Научная статья на тему 'Подготовка учителей информатики на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова'

Подготовка учителей информатики на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОБУЧЕНИЯ / COMPUTER SCIENCE / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL PROGRAM / TEACHING METHODS / ADDITIONAL QUALIFICATION / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фалина Ирина Николаевна, Шухардина Валентина Александровна

В статье рассказывается об опыте авторов в работе со студентами на факультете Педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках программы «Преподаватель» (специализация информатика). Приводится программа авторского курса «Методика преподавания школьного курса «Информатика». Авторы оценивают результаты обучения студентов по этой программе более чем за 15 лет. Так же приводятся наиболее интересные и характерные темы аттестационных работ, защищенных на ФПО МГУ студентами, получившими дополнительную квалификацию «Преподаватель информатики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фалина Ирина Николаевна, Шухардина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of computer science teachers at the Department of Teacher Education, Moscow State University

The article describes the authors’ experience of working with students at the Department of Teacher Education, Moscow State University, enrolled in the program ‘Teacher’ with the specialization in computer science. The full program of the authors’ course «Methods in teaching the school course «Computer science and ICT» is provided. The authors present and evaluate the results of more than 15 years of program’s existence. The most interesting and typical examples of final theses that were defended at the Department of Teacher Education are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей информатики на факультете педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №3

подготовка учителей информатики на факультете педагогического образования МГУ имени М.в. ломоносовА

И. Н. Фалина, В. А. Шухардина

(кафедра информатики СУНЦ МГУ имени М. В. Ломоносова, факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: falina. [email protected])

В статье рассказывается об опыте авторов в работе со студентами на факультете Педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова в рамках программы «Преподаватель» (специализация - информатика). Приводится программа авторского курса «Методика преподавания школьного курса «Информатика». Авторы оценивают результаты обучения студентов по этой программе более чем за 15 лет. Так же приводятся наиболее интересные и характерные темы аттестационных работ, защищенных на ФПО МГУ студентами, получившими дополнительную квалификацию «Преподаватель информатики».

Ключевые слова: информатика, педагогическая технология, образовательная программа, методика преподавания, дополнительная квалификация, федеральный государственный стандарт обучения.

В 1997 г . приказом ректора Московского университета В . А . Садов-ничего в МГУ был организован факультет педагогического образования . Студентам Московского университета была предоставлена уникальная возможность получить два диплома одновременно: диплом по основной специальности и диплом преподавателя . С 15 октября 1998 г . к обучению на факультете педагогического образования МГУ по образовательной программе для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» были допущены 62 студента механико-математического факультета, 62 студента химического факультета, 4 студента факультета наук о материалах С 8 февраля 1999 г к обучению были допущены 38 студентов физического факультета, 4 студента механико-математического факультета, а с 15 сентября 1999 г к обучению были допущены 40 студентов 3 и 4 курсов факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК).

Студенты университета, избравшие дополнительно к своей основной специальности педагогическую профессию, рассматривают педагогическую деятельность как еще одну возможность самореализации Как правило, на факультет приходят юноши и девушки уже имеющие определенный опыт работы со школьниками, которым нравится процесс преподавания и, главное, которым нравится работать со школьниками

Студентам, которые закончили обучение на факультете педагогического образования МГУ по образовательной программе «Преподаватель», полностью выполнили учебный план, защитили выпускную работу, сдали государственный экзамен, выдаются дипломы о присвоении дополнительной педагогической квалификации «Преподаватель» по своей базовой специальности . Например, студентам физического факультета - преподавателя физики, механико-математического факультета - преподавателя математики, студентам химического факультета -преподавателя химии, студентам факультета ВМК - преподавателя информатики

На факультете педагогического образования используются различные формы обучения: очное (лекции, семинары, тренинги), дистанционное, смешанное обучение . Все эти формы используются в преподавании курса «Методика преподавания школьного курса "Информатика"» для студентов факультета ВМК

