Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2012. Вып. 3 (26). С. 7-17
Подготовка учителей
К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И КОНФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
О. В. Розина
В статье рассматриваются различные подходы к формированию у учителей национальной и конфессиональной идентичности; проводится сравнительный анализ идеологии мультикультурализма и воспитания на основе традиционных духовно-нравственных ценностей; представлен опыт преподавания по авторской программе.
В условиях современной модернизации российского образования проблемы конфессионального самосознания и национальной идентичности из чисто политического аспекта перешли в область педагогической теории и практики. Интернационализм и дружба народов, которые воспитывались у школьников в еще недавнем советском прошлом, уступили место толерантности как терпимому отношению к иному образу жизни и иным традициям.
На постсоветском пространстве возник ряд независимых государств, которые стали строить свою собственную структуру государственных, общественных, культурных и иных взаимоотношений как внутри, так и вне своего государственного образования. Тенденции к обособлению и независимости не только привели к сложностям экономического порядка, но и особо негативно отразились на духовно-нравственном климате общества. Попытки забыть или пересмотреть общую многовековую историю, культуру и традиции единого государства способствовали развитию идей о национальной исключительности, превосходстве, праве на обладание «истинными» духовными ценностями или, наоборот, о национальной ущербности. Эти, лишь на первый взгляд политические, явления оказали влияние на духовно-нравственное развитие детей и подростков, в среде которых стали возникать националистические и экстремистские идеи, приводящие к противоправным действиям и межнациональным конфликтам, особо остро проявившимся в последнее время. На этом фоне активизировалась деятельность различных сект, в т. ч. тоталитарных, и радикальных религиозных течений.
Но национализм, провозглашающий ценность нации как высшей формы общественного единства, существует и будет существовать в любом многонациональном государстве, т. к. формирует верность и преданность интересам свое-
го народа, способствует развитию национального самосознания и воспитанию чувства патриотизма. А религиозные традиции относятся к базовым национальным ценностям, независимо от субъективного отношения к ним индивидуума или социума. Без самосознания нет развития личности, а без национального и конфессионального самосознания нет укорененности в традиции своего народа. Вместе с тем никем не отрицается факт разрыва между «объявленной» конфессиональной принадлежностью и реальным образом жизни. Но учитель, лишь номинально считающий себя православным, никогда не сможет рассказать детям о христианстве с позиций самого христианства, а не собственных представлений о нем, т. к. его конфессиональное самосознание не укорено в традиции. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с введением в учебные программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Советский интернационализм базировался на пропаганде общегосударственного единства. В условиях его распада и появления национальных образований при отсутствии единой мобилизующей государственной идеи и идеологии проблема воспитания у обучающихся уважения к носителям иных национальных и религиозных традиций приобретает особую актуальность. Она имеет два аспекта: гражданский и личностный, т. к. тесно связана как с проблемой гражданского воспитания, так и с задачей самостановления и развития личности. Опора лишь на юридическую базу не дает результатов: законы запрещают экстремизм, разжигание национальной и религиозной вражды, но не решают проблему воспитания человека.
Можно отметить, по меньшей мере, два направления теоретических исследований и практической работы в данном направлении — мультикультурное воспитание и воспитание на основе традиционных национальных ценностей.
Идеология мультикультурализма возникла в 60-х гг. ХХ в. в Канаде как попытка разрешения межнациональных конфликтов на основе учета общих интересов различных этносов одного государства. Сегодня мультикультурной ориентации придерживаются также США, Германия, Швеция, Финляндия, Швейцария, Венгрия, Эстония, Латвия и многие другие страны Европы, а в поддержку муль-тикультурного образования выступает Совет Европы. Мультикультуризм — одна из форм либеральной идеологии, а основанная на ней воспитательная система призвана содействовать культурному плюрализму и воспитывать толерантное отношение к «инаковости»1. Такой подход предполагает поликультурное образование и диалог культур. В современной педагогике существует несколько
1 См., например: Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999; Иванова И. Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры // Диалог культур, М., 1989. Вып. 5. С. 52—58; Куропятник А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000; Менская Т. Б. Поликультурное образование: программы и методы. Общество и образование в современном мире: Сб. материалов из зарубежного опыта. М., 1993. Вып. 2; Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5. С. 41—47; Шафикова А. В. Муль-тикультурный подход в обучении и воспитании школьников. Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999; и др.
