Полученные в нашем обследовании данные в основном согласуются с данными обследований
H.A.Журавлевой и В.Е.Семенова по направленности активности современной молодежи, определяемой их ценностными ориентациями.
В числе самых предпочитаемых оказались такие ценности, как здоровье, семья. Однако обнаружилась и специфика ориентаций на ценности в разных группах.
В группе ориентированных «на себя» большинство студентов (более 50%) к числу предпочитаемых ценностей (в порядке предпочтений) за здоровьем и семьей выделили: престиж, учебу, уверенность, богатство, любовь, свободу, справедливость.
Направленность на учебу, уверенность, богатство указывает на стремление к самоутверждению у эгоистично настроенной части студентов.
В группе студентов с направленностью «на других» наиболее предпочитаемыми ценностями после здоровья и семьи оказались у большинства из них (более 50%): богатство, учеба, любовь, общение, уверенность, красота, безопасность, престиж, справедливость. Направленные «на других» отличаются неуверенностью, склонностью к конформизму. В связи с этим желательными для них ценностями являются любовь, общение, уверенность, внешний вид (красота), престиж, безопасность и справедливость.
В группе студентов с направленностью активности «на дело» специфика ценностных ориентаций проявляется наиболее заметно. Если на первом месте по предпочтениям остается «семья» как и в других группах, то здоровье оказалось на пятом месте. Это может означать лишь то, что в этой группе оказались индивиды, не имеющие явных проблем со здоровьем. Студенты этой группы выделили те ценности, реализация которых в жизни лучше всего могут способствовать к эффективности будущей профессиональной и настоящей учебной деятельности. Последовательность предпочтений за «здоровьем» в этой группе оказалась следующей: уверенность, престиж, учеба, здоровье, общение, богатство, справедливость, безопасность, свобода, честь. Данная группа отличается тем, что все оцениваемые ими ценности признаются важными большинством из них (более 50%).
Весьма ценным выявленным обследованием обстоятельством является то, что все студенты, независимо от направленности их активности, высоко оценивают учебу (4-е место). Это означает, что они очень серьезно относятся к основному виду своей деятельности - учебно-познавательной, к овладению знаниями и умениями, необходимыми в своей будущей профессиональной деятельности.
Обращаем внимание на то, что во всех группах ценность «богатство» входит в число первых 3-7 ценностей, подтверждая прагматическую направленность современной молодежи.
Вопреки установившемуся мнению среди взрослых направленность преобладающего большинства слудентов на развлечения не находит подтверждения, Большинство студентов всех выделенных групп ценность развлечений ставит на последнее место.
Достойной оценки не получила важная ценность для современного мира «творчество». Возможно, что в этом отражается незавидное материальное положение научных работников в современных условиях российской действительности.
Литература
I. Буякас 'Г.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения человеческих ценностей // Вопросы психологии. - 1997. -■ № 5. - С.44-45.
2. Журавлева H.A. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. - 2006. - У.21. - № 1. - С.35-53.
3. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.
4. Семенов B.Ii. Ценностные ориентации современной молодежи !! Социс. - № 4. - 2007. - С.37-43.
5. Кондратьева Е.В. Становление образа «Я» (на примере профессии социального работника): дис. ...канд. психол. наук. -Улан-Удэ. 2006.
ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОДУКТОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПСИХОЛОГИИ
Е.В. Некрасова
Рассматривается возможность использования продуктов литературного творчества в качестве источников психологической информации о жизненном мире человека, трансспектвный анализ как форма мышления, адекватная постнеклассическому идеалу рациональности; представлены результаты трансспективного анализа продуктов литературного творчества посредством логики нарратива.
AN APPROACH ТО ANALYSIS OF LITERARY CREATIVITY PRODUCTS IN PSYCHOLOGY
E.V. Nekrasova
An amenity of literary creativity products as sources of psychological information about human being's vital world, transspective analysis as a form of thinking adequate to postnonclassical ideal of rationality are considered; results of transspective analysis of literary creativity products by means of narrative logic are presented.