Курс построен с учетом особенностей студентов, его изучающих Эти особенности можно разделить на две условные категории: со знаком «плюс» и со знаком «минус» С одной стороны, слушатели курса мотивированы на освоение дисциплины, обладают критическим мышлением, способностью к самообучению; практически все слушатели преподают в школе или в системе дополнительного образования; слушатели имеют достаточно четкое представление о структуре школьного курса информатики, так как всего три или четыре года тому назад были школьниками и сдавали ЕГЭ по информатике . Но, с другой стороны, у них сформировано собственное, часто неполное или искаженное (основанное на личном опыте) представление о том, что и как надо рассказывать школьникам в курсе информатики; в силу того, что слушатели, как правило, легко и успешно изучали математику и информатику в школе, у них повышен уровень требования к сложности материала (очень многое им кажется легким и очевидным)

Такая уникальная специфика слушателей позволяет выстроить изучение методических и педагогических проблем преподавания информатики в школе на основе разбора конкретного содержания курса школьной информатики . Достаточно высокая математическая культура слушателей и хорошее знание математики и информатики в целом дают возможность встраивать в курс активные методы обучения: проводить дискуссии типа «Как лучше преподавать информатику в младшей / средней / старшей школе», обосновывать инвариантный отбор содержания по конкретным темам, обсуждать, какая форма проведения урока эффективнее при изучении конкретной темы и т д

Описываемый курс читается с 2000 г . За эти годы курс освоило более 200 человек . Больше 60% слушателей после окончания МГУ работали в школе хотя бы три года . Курс востребован, что подтверждается постоянным вниманием студентов к этому курсу

Авторская программа курса разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, а также с учетом основного контингента слушателей - студентов факультета ВМК

Программа авторского курса «Методика преподавания школьного курса "Информатика"» Цели и задачи

Основной целью дисциплины является формирование у слушателей комплекса знаний, умений и навыков в области методики обучения школьников предмету информатики и информационным коммуникационным технологиям

Особенности предмета информатики

Современное педагогическое сообщество рассматривает дисциплину «Информатика» в качестве одного из универсальных базовых инструментов развития интеллектуальных способностей ребенка На уроках информатики у школьников развивается критическое и алгоритмическое мышление; формируются навыки поиска, отбора и анализа информации; умения ориентироваться в современном цифровом мире . Важнейшая особенность курса информатики, методики и организации учебного процесса при его изучении - постоянная работа школьников с компьютером .

Анализ опыта преподавания информатики, новое понимание целей обучения информатике в школе, связанное с углублением представления об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого учебного предмета, показывают необходимость поиска новых форм преподавания школьного курса информатики

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза определяются Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

Специалист должен иметь знания:

• о стандарте обучения (ФГОС) по информатике в младшей, основной и старшей школе, включая стандарт профильного обучения;

• о содержании программы обучения информатике в начальной, основной и старшей школе;

• о дидактических материалах курса «Информатика» (учебники, пособия, КИМ);

• об основных языках программирования, используемых при обучении информатике, и о программном обеспечении, устанавливаемом в школьных компьютерных классах;

• о нормах САНПИН по организации компьютерного класса и проведении уроков в нем;

• о новых информационных технологиях обучения и ЦОР;

• о методах организации самостоятельной деятельности и развитии творческих способностей учащихся;

• о путях совершенствования преподавания школьного курса «Информатика» .

Специалист должен уметь:

• применять новые педагогические технологии обучения и частные методики;

• применять методы формирования развития познавательных и творческих способностей учащихся при изучении курса «Информатика»;

• применять методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины 100

Аудиторные занятия 66

• лекции 22

• семинары 44

Самостоятельная работа с учебно-методической литературой 22

Итоговый контроль - экзамен 12

Лекционные занятия организованы следующим образом: всем слушателям рассылается теоретический материал очередной лекции в электронном виде с вопросами для самостоятельной работы . Непосредственно на лекции рассматриваются наиболее сложные, неоднозначные вопросы и подходы к решению рассматриваемых педагогических и методических проблем По итогам лекций и семинаров слушатели выполняют домашние индивидуальные задания, учебные проекты, которые отправляются преподавателю по электронной почте для проверки . В семинарские занятия включается работа слушателей с программно-методическими комплектами (например, программно-методический комплект «Роботландия»)

Тематический план

№ п/п Наименование тем Всего 100 час Аудиторные занятия Самостоя-тельная работа 22 час