направлений в поликультурном образовании2. Так, аккультурационный подход предполагает ориентацию на культуру переселенцев, что, в конечном итоге, по мысли последователей этого направления, должно привести к ассимиляции мигрантов, а диалоговый подход приобщает учащихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания. По мнению В. В. Еремина, в российской педагогике наибольшее распространение получил диалоговый подход, предполагающий, что различные культуры соотносятся друг с другом как равноценные субъекты. Системный подход в организации мультикультурного воспитания стал предметом специального научного исследования3.
В целом, поликультурное образование предполагает формирование у учащихся определенных ценностных ориентаций, социальных установок и коммуникативных умений на основе толерантного отношения к носителям различных культур. Духовно-нравственное воспитание рассматривается, как правило, в контексте этнопедагогики: изучение народных игрушек, фольклора, праздников, кулинарных традиций, произведений искусства. При этом изучение различных культур происходит одновременно (как правило, тематически), что автоматически исключает выделение какой-то из них в качестве доминирующей для данного общества. Знакомство с внешними обрядовыми формами не предполагает изучение мировоззренческого аспекта культуры и тем более не предусматривает возможность «вхождения в традицию», формирование личного отношения к ней, т. к. ее принятие или отвержение рассматривается как проявление интоле-ратности по отношению к лицам с противоположным отношением к традиционной культуре.
Воспитание на основе традиционных национальных ценностей призвано «обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению»4. На решение этих задач направлены и программы образовательных учреждений, составленные на основе типового образца5. Предполагается организация «нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социальнопедагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни»6. При этом в области социальной культуры необходимо «формирование
2 Более подробный анализ см.: Еремин В. В. К вопросу об основных подходах поликуль-турного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 4. С. 46-51.
3 Неверова Н. В. Мультикультурное воспитание младших подростков в общеобразовательных учреждениях: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
4 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: Проект. М., 2009. С. 14.
5 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2010.
6 Там же. С. 5.
осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям»7.
Такой подход предполагает формирование ценностного (аксиологического) сознания личности, т. к. именно ценности составляют ядро культуры. Вместе с тем, как отмечает доктор педагогических наук Л. В. Вершинина, «педагогическая наука совсем недавно обратилась к проблеме формирования ценностного сознания учителя и учащихся»8. Аксиологический аспект духовно-нравственного воспитания не является предметом данного исследования. Здесь же отметим лишь то, что ценности должны составлять систему, которая, в свою очередь, предполагает иерархичность. Иначе в условиях отсутствия конфессионального самосознания мы наблюдаем эклектику мировоззрения и смешение понятий9.
Позицию православной Церкви в отношении «диалога культур» ясно выразил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Епархиальном собрании г. Москвы: «Осуществляя диалог с людьми других вер, мы не ведем доктринальных споров и не пытаемся нивелировать наши вероучительные различия. Наша цель — помочь друг другу в разрешении проблем, стоящих перед всеми верующими»10. Действительно, догматические установки различных религий (как и аксиомы светских теорий) принципиально несовместимы, поэтому спор об их истинности носит тупиковый характер. Но это различие не может быть препятствием для поиска путей и форм взаимодействия в решении проблем человека и общества.
Как известно, политика мультикультурализма в Европе потерпела крах, т. к. в практическом плане не решила ни социальных проблем, ни проблем духовно-нравственного оздоровления личности и общества11. Поэтому, по мнению Патриарха Кирилла, «уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы, едва ли могут принести реальную пользу»12. Далее он отмечает, что «формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, чтб есть благо, а чтб — грех. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, то именно просвещенная религиозность — а не политкорректность — позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе»13.
7 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. С. 7.
8 Вершинина Л. В. Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве. Автореферат дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2009. С. 7.
9 См., например: Розина О. В. Влияние мировоззренческого выбора на профессиональную компетентность педагога духовно-нравственной (православной) культуры // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. М., 2010. № 3 (18). С. 31—40.