«Антропологический поворот» (Слободчиков В.И., 1998), происходящий в психологии, связан с все более осознаваемым фактом того, что нельзя понять сущность и предназначение психики, не поняв миссию человека, свойством которого она является. Анализируя объективные тенденции развития психологического познания, легко заметить, что эпицентр научных интересов представителей разных школ и направлений постепенно смещается к тому, что СЛ. Рубинштейн в свое время определил как «витальную онтологию», фактически предсказывая неизбежность такого смещения. В 1992 г. O.K. Тихомиров отметил, что перед современными отечественными психологами открылись «два пути»: одни из них продолжают заниматься конкретизацией представлений о психике как «отражении реальности», другие - разработкой представлений о психике как «порождении новой реальности».
Как бы подтверждая это заключение, минувшее десятилетие заявило о себе активной разработкой концепций, которые, независимо от их исходной методологии, имеют «общий знаменатель» -фактически все они демонстрируют разные формы движения, но внутри общего русла «второго пути» развития психологической мысли. Так появляются концепции «материализации» представлений об идеальной форме (Эльконин Б.Д., 1994), «конструирования миров» человеком (Асмолов А.Г., 1995), становления «субъективной реальности» (Слободчиков В.И., 1995), формирования «ментального пространства человека» в процессах транскоммуникаций (Кабрин В.И., 1996), порождения «многомерного мира человека» (Клочко В.Е., 1996), деформации «смыслового пространства личности» в период болезни (Рогачева Т.В., 2004).
Можно констатировать, что мы сталкиваемся здесь уже не просто с одной из тенденций развития науки, а самым настоящим «парадигмальным сдвигом», который в ней происходит. Сдвигом, который подготовлен всем ходом развития психологического познания, детерминированным постоянно идущим процессом взаимодействия психологической науки с ее средой, сердцевину которой составляет совокупный общественный продукт, обобщенно определяемый понятием «культура». Она содержит в себе достижения отечественной философской мысли, в которой сложилось понимание человека как явления многомерного по своей сущности и безмерного (трансцендентного) по своим масштабам (H.A. Бердяев, СЛ. Франк, П.А. Флоренский, М.М. Бахтин, A.A. Ухтомский). В свою очередь, достоянием культуры стали достижения психологической мысли о многомерности человеческого бытия в многомерном мире, представленные в трудах Б.Г. Ананьева, J1.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, получившие развитие в исследованиях учеников и последователей.
Таким образом, возникает проблема взаимодействия психологической науки с ее средой, которая переходит из разряда философских (эпистемологических) проблем в конкретно-научную проблему, обретая при этом, по мнению A.B. Юревича (2005), статус одной из приоритетных проблем современной психологии. Проблема заключается в выявлении возможностей такого взаимодействия исследователя с культурой, которое моделировало бы те реальные процессы, которые лежат в основе самоорганизации науки, т.е. происходят сами собой в результате информационного обмена открытой системы (наука) с ее средой (культура). В центре проблемного поля исследования - проблема оправданного и целенаправленного «вычерпывания» из культурной среды, окружающей науку, того знания, которое соответствует актуальной поисковой познавательной потребности исследователя, являющегося конкретным представителем науки.
Понимая глобальность этой проблемы, мы ограничили проблемное поле своег о исследования следующим образом. В культуре, в частности, такой важнейшей ее составляющей, каковой является литературное творчество, зафиксирован громадный опыт того, что происходит с жизненным миром человека на стадиях его становления и различных коллизий (трансформаций, деформаций, распада и т.д.). Пока этот опыт остается закрытым для психологии: как точно заметил Л.С. Выготский, «нарисованную корову нельзя доить». Между тем он остается бесценным для науки, которая стала сензитивной ко всему, что связано с проблемой порождения многомерной человече-
ской реальности, поскольку в этом открывается новое понимание роли и функции психического («второй путь»).