Лекции 22 час Семинары 44 час

1 Основы дидактики предмета «Информатика» . ФГОС. Структура стандарта 8 2 4 2

2 Организация учебной деятельности учащихся . Основные этапы современного урока 8 2 4 2

3 Методики организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся 8 2 4 2

4 Методика преподавания информатики в начальной школе (1-^ классы) 8 2 4 2

5 Методика преподавания информатики в основной школе ^-1Х классы) 8 2 4 2

6 Методика преподавания информатики в старшей школе (Х-Х1 классы) 8 2 4 2

7 Обзор современных педагогических технологий Методика организации учебного процесса при работе с одаренными детьми . Частные методики эффективного изложения учебного материала 8 2 4 2

8 Принципы таксономии (классификации и систематизации) учебных задач 8 2 4 2

9 Методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся . Тестовые технологии 8 2 4 2

10 Методики применения автоматизированных обучающих и контролирующих систем . Электронные учебники 8 2 4 2

11 Активные методы обучения . Игра как метод обучения 8 2 4 2

12 Экзамен 12

Содержание дисциплины

Дидактические единицы: стандарт обучения; программа обучения; школьный учебник; педагогическая технология; методика, метод и способ преподавания; мотивация обучения; обучающая программа; тестирующая программа; программное средство учебного назначения; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); информатизация образования; таксономия учебных задач; программы для профильных классов; методика преподавания информатики в разноуровневых группах; методика выравнивающего и развивающего обучения; методика организации учебного процесса при работе с одаренными детьми; методика применения обучающих и контролирующих программ для управления познавательной деятельностью учащегося; метод проектов; методика диагностики знаний, умений и навыков учащихся; урок; основные этапы современного урока; требования к уроку; анализ урока

Тема 1. Основы дидактики предмета «Информатика». Структура ФГОС. Общая характеристика образовательной области «Информатика» Цели изучения информатики в средней школе Место предмета «Информатика» в учебном плане школы

Структура стандарта по информатике Основные нормативно-методические материалы по информатике Основные содержательные линии базового курса информатики Основные учебники и методические пособия по курсу информатики Содержание и структура школьных программ, учебников и других дидактических материалов

Тема 2. Организация учебной деятельности учащихся. Основные этапы современного урока. Требования к уроку: дидактические, психологические, гигиенические . Техника проведения урока . Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя . Анализ урока . Формы анализа и самоанализа урока

Тема 3. Методики организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся. Методика разработки планов и конспектов занятий Виды и формы домашних заданий Метод проектов

Тема 4. Методика преподавания информатики в начальной школе (1-ГУ классы) . Содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по информатике для начальной школы Основные формы и методы обучения информатике в младших классах

Тема 5. Методика преподавания информатики в основной школе (У-1Х классы) . Содержание ФГОС по информатике для основной школы Основные формы и методы обучения информатике в средней школе

Тема 6. Методика преподавания информатики в старшей школе (Х-Х1 классы) . Содержание ФГОС по информатике для старшей школы Особенности обучения в профильных классах Построение элективных курсов Основные педагогические технологии, используемые при обучении информатике в старшей школе Методика преподавания информатики в разноуровневых группах Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике

Тема 7. Обзор современных педагогических технологий. Методика организации учебного процесса при работе с одаренными детьми. Методика подготовки учеников к конкурсам и конференциям Частные методики эффективного предъявления (изложения) учебного материала

Тема 8. Принципы таксономии (классификации и систематизации) учебных задач Таксономия Толлингеровой Таксономия учебных целей Блума .

Тема 9. Методы диагностики знаний, умений и навыков учащихся. Методы исследования динамики развития способностей учащегося Тестовые технологии

Тема 10. Методики применения автоматизированных обучающих и контролирующих систем для управления познавательной деятельностью учащихся и организации учебного процесса Электронные интерактивные учебники

Тема 11. Активные методы обучения. Современные интенсивные технологии Игровые интерактивные технологии Игра как метод обучения

Итоговая аттестация по курсу

По окончании курса проводится экзамен, на котором проверяются знания теоретического материала дисциплины

Список литературы, рекомендованный слушателям

1 . Андреева Е.В. Программирование - это так просто, программирование - это так сложно . Современный учебник программирования . М .: МЦНМО, 2009.