10 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (22 декабря 2010 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/ ФДех^1346828.Ыт1
11 Трещанин Д. Мультикультурализм — это тупиковая стратегия. [Электронный ресурс]. URL: http://svpressa.ru/society/artic1e/38872
12 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла...
13 Там же.
Именно укрепление гражданского мира и согласия как одно из следствий духовно-нравственного воспитания является важной задачей вводимого в российских школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Однако их практическая реализация наталкивается на ряд глубинных трудностей и противоречий (профессиональная некомпетентность учителей, непонимание родительской общественности, скрытое и явное административное противодействие, отсутствие комплекса учебнометодических материалов и многие др.). Для целей данного исследования обратим внимание лишь на одно противоречие.
В качестве одного из результатов духовно-нравственного воспитания предполагается «получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом»14. По сути, речь идет о формировании мировоззрения учащихся.
При этом, с одной стороны, в области формирования личной культуры, в частности, предполагается «укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях», а при воспитании нравственных чувств и этического сознания — «получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов»15.
С другой стороны, реализуемые в ряде регионов страны программы по профилактике экстремизма на основе толерантности не являются отечественной традицией, а понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Традиции отечественной культуры, базирующиеся на православной духовности, не предполагают терпимого отношения ко всем проявлениям человеческой природы, в том числе противоречащим нравственности, что, однако, не исключает милосердия и снисходительности по отношению к ближнему, преступившему нравственный закон. Более того, последовательная реализация принципа толерантности приводит к утрате способности сопротивляться негативным явлениям, т. к. требует уважения и терпимости к любой «инаковости». Вместе с тем, как заметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «пока мы не воспитаем человека, способного сопротивляться искушениям, мы никогда не обретем ни политической стабильности, ни мира, ни спокойствия, ни солидарности людей»16.
Так какие же ценности российского общества в таком случает считать базовыми: традиционные (прежде всего, религиозные) или «толерантные»? И на основе каких ценностей формировать мировоззрение обучающихся?
Данное противоречие в вопросе духовно-нравственного воспитания не является случайностью, а отражает современный релятивистский взгляд на мир
14 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. С 17.
15 Там же. С. 6, 13.
16 Слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти великомученицы Варвары 17 декабря 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1837з65.htm1
и человека в нем. Для релятивизма нет абсолютных ценностей, любая из них относительна, есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. При таком подходе образ жизни православных людей видится как некие ритуалы, обряды и традиции определенной группы верующих или даже этнографический материал «из бабушкиного сундука». Толерантность, понимаемая как равенство любых мировоззрений, требует уважения к подобного рода представлениям, наряду с уважением к образу жизни тех, кто считает себя приверженцем иного религиозного или даже без-религиозного мировоззрения. Но лукавство релятивистского подхода состоит в том, что, в отличие от примитивного атеизма, он не отрицает Бога для тех, кто хочет верить в Него, но допускает Его существование лишь как идею, но не Личность, присутствующую в нашем мире. Ведь если Бог — объективная реальность и абсолютная ценность, то с Ним надо считаться и выстраивать соответствующую нравственную систему, а это противоречит фундаментальным основаниям релятивизма. Провозглашая принцип безусловной терпимости в области морали и относительности различий между добром и злом, сторонники релятивизма фактически оправдывают всякое зло и уничтожают все нравственные мерила, подчеркивая условность и ситуативность моральных норм. Поэтому, готовясь к «уроку толерантности», следует понимать, что по сути речь идет о подмене традиционных ценностей Православия некими абстрактными моделями, списанными зачастую с западных образцов.
Однако наш опыт свидетельствует о том, что при определенных условиях «уроки толерантности» можно проводить и на основе православных ценностей. Такими условиями являются, прежде всего, осознание противоречия между секуляризованной толерантностью и православной культурой межличностных отношений, видение разрыва между заявленной личной конфессиональной позицией и отсутствием (или недостаточностью) практических действий по ее реализации и создание для слушателей педагогических ситуаций, требующих личного мировоззренческого выбора, что делает этот выбор ответственным. Диалог, анализ тестов и видеоматериалов дает возможность задуматься о своем собственном нравственном выборе, который после определенных умственных и душевных усилий становится сознательным. Так постепенно в ходе занятий и бесед происходит сопряжение личного выбора с национальным и конфессиональным самосознанием: декларируемая религиозная принадлежность приобретает действенный характер.
