Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (13). Июнь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 94 (470) ББК 63.3 А912
О. Н. Астраханцев Иркутск, Россия
ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ, ОПУБЛИКОВАННОЙ В ПЕРИОД С 1910 ПО 1991 ГГ.
В статье приводится историографический обзор литературы по теме «Подготовка военных авиационных кадров», опубликованной в период с 1910 по 1991 гг. Автор дает краткий анализ вышедшим в указанный период работам, рассматривает, как проходил процесс изучения данной темы, и как он менялся в связи с происходящими в стране событиями и развитием авиации.
Ключевые слова: Военно-воздушные силы, авиация, воздухоплавание, авиационные кадры, воздушный флот, авиационная техника, армия, история.
O. N. Astrakhantsev Irkutsk, Russia
MILITARY AVIATION PERSONNEL TRAINING: HISTORIOGRAPHY REVIEW OF LITERATURE ON THE TOPIC PUBLISHED IN
THE PERIOD FROM 1910 TO 1991
The article provides a historiographical review of literature on the topic "Military aviation personnel training" published in the period from 1910 to 1991. The author gives a brief analysis of the published in this period works, examines how the process of studying this topic was going on, and how it changed in connection with the events taking place in the country and the development of aviation.
© Астраханцев О. Н., 2017
Keywords: Air force, aviation, aeronautics, aviation personnel, air fleet, aviation equipment, army, history.
По истории военной авиации написано много научных работ, статей, исторических очерков, мемуаров. В них освещается история становления ВВС как вида войск, вклад Военно-воздушных сил в дело защиты Родины от всевозможных противников. Тем не менее, одним из малоизученных вопросов по истории отечественной военной авиации является вопрос о подготовке военных авиационных кадров - летчиков, штурманов, воздушных стрелков, инженеров, авиационных техников и других специалистов. В историографии темы можно выделить несколько основных периодов. Рассмотрим литературу, изданную в период с 1910 по 1991 годы.
С 1910 до середины 1950-х гг. в отечественной историографии отсутствовали научные исследования о развитии системы подготовки военных авиационных кадров в нашей стране. В этот период происходило накопление и частично систематизация информации о развитии авиации, научной авиационной мысли, подготовки авиационных специалистов, совершенствовании образцов авиационной техники и т. п., в виде исторических очерков, мемуаров, статей.
В начале указанного периода появились публикации с общей информацией и сведениями о воздухоплавании, о первых шагах становления отечественной авиации, о первых русских авиаторах и мировых достижениях в области авиации. Часть публикаций рассматривала значение авиации, ее способность, например, решать вопросы военного характера. В целом эти работы носили описательный характер. Как правило, они были опубликованы в различных периодических изданиях, главным из которых, на наш взгляд, являлся «Вестник воздухоплавания».
Рассматривая этот период, следует отметить работы К. Е. Вейгелина, авиационного инженера, участника русско-японской войны, который преподавал на Офицерских теоретических курсах, затем в Московском авиационном институте. Константин Евгеньевич Вейгелин являлся историком и пропагандистом оте-
чественной авиации. Им был написан ряд трудов по истории авиации в России. Свои первые работы он опубликовал еще до революции 1917 года, затем продолжил публицистическую деятельность уже в годы советской власти. Одна из первых его книг по истории авиации - «Завоевание воздушного океана: история и современное состояние воздухоплавания» [Вейгелин, 1912]. В ней рассмотрены первые попытки осуществления полета на аэростатах, дирижаблях и т. п.
Научные труды, изданные во время участия России в Первой мировой войне, были посвящены организации авиационного дела, и лишь вскользь касались вопросов подготовки летных кадров и авиационных специалистов. Тем не менее, эти издания представляют определенный интерес для исследователей. Например, в работе «Воздушный флот. История и организация военного воздухоплавания» [Воздушный флот. История и организация военного воздухоплавания, 1915] содержится информация о различных летательных аппаратах: воздушных змеях, сферических аэростатах, аэропланах, летающих лодках и др. В ней также приводятся сведения об организации военного воздухоплавания в России, Австро-Венгрии, Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Японии, Швейцарии. В кратком историческом очерке этой книги, об истории воздухоплавания, указано, например, что: «Первые сведения о применении летательных снарядов для военных целей дошли до нас из глубины отдаленных веков. Князь Олег, осаждая в 906 году Царьград, пользовался воздушными змеями: «сотвори кони и люди бумажны вооружены и позлащены и пусти на воздух на град, видев же Греци и убояшася»» [Воздушный флот. История и организация военного воздухоплавания, 1915. С. 7]. В указанной работе есть и некоторые сведения об офицерской воздухоплавательной школе в Петрограде.