2 . Андреева Е. В., Босова Л. П., Фалина И. Н. Математические основы информатики Методическое пособие М : БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.

3 . Андреева Е. В., Босова Л. П., Фалина И. Н. Математические основы информатики . Учебное пособие . М .: БИНОМ . Лаборатория знаний, 2007.

4 . Босова Л. П. Информатика и ИКТ . УМК 5-6 классы . М .: БИНОМ . Лаборатория знаний, 2008.

5 . Гейн А. Г. Информатика и ИКТ . 10-11 классы . Базовый и углубленный уровни М : Просвещение, 2011

6 . Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояния, перспективы) // Информатика и образование, № 1, 1995. С .3-19 .

7 . Информатика . Задачник-практикум: в 2 т . Под ред . И . Г . Семаки-на, Е . К . Хеннера . М .: БИНОМ . Лаборатория знаний, 2013 .

8 . Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии . М .: Педагогическое общество России, 2000.

9 . Лапчик М. П. и др . Методика преподавания информатики: Учеб . пособие для студ . пед . вузов / М . П . Лапчик, И . Г . Семакин, Е . К . Хеннер; Под общей ред . М . П . Лапчика . М .: Издательский центр «Академия», 2001

10 . Монахов В. М., Смыковская Т. К. Дидактический практикум «Конструирование собственной методической системы учителя информатики» М : Альфа, 2002

11 . Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии . Активное обучение: учеб . пособие для студ . учреждений высш . проф . образования М : Издательский центр «Академия», 2012

12 . Поляков К. Ю. Информатика . Программа для старшей школы: 1011 классы . Углубленный уровень . М .: Бином . 2014.

13 . Садовничий В. А. Об информатике и ее преподавании в школе . Доклад на Всероссийском съезде учителей информатики в МГУ имени М . В . Ломоносова 24.03.2011 г . 24 с .

14 . Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика . 11 класс . М . : Бином . Лаборатория знаний, 2007

15 . Семакин И. Г. Информатика . Углубленный уровень: практикум для 10-11 классов; в 2 ч М : Бином Лаборатория знаний, 2013

16 . Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике . М . : Высшая школа, 2004

17 . Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ Учебник для 10-11классов . М .: БИНОМ . Лаборатория знаний, 2002.

18 . Фалина И. Н. Выравнивающая и развивающая методика преподавания информатики . Информатика, № 33, 1999.

19 . Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI в . // Педагогика, 2013, № 1, С . 3-15 .

20 . Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике . Универсальное пособие: 8-9 классы 2-е изд , перераб и доп М : ВАКО, 2006

21 . Шухардина В. А., Ларькова Н. А. Информатизация учебного процесса на факультете педагогического образования МГУ // Вестник Московского университета . Серия 20 . Педагогическое образование . № 3, 2011 . С. 68-75.

Список наиболее характерных тем аттестационных работ, которые были защищены на ФПО за эти годы

2000 г. Обучение современным информационным технологиям на уроках информатики в средней школе. Антипов А. В. (ВМК МГУ)

Использование электронной таблицы MS Excel в разделе «Моделирование и формализация данных» . Балбатун Е. Ю. (ВМК МГУ)

Основные подходы в построении обучающих программ и использовании их в учебном процессе . Праслова О. И. (ВМК МГУ)

2001 г. Методика обучения технологии проектирования в зависимости от используемого языка программирования . Виноградова Н. А. (ВМК МГУ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преподавание темы «Логические основы построения ЭВМ» в старших классах средней школы. Зенкова А. А . (ВМК МГУ)

Методика преподавания алгоритмической линии курса информатики в начальной школе . Евстигнеева Т. А. (ВМК МГУ)

Формирование начальных логических приемов мышления . Казакова Т. В. (ВМК МГУ)

Методика использования обучающих программ на уроках информатики . Коняхина Л. Е. (ВМК МГУ)

Методика преподавания темы «Алгоритмизация» в профильных физико-математических 10-11 классах . Кузнецов К.В. (ВМК МГУ)

Проявление феномена компьютерной тревожности в средней школе . Кузнецова М. Н. (ВМК МГУ)