Вышеизложенные теоретические положения легли в основу дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Профилактика экстремизма и воспитание толерантности в молодежной среде». Она была разработана для системы послевузовского педагогического образования по заданию кафедры педагогики и психологии Института развития образования (Ханты-Мансийский автономный округ, Югра). Апробация прошла в апреле 2012 г. среди руководящих и педагогических работников г. Югор-ска в форме краткосрочных курсов (72 часа), проходивших в режиме лекций, семинаров, профессионального диалога и дискуссий по актуальным проблемам воспитания. На занятиях использовались индивидуальные и групповые формы
работы, средства виртуальной образовательной среды, современные компьютерные технологии и авторские мультимедийные разработки.
Данный регион имеет социальную и национальную специфику. Это край с суровым климатом, природными богатствами и недавним комсомольским прошлым, здесь проживают и вместе трудятся люди различных национальностей. Много смешанных браков, в последние годы крайне нестабильных. Религиозная жизнь в крае не имеет длительных исторических традиций, православные храмы возникли уже в постсоветское время. Однако при проведении анонимного анкетирования все слушатели смогли определить свою конфессиональную принадлежность (более 70% — Православие).
Актуальность проведения занятий по данной программе была обусловлена, с одной стороны, современным кризисным состоянием российского общества в сфере межэтнических отношений, с другой стороны, поиском выхода из данного состояния на путях духовно-нравственного возрождения и необходимости межкультурного диалога и интеграции в условиях поликультурного образовательного пространства. Кризис негативно влияет прежде всего на наиболее социально и духовно незащищенные общественные слои, к которым в силу возрастных особенностей и в связи с отсутствием опыта решения сложных жизненных проблем на пути мира и согласия относится и молодежь. В этих условиях поиск путей формирования межэтнической и поликультурной позиции школьников и солидарных ценностей у подрастающего поколения является важным условием стабилизации общественных отношений, а также фактором духовнонравственного воспитания.
Целью занятий была подготовка слушателей к проведению различных мероприятий среди детей и подростков на основе духовно-нравственных ценностей народов России, помощь в национально-культурной и конфессиональной идентификации и интеграции личности в историческое пространство национальной традиции. Важным являлось и формирование культурологической компетенции в области знаний об отечественных традициях межкультурного диалога и коммуникации в исторической перспективе и современности.
Программа учитывала андрагогический подход в педагогике и возможности самообразования. Она составлена на основе блочно-модульной технологии, что позволило интегрировать теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения с системно-деятельностным подходом, предусмотренным новым ФГОС. Этот подход позволяет сформировать компетенции слушателей по составлению методических разработок уроков и воспитательных мероприятий с использованием основного содержания курса, а также освоения ими компьютерных технологий и новых методических приемов.
Основное содержание программы предусматривает последовательное освоение пяти модулей, два из которых (1 и 5) носят обзорный характер и три — информационно-содержательный. Во время занятий слушатели имели возможность применить свои теоретические знания для поиска оптимальных выходов из конкретных ситуаций, а также моделировать деятельность и провести поиск наиболее оптимальных форм и методов в своей дальнейшей профессиональной работе. Заключительный раздел представляет собой итоговое занятие (или круг-
лый стол) по обмену опытом межкультурного воспитания школьников в современной школе. Подготовка и проведение круглого стола формируют навыки подобной работы, а обмен опытом проведения конкретных мероприятий позволяет расширить общее представление о формах и видах воспитательной работы.
Модуль 1 «Нормативно-правовая база межкультурной коммуникации и профилактики экстремизма» предусматривает изучение трех тем.