Не успевшая сформироваться система подготовки авиационных кадров в России, остановилась в развитии в связи с известными революционными событиями, и последующей за ними Гражданской войной. После ее окончания началось строительство нового государства, его важнейших органов и частей, в том числе и вооруженных сил, как гаранта безопасного существования советской страны.
Изучение опыта создания и боевого применения авиации в Первой мировой войне и в ходе Гражданской войны стало необходимым в связи со строительством Красного воздушного флота. С 1920-х годов до начала 1930-х годов появились работы, раскрывающие значение авиации и её возможности. Одной из первых выходит статья выдающегося военного теоретика А. А. Свечина «Об организации боевой авиации» [Свечин, 1923], в которой автором были обозначены основные направления развития авиации.
Об опыте боевого применения авиации в Первой мировой и Гражданской войнах были написаны работы Н. А. Яцука [Яцук, 1920; Яцук, 1924], К. Е. Вей-гелина [Вейгелин, 1925]. Были опубликованы отдельные статьи о первых авиационных учебных заведениях [Академия Воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского, 1923].
В 1926 году выходит работа, посвященная первому пятилетнему юбилею Красного воздушного флота [Сергеев, 1926]. В ней, в свойственной для того времени манере, повествуется о первых шагах воздушного флота, о роли большевиков в его создании, о первых героических годах, прошедших в борьбе с врагами советской власти и т. д. В какой-то степени эту работу можно назвать одним из первых изданий, описывающих систему подготовки авиационных кадров. При этом учебный процесс остался не изученным. Аналогично указанной работе, в 1928 году, к десятилетнему юбилею рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) была опубликована книга участника гражданской войны А. Лап-чинского [Лапчинский, 1928]. Автор состоял на командных должностях в Красном Воздушном флоте, и на основе своих воспоминаний кратко повествует об его истории. В 1929 году к юбилею школ воздушного флота была написана статья Капустина [Капустин, 1928]. В ней автор освещает вопросы, касающиеся методики летного обучения. Под редакцией Лапчинского с 1918 года начал издаваться журнал «Вестник воздушного флота», в котором печатались статьи, посвященные строительству советской авиации, в том числе истории отдельных авиационных военно-учебных заведений [Академия Воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского, 1923]. К журналу выходило научно-
техническое приложение, посвященное новостям науки, техники и производства в области воздушного дела. В 1962 году журнал стал выходить под новым названием «Авиация и космонавтика».
В 1920-е годы появляются брошюры, раскрывающие отдельные моменты по истории авиации, объясняющие порядок поступления в авиационные вузы, дающие справочный материал по авиационным специальностям, причем эти работы публиковались из года в год с небольшими изменениями.
С 1930-х до 1940-х годов, литература об авиации становиться политизированной, что требует критического отношения к приводимым в ней фактам. В 1935 году вышла книга, которая предназначалась в основном для командного и начальствующего состава - «Справочные сведения по воздушным силам» [Алексеев М., Баташев М., Малиновский П., 1935]. Книга содержала сведения о воздушных силах зарубежных государств: их численности, тактико-технических характеристиках самолетов, тактике применения авиации. В ней были рассмотрены вопросы управления авиацией, возможности авиастроения, авиационного вооружения и устройства аэродромов. Но, к сожалению, по ВВС РККА сведения даются очень кратко. Вопросы же подготовки авиационных специалистов в указанной работе вообще не рассматриваются.
В это же время появляется литература методической направленности для узкого круга лиц, типа - издание Качинская авиашкола, или как указано в книге «Н-ской военной школы пилотов» имени тов. Мясникова [Абрамович, 1932].
После того как прозвучал призыв «Комсомолец на самолет!», появилось много публикаций, описывающих будни советских авиаторов, прославляющих летчиков, и других работ с явно выраженной пропагандистской направленностью.
В 1939 году РККА перешла к кадровой системе комплектования. В связи с этим значительно расширилась сеть военно-учебных заведений, стали появляться публикации о подготовке командных кадров. Конечно, в этих работах в силу секретности темы, фактический материал отсутствовал.
Вышедшие в свет в этот период труды и публикации также в основном освещали опыт боевого применения авиации в годы Первой мировой и Гражданской войн. В конце 1930-х годов и в начале 1940-х стали печататься работы научно-практической направленности. Это было связано, прежде всего, с началом Второй мировой войны и необходимостью в связи с этим изучения опыта строительства и применения авиации.
