Научная статья на тему 'Подготовка студентов ФГБОУ во УГМУ Минздрава России на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии к участию в VI внутривузовском учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"'

Подготовка студентов ФГБОУ во УГМУ Минздрава России на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии к участию в VI внутривузовском учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ / ХИРУРГИЯ / АНАТОМИЯ / ОРГАН ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барегамян А. Т., Свяжина А. В., Клоцман М. А.

Методика подготовки к хирургическому этапу учебно-методического конкурса, посвященному топографической анатомии и хирургии органа зрения на базе кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барегамян А. Т., Свяжина А. В., Клоцман М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS IN FGBOU UGMU RUSSIAN MINISTRY OF AT DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHICAL ANATOMY TO PARTICIPATE IN THE VI INTRAHIGH EDUCATIONAL AND METHODICAL CONTEST "TOPOGRAPHICAL ANATOMY AND SURGERY OF ORGANS OF VISION"

Methods of preparing the surgical stage of educational and methodical contest dedicated to surgery and topographical anatomy of the organ of vision on the basis of the department of operative surgery and topographical anatomy UGMU

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов ФГБОУ во УГМУ Минздрава России на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии к участию в VI внутривузовском учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения"»

УДК 006.067 ББК 74.580.215

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФГБОУ ВО УГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ НА КАФЕДРЕ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ И ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ К УЧАСТИЮ В VI ВНУТРИВУЗОВСКОМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ

АНАТОМИЯ И ХИРУРГИЯ ОРГАНА ЗРЕНИЯ"

А.Т. БАРЕГАМЯН, ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия А.В. СВЯЖИНА, ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия М.А. КЛОЦМАН, ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург, Россия

Аннотация

Методика подготовки к хирургическому этапу учебно-методического конкурса, посвященному топографической анатомии и хирургии органа зрения на базе кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России

Ключевые слова: офтальмология, хирургия, анатомия, орган зрения.

Актуальность. Развитие общества в настоящее время характеризуется все нарастающими темпами социально-

экономических изменений, процессами глобализации, постоянного увеличения объема информации и разработкой новых технологий, из-за чего постепенно меняются требования к системе высшего профессионального образования. Согласно материалам Болонского семинара, высшее образование в настоящее время должно становиться все конкурентоспособным, а так как знания быстро устаревают, необходимо развивать творческий подход к решению задач, исследовательские умения, что должно помочь как продолжению образования, так и профессиональной реализации [6]. Глобализация и технический прогресс не могли обойти стороной образовательную деятельность. Потому что модернизированные кадры - залог будущего страны.

Таким образом были введены новые стандарты обучения. ФГОС третьего поколения, по которому в медицинских вузах полностью изменена система постдипломного образования, отменяется интернатура и студент сразу после получения диплома может пойти работать терапевтом или педиатром в зависимости от специализации. В связи с этим необходимо увеличение выделяемых часов на обучение именно практическим навыкам, но во время учебных занятий это не всегда возможно. Студенческие научные кружки (СНК) являются одним из элементов внеаудиторных занятий студентов для повышения теоретического и

практического уровня знаний [1, 3]. Кроме того, СНК являются отличным плацдармом для развития компромиссного мышления, расширения кругозора, приобретения бесценного опыта и, что немаловажно, помощью при участии в олимпиадах (конкурсах) различного масштаба [2].

На данный момент студенты кружка по оперативной хирургии и топографической анатомии активно готовятся к участию в Московской (всероссийской) студенческой олимпиаде по хирургии с международным участием имени академика М.И. Перельмана, организатором которой является Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. Это мероприятие является неотъемлемой частью в развитии у участников неординарного мышления, формировании практических хирургических умений, создании

дополнительных стимулов к дальнейшему саморазвитию.

С 2011 года на базе ЮУГМУ кафедра топографической анатомии и оперативной хирургии совместно с кафедрой глазных болезней провела два учебно-методических конкурса "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". А в 2013 году к проведению данного конкурса присоединилась и кафедра нервных болезней. Этот конкурс проводится с целью повышения интереса к изучению глазных болезней и топографической анатомии органа зрения для студентов старших курсов, прошедших обучение на перечисленных кафедрах, но традиционно в

нем принимают участие студенты с 3 по 6 курс. Так, 11 ноября 2011 года был проведен I учебно-методический конкурс, в котором приняли участие студенты лечебного, педиатрического и даже стоматологического факультетов. Конкурс проводился в несколько этапов. В отборочном этапе проверялось знание основ топографической анатомии органа зрения, а на втором этапе был проведен конкурс практических навыков "Юный окулист".