Чтобы вообще поставить задачу решения проблемы взаимодействия науки с ее средой, необходимо прежде всего саму науку понять в качестве открытой (и значит, самоорганизующейся) системы. Тогда становится возможным использование трансснективного анализа [2], открывающего общую направленность развития пауки и позволяющего тем самым понять современные концепции, исполненные в парадигме «психика как порождение реальности».
Известно, что постнеклассицизм опирается на определенный уровень системного представления изучаемой реальности, делая предметом исследования сложные саморазвивающиеся (самоорганизующиеся) системы (Степин B.C., 2002). Трансспективный анализ представляет собой форму мышления, адекватную постне класс и чес кому идеалу рациональности. Из него следует, что именно взаимодействие со средой обусловливает прогрессивное движение наук, что не снизу (из опыта самой науки), а сверху, из обще культурного пространства приходят в науку те идеи, которые на некоторое время становятся ведущими. Постне классическая наука, подчеркивает В.Е. Югочко [2], предполагает трансспективный анализ, будучи методологически фундированной для понимания своего предмета исследования не как ставшего и даже не становящегося, а как момент общего движения в ряду закономерно усложняющихся форм системной организации того, что она изучает.
Основная установка трансспективного анализа - это становление, через которое («в котором») необходимо изучать открытые самоорганизующиеся системы. В качестве источника и двигателя становления в трансспективном анализе рассматривается соответствие, которое приводит к взаимодействию, сопровождающемуся порождением системных качеств - «параметров порядка», определяющих прогрессивную логику системогенеза. Дня трансспективного анализа центральной является онтология взаимодействия с ее порождающим эффектом.
Трансспективный анализ направлен на выявление тенденции развития, которая понимается как потенция, обусловливающая процесс развития. Согласно М.К. Мамардашвили, потенция является возможностью, которая обладает одновременно «силой на свое осуществление» [3, с. 151]. «Транс-спект», будучи аналогом понятия «становление», учитывает направление развития открытой самоорганизующейся (саморазвивающейся) системы как закономерно усложняющейся пространственно-временной организации. Таким образом, трансспективный анализ, с одной стороны, является анализом тенденциональным, с другой стороны хронотопическим, учитывающим внутрисистемное событие времени и пространства. Тенденции обозначают наиболее вероятные направления развития в пространстве имеющихся у системы возможностей, соотнесенных с возможностями среды. Трансспективный взгляд - такой взгляд, благодаря которому каждая точка на пути развития понимается как место сосуществования времен, их взаимопроникновения и взаимоперехода, в котором реализует себя тенденция усложнения системы. С трансспекгивной точки зрения, будущее выступает в качестве того, что проявляет трансспективу, а также создается в ней.
Трансспективное мышление предполагает определение тенденций по произошедшим изменениям, выявление влияния новообразований на становление системы, детерминирующее ее дальнейшее развитие и упорядочивание. Здесь важно видеть в произошедшем факте механизм и момент самоорганизации, происходящего системного усложнения. Трансспективный анализ позволяет вычленить становление, преемственность усложняющихся форм. Его центральная специфическая идея - идея системной детерминации: «новообразования рождаю гея в настоящем, определяют облик будущего и переопределяют облик прошлого». Вскрывая «историю осуществляемых ожиданий», осуществляя «анализ не движения, а анализ в движении», исследователь занимает и проводит по отношению к «герою» диалогическую позицию.
1. Среди всех психологических новообразований особый интерес для трансспективного анализа представляют смыслы и процессы смыслообразования, гак как смысл является тем, в чем становление человека заявляет о себе наиболее выраженно. Смысл объективирует трансспективу - общее направление движения системы «человек», которая благодаря особой роли психического (порождение «субъективно искаженной действительности») в ее самоорганизации может рассматриваться как психологическая система.