Продолжил свою публицистическую деятельность К. Е. Вейгелин. Об участии русской авиации в Первой мировой войне автор написал в работе «Воздушный флот в мировой войне: очерки и эпизоды воздушной войны 1914-1918 годов» [Вейгелен, 1925]. В другой своей работе «Путь летчика Нестерова» [Вейгелен, 1939] описывает биографию прославленного русского летчика и его вклад в летное дело. В «Очерки по истории летного дела» [Вейгелен, 1940], Вейгелен рассказывает об истории мировой авиации с древнейших времен до1918 г. Но об участии авиации в Первой мировой войне написано очень кратко. При этом автор дает низкую оценку состоянию русской авиации в период 1914-1917 гг.: «...военная авиация в России не мела ни достаточного развития, ни обеспеченной технической базы» [Вейгелен, 1940. С. 448]. В этот же период появляются и справочные издания по авиации, содержащие достаточно интересный фактический материал [Алексеев М. В., 1935].
Начало Великой Отечественной войны потребовало новых трудов и публикаций агитационно-пропагандистского характера, призывающих на защиту Родины. В годы войны были написаны работы: «Боевые традиции сибиряков» [Дулов В. И., 1942], «Великая Отечественная война и Сибирь» [Дулов, 1944]. В эти годы выпускались небольшие брошюры, посвященные советским летчикам, в которых описывались их воздушные победы, эта серия называлась - «Сталинские соколы» [Сталинские соколы, 1941, 1943].
Период с 1945 г. до середины 1950-х годов. В послевоенное время вышли в свет труды, разработанные с привлечением архивных источников, таковыми были диссертации С. В. Липницкого [Липницкий, 1950], Н. П. Ускова [Усков, 1955]. По сути, эти работы были первыми серьезными научными исследовани-
ями по истории авиации дореволюционного периода. В 1952 году была опубликована статья Серебрякова, в ней автор рассказывает о развитии Красного Воздушного флота в 1920-е годы [Серебряков, 1952]. В следующем году, в «Вестники воздушного флота» появляется небольшая статья, посвященная старейшему авиационному учебному заведению - Качинскому авиационному училищу [Старейшее авиационное училище страны: краткие сведения из истории Ка-чинского училища, 1953]. Но при этом начальный период становления училища (дореволюционный) в работе не освещался.
Вполне естественно, что в этот период начали выходить книги об участии советских ВВС в войне [Буров, 1947; Журавлев, 1945; Советские летчики в боях за Родину. Сборник материалов журнала «Крылья Родины», 1958; Денисов,
1953]. Эти работы были посвящены как в целом ВВС, так и отдельным воинским соединениям и частям.
Период с середины 1950-х гг. по 1991 г. отличается изданием фундаментальных работ. В советской историографии появляются серьезные научные исследования по развитию системы подготовки военных авиаторов.
В 1954 году вышло в свет учебное пособие «История Военно-воздушных сил Советской Армии» [История Военно-воздушных сил Советской Армии,
1954]. В ней, пожалуй, впервые приводится информация о подготовке авиационных специалистов с момента зарождения отечественной авиации и до периода начала Великой Отечественной войны. Вопросы же подготовки авиационных кадров в годы войны были засекречены.
В 1955 году была опубликована работа В. Д. Черкасова «Развитие инженерно-авиационной службы ВВС СА: краткая историческая справка» [Черкасов,
1955], в ней, кроме общей информации по ИАС, рассматривался и вопрос о подготовке инженерно-технических кадров. В этом же году вышел сборник статей «Авиация нашей Родины» [Авиация нашей Родины, 1955], в котором были представлены работы по истории Военно-воздушных сил, опубликованные в журнале «Вестник воздушного флота» за 1949-1954 гг. В ряде статей из этого сборника были использованы ранее не известные архивные материалы,
это, безусловно, привлекло внимание людей, интересующихся историей отечественной авиации.
В свете борьбы с последствиями культа личности была предпринята попытка отойти от тенденциозного подхода в освещении истории отечественной авиации. Она выразилась в выступлениях в печати Е. Ф. Бурче и И. Е. Мосолова [Бурче, Мосолов, 1956], а также в проведении в редакции журнала «Вопросы истории» соответствующего совещания. Эти мероприятия положили начало объективному направлению в развитии исторической литературы по авиации России.
В 1958 году вышел в свет сборник «Советские летчики в боях за Родину» [Советские летчики в боях за Родину, 1958]. Сборник был основан на материалах журнала «Крылья Родины». В нем описывались боевые действия отечественной авиации в битве под Москвой, Ленинградом, над Кубанью, Орлом, Курском, на Днепре и т. д. Описывались подвиги советских летчиков в годы войны, приводились факты из их биографий и т. п. Позже, в 1963 году, вышел еще один подобный сборник [Советские летчики в боях за Родину, 1963].
