящей. Альтернативным вариантом

представляется сварка давлением в состоянии сверхпластичности кромок листов пакета с применением габаритной рамки. Известно, что при сжатии кромок формообразующим инструментом происходит раздутие листов пакета, что используется в некоторых технологических процессах [2]. Однако такое раздутие в рассматриваемом случае не желательно - это неизбежно приводит в появлению замятин (гофров) при последующей односторонней гибке пакета.

А реализация алгоритмов последовательной декомпозиции (анализа) моделируемого процесса и последующего синтеза общей модели машиностроительной организационно-техниче-

ской системы в методе операционных продукций, задействует соответствующие математические модели вариантов операции сварки давлением кромок листов пакета. Это делает ее способной учитывать, что задание геометрической формы рамки и пуансона позволяет управлять характером изгиба листов свариваемого пакета из нескольких листов (рис. 2). Другими словами, это позволяет задавать раздутие пакета или односторонний изгиб в зависимости от потребностей дальнейшей обработки [9].

Рис. 2. Односторонний изгиб пакета листовых заготовок при сварке кромок давлением в режиме сверхпластичности с использованием габаритной рамки

При этом общая оценка эффективности принятых технологических решений базируется на показателях надежности и долговечности изделий, полученных с помощью математического моделирования и результатов прочностных экспериментов и металлографического анализа. Это обеспечивает корректность и полноту применения процессно-функциональных прин-

ципов менеджмента качества в сфере построения комплекса методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса. Полученные результаты этих измерений используются в автоматизированных системах поддержки принятия решений.

В целом же описанный подход обеспечивает корректное построение единого информационного пространства предприятия с интеграцией используемых в ней программных и информационных ресурсов, включением библиотеки технологических процессов и связанным с ней обменом данных, с согласованием, актуализацией и обеспечением целостности и конфиденциальности корпоративных данных.

Это позволяет перейти от «лоскутной автоматизации» к интегрированной информационной технологии, совместному использованию гетерогенного программного обеспечения и глобальной целостности данных. Построенная на этой основе корпоративная информационная система обеспечивает основным инструментальным средством службы менеджмента качества и естественное согласование ее деятельности с работой подразделений.

4. СЕМАНТИКА ОПЕРАЦИОННЫХ ПРОДУКЦИЙ

Описанную выше операционную продукцию необходимо отличать от синтаксической (грамматической) продукции Поста, которая представляет собой контекстную (spr ® str) либо бесконтекстную (p ® t) подстановку символов, а также от логической продукции a ® b — импликации, секвенции (если а, то b, a - посылка, антецедент, b - вывод, консеквент), либо от шага логического вывода modus ponens.

Система операционных продукций функционирует в продуктивной среде, содержащей входные и выходные объекты продукций. Среда разбивается на классы объектов и области действия продукций. Компоненты продукций S, Рт, F, Р°и имеют внутренние и внешние переменные, аргументы и результаты действий, относимые к продуктивной среде. Таким образом, операционная продукция есть стандартизованная форма представления функциональных объектов, реализующих в совокупности распределенное управление и выполнение параллельных синхронных и асинхронных процессов.

Продукционная система {РОг-}№ 1 < i < N может содержать продукции, которые порождают новые продукции либо изменяют сущест-

вующие в системе продукции, модифицируя их функциональные ядра, сферы применения, пред- и постусловия. Такие продукции называются метапродукциями, они выполняют функции внутреннего иерархического управления системой продукций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование операционных продукций в качестве модели бизнес-процессов, как показывает опыт, эффективен при построении различных организационно-технических систем. Это позволяет повысить эффективность производственной деятельности и ее сочетания с актуальной для авиационного машиностроения научно-исследовательской и инновационной деятельностью при обеспечении необходимой экономической эффективности и приемлемого уровня затрат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Злобин В. П., Шмайлов А. Л. Цели и преимущества процессно-ориентированной СМК // Методы менеджмента качества. 2009. № 9. С. 9-14.

2. Серенков П. С., Курьян А. Г., Солома-

хо В. Л. Методы менеджмента качества. Методология описания сети процессов: монография. Минск: БНТУ, 2006. 484 с.

3. Черемных С. В., Семенов И. О., Ручкин В.

С. Моделирование и анализ систем.ГОЕГ-технологии: практикум. М.: Финансы и статистика, 2006. -192 с.: ил. - (прикладные информационные технологии)

4. Репин В. Сравнительный анализ нотаций АШ8 еЕРС / ГОЕГ0, ГОЕГ3 http://idefinfo.ru/cjntent/ view/43/58/

5. Тюрганов А. Г. Семантические преобразования классических проектных моделей информационных систем: // КИИ-2000: Сб. науч. тр. VII нац. науч.-техн. конф. РАИИ с междунар. участием. 2427 октября 2000 г. Переславль-Залесский, 2000. Т. 2. С. 686-693

6. Потапов С. Г., Перепелица Д. Д. Обеспечение прочностной надежности полой широкохордной лопатки вентилятора с учетом особенностей этапов ее жизненного цикла // Двигатель. 2010. № 5(71). http://englne.aviaport.ru/lssues/71/page30.html.

7. Молодых С. И., Третьяк В. В. Разработка технологии изготовления полых широкохордных лопаток вентилятора ТРДД // Авиационнокосмическая техника и технология. 2008. № 8(55). С. 10-14.

8. Численный анализ вариантов конструкции пустотелой вентиляторной лопатки / О. А. Кайбышев [и др.] // Проблемы машиностроения и надежности машин. 2004. № 1. С. 90-95.

9. Лутфуллин Р. Я., Тюрганов А. Г., Гали-

мов А. К. Моделирование процесса сварки давлением кромок пакета листовых заготовок // Автоматизация и современные технологии. 2007. № 6. С. 3-7.

ОБ АВТОРАХ

Лутфуллин Рамиль Яватович, проф. каф. материаловедения и физики металлов. Дипл. инженер по машинам и технологии обработки металлов давлением (УГАТУ, 1974). Д-р техн. наук по материаловедению в машиностроении (ИПСМ РАН, 1998). Иссл. в обл. материаловедения титановых сплавов.

Тюрганов Анатолий Геннадьевич, доцент каф. компьютерной математики. Дипл. инженер по системам автоматизир. проектирования (УГАТУ, 1991). Канд. техн. наук по автоматизированным системам управления (УГАТУ, 1994). Иссл. в обл. компьютерного моделирования бизнес-процессов организационно-технических систем.

Сафин Эдуард Вилардович, доц. каф. стандартизации и сертификации. Дипл. инженер по технологии машиностроения, металлорежущим станкам и инструментам (УГАТУ, 1995). Канд. техн. наук по технологии машиностроения и материаловедению (УГАТУ, 1999). Иссл. в обл. технологических методов упрочнения поверхности титановых сплавов.

Галимов Амир Камилович, доц. каф. стандартизации и сертификации. Дипл. математик (БашГУ, 1981). Канд. физ.-мат. наук по применению матема-тическ. моделирования, математическ. методов и вычислительн. техники в научн. исследованиях (БашГУ, 1997). Иссл. в области компьютерн. моделирования физ. явлений и технологическ. процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.