13 ноября 2012 года в связи с празднованием дня офтальмолога был проведен II учебно-методический конкурс. В связи с большим количеством желающих принять участие в нем, конкурс стал проводиться в командном виде (10 команд по 5 человек). В каждой команде по условиям конкурса были представители младших курсов (изучившие топографическую анатомию) и старших (прошедшие обучение на кафедре глазных болезней) самых разных факультетов (включая медико-профилактический). В этом году конкурсные задания были более сложные и кроме стандартных вопросов о топографии и практических навыков по обследованию органа зрения, были вопросы, касающиеся оперативной хирургии глазного аппарата.

14 ноября 2013 года прошёл ставший традиционным III учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения". На этот раз в конкурс вошли и задания, связанные со столь близкой к офтальмологии дисциплиной - неврологией. Задания из простых теоретических вопросов трансформировались в ситуационные задачи, где студенты сами проводили дифференциальную диагностику, выставляли предварительный диагноз и определялись с дальнейшей тактикой. В конкурсе принимали участие интерны и ординаторы кафедры глазных болезней и нервных болезней, которые изображали из себя больных, что придало конкурсу большую реалистичность [8].

17 ноября 2014 года был проведен IV конкурс, в котором приняли участие восемь команд из пяти человек, при этом десять человек представляли 3 курс. Конкурс проводился в пять этапов, большинство из которых повторяли этапы конкурсов предыдущих лет, но появился один принципиально новый тур, для участия в котором студентам необходимо глубоко осваивать учебный материал и получать навыки

по его использованию на практике: необходимо было показывать работу в глазном травмпункте. В данном испытании принимали участие по два человека от каждой команды: один - хирург-офтальмолог, второй -ассистент. Участникам предлагалось ушить сквозную рану века, при этом для данного конкурса сотрудниками кафедры глазных болезней были разработаны и изготовлены уникальные модели глаз (в трехкратном увеличении относительно орбиты и глаза человека) [5, 7].

Таким образом, при проведении конкурса достигаются следующие задачи:

- стимулирование интереса у студентов к углубленному изучению, как теоретических предметов, так и клинических, при этом показывая их тесную взаимосвязь;

- проведение профориентационной работы с целью дальнейшего профессионального самоопределения;

- оценка знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе обучения;

- выявление одаренных и талантливых студентов с целью их дальнейшего интеллектуального и профессионального роста;

- всестороннее развитие способностей и интересов студентов;

- активизация творческих способностей учащихся [8].

Опыт оказался удачным, поэтому традиция проведения подобного конкурса сохранилась, и уже в 2015 году он вышел на уровень всероссийского. Всего было зарегистрировано 16 команд, две из которых из ТюмГМУ (г. Тюмень) и ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера (г. Пермь) [4]. Сами конкурсные этапы практически не были изменены, лишь в 1 этапе был добавлен блиц-опрос. Так же вначале команды городов поприветствовали друг друга трехминутными сценками.

Выход олимпиады на подобный уровень дал возможность студентам из других городов обменяться знаниями, углубить свои практические навыки, почерпнуть опыт, и что немаловажно, завести новые интересные знакомства.

Поэтому в 2016 году студенты 4, 5 и 6 курса УГМУ города Екатеринбурга решили принять участие на базе ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России в научно-практической конференции, в рамках которой пройдет VI внутривузовский учебно-методический конкурс "Топографическая анатомия и хирургия органа

зрения" на лучшее знание топографической анатомии, владения практическими навыками обследования органа зрения и нервной системы.

В команду вошли члены студенческого научного кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, которые проводили активную подготовку к III этапу - "I make and sew", а именно второй его части "Записки юного хирурга в глазном травмпункте".

Конкурс "Записки юного хирурга в глазном травмпункте" состоит в следующем: двум юным хирургам будет предложено наложить четыре отдельных узловых шва с аподактильным способов вязания узлов на перчаточный разрез длинной 4 см. Хирургам будет предоставлено два перчаточных пальца вставленных один в другой. Внутренний палец наполнен жидкостью. Наружный палец перчатки имеет линейный разрез длинной 4 см.

Всем командам будут выданы: иглодержатель Гегара, шовный материал (рассасывающаяся полифиламентная нить 2-0 USP (3 метрик) 70 см с 1 колющей иглой (1/2 круга, длина иглы 31 мм)), пинцет, ножницы.