В 1960 году была написана работа А. М. Иовлева и Д. А. Воропаева [Иовлев, Воропаев, 1960], посвященная проблеме подготовки военных кадров, в том числе и авиационных. Хотя работа и содержит полезную информацию, в ней, на наш взгляд, несколько преувеличиваются заслуги коммунистической партии и ее руководства в лице Ленина в деле создания ВВС страны. Это характерно вообще практически для всех работ указанного периода. Коммунистической партии СССР принадлежала руководящая роль в государстве, и избежать идеологического влияния исследователям было крайне трудно. По сути, все работы, написанные в период 1950-1980-х гг., так или иначе, рассматривают «роль коммунистической партии в деле.» и т. п. Лишь немногие работы действительно предметно освещали исследуемые вопросы.
С 1960-х годов появились работы, анализирующие деятельность военных округов, отдельных воинских частей и соединений. Не были обделены вниманием и военные округа, находящиеся на территории Сибири. О них были напи-
саны следующие работы: «Войны-Забайкальцы на страже Родины (Из истории Забайкальского военного округа)» [Войны-Забайкальцы на страже Родины, 1968]; «В пламени и славе: Очерки истории Сибирского военного округа» [В пламени и славе: Очерки истории Сибирского военного округа, 1969]. В этих работах описан «боевой путь» этих воинских подразделений. Вопросы, касающиеся подготовки военных кадров, в них, к сожалению, практически не рассматриваются.
В 1960-е же годы был написан фундаментальный труд «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» [История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг., 1960-1965] в 6-ти томах. В нем не много, но все же говорится о подготовке военных кадров.
В 1970-е годы были опубликованы работы «Сияние звезд» [Архипов, 1971], «Крылья Родины. Рассказы о людях советской авиации» [Крылья Родины. Рассказы о людях советской авиации], «На огненных высотах» [Грибанов, 1977] и другие, посвященные вопросам истории отечественной авиации.
На наш взгляд, стоит упомянуть и о монографии В. Б. Шаврова «История конструкций самолетов в СССР до 1938 года» [Шавров, 1978]. Хотя в книге и не затрагиваются вопросы подготовки авиационных кадров, она, безусловно, является очень хорошим источником по истории развития отечественной авиации. В ней рассматривается развитие инженерной авиационной мысли, становление и развитие отечественного самолетостроения, описаны модели отечественных и зарубежных самолетов, состоявших на вооружении.
Так же, в обозначенный период, продолжили издаваться книги об участии летчиков в Великой Отечественной войне. В основном в них описывались боевые действия советской авиации и героизм советских летчиков. О подготовке авиационных кадров в них почти ничего нет.
В 1981 году из печати выходит работа П. Д. Дузя [Дузь, 1981], насыщенная большим количеством информации по истории авиации и воздухоплавания в России, но всё-таки с некоторым умолчанием и искажением отдельных момен-
тов по истории авиации дореволюционного периода. Однако книга была неоднократно переиздана благодаря содержанию информационного материала.
В 1986 году вышла в свет книга В. С. Шумихина «Советская военная авиация 1917-1941 гг.» [Шумихин, 1986]. Хотя в ней так же не ставилась конкретная задача по всестороннему исследованию проблем подготовки летного и технического состава, автор уделил достаточно много внимания вопросам обучения и воспитания авиационных кадров. Однако в работе явно выпячивается восхваление КПСС, изобилие идеологических эпитетов типа - «в те дни, когда по зову коммунистической партии» или «Великий Октябрь вдохнул новые творческие силы» и т. п. Преувеличивая роль коммунистической партии, автором вместе с тем снижается роль царской армии в истории становления авиации, или же она выставляется почти в карикатурном виде. Так, он пишет: «Воздушный флот в царской армии являлся одним из самых привилегированных родов оружия. Первое время, когда авиация «входила в моду», в нее даже в качестве рядовых летчиков допускались лишь благонадежные представители господствующих и имущих классов. Как ни в каком роде войск, здесь процветал протекционизм, крупные посты занимали представители графских, княжеских и других «громких» фамилий. Неудивительно поэтому, что значительная часть командного и летно-подъемного состава воздушного флота была враждебна делу революции, интересам рабочего класса и трудящегося крестьянства. Летчики-аристократы, в большинстве своем белоручки, боявшиеся запачкаться у мотора, всячески старались избегать черновой, а некоторые и боевой работы» [Шумихин, 1986]. Действительно, как-то не вяжется, например, имя П. Нестерова с понятиями «белоручка» или «трусость».
Несмотря на отмеченные недостатки, исследование В. С. Шумихина о развитии отечественной военной авиации в период кануна Второй мировой и Великой Отечественной войн представляется весьма важным. В 1988 году В. С. Шумихиным (в составе авторского коллектива) была написана ещё одна работа в абсолютно том же духе - «Воздушная мощь Родины» [Воздушная мощь Родины, 1988]. В неё включены такие параграфы как: «Мероприятия
Коммунистической партии по становлению и развитию материально-технической базы авиации»; «Партийное строительство в Красном воздушном флоте»; «Партийно-политическая работа в авиачастях»; «Партийная забота о высокой боевой готовности ВВС» и т. п. Небольшим отличием от предшествующей работы стало краткое упоминание о репрессиях в среде командного состава ВВС РККА.
