Научная статья на тему 'Подготовка учителя в контексте педагогической традиции'

Подготовка учителя в контексте педагогической традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя в контексте педагогической традиции»

132 Высшее образование в России • № 12, 2006

уровне развития самостоятельности, даются задания следующего типа:

■ подготовка рефератов, докладов, сообщений, обзоров библиографических источников;

■ работа с первоисточниками.

Студентам с развитыми способностями

можно предложить:

■ выполнение заданий и задач повышенного уровня сложности;

■ подготовку творческих работ и проектов.

Кроме того, для стимулирования познавательных интересов задания и задачи для самостоятельной работы должны носить профессионально-ориентированный характер, т.е. должны быть связаны с будущей профессией.

В практической работе данный подход используется следующим образом. В курсе «Психология и педагогика» (для студентов художественно-графического факультета) при изучении темы «Психические познавательные процессы» вопрос о зрительных иллюзиях восприятия выделяется для самостоятельной работы. При этом учитывается уровень познавательной самостоятельности. Для студентов с низким уровнем ее развития ставится задача

И. ФАТКУЛЛОВ, ассистент Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Программа модернизации педагогического образования в связи с Болонской декларацией предусматривает воспитание преподавателей — носителей родной национальной культуры и традиций. Известно, что незнание истории своего народа ведет к разрыву связи между поколениями и в конечном счете сказывается на формировании личности в современных условиях. Поэтому важное место в системе педагогического образования Татарстана занимает изучение духовного наследия татарского народа.

Обратимся к истории. По сообщению арабского ученого-географа Ибн-Руста, в конце IX — начале X вв. в селах Волжской Булгарии были мечети и начальные школы с муэдзинами и имамами [1, с.49]. В XII и XIV вв. в Булгарии имелась развернутая сеть

изучить данный вопрос и подготовиться к выступлению на семинарском занятии. Для студентов со средним уровнем готовности к самостоятельной познавательной деятельности дается другое задание: найти как можно больше примеров и иллюстраций, в том числе по различным библиографическим источникам, зрительных иллюзий восприятия. Студентам с высоким уровнем развития познавательной самостоятельности необходимо выполнить творческое задание, а именно: проиллюстрировать на бумаге зрительные иллюзии восприятия и объяснить, как они используются в профессиональной и творческой деятельности художника. Предлагаемые студентам задания непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, а потому вызывают у них интерес и активизируют самостоятельную деятельность.

Как показывает практика, личностно-дифференцированный подход к планированию и организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов является эффективным фактором вовлечения обучающихся в активную учебную деятельность, стимулом роста профессиональных интересов будущих молодых специалистов.

мектебов и медресе, выпускники которых были способны развивать национальную культуру на уровне передовых цивилизаций своего времени. В последней четверти XIV — начале XV вв. материальное и духовное наследие бывшей Волжской Булгарии перешло к ее преемнику — Казанскому государству, представлявшему собой мощное экономическое, политическое и культурное образование.

В книге татарского историка Хисамут-дина Муслима «Таварихе Булгария» («История Булгар»), относящейся, по некоторым данным, к 1584 г., приводится длинный перечень селений, в которых имелись мектебы и медресе и жили известные учителя-наставники и проповедники. В Казани при центральной соборной мечети распола-

Подготовка учителя в контексте

педагогической традиции

Научный дебют

133

галось крупное медресе высшего типа, руководимое видным педагогом Сеидом Кул Шарифом. Однако захват Казани войсками Ивана Грозного привел к разрушению всех мечетей Казани, поэтому исчезли практически все мусульманские учебные заведения, в том числе медресе Кул-Шариф. Городская культура татар с крупными очагами просвещения перестала существовать, теперь национальная культура приняла деревенскую окраску. В Казани в течение двухсот с лишним лет царские власти не давали разрешения открывать национальные школы [2, с. 88].

В исторической литературе почти нет сведений о деятельности татарских учебных заведений после завоевания Казани и до XVIII в. Однако Пугачевское восстание, в котором приняли участие и татары, вынудило царское правительство ослабить гонения на веру и национальную культуру. Учреждается Духовное управление мусульман, разрешается строить мечети и открывать при них медресе. В 70-х гг. XVIII столетия в Казани возникли два медресе — Ахундовское и Апанаевское, а в 1780 г. — медресе при доме Амирхановых. В конце XVIII в. появляются медресе в деревнях Кышкар, Менгер, Сатыш, Саба Бурундик, Вереска, Мензеля, Стерлибаш, Мачкара, Тайсуган, Таш-Кичу, Агерза, Шырдаш, а также в Уфе, Оренбургских Каргалах и др. Немецкий ученый-путешественник И.Г. Георги, автор «Описания всех обитающих в Российском государстве народов» (1799), отмечает, что у татар во всякой деревушке имеется «особливая молебня, храмина и школа». Он же пишет, что в «казанских слободах и в больших деревнях есть подобные сим девичьи школы ». К середине XIX в. только в Казанском крае насчитывалось 430 мек-тебов и 57 медресе [3, с. 58].

До конца XIX в. татарские медресе в своей основе носили конфессиональный характер. Это были учебные заведения, призванные готовить богословов, знатоков мусульманского права и религиозных руководителей мусульманских общин. Правительственные чиновники сравнивали кадимистское медресе с богословскими факультетами университетов, духовными семинариями или даже академиями.

