РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
)
С.В. АРЮТКИНА, доцент Арзамасский государственный педагогический институт
Подготовка учителей к формированию у школьников обобщенных приемов действий
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты подготовки учителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач, возможности ее организации в рамках вузовского (довузовского и послевузовского) педагогического образования, в частности, на занятиях специального курса по выбору.
Ключевые слова: математическая задача, обобщенный прием, обучение математике.
В основе разработки стандартов нового поколения лежит системно-деятельност-ный подход, направленный на развитие личностного потенциала обучающегося. В современной системе образования оно обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Они формируются при изучении как отдельного учебного предмета, так и их совокупности [1, 2]. Применительно к математике следует говорить в первую очередь о необходимости овладения учащимися обобщенными приемами решения математических задач, полученными на основе анализа частных приемов путем выделения общего содержания деятельности по решению конкретных (частных) задач [3].
Учителя математики зачастую оказываются неготовыми к формированию названных приемов. В связи с этим следует говорить о необходимости специальной подготовки учителей математики к решению данной педагогической задачи. Такая подготовка может осуществляться в процессе обучения будущих учителей математики в
педагогических ссузах (училищах, колледжах и др.) и вузах(институтах, университетах и др.), а в дальнейшем - на курсах повышения квалификации (при институтах развития образования).
Наиболее широкие возможности осуществления специальной подготовки буду-щихучителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач имеются в рам-кахвузовского обучения, поскольку здесь этот процесс отличается широтой тематики курсов по выбору в рамках общепрофессиональной подготовки, разнообразием форм самостоятельной работы по изучаемым дисциплинам, богатым методическим обеспечением учебного процесса, многообразием тематики курсовых выпускных квалификационных работ, а также более высоким уровнем профессиональной подготовки преподавательского состава. В рамках традиционной системы обучения студентов физико-математических факультетов педагогических вузов подготовка будущих педагогов может проводиться при изучении таких дисциплин, как «Элементарная математика», «Теория и методика обучения математике », а также в рамках отдельных курсов, например курса по выбору «Формирование обобщенных приемов решения школьных математических
150
Высшее образование в России • № 1, 2012
Возможности организации подготовки учителей математики к формированию у школьников обобщенных приемов решения математических задач
Педагогические ссузы
« 13
го
Педагогические вузы
ю о
[2 § 5 й
и
к Р
« Й
а
а о ё
я и
о «
С о К
« а
¡3
« к
к в
й
го и
н
т
н о ю й Л
л и о о
Л &
и
о §
т
а к в о т о
г
д
о п о м а
о
Институты развития образования
3
к
н о ю й Л
о §
т
задач ». Основными целями такого курса являются:
1) повышение уровня математической и методической культуры студентов для практической работы в школе; формирование у них системы знаний и умений, необходимых для организации обучения школьников приемам рационального выполнения деятельности, в том числе обобщенным приемам решения математических задач;
2) развитие у студентов исследовательских навыков и креативности;
3) воспитание у студентов научного мировоззрения, самостоятельности, целеустремленности и других личностных качеств.
Теоретической базой курса «Формирование обобщенных приемов решения школьных математических задач» служат математические знания, полученные в школе и вузе, а также знания в области психологии и педагогики.
На занятиях этого курса студенты должны овладеть следующими умениями: определять составы обобщенных приемов решения школьных математических задач,
составлять к ним инструкции и блок-схемы; использовать различные подходы к построению методического обеспечения процесса их формирования; анализировать методическое обеспечение этого процесса, имеющееся в школьных учебниках математики, с точки зрения достаточности для формирования обобщенных приемов решения школьных математических задач.
Основное содержание описываемого курса составляют следующие темы [4]:
1. Роль математических задач в современном математическом образовании школьников (задача и упражнение в теории и методике обучения математике, основные функции задач в обучении математике).
2. Основные положения теории поэтапного формирования умственной деятельности и теории формирования обобщенных приемов умственной деятельности как основы процесса формирования обоб-щенныхприемов решения школьных математических задач.
3. Основные предпосылки формирования обобщенных приемов решения матема-
Редакционная почта
151
тических задач (психологические, дидактические, организационно-методические).
4. Этапы формирования обобщенных приемов решения математических задач.
5. Различные подходы к определению состава действий обобщенныхприемов решения основных типов школьных математических задач различными методами (аналитическими, графическими, методом интервалов и др.).
6. Методические аспекты формирования обобщенных приемов решения задач, анализ существующего методического обеспечения обучения решению математических задач, требования и различные подходы к его построению.
7. Циклы задач как средство формирования обобщенных приемов решения школьных математических задач с помощью различных способов и методов (аналитических, графических, метода интервалов и др.).
Отметим также, что формирование обобщенных приемов математической деятельности у многих студентов - будущих
учителей математики может происходить при выполнении ими курсовых и выпускных квалификационных работ методического характера.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володар-
ская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г, Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
2. Рыжаков М.В. О некоторых подходах к раз-
работке стандарта общего образования второго поколения // Профильная школа. 2005. № 4. С. 5-9.
3. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школь-
ников учиться математике: формирование приемов учебной деятельности. М.: Просвещение, 1990. 128 с.
4. Арюткина С.В. Формирование обобщен-
ных приемов математической деятельности школьников в условиях профильного обучения. Арзамас: АГПИ, 2010. 255 с.
ARYUTKINA S. FORMATION OF PUPILS' SKILLS IN USING THE GENERALIZED METHODS OF TASKS SOLUTIONS: SPECIAL COURSE FOR MATHEMATICS TEACHERS
Some methodic aspects of training teachers to form pupils' skills in using the generalized methods of tasks solutions are discussed.
Key words: teaching mathematics, forming pupils' skills in solving mathematical problem, generalized method.
Развитие творческой
Е.В. ЛЕОНОВА, доцент личности студента
нияу«мифи» (Обнинский в исследовательском
институт атомной энергетики)
университете
Рассматривается проблема развития творческой личности студентов. Раскрывается потенциал адаптационного периода для развития творческой активности. Показана эффективность деловых игр и тренингов креативности с применением теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Обоснована необходимость и описаны методы привлечения студентов к научным исследованиям. Изложены стратегии педагогической деятельности преподавателя по развитию креативности студентов.
Ключевые слова: развитие творческой личности, новые образовательные технологии, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).