В перестроечный период появляются новые возможности для исследователей. В архивах открывается доступ к ранее закрытым источникам. Доступность архивных материалов позволила активизировать работу по исследованию деятельности региональных структур и военно-учебных заведений ВВС. Так, подготовка военных кадров рассматривалась в статьях Гончарова В. А. [Гончаров, 1985], Кривошеева Г. Ф.[Кривошеев, 1988], Камала Ф. Б.[Камал, 1990].
В статье Самойлова А. Д [Самойлов, 1985] посвященной военной реформе 1924 г., приводится информация об Осоавиахиме, активно развивающемся в этот период.
В 1988 году вышла в свет работа (второе издание, дополненное новыми материалами), созданная большим авторским коллективом в составе 27 человек, содержащая материалы по истории русской авиации до Великой Октябрьской социалистической революции [Авиация в России, 1988]. В книге рассказывалось о развитии идеи полета в России, о зарождении авиационной науки и авиастроения, были приведены проекты первых летательных аппаратов. Подробно, в отдельной главе рассказывалось о создании первого отечественного самолета А. Ф. Можайским. Кроме того, коротко приведены сведения об аэроклубах, воздухоплавательных обществах и первых авиационных школах России. Таких как: Всероссийский аэроклуб, Одесский аэроклуб, Киевское общество воздухоплавания, Гатчинская военная авиационная школа, Севастопольская офицерская школа авиации и др.
В 1989 году была издана книга «История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.) [Дузь, 1989]. Это было уже третье издание книги, дополненное новыми архивными материалами. Книга являлась продол-
жением изданных ранее работ автора, в которых рассматривалось развитие отечественной авиационной техники и науки. В ней описывалась и боевая деятельность русской авиации в годы Первой мировой войны. Отдельная (3-я) глава посвящена кадрам авиации и воздухоплавания. В ней рассказано о выдающихся деятелях авиации, о Н. Е. Жуковском, С. А. Чаплыгине и др. Несколько страниц в книге посвящены вопросу подготовки авиационных специалистов.
В 1989 году были опубликованы работы, посвященные наиболее сложному - начальному периоду Великой Отечественной войны. Так, В. А. Анфиловым были написаны две работы [Анфилов, 1989] на эту тему. В них, на основе ставших доступными к тому времени отдельных источников, автор даёт оценку трагичным событиям 1941 года. Надо сказать, что и позднее Анфилов продолжил исследовать эту тему.
Безусловно, это не полный список литературы по указанной теме. Но нам кажется, что рассматриваемые в статье работы будут интересны исследователям, занимающимся её изучением.
Библиографический список
1. Абрамович С. И. О методах выявления и отбора курсантов-пилотов. Издание штаба Н-ской военной школы пилотов имени тов. Мясникова. Севастополь. Типо-литография «Красный Черноморец», 1932. 36 с.
2. Авиация в России: Справочник / М. В. Кельдыш, Г. П. Свищев, С. А. Христианович и др.; Редкол.: Г. С. Бюшгенс (гл. ред.) и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1988. 368 с.
3. Авиация нашей Родины (сборник статей журнала «Вестник воздушного флота») / сост. И. Ф. Шилов. - Воениздат. 1955. 566 с.
4. Академия Воздушного флота имени профессора Н. Е. Жуковского // Вестник воздушного флота. 1923. № 1. С. 95-96.
5. Алексеев М. Справочные сведения по воздушным силам / М. Алексеев, М. Баташев, П. Малиновский. - М.: Государственное военное издательство, 1935. 416 с.
6. Алексеев М. В. Справочные сведения по авиации. М.: Воениздат, 1940. 172 с.
7. Анищенко П. С. Третья воздушная: Военно-исторический очерк о боевом пути ВВС Калининского фронта и 3-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны / П. С. Анищенко, В. Е. Шуринов. М.: Воениздат, 1984. 192 с.
8. Анфилов В. А. Незабываемый сорок первый / В. А. Анфилов. 2-е изд., доп. М.: Советская Россия, 1989. 367 с.
9. Анфилов В. А. Первые дни войны / В. А. Анфилов. М.: Воениздат, 1989. 221 с.
10. Архипов П. Сияние звезд. М.: ДОСААФ. 1971. 192 с.
11. Буров А. В. Ленинградские авиаторы в Великой Отечественной войне. Л., 1947. 304
с.