Традиционная программа медресе включала изучение морфологии (сафр) и синтаксиса (наху) арабского языка, логики (ман-тык), философии (хикмет), догматики (га-каид или калам), мусульманского права (фикх) и др. Формальные ступени образо-

вания в медресе не были установлены. Показателем продвижения в учении являлись изучаемые книги, т.к. учебный курс в такого типа медресе состоял из набора строго следующих друг за другом общепризнанных книг, написанных еще в XI—XVI вв. Основу программы составляло богословие. Общеобразовательных предметов было немного, причем они часто носили вспомогательный характер и должны были служить для лучшего понимания и усвоения исламского вероучения. Арабский язык в медресе изучался как язык Корана и богослужения, логика и философия служили для обоснования религиозного учения формальнологическими доводами.

В кадимистском медресе светский элемент проявлялся при изучении таких трактатов, как «Фараиз», «Шамсия», которые содержали математические сведения, «Исагоги» (логика по Аристотелю). Кроме того, отдельные муггалимы вне программы преподавали некоторые светские дисциплины. Богатые библиотеки позволяли пытливым шакирдам заниматься самообразованием, и наиболее даровитые ученики были знакомы с классической литературой Востока, математикой, медициной, риторикой, поэзией, историей, географией.

В XVII в. Юнус Оруви написал математическое пособие под названием «Фараиз», которое стало учебником для многих поколений татарских шакирдов. Известно, что в 60-е гг. XIX в. в казанском медресе «Касы-мия» на уроках пользовались астролябией, циркулем, другими геометрическими приспособлениями и приборами. В библиотеках медресе нередким явлением были рукописные книги, где излагались воззрения мыслителей древности. С их помощью имелась возможность ознакомиться с философскими взглядами Аристотеля, Аль-Фа-раби, Ибн-Сины, Аль-Бируни, Низами, Навои и др. Не следует забывать, что выдающиеся татарские просветители, общественные деятели, историки, писатели вышли из кадимистских медресе. В них начинали свое образование Г. Исхаки, Г. Камал, Г. Тукай, Ф. Амирхан, М. Гафури, И. Ибрагимов и другие представители татарской демократической культуры.

Политика царского самодержавия сделала все, чтобы увековечить отсталость татар, не допускать приобщения их к передовым методам образования, держать вдали от достижений науки и культуры. Плодом такой политики явилась задержка откры-

134 Высшее образование в России • № 12, 2006

тия татарских школ на целое столетие. Царизм явно опасался развития культуры и пробуждения национального самосознания татарского народа. Даже после революции 1905—1907 гг. открывать светские школы для татар было запрещено. Поэтому татарская молодежь стремилась выехать для получения знаний за границу. Татарские юноши учились в Бухаре, Самарканде, а позднее в Турции, Египте и Сирии. Царизм усматривал в этом сепаратизм.

К концу XIX в. в татарском обществе наметился серьезный поворот к светскому образованию. За реформу выступила радикальная часть татарской буржуазии, ее деловые круги. На поприще придания национальной школе светского направления трудились И. Гаспринский, Г. Галиев (Баруди), Габдулла и Губайдулла Нигматуллины (Бо-бинские), Р. Фахрутдинов, Ф. Карими, X. Максуди, И. Терегулов, Н. Амирханов и другие деятели.

Выдающееся место в системе национального образования занимали крупные медресе, такие как «Мухаммадия», «Касымия» (Казань), «Талия» (Уфа), «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Буби» (Вятская губерния) и др.

В начале XX в. более интенсивный характер принял процесс обучения татар в русских средних и высших учебных заведениях, иначе говоря, в государственных школах. Среднее образование государственного типа становилось все более доступным для одаренной части татарской молодежи.

Литература

1. История Татарской АССР. - Казань, 1968.

2. Тинчэле авылы тарихы (История деревни)

/ Науч. б-ка КГУ. Отдел редких рукописей и книг. - №2389.

3. История Татарской АССР. - Казань, 1973.

Т. БАКИРОВ, методист

Татарский государственный

гуманитарно-педагогическийуниверситет

Анализ действующих учебных программ естественно-научного образования, школьных учебников и пособий, специальной литературы, а также беседы с преподавателями, учителями, педагогами дополнительного образования, родителями учащихся позволили нам сформулировать следующие концептуальные основы формирования экологической культуры учащихся национальной школы.

1. Мы считаем, что религиозная культура является одним из фундаментальных компонентов формирования экологической культуры.

Большую роль в формировании татарского народа сыграл ислам. Экологические принципы отражены на многих страницах Корана. Исламская теория и практика являлись основой для создания системы ценностей, определяющих мышление и бытие многих народов России, развивающихся в лоне исламской культуры, в которой нравственность и экология неразделимы. Мы пришли к такому выводу: исламская религия, исповедуемая татарским и башкирским народами, и христианская религия русско-

Основы формирования экологической культуры учащихся

го, чувашского, марийского, удмуртского и других народов региона, экологически воспитывая человека изнутри, внушают бескорыстие, милосердие, дружелюбие, доброту, великодушие, ответственность по отношению к окружающей среде. Культурное и эколого-педагогическое наследие религии может быть использовано в учебно-воспитательном процессе в целом и в формировании экологической культуры учащихся в частности.

2. Базисом формирования экологической культуры учащихся являются экологические знания. В народе есть такое изречение: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал». Это знания об основных закономерностях в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные необратимые процессы, губительные для природы, общества и человека. Только чувствуя себя частью природы, учащиеся начинают понимать важность экологических знаний и осознавать собственные возможности в облагораживании природы, а это уже шаг к экологической культуре.

3. Средства народной педагогики. Та-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.