Тема 1 «Современная государственная политика в области межличностных отношений» состоит из двух разделов: определение экстремизма и сущность толерантности. Слушатели ознакомились с общими положениями правовых актов, содержащих нормы, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма. В диалоговой беседе были сформулированы определения экстремизма, экстремистской деятельности и экстремистской организации, а также проведен анализ конкретных примеров судебной практики по молодежным экстремистским организациям. В итоге на основе изложенного педагогического опыта были определены возможные воспитательные мероприятий по противодействию молодежному экстремизму. Внимание слушателей было обращено на определение толерантности в различных культурах, а также на модели толерантности и их трактовку в разных образовательных системах. Особый интерес аудитории вызвало обсуждение двух вопросов: соотношение нравственного воспитательного идеала и доктрины толерантности и определение нравственных границ толерантности и толерантного сознания. Первоначально ответ на вопрос «Ко всем ли моделям поведения необходимо относится толерантно?» был лишь положительный. Но после обсуждения конкретных примеров слушатели сделали вывод, что существует не только предел терпения, но и его границы, которые определяются нравственными ценностями данного социума. Закономерно возник вопрос о традиционных ценностях российского общества и каждого отдельного человека. Слушатели пришли к заключению, что ценностей секуляризованного общества недостаточно для его нравственного возрождения и воспитания личности.
В ходе занятий по теме 2 «Возможности новой предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России” в профилактике экстремизма» проводился анализ нормативных документов и обсуждались возможности духовно-нравственного развития и воспитания в профилактике экстремизма и интолерантности. Слушатели смогли определить связь между духовным развитием человека и его отношением к ближнему.
Освоение модуля заканчивается темой 3 «Педагогические условия и требования к подготовке педагогических кадров». Здесь были сформулированы основные требования к личности педагога, проводящего воспитательные мероприятия по формированию толерантного сознания и поведения обучающихся, что важно для формирования рефлексивной культуры учителя. Кроме того, слушатели, анализируя свой педагогический опыт, составили список признаков толерантного поведения и интолерантности в детских коллективах. С целью формирования умения управления конфликтными ситуациями педагоги познакомились с основными понятиями конфликтологии и типологизацией конфликтов. В ходе практического занятия проводился анализ обозначенных в раздаточном материале конкретных конфликтных ситуаций и путей управления ими.
Модуль 2 «Духовно-нравственная природа молодежного экстремизма» состоит из четырех тем.
В теме 1 «Духовно-нравственный кризис общества и пути его преодоления» рассматриваются природа, причины и основные признаки духовнонравственного кризиса в молодежной среде, типология экстремистских молодежных движений и организаций, а также особенности субкультуры подрастающего поколения. Здесь слушателям были предложены различные видеоматериалы и проведен их педагогический анализ.
В теме 2 «Влияние состояния современной семьи на рост детской преступности и экстремизма» анализируются причины и формы проявления кризиса семейных отношений. Были просмотрены видеоматериалы и проведены дискуссии по двум проблемам: конфликт «отцов и детей» и его роль в формировании детско-юношеской отчужденности и подростковые суициды. Слушатели сделали вывод о роли жизненных ценностей и смыслов и ведущей роли семьи в их формировании.
Тема 3 «Детская жестокость как результат педагогических ошибок взрослых» посвящена рассмотрению природы и различных видов детско-юношеской жестокости. Были проведены анализ конкретных примеров жестокости (разовая, ситуативная, групповая и пр.) и поиск педагогических решений. На основе просмотра видеоматериалов и их анализа особое внимание было обращено на роль компьютерных игр в формировании жестокого поведения детей.
Большое внимание слушателей вызвала тема 4 «Тоталитарные секты как угроза религиозного экстремизма». Здесь рассматривается типология тоталитарных сект и деструктивных культов и их отличия от традиционных религий (прежде всего, Православия). Из-за отсутствия длительного личного духовного опыта у педагогов зачастую формируются различные «мифы о Православии», которыми порой пользуются представители деструктивных сект для вербовки новых адептов.
В модуле 3 «Духовно-нравственное воспитание как основа преодоления молодежного экстремизма» изучались две темы.
В теме 1 «Традиции религиозных культур народов России в духовнонравственном воспитании школьников» рассматриваются основные черты и особенности религиозного мировоззрения и абсолютность нравственного воспитательного идеала. Используя свой духовного опыт, слушатели курсов провели сравнительный анализ нравственных систем традиционных религий России. Слушатели пришли к заключению, что именно религиозная культура межнационального и межрелигиозного общения может быть ориентиром для современных воспитательных систем.