12. Бурче Е. Ф. Против искажения истории авиации / Е. Ф. Бурче, И. Е. Мосолов // Вопросы истории. 1956. № 6. С. 124-128.
13. В пламени и славе: Очерки истории Сибирского военного округа. - Новосибирск, 1969. 432 с.
14. Вейгелин К. Е. Воздушный флот в мировой войне: очерки и эпизоды воздушной войны 194-1918 годов. М., 1925. 164 с.
15. Вейгелин К. Е. Завоевание воздушного океана: история и современное состояние воздухоплавания. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1912. 168 с.
16. Вейгелин К. Е. Очерки по истории летного дела. Киев: государственное издательство оборонной промышленности, 1940. 458 с.
17. Вейгелин К. Е. Очерки по истории летного дела. Киев: государственное издательство оборонной промышленности, 1940. 458 с.
18. Вейгелин К. Е. Путь летчика Нестерова. М. - Л.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1939. 132 с.
19. Воздушный флот. История и организация военного воздухоплавания / под ред. Н. М. Глаголева. Петроград, 1915. 109 с.
20. Войны-Забайкальцы на страже Родины (Из истории Забайкальского военного округа) / под общ. ред. В. А. Гончарова. Иркутск-Чита.: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968. 317 с.
21. Гончаров В. А. Подготовка военных кадров в годы Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1985. № 7. С. 59-63.
22. Грибанов С. На огненных высотах. М.: ДОСААФ. 1977. 112 с.
23. Денисов Н. Н. Боевая слава советской авиации. М.: Воениздат, 1953. 265 с.
24. Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. октябрь 1917 г.). М.: Машиностроение, 1989. 336 с.
25. Дузь П. Д. История воздухоплавания и авиации в России. М.: Машиностроение, 1981 г. 336 с.
26. Дулов В. И. Боевые традиции сибиряков / В. И. Дулов, Ф. А. Кудряцев. Иркутск: Иркутское областное государственное издательство. 1942. 42 с.
27. Дулов В. И. Великая Отечественная война и Сибирь. 1944. 68 с.
28. Журавлев Н. А. Советская авиация в Отечественной войне. М.: Лекционное бюро при СНК СССР, 1945. 24 с.
29. Иовлев А. М. Борьба коммунистической партии за создание военных кадров / А. М. Иовлев, Д. А Воропаев. М., 1960. 243 с.
30. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: В 6 т. -М., 1960-1965.
31. История Военно-Воздушных Сил Советской Армии: учебное пособие для вузов ВВС. М., 1954. 456 с.
32. Капустин К. Школы Воздушного Флота за 10 лет // Вестник Воздушного Флота, 1928. № 2. С. 40-47.
33. Комал Ф. Б. Военные кадры накануне войны // Военно-исторический журнал. 1990. № 2. С. 24-28.
34. Кривошеев Г. Ф. Подготовка военно-обученных резервов для Советской Армии в предвоенные годы и в ходе Великой Отечественной войны // Военно-исторический журнал. 1988. № 1. С. 46-52.
35. Крылья Родины. Рассказы о людях советской авиации / сост. В. Митрошенков, Н. Чугунов. М.: Политиздат. 1979. 114 с.
36. Лапчинский А. Красный Воздушный Флот 1918-1928. М.: изд. журн. «Военный вестник», 1928. 48 с.
37. Липницкий С. В. Авиация русской армии в 1910-1917 гг.: дис. .канд. ист. наук. М., 1950.
38. Самойлов А. Д. Деятельность Коммунистической партии по осуществлению военной реформы 1924-1925 гг. // Военно-исторический журнал. 1985. № 11. С. 60-64.
39. Свечин А. А. Об организации боевой авиации / Вестник воздушного флота, 1923. № 2. С. 13-15.
40. Сергеев А. В. Пять лет строительства и борьбы Воздушного Флота. 1917-1922. Книга 1: Героические годы Красного Воздушного Флота. М.: Авиоиздательство. 1926.
41. Серебряков И. Советская авиация в восстановительный период (1921-1925 гг.) // Вестник воздушного флота, 1952. № 8. С. 68-77.
42. Советские летчики в боях за Родину (сборник материалов журнала «Крылья Родины») / сост. Б. Л. Симаков, Я. С. Шварцман. М.: Изд-во: ДОСААФ, 1963. 196 с.
43. Советские летчики в боях за Родину. Сборник материалов журнала «Крылья Родины» // Сост. Б. Симаков, Я. Шварцман. М.: ДОСААФ, 1958. 160 с.
44. Сталинские соколы / под ред. Е. Р. Рамм. Военное издательство Народного комиссара обороны, 1943. 54 с.
45. Сталинские соколы / под ред. Н. Ф. Богачевского. Областное книжное издательство. г. Сталинград, 1941. 30 с.