Методика обучения программированию в курсе информатики с использованием комплекса программ автоматической проверки решения . Матюхин В. А. (ВМК МГУ)

Использование методов смешанного обучения . Мохова М. Н. (ВМК МГУ)

Основы компьютерной графики на языке Паскаль в школе . Полякова К. М. (ВМК МГУ)

Преподавание темы «Операционные системы» на примере ОС Windows в рамках курса информационные технологии для 10-11 классов. Шестакова М. М. (ВМК МГУ)

2002 г. Дидактическое программирование в преподавании школьных дисциплин . Михайлова А. А. (ВМК МГУ)

Стандартные ошибки, возникающие при изучении основ языка программирования Turbo Pascal . Тыртышникова Е. Е. (ВМК МГУ)

Методика использования игровой формы обучения на примере проведения боя по информатике . Черевко Т. Н. (ВМК МГУ)

2003 г. Проблема отбора содержания по теме «Современные ОС» (1011 классы). Богомолова Т. С. (ВМК МГУ)

Методическая разработка по комплексной тематике «Алгоритмизация и программирование» для 10-11 классов физико-математического и технолого-информационного профиля . Красникова Г. Е. (ВМК МГУ)

Основы Adobe Photoshop 6 . 0 для учеников 10-11 классов . Закаблуцкая Е. А. (ВМК МГУ)

2004 г. Методические приемы формирования основ культуры программирования . Карасева М. Ю. (ВМК МГУ)

Таксономия учебных задач и ее применение в установлении соответствия задач учебным целям в рамках школьного курса Информатики . Коновальчук Е. А. (ВМК МГУ)

Использование современных информационных технологий в средней школе . Лукшина Т. П. (ВМК МГУ)

Методика составления адаптивного педагогического теста . Середенко Е. С. (ВМК МГУ)

2005 г. Основы объектно-ориентированного программирования на основе Delphi . Чумерина Е. С. (ВМК МГУ)

Особенности групповых форм обучения в системе дополнительного образования . Кокина Е. Ю. (ВМК МГУ)

Методика разработки тестов по информатике . Костомарова (Антонова) Е.В. (ВМК МГУ)

Разработка практических заданий для изучения основ работы в операционной системе Windows . Смыгина Т. И. (ВМК МГУ)

Обучение средствам и языкам разметки текста в старших классах средней школы . Цаун О. С. (ВМК МГУ)

Методика обучения начинающих школьников программированию на основе специального учебного языка . Чесноков А. А. (ВМК МГУ)

2006 г. Деятельностный подход к определению инварианта содержания темы «Языки программирования» . Балашова Р. С. (ВМК МГУ)

Элементы теории графов . Вольская Н. С. (ВМК МГУ)

Содержание спецкурса «Представление фракталов с помощью информационных технологий» . Петрова О. В. (ВМК МГУ)

Практикум по теме «Машина Поста» . Радченко Е. Л. (ВМК МГУ)

Дидактическая таксономия учебных задач по информатике . Попова А. А. (ВМК МГУ)

2008 г. Влияние образования родителей на образование детей . Приймак А. С. (ВМК МГУ)

Принципы сотрудничества в современном образовательном процессе . Распопина А. И. (ВМК МГУ)

Примеры практических задач по информатике, решаемых с помощью Excel . Челнокова И. В. (ВМК МГУ)

Особенности формирования психологического облика современного школьного педагога . Саморуков В. Ю. (ВМК МГУ)

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики . Трушкина Н. В . (слушатель ФПО, учитель)

2009 г. Применение математической модели для проектирования учебного плана с целью эффективного управления процессом обучения информатике . Бражкин О. В. (ВМК МГУ)

Методические принципы разработки педагогических интернет-ресурсов на примере деятельностной теории учения . Аюбова И. Л. (слушатель ФПО)

Использование визуальных и аудиальных средств обучения информатике в школе . Мерзляков В. В. (ВМК МГУ)

Анализ преподавания информатики в начальной школе (с использованием учебников Горячева А . В . и Семенова А. Г . ). Корнилина Е. Д. (ВМК МГУ)

2010 г. Образовательная технология Lego в обучении основам программирования в системе дополнительного образования . Андреев Д. В. (ВМК МГУ)