Этот вывод был логически продолжен в теме 2 «Формирование толерантного сознания как путь преодоления экстремизма», и слушатели смогли практически самостоятельно сформулировать ценностные ориентации школьников и способы создания педагогических условий формирования личных качеств толерантного сознания и поведения на основе традиционных религиозных ценностей. Ими также были определены и педагогические условия преодоления симптомов интолерантности: словесных оскорблений, негативного отношения к инаково-сти, насмешек, поисков «врага», предубеждения, дискриминации, запугивания, изгнания, сегрегации, насилия и пр.
Модуль 4 «Системно-деятельностный подход в преодолении молодежного экстремизма» состоит из трех тем.
В теме 1 «Формы и виды организации учебной и внеучебной деятельности. Проектная деятельность учащихся» рассматривались разновидности педагогических технологий в формировании ценностей солидарного взаимодействия. Был проведен анализ мультимедийных проектов Всероссийского конкурса «Служу России», организованного центром «Наука и Слово»17.
Особый интерес слушателей вызвала тема 2 «Работа с родителями, членами семей и участниками образовательного процесса». Здесь на основе анализа различных конкретных примеров и видеоматериалов были определены виды и формы работы с родителями по преодолению детско-юношеской агрессии и экстремизма.
Тема 3 «Общие понятия о частных методиках и интерактивных технологиях» познакомила слушателей с отдельными частными методиками: фестивальной технологий, методикой «Великолепная семерка» (А. В. Елисов), волонтерским движением и др. Было проведено моделирование различных форм работы с использованием средств киноискусства. В ходе занятия слушатели просмотрели мультфильм Гарри Бардина «Гадкий утенок» и проанализировали предложенные им формы работы с данным ресурсом.
Модуль 5 «Подведение итогов: особенности межкультурного воспитания школьников в современной школе» являлся заключительным. Был проведен круглый стол с обсуждением конкретного опыта работы слушателей и отдельных образовательных заведений по организации противодействия молодежному экстремизму и воспитанию толерантности на основе традиционных ценностей российского социума.
Можно рекомендовать следующую примерную тематику и вопросы круглого стола с условным названием «Гармонизация межличностных отношений и способы разрешения семейных, групповых, национальных и конфессиональных конфликтов»:
• «Отцы и дети» — два острова или одно государство? Неизбежен ли конфликт поколений?
• Какие наиболее частые формы детско-родительского непонимания встречаются в современном обществе?
• Ваша версия природы и причин детско-родительских разногласий.
• Как преодолеть отчуждение в семье?
• Групповые конфликты в детском коллективе и их природа.
• Как помочь ребенку преодолеть интолерантность?
• Как вы думаете, что является главной причиной конфликтов на межнациональной и конфессиональной почве?
• В чем вы видите природу молодежного экстремизма?
• Какие пути преодоления межконфессиональных конфликтов вы предлагаете?
17 Подробнее см.: Положение об открытом Всероссийском конкурсе мультимедийных проектов «Служу России». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauka-slovo.ru/node/194
Таким образом, предложенный подход способствовал осознанию слушателями своей конфессиональной идентичности и формированию национального самосознания18. В целом программа позволила обратиться к традициям различных религиозных культур народов России (прежде всего, Православия) и определить пути и формы использование их возможностей в межкультурном воспитании школьников и формировании у них духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, национальное и конфессиональное самосознание, мультикультурное воспитание, традиционные ценности, толерантность, Православие, мировоззренческий выбор.
Training of Teachers for the Spiritual-moral Education of Schoolchildren in the Context of the Problem of National and Religious Identity
Olga V. Rosina
The article discusses various approaches to the formation ofnational and confessional identity of the teachers. Comparative analysis of the ideology of multiculturalism and education on the basis of traditional spiritual and moral values is carried out. Experience of teaching according to the author's program is submitted.
Keywords: spiritual-moral education, national and religious self-awareness, multicultural education, traditional values, tolerance, Orthodoxy, the worldview.
18 Отзывы слушателей курсов в Югорске в апреле 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nauka-slovo.ru/node/253