46. Сталинские соколы. Лениздат, 1943. 34 с.
47. Старейшее авиационное училище страны: краткие сведения из истории Качинского училища // Вестник воздушного флота, 1953. № 11. С. 94-95.
48. Усков Н. П. Воздушная разведка русской армии в Первой мировой войне.: дис. ...канд. ист. наук. Монино, 1955 г.
49. Черкасов В. Д. Развитие инженерно-авиационной службы ВВС СА: краткая историческая справка. Л., 1955. 484 с.
50. Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1978. 576 с.
51. Шумихин В. С. Советская военная авиация 1917-1941 гг. М.: Наука., 1986. 285 с.
52. Яцук Н. А. Применение авиации в маневренной войне. М.., 1920.
53. ЯцукН. А. Тактика воздушного флота. М., 1924. References
1. Abramovich S.I. (1932). About methods of identification and selection of cadets-pilots. Publication of the headquarters of the N-th Military School of Pilots named after. Myasnikov. Sevastopol. Typolithography "Red Chernomorets", 1932. 36 p. (in Russian)
2. Aviation in Russia: Handbook / M.V. Keldysh, G.P. Svishchev, S.A. Khristianovich and others; Editor: G.S. Byshgens (Editor) and others. M.: Mashinostroenie Published, 1988. 368 p. (in Russian)
3. Aviation of our Motherland (collection of articles of the journal "Bulletin of the Air Fleet") / comp. I. F. Shilov. - Military Published. 1955. 566 p. (in Russian)
4. Academy of the Air Fleet named after Professor N.E. Zhukovsky // Bulletin of the Air Fleet. 1923. № 1. 95-96p. (in Russian)
5. Alekseev M. (1935). Reference information on air forces / M. Alekseev, M. Batashev, P. Malinovsky. M.: State Military Publishing House, 1935. 416 p. (in Russian)
6. Alekseev M.V. (1940). Reference information on aviation. M.: Military Published, 1940.
172 p.
7. Anishchenko P.S. (1984). The Third Air: A military historical essay on the combat path of the Air Force of the Kalinin Front and the 3rd Air Army during the Great Patriotic War / P.S. Anishchenko, V.E. Shurinov. M.: Military Published, 1984. 192 p. (in Russian)
8. Anfilov V.A. (1989). Unforgettable the forty-first / V.A. Anfilov. M.: Soviet Russia, 1989. 367 p. (in Russian)
9. Anfilov V.A. (1989). The first days of the war / V.A. Anfilov. M.: Military Published, 1989. 221 p.
10. Arkhipov P. (1971). Lights of the stars. M.: DOSAAF. 1971. 192 p. (in Russian)
11. Burov A.V. (1947). Leningrad aviators in the Great Patriotic War. L.: 1947. 304 p. (in Russian)
12. Burche Y.F. (1956). Against the distortion of the history of aviation / Burch Y.F., I.Y. Mosolov / / Questions of history. 1956. № 6. 124-128p. (in Russian)
13. In flame and glory: Essays on the history of the Siberian Military District. Novosibirsk Published, 1969. 432 p. (in Russian)
14. Veigelin K. Y. (1925). Air fleet in the World War: sketches and episodes of the air war of 194-1918. M.:1925. 164 p. (in Russian)
15. Veigelin K. Y. (1912). The Conquest of the Air Ocean: History and the Present State of Aeronautics. SPb .: Printing house of P. P. Soikin, 1912. 168 p. (in Russian)
16. Weigelin, K.Y. (1940). Essays on the History of Flight. Kiev: state publishing house of the defense industry, 1940. 458 p. (in Russian)
17. Vejgelin, K.Y. (1940). Essays on the History of Flight. Kiev: state publishing house of the defense industry, 1940. 458 p. (in Russian)
18. Veigelin K. Y. (1939). The way of the pilot Nesterov. M. - L.: State Publishing House of the Defense Industry, 1939. 132 p. (in Russian)
19. Air fleet. History and organization of military aeronautics / N.M. Glagoleva. Petrograd Published, 1915. 109 p. (in Russian)
20. Transbaikalian soldiers guarding the Motherland (From the History of the Trans-Baikal Military District) / Goncharov V. A. Irkutsk-Chita .: East Siberian Book Published, 1968. 317 p. (in Russian)
21. Goncharov V.A. (1985). Training of military personnel during the Great Patriotic War // Military-Historical Journal. 1985. № 7. 59-63p. (in Russian)
22. Gribanov S. (1977). On the fiery heights. M .: DOSAAF. 1977. 112 p. (in Russian)
23. Denisov, N. N. (1953). Battle glory of Soviet aviation. M.: Military Published, 1953. 265 p. (in Russian)