Критерии оценки: если разрез ушит за 10 минут и менее +1 балл. Команда, которая не укладывается в 10 минут, получает 0 баллов за конкурс. Правильная работа с хирургическим инструментарием +1 балл. Эстетичность четырех швов: все эстетичны (отсутствие диастаза, равномерность наложения швов) +4 балла. Состоятельность четырех узлов +4 балла. Максимальная оценка за конкурс - 10 баллов.

В достижении этой цели кружковцы отрабатывают свои навыки на тренажерах-симуляторах техники наложения шва (рис.), на специальных учебных стендах (изготовленных студентами самостоятельно), установленных в холле кафедры, а так же на трупном материале.

Рис. Тренажер-симулятор техники наложения шва.

Кроме того, у студентов есть возможность попробовать себя в эндохирургии. Для этого на кафедре установлены лапароскопические стойки, на которых они отрабатывают свои навыки работы с различным инструментарием, необходимым в операциях. Музей кафедры постоянно пополняется - ежегодно студенты готовят учебные препараты, таким образом повышая не только свои знания топографической анатомии, но и давая возможность будущим поколениям наглядно увидеть и разобраться в вариантах (как нормальных, так и редких) анатомии человеческого тела и, в будущем, корректно применять свои знания в технике операций.

Список литературы

1. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество как начальный этап пути молодого ученого /Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, О.А. Гизингер и др. // I международная (VIII итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - С. 150-152

2. Мезенцева Е.А. Студенческое научное общество открывает молодым учёным дверь в большую науку / Е.А. Мезенцева, М.В. Пешикова, А.Ю. Савочкина и др. // II международная (IX итоговая) научно-практическая конференция молодых ученых: сб. материалов. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - С. 141-143

3. Пирогова И.А. Студенческий научный кружок на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии в ЮУГМУ / И.А. Пирогова, А.Е. Михляева // Материалы третьей всеросийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала: Издательство Дагестанская государственная медицинская академия. - 2016 - С. 105.

4. Рыбакова О.В. Инновационные педагогические методы на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России / О.В. Рыбакова, М.Р. Туркова // Материалы третьей всеросийской научно-практической конференции с международным участием "Инновации в образовании и медицине". - Махачкала: Издательство Дагестанская государственная медицинская академия. - 2016 - С. 116.

5. Садырин А.В. Опыт участия в междисциплинарном учебно-методическом конкурсе "Топографическая анатомия и хирургия органа зрения" / А.В. Садырин, М.И. Карпова, В.В. Маркова и др. // Материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования", посвященной дню российской науки. - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - с. 113-115

6. Таланова В.Ф. Научно-практическая конференция "Пироговские чтения" как фактор оптимизации изучения топографической анатомии и оперативной хирургии /В.Ф. Таланова, О.В. Пешиков, А.В. Чукичев //Материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации". - Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2016. - С. 119-120.

7. Чукичев А.В. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, Е.В. Тур и др. //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2015. - т. 10., №1. - с. 10-12

8. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина //Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2014. - С. 126-129

9. Чукичев А.В. Организация учебно-методических конкурсов (олимпиад) как способ формирования интереса к изучению предмета / А.В. Чукичев, О.В. Пешиков, А.А. Пургина //Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации", посвященной Дню российской науки. - Челябинск: Издательство ЮжноУральского государственного медицинского университета. - 2014. - С. 126-129.

PREPARING STUDENTS IN FGBOU UGMU RUSSIAN MINISTRY OF AT DEPARTMENT OF OPERATIVE SURGERY AND TOPOGRAPHICAL ANATOMY TO PARTICIPATE IN THE VI INTRAHIGH EDUCATIONAL AND METHODICAL CONTEST "TOPOGRAPHICAL ANATOMY AND SURGERY OF ORGANS OF VISION"*

A.T. BAREGHAMYAN, UGMU, Ekaterinburg, Russia A.V. SVYAZHINA, UGMU, Ekaterinburg, Russia M.A. KLOTSMAN, UGMU, Ekaterinburg, Russia

Abstract

Methods of preparing the surgical stage of educational and methodical contest dedicated to surgery and topographical anatomy of the organ of vision on the basis of the department of operative surgery and topographical anatomy UGMU

Keywords: ophthalmology, surgery, anatomy, organ of sight.

* Научный руководитель: асс. Козлов А.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.