Использование информационных технологий на базе системы Maple в обучении информатике и математике . Врагов М. К. (ВМК МГУ)

Информационные технологии на уроках математики . Степа-ненко Е. А. (аспирант ФПО)

Методическая разработка преподавания темы «Решение задач повышенной сложности по теме "Массивы"» . Третьяк Е.В. (ВМК МГУ)

Методическая разработка преподавания темы «Базы данных» для учащихся профильных классов средней школы. Фоменко Е.Ю. (слушатель ФПО, преподаватель ВМК МГУ)

2011 г. Технология обучения английскому языку на компьютере . Калинина А. И. (слушатель ФПО)

Проектный метод в обучении алгоритмике с использованием развивающих сред в системе дополнительного образования . Изосимова Л. М. (слушатель ФПО)

Развитие творческих способностей школьников на уроках информатики, на дополнительных занятиях и во время внеклассной работы (на примере метода проектов). Головко К. В. (слушатель ФПО)

2012 г. Обучение студентов-биологов работе в программной среде Matlab . Поспелов А. С. (слушатель ФПО)

2013 г. Применение метода проектов при изучении численного интегрирования в информационно-технологическом классе . Луговской К. И. (ВМК МГУ)

Методические приемы развития операционного мышления на уроках информатики в средней школе . Бондарь Е. А. (ВМК МГУ)

Методика подготовки к решению задач повышенной сложности ЕГЭ по информатике учащихся общеобразовательных школ . Кудрина А. М. (ВМК МГУ)

2014 г. Выравнивающая и развивающая методика обучения математическому моделированию в старших классах . Дуженко М. А. (ВМК МГУ)

Тема «Шифрование данных» в курсе информатики для старшей школы. Бекренев И. Н. (ВМК МГУ)

Проект «Алгоритм Евлида» в обучении основам программирования в математических классах . Исмагилов Т.Н. (ВМК МГУ)

Использование метода проектов для изучения основ линейной алгебры . Кириллов Д. А. (слушатель ФПО, аспирант)

Методика обучения детей с разноуровневой подготовкой в системе дополнительного образования . Алексанина С. В. (слушатель ФПО)

Обучение алгоритмизации и программированию на C# в классах естественно-научного профиля: плюсы и минусы. Скоробогатов Я. О. (ВМК МГУ)

2015 г. Тема «Базы данных» в курсе информатики для старшей школы . Косых Н. А. (ВМК МГУ)

Приемы обучения информатике слушателей разных возрастных категорий на основе таксономии Толлингеровой . Зеленская Ю. В. (ВМК МГУ)

Методическая разработка по теме «Моделирование в среде Excel в старшей школе» . Бондаренко М.Ю. (ВМК МГУ)

Обучение математическому моделированию и его применение для социологических задач . Груздев А. Д. (слушатель ФПО, аспирант)

Обучение учащихся химико-биологических классов программным алгоритмам с применением логических величин . Дельцо-ва А. В. (ВМК МГУ)

Обучение основам теории информации в профильных классах старшей школы. Комылятова Е. А. (слушатель ФПО)

Эстетическая составляющая в курсе обучения информационным технологиям в основной школе . Ломакина М. В. (слушатель ФПО)

Проектная деятельность на уроках информатики в начальной школе . Моторина Ю. Н. (слушатель ФПО)

Training of computer science teachers at the department of teacher education, Moscow state university

I. N. Falina, V. A. Shuhardina

The article describes the authors' experience of working with students at the Department of Teacher Education, Moscow State University, enrolled in the program 'Teacher' with the specialization in computer science. The full program of the authors' course «Methods in teaching the school course «Computer science and ICT» is provided. The authors present and evaluate the results of more than 15 years of program's existence. The most interesting and typical examples of final theses that were defended at the Department of Teacher Education are presented.

Key words: computer science, educational technology, educational program, teaching methods, additional qualification, federal state education standards.

Сведения об авторах

Фалина Ирина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики СУНЦ МГУ. Тел.: +7-916-508-63-29. E-mail: falina. [email protected]

Шухардина Валентина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики СУНЦ МГУ. Тел. +7-926-378-21-98. Email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.