24. Duz P.D. (1989). The history of aeronautics and aviation in Russia (July 1914. October 1917). M.: Mechanical Engineering Published, 1989. 336 p. (in Russian)
25. Duz P.D. (1981). The history of aeronautics and aviation in Russia. M.: Mechanical Engineering Published, 1981. 336 p. (in Russian)
26. Dulov V.I. (1942). Combat traditions of Siberians / V.I. Dulov, F. A. Kudryatsev. Irkutsk: Irkutsk Regional State Publishing House. 1942. 42 p. (in Russian)
27. Dulov V.I. (1944). The Great Patriotic War and Siberia. 1944. 68 p. (in Russian)
28. Zhuravlev N.A (1945). .Soviet Aviation in the Patriotic War. M.: Lecture Bureau at the Council of People's Commissars of the USSR, 1945. 24 p. (in Russian)
29. Iovlev A.M. (1960). Fight of the Communist Party for the creation of military personnel / A.M. Iovlev, D. A. Voropaev. M.: 1960. 243 p. (in Russian)
30. History of the Great Patriotic War of the Soviet Union of 1941-1945. M.: 1960-1965. (in Russian)
31. History of the Air Force of the Soviet Army: a textbook for high schools of the Air Force. M.: 1954. 456 p. (in Russian)
32. Kapustin K. (1928). Schools of the Air Fleet for 10 years // Bulletin of the Air Fleet, 1928. № 2. 40-47p. (in Russian)
33. Komal F.B. (1990). Military cadres on the eve of the war / / Military-Historical Journal. 1990. № 2. 24-28p. (in Russian)
34. Krivosheev G.F. (1988). Preparation of military-trained reserves for the Soviet Army in the pre-war years and during the Great Patriotic War // Military-Historical Journal. 1988. № 1. 46-52p. (in Russian)
35. Wings of the Motherland. Stories about the people of Soviet aviation / V. Mitroshenkov, N. Chugunov. M.: Politizdat. 1979. 114 p. (in Russian)
36. Lapchinsky A. (1928). The Red Air Fleet of 1918-1928. M.: "The Military Herald", 1928. 48 p. (in Russian)
37. Lipnitsky S. V. (1950). Aviation of the Russian Army in 1910-1917. M.:1950. (in Russian)
38. Samoylov A.D. (1985). Activities of the Communist Party to implement the military reform of 1924-1925. // Military-Historical Journal. 1985. No. 11. 60-64 p. (in Russian)
39. Svechin A.A. (1923). On the organization of combat aviation / Bulletin of the Air Fleet, 1923. № 2. 13-15p. (in Russian)
40. Sergeev A. V. (1926). Five years of building and fighting the Air Fleet. 1917-1922. Book 1: Heroic Years of the Red Air Fleet. M.: Avioizdatelstvo. 1926. (in Russian)
41. Serebryakov, I. (1952). Soviet Aviation during the Restoration Period (1921-1925), // Bulletin of the Air Fleet, 1952. No. 8. 68-77p. (in Russian)
42. Soviet pilots in the battles for the Motherland (collection of materials of the magazine "Wings of the Motherland") /B.L .Simakov, Y. S. Shvartsman. M.: Publishing House: DOSAAF, 1963. 196 p. (in Russian)
43. Soviet pilots in the battles for their country. Collection of materials of the magazine "Wings of the Motherland" / B. Simakov, J. Shvartsman. M.: DOSAAF, 1958. 160 p. (in Russian)
44. Stalin's falcons / E. R. Ramm. Military publishing house of the People's Commissar of Defense, 1943. 54 p. (in Russian)
45. Stalin's falcons / N.F. Bogachevsky. Regional book publishing house. Stalingrad, 1941. 30 p. (in Russian)
46. Stalin's falcons. Lenizdat, 1943. 34 p. (in Russian)
47. The oldest aviation school in the country: brief information from the history of the Ka-chin school // Bulletin of the Air Fleet, 1953. No. 11. 94-95p. (in Russian)
48. Uskov N.P. (1955). Air reconnaissance of the Russian army in the First World War. Monino, 1955. (in Russian)
49. Cherkasov V.D. (1955). Development of the Air Force's Engineering and Aviation Service: a brief historical background. L.: 1955. 484 p. (in Russian)
50. Shavrov V.B. (1978). History of aircraft designs in the USSR until 1938. M.: Mechanical Engineering Published, 1978. 576 p. (in Russian)
51. Shumikhin V.S. (1986). Soviet Military Aviation of 1917-1941. M.: Nauka, 1986. 285 p. (in Russian)
52. Yatsuk N.A (1920). Application of aviation in a maneuverable war. M.: 1920. (in Russian)
53. Yatsuk N.A. (1924). Air fleet tactics. M.:1924. (in Russian)