2. Объяснение происхождения «собственно человеческого в человеке» на основе трансспективного подхода, открывающего возможность научного осмысления жизненного мира человека как меры его жизни и жизнедеятельности, как динамического системного конструкта, особой психологической реальности, имеющей совмещенную (субъективно-объективную) природу, в которой
конституирует себя пространственно-временная (хронотопическая) развертка бытия человека, понимаемого в качестве открытой системы, предполагает междисциплинарный взгляд, опору на философские, культурологические, социологические, этические и другие подходы, дополняющие и опосредующие друг друга.
Трансспективный анализ продуктов литературного творчества (поэзия, художестве иная литература, дневники и др.), содержащих информацию о динамике жизненного мира героев произведений (а также их авторов), посредством логики нар рати ва, являющегося «в высокой степени чувствительным к изменчивой и подвижной природе человеческой реальности, поскольку является частью этой реальности» [1, с. 39], и деконструкции (как особой стратегии по отношению к тексту, включающей в себя одновременно его деструкцию и реконструкцию) показал, что постуики, деятельность человека обусловливаются открывающимися в актах встречи ретроспективы и перспективы смыслами, возможностями, изменяющимся в результате жизненным миром человека. Установлено, что идентичность в процессе образования жизненного мира человека выступает как процесс в той или иной степени успешного решения жизненно значимых проблем: человек, самоопределяясь, поддерживая и формируя свою идентичность, формирует тем самым и образ жизни, скрепляя и динамизируя его через реконструкцию элементов или достаточно выраженное существенное их изменение. Самотранс-ценденция как разрешение противоречий, преодоление фиксированных форм поведения - необходимое условие духовности существования человека.
Совмещение герменевтического, нарративного и собственно психологического подходов, подчинение их решению проблемы выявления условий и обстоятельств образования уникальных жизненных миров в их динамичных хронотоп и ч ее ких характеристиках, позволило обнаружить, что проблема переживания реальности и действительности для человека есть проблема ценностно-смыслового устройства жизненного мира человека. При распаде психологической системы сначала «уходит» вершинное - ценности, которые делают предметы, вещи значимыми во все времена. Затем «уходят» смыслы, придающие «ощущение реальности».
Человеческая жизнь, таким образом, измеряется не длительностью существования человека, а мерностями его многомерного жизненного мира, которые определяют и контуры этого мира, и его предметно-вещный состав, и особенности восприятия и переживания времени - как формы перехода поливариативного будущего в моновариативное прошлое, что, собственно, и фиксирует понятие «трансспектива». Выявленные факты позволяют утверждать, что жизненное пространство человека и его субъективное время внутренне связаны между собой, а системообразующую функцию в данном случае выполняют смыслы и ценности.
Обогатить психологическую теорию и фактологию посредством анализа продуктов литературного творчества, ставших достоянием культуры и содержащих в себе информацию о динамике «жизненных миров» литературных героев (в том числе и их авторов), возможно только в том случае, если у психолога-исследователя имеется методологическая, теоретическая и мотивационная готовность к встрече с такой информацией в процессах его взаимодействия с указанными культурными продуктами. Методологическая готовность психолога определяется уровнем усвоения им парадигмы «порождения реальности». Теоретическая готовность определяется степенью разработанности концептуального контекста, в котором человек предстает как открытая психологическая система, порождающая многомерный жизненный мир как основание, обеспечивающее ему (человеку) осмысленность бытия. Мотивационная готовность предполагает наличие у психолога-исследователя ожидания (предчувствия) встречи с информацией, соответствующей его поисковой познавательной потребности.
Литература
1. Бройкмейер И., Харре Р. Наррагив: проблемы и обещания одной альтернативы // Вопросы философии. - 2000. - Х« 3. - С. 29-42.
2. Клочке В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск: Изд-во Томского университета. 2005.
3. Мамарлашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Прогресс